Ханука

Написать, что такое Ханука, опираясь только на каноническую Библию, практически невозможно. В каноне этот праздник поминается только один раз в «Евангелии от Иоанна» под названием «праздник обновления». (Ещё одно название Хануки - «праздник огней».) А все подробности описываются в «1-й Книге Маккавейской».

Это произведение вошло в состав Септуагинты. В православии она наряду ещё с 10 книгами почитается второканонической. По современным меркам это - историко-приключенческий боевик, причём action там такой, что и Фенимор Купер, и весь Голливуд отдыхают. Сюжет книги следующий:


После распада великой империи Александра Македонского Иудея попала под влияние сирийского царя Антиоха IV Епифана. <i><b>«И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился ... и пошёл против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением»</b> (1:10 - 1:20)</i>.

Сирийский осколок греческой империи стал самым могущественным в то время государством и подчинил себе если не весь тогдашний мир, то самую большую его часть. Для управления всеми народами Антиох применял не только военные и экономические методы, он повсеместно насильно навязывал сирийскую и греческую культуру, традиции, религию: <i><b>«Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. ... Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, ... чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, ... и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнём; ... убивали жен, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их ...»</b> (1:41-1:61)</i>.

Кстати, один из отголосков той истории в русском языке - это поговорка «подложить свинью». Греки, а затем сирийцы оскверняли иерусалимский храм, принося в нём в жертву свиней. Многие историки и лингвисты полагают, что русское «подложить свинью» - оттуда, с тех времён.

Именно этого-то и не выдержали иудеи. А точнее, Бог не мог допустить уничтожения книг Закона, традиций иудаизма и народа, которому поручил всё это хранить. <i><b>«И восстал ... Иуда, называемый Маккавей ... Он огорчил многих царей ... прошёл по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых ...»</b> (3:1-3:8)</i>.

«Маккавей» в переводе с иврита означает «молот» («молот на врагов»). Иуда с таким прозвищем собрал народное ополчение и сумел взять под контроль практически всю Иудею, освободил Иерусалим и главную иудейскую святыню - иерусалимский Храм. В этом заключается первое чудо Хануки: народное ополчение, пребывавшее долгие годы в рабстве, не то, что безоружное, а почти нищее, смогло победить обученную, вооружённую по полной программе регулярную армию мировой империи, к тому же многократно превышающую еврейскую партизанщину по численности. <i><b>«И начал страх перед Иудою и братьями его ... Дошло и до царя имя его ... И было в тот день великое спасение Израилю»</b> (3:25-4:25)</i>.

Поблагодарив Бога за Его чудесную помощь, евреи принялись за восстановление храма:

<i><b>«Они очистили святилище и осквернённые камни вынесли в нечистое место. ... Взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в храм свещник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу; и воскурили на алтаре фимиам и зажгли светильники на свещнике, и осветили храм; и положили на трапезу хлебы, и развесили завесы, и окончили все дела, которые предприняли.
В двадцать пятый день девятого месяца - это месяц Хаслев - сто сорок восьмого года</b> {от основания царства Еллинского - прим. автора} <b>встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лицо своё, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы.
И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери.</b> {помните традицию прибивать щиты на ворота захваченных городов во времена древней Руси, лет эдак через 1000 после маккавейских войн? - прим. автора} <b>И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников.
<u>И установил Иуда и братья его и всё собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в своё время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева</u>»</b> (4:43-4:59).</i>


Под названием <u><b>«день обновления»</b></u> этот иудейский праздник и упоминается в Новом Завете. Но есть у него ещё одно название - «праздник огней». Ни канон, ни апокрифы не содержат объяснения такому названию. Тем не менее эта история очень важна, поэтому придётся сделать ещё одно отступление.

В Законе, который дал Господь через Моисея, огромное внимание уделено устройству скинии собрания - переносному жертвеннику, - по образу которой потом был устроен и иерусалимский Храм. В скинии не было предусмотрено окон и никаких источников света, кроме специального светильника. По объёму текста, по степени детализации устройства светильника, по его двукратному повторению <i>(Исход 25:31-39, 37:17-24)</i>, по количеству цитирования этих текстов в следующих книгах Библии можно судить об огромной важности и символизме светильника.

Позже в Библии встречаются определения «Светильник Божий», «Светильник Израиля», «Светильник Давида» и другие. Светильник символизирует заботу Бога, Священное Писание, душу человека, Церковь Христову, и даже самого Бога и Иисуса Христа.

<i>• <b>«... когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы ...»</b> (Иов 29:3);
• <b>«Слово Твоё - светильник ноге моей и свет стезе моей»</b> (Псалтирь 118:105);
• <b>«... ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни ...»</b> (Притчи 6:23);
• <b>«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику ...»</b> (2-е Петра 1:19);
• <b>«Ты, Господи, светильник мой ...»</b> (2-я Царств 22:29);
• <b>«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец»</b> (Откровение 21:23).</i>

Одно из самых страшных наказаний, которое пророчествовал Иеремия своему народу: <i><b>«И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника»</b> (Иеремия 25:10)</i>. Соломон, самый мудрый царь на земле, записал такой афоризм: <i><b>«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы»</b> (Притчи 20:20)</i>.

