Обернись на ближнего

Мы живем с головами, повернутыми на Запад.
Равняемся, сверяем по нему шаги. Изучаем его историю, литературу, искусство, демократию. Все это хорошо и необходимо, конечно же.
Но ведь мир разнообразен, а Россия – евразийская страна.

Тем не менее, на восточных соседей мы поглядываем свысока, а если и что-то у них принимаем, перенимаем, то, как бы делая снисхождение, вроде, как после любимой собачки на бездомную дворняжку обратили внимание…

В свое время я окончил институт культуры, где литературу нам преподавали в обьеме филфаков педагогических вузов - от древнерусской, античной до современной иностранной. Кстати, именно в институте культуры пробудили во мне любовь к литературе как таковой! Но ни одного часа не было уделено там восточной литературе - за пять лет никто из преподавателей, среди которых было немало ученых-филологов, ни словом не обмолвился о ней. Видать, такая программа была в советских в вузах.

А литература Востока имеет далекую и богатейшую историю, может, и древней, чем «Илиада», приписываемая Гомеру. Не будь сегодня в нашем багаже китайской, японской, персидской, арабской литературы, была бы ущербной история культуры всего мира…

Традиции жанра, мастерства на востоке были определены к началу новой эры. Эти традиции дали возможность родиться таким шедеврам, как сказки Шахерезады, Пу Сун Лена, романы в стихах о Рустаме, Едигере, рубаи Хайяма и другие великие творенья прошлого. Поэма-роман «Сказание о Юсуфе» булгарский поэт Кул Гали сочинил в 1236 году. По сюжету здесь такие перипетии проходят любящие герои, что позавидовал бы Шекспир.

Великие не рождаются вдруг. Только преемственность в литературе приводит к появлению гениев. Как и в любом другом виде искусства.

Возьмем Россию.
Не буду говорить за всех, а о том, что ближе…
После русского брата самый большой народ в России – татары. Грамотный человек кое-что знает о герое-поэте Мусе Джалиле(но 90% россиян не знают, за что ему дали Героя Советского Союза!(?). Но мало о чем говорят ему имена татаро-булгарских поэтов, как Кул Гали, Кол Шариф (кол, кул – означают «раб», видать, они были слугами при падишахских дворах), творивших в начале прошлого тысячелетия, или Марджани, Насыйри, других мастеров татарской литературы девятнадцатого века.

Также почти ничего не знает россиянин о великом Габдулле Тукае, татарском Пушкине, создателе современного литературного языка татар, наделавшего немало шуму своим появлением в начале прошлого столетия, и не превзойденного поныне, хотя прожил-то он всего лишь 27 лет...

А ведь именно его пламенные строки удержали татар и других мусульман от панисламистского экстремизма в России в начале сумасбродного двадцатого века. Какие такие слова смог он найти, что так близко к сердцу воспринял и послушался юнца(!) весь народ? О как это повлияло на стабилизацию интернационализма в Татарстане, да и в России тех времен, и во все последующие годы, конечно! Он писал, что другой Родины для татар не было и нет, другой земли мы не знаем: «...в лад жили и пели мы с русскими встарь, свидетельством нравы, привычки, словарь…». Позже его повторил поэт Мустай Карим, говоря «не русский я, но россиянин!»…

Не будь таких гениев в литературе нашего народа, не родились бы после и Хади Такташ, и Гаяз Исхаки, и Муса Джалиль, и Хасан Туфан, и Туфан Минуллин, и последующие таланты планетарного масштаба…

Поинтересуйся же, пристальней взгляни, россиянин, поверни голову к доброму и верному, вековечному другу-соседу своему!


Рецензии
Спасибо, Габдель, за интересную публикацию. Действительно, о древней литературе Востока, знаем мало. Что касается моих знаний об этом, то они ограничиваются "Сказками Шехеризады" (имею в наличии 4 книги) и рубаи Омара Хайяма. А то, что касается татарской литературы, то тут Вы абсолютно правы. Кроме Мусы Джалиля и его "Маобитской тетради", не знаю никого, и ни читал ничего. И то, о нём читал ещё подростком. И о том, что он был награжден Звездой Героя — не знал до сегодняшнего дня. Единственное оправдание своему невежеству, вижу только в том, что всё время (во взрослой, самостоятельной жизни) уходило на зарабатывание хлеба насущного. И тут уже не до литературы Востока. За что мне, конечно же, увы, увы …
С искренним уважением,

Сергей Пивоваренко   19.06.2020 21:43     Заявить о нарушении
Хоть один признался четно, что так оно и есть - не знаем, не интересуемся литературой Востока. Действительно, кого мы знаем помимо Хайяма? А ведь ОН тоже не на пустом месте родился, как поэт! Спасибо, Сергей, за сочувственный отзыв! С почтеньем,

Габдель Махмут   20.06.2020 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.