Узнать себя

УЗНАТЬ СЕБЯ

«Вся разница между тобой и Буддой — в том что он больше медитировал»
Лама Оле Нидал


Карола Шнайдер — специалист по китайской медицине и тибетской медитации. Практикует более 30 лет, проводит курсы по всему миру. Ученица знаменитого ламы Оле Нидала, одним из первых познакомившего европейцев с метдами буддийской медитации. Обучалась у многих выдающихся учителей тибетского буддизма, в том числе у главы шлолы Кагью 16-го Кармапы Рангджунг Дордже, считающегося одним из величайших йогинов Тибета.
Мы говорим с ней о духовном поиске и тайнах Востока, о сверхъестественном и реальном, о практике медитации и загадочном Просветлении — познании истинной природы себя.


Евгений: Многие, достигнув высот в материальном мире, обращаются к поискам в мире духа. Что движет ими, и что может предложить им мудрость древнего Востока?


Карола: Людьми движет желание счастья, присущее каждому из нас. Если мы подумаем и обратимся к собственному опыту, то поймем, что материальные вещи не могут дать окончательного счастья. Радость и грусть, успехи и неудачи вечно сменяют друг друга. Буддизм побуждает задуматься над этим, подумать о непостоянстве и обусловленности. Тогда мы можем попытаться найти то, что не зависит от условий и не может быть еще одной из переменчивых вещей. Мы называем это умом. Мы ищем истинную природу нашего ума, «того, кто воспринимает». Выражаясь буддистским языком, мы ищем свою будда-природу, то есть самих себя. Люди чувствуют, что такое состояние существует, благодаря мудрости, которая присуща каждому, и стремятся его обрести.


Евгений: Люди ищут счастья. Известен ли его рецепт? Что такое счастье?


Карола: Существует относительное счастье, которое зависит от благоприятных условий. Например, вы красивы, успешны, любимы. Мы рассматриваем его как результат положительных действий и стараемся, чтобы за нашими поступками стояла хорошая мотивация. В результате благих действий естественным образом возникает внешнее счастье. Также существует внутреннее счастье, и для него требуются две вещи – сочувствие и мудрость. Это качества внутреннего уровня. Если мы их будем развивать, то придем к переживанию внутреннего счастья. И, наконец, есть тайный уровень. Он тайный не потому, что особо засекречен, а просто его очень трудно понять. На этом уровне мы осознаем, что чтобы с нами ни происходило во внешнем мире, это не может изменить нашу истинную природу ума. Также как небо всегда одного цвета, с облаками или без, так и природа нашего ума не материальна, подобна пространству и безгранична даже в тот момент, когда мы проходим через какие-либо трудности. Если бы мы знали природу своего ума, тогда мы смогли бы пережить абсолютное счастье - необусловленное состояние ума.


Евгений: Существуют Тайные уровни. Восток до сих пор хранит тайну? Или все открыто, и разговоры о секретных знаниях скрытых в пещерах Гималаев – просто миф?


Карола: Все открыто. Но иногда мы просто не в состоянии понять.  Лучше начинать с простых вещей. Не стоит пытаться перепрыгивать ступеньки. Будда учил людей в соответствии с их способностями. Часто преградой понимания является зацикленность на себе и своих концепциях. Бывает, люди хотят счастья только для самих себя, и в этом нет ничего плохого, но в то же время эгоистическое желание ограничивает. Если мы поймем, что все существа хотят счастья, наш взгляд станет намного шире. Я бы сказала так: если мы думаем о себе, то у нас возникают проблемы, а если о других, - у нас есть задачи.


Евгений: В жизнеописаниях великих йогов древности рассказывается, как они летают по воздуху, проходят сквозь стены и управляют стихиями. Это легенды, или такое возможно?


Карола: Сегодня, когда мы собираемся полететь, мы используем самолет. И я не видела что бы кто-то прошел сквозь стену. Но некоторые старые ламы, выросшие в Тибете, действительно могут удивительные вещи. Если вы хотите обрести то, что умели мастера древности, то вам надо и практиковать как они. Некоторые из этих практик предусматривают многолетний ретрит, отшельничество, во время которого вы непрерывно медитируете. Вряд ли сегодня такое возможно. А в древнем Тибете это было в порядке вещей. Вообще сейчас очень важен научный подход ко всему чем мы занимаемся. Конечно, западная наука еще слишком молода чтоб делать категорические выводы. Кто готов утверждать что знает пределы возможного? Однако я никогда не поставила бы религию выше науки.


Евгений: Является ли вообще Буддизм религией? Или это культурное пространство, философия, йога? Путь самопознания, древняя версия психоанализа?


Карола: Каждое из определений немного подходит. Буддизм мог бы быть философией, но не книжной, а такой, которую применяют на практике. Будда давал знания о нашем восприятии, о том, как оно функционирует и влияет на нас. Буддизм является синтезом философии и психологии, а Йога касается здоровья. Это такая абсолютная система философии и медитации, которая проверена многими поколениями. На протяжении веков люди использовали ее методы и достигали результатов. Чтобы развиваться, нужно правильное понимание, без него методы не работают. Будда - это не внешний объект, которому нужно молиться. Если вы хотите раскрыть свою собственную природу, вам необходим философский взгляд в сочетании с повседневной медитативной практикой. И важно все время проверять это в жизни, наблюдать как оно на нее влияет и что меняется в вас.


Евгений: Что является целью медитации?


Карола: Наша цель – Просветление. Под ним мы подразумеваем полное развитие человеческих качеств, таких как абсолютное и деятельное сочувствие, спонтанная радость и ясное понимание вещей. Слово Будда означает «пробужденный». Это подразумевает, что все иллюзии, ошибочное восприятие и негативные эмоции, полностью очищены и трансформированы в мудрость. Поэтому достигший цели видит вещи такими, какими они действительно являются, без иллюзий и проекций. В результате практики вы становитесь бесстрашными, радостными, сочувственными и расслабленными людьми. Это естественное состояние ума, изначально присущее каждому.


Евгений: Возможны ли каждому достичь просветления? Насколько реалистична такая цель? Сколько времени занимает практика медитации?


Карола: Я практикую более 30 лет, с 1979 года. Не могу сказать про себя, что уже прошла весь путь, но уверена на все сто, что с практикой я сильно изменилась. У нас 600 центров для медитации по всему миру. На летние курсы собирается тысячи человек. Можно заметить, как люди меняются в результате практики. Конечно,  все зависит от человека. Мы практикуем то, что традиционно использовалось в Тибете многими поколениями йогинов. Сначала это четыре подготовительных практики, такие специальные упражнения, каждое из которых нужно повторить сто тысяч раз. Если вы медитируете каждый день по полчаса, тогда на каждую практику уходит три года, а на все четыре – двенадцать. Если вы вкладываете немного больше усилий, то заканчиваете за половину этого времени, но все это очень зависит от намерений человека и от того, какой у него ум на момент начала практики. Считается что каждый может достичь просветления, так как у каждого есть природа будды и все необходимые способности. В Индии это учение вызвало большие перемены в обществе. В то время существовала система каст, и духовность предназначалась только для браминов и воинов. Будда был первым демократом.


Евгений: Приносит ли медитация изменения, которые можно почувствовать с самого начала? Что-то что окажется практически полезным в жизни?


Карола: Тебе начинают все больше нравиться люди, и это действительно меняет жизнь! Появляется больше ясности в уме, уменьшается запутанность и подверженость негативным эмоциям. И главное, есть метод, который можно использовать в любой ситуации. Даже если жизнь окажется трудна, и вы запутаетесь, то у вас будет опора. Тогда все, что с вами происходит, перестает быть препятствием и становится шагом в развитии.


Евгений: Когда человек приходит в медитационный центр, он обнаруживает много непривычного. Экзотические изображения, непривычные идеи. Слышит о перевоплощении, о том что мы живем не один раз. Насколько стоит принимать это всерьез?


Карола: Я думаю, это просто интересная информация для размышления. Разумеется, вы не обязаны  верить. С другой стороны, было бы странно думать, что у нас есть только одна жизнь, не так ли? Или полагать что вещи действительно существуют такими как мы их видим? Смешно, правда? Думаю это хорошо, когда люди начинают задумываться и понимать что у них есть выбор. Что мир может оказаться совсем иным, чем казалось.


Рецензии
"Тебе начинают все больше нравиться люди" (с) - чувство верное...
Но как трудно высказывать чувстыуемое...
С уважением,

Виталий Щербаков   25.06.2011 21:40     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв! О выражении словами невыразимого и чувствуемого - полагаю, что нет особых причин пытаться выражать языком то, что все равно не может быть выражено словами. Слова - просто указатель, "палец указывающий на Луну" - но "не сама Луна". Достаточно это - просто чувствовать!

Евгений Габелев   12.07.2011 01:44   Заявить о нарушении