Исходя из важности понятия «светильник» и лишний раз подтверждая её, повышены и требования к «топливу», а также строго определён режим его работы: <i><b>«И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время ... Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых»</b> (Исход 27:20-21)</i>.

Здесь и кроется ещё одно чудо, давшее повод для Хануки и название - <u><b>«праздник огней»</b></u>. Даже два! Огонь в Храме должен был гореть постоянно, масло для светильника изготавливалось по специальному рецепту, существовал запас этого масла, розлитый в специальные кувшины, опечатанные печатью священника.
Когда Иуда Маккавей постановил возобновить богослужение в храме, встал вопрос - чем же его освещать? Первое чудо, которое явил Господь, - это то, что после столетий разбоев и грабежей сменяющими друг друга завоевателями, осквернений и надругательств в храме был обнаружен сосуд с маслом и нетронутой печатью. Масла в сосуде могло хватить лишь на сутки, а новую порцию масла по установленной технологии можно было получить лишь через неделю.
Желание восстановить богослужения у евреев было настолько велико, что было решено начать их немедленно. И тут Господь явил ещё одно чудо - огонь в храме не угас в течение всех восьми дней, пока готовилось новое масло. В ознаменование Божьих чудес ханукальный светильник отличается от обычной меноры: на нём не семь, а девять подсвечников - восемь за каждый день, пока горел  и не угасал огонь, и ещё один - Богу в благодарность за его заботу.


В наше время существует понятие «чуда схождения Благодатного Огня» - в некоторых храмах периодически происходит самовозгорание лампад и свечей. Больше всего этим славится храм Гроба Господня в Иерусалиме. Во время пасхальных торжеств свидетелями этого чуда становятся тысячи паломников. Хоть само чудо скрыто от посторонних глаз стенами кувуклии, но вряд ли кто-то из православных верующих сомневается в сверхъестественном происхождении пасхального огня. Каждая конфессия, в храмах которой были зафиксированы случаи самовозгорания или свечения, естественно, использует эти факты для доказательства своей правильности и избранности. Воздержусь от комментариев, кроме одного: понятия «благодатного огня» в Библии нет, библейское же понятие «неугасимого огня» можно почерпнуть из следующих цитат:
<i>• <b>«... чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших»</b> (Иеремия 4:4);
• <b>«... Он ... соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым»</b> (Матфей  3:12);
• <b>«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый ...»</b> (Марк 9:43).</i>


Всю эту историю про огонь я рассказывал не для того, чтобы мы выясняли корни традиций «вечных огней», а затем, чтобы мы смогли понять смысл, пафос и мощь поступков Христа, связанных с «днём обновления». Хоть этот праздник заповедан и не Господом вовсе, а всего лишь руководителем ополченцев Иудой Маккавеем, по иудейской традиции он праздновался наравне с другими: Божьих знамений и чудес, связанных с ним, было немало.

И вот, представьте себе, что в то время, когда все готовятся к празднику, некий Иисус из Назарета заявляет:

<i>• <b>«... <u>Я свет миру</u>; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»</b> (Иоанн 8:12);
• <b>«Доколе Я в мире, <u>Я свет миру</u>»</b> (Иоанн 9:5);
• <b>«... пришёл Я в мир сей, <u>чтобы невидящие видели</u>, а видящие стали слепы»</b> (Иоанн 9:39);
• <b>«... Я пришёл для того, <u>чтобы имели жизнь</u> и имели с избытком»</b> (Иоанн 10:10).</i>

Этот Человек проповедует ещё много чего революционного, в одну из суббот исцеляет человека, слепого от рождения, а в самый торежственный день, когда <i><b>«Настал ... в Иерусалиме праздник обновления, и была зима»</b> (Иоанн 10:22)</i> заявляет: <i><b><u>«Я и Отец - одно»</u></b> (Иоанн 10:30)</i>.

Теперь-то мы знаем, что эти поступки - прямой вызов обществу. Представим себе заявление, скажем, какого-нибудь Обамы на Поклонной горе во время празднования Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне о том, что роль СССР - это ерунда по сравнению с программой лендлиза ... Общественный резонанс после таких слов - ничто по сравнению с бурей, поднятой 2000 лет назад Иисусом. Совсем неудивительно, что <i><b>«Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его»</b> (Иоанн 10:31)</i>.

Иисус совершил много чудес, подтверждающих Его миссию. Ханука, древнейшая иудейская традиция, ознаменованная множеством Божьих чудес, стала для Него возможностью обратиться к большому собранию народа. Его выступление в тот «день обновления» - с одной стороны, повод для гонений, в конце концов приведший Его на крест. Но с другой стороны, это - очередная почка христианства, привитая Им на стволе иудаизма. Хоть Иисус и положил свою жизнь, но Он добился своего. Свет благой вести заставил многих поверить Ему и пойти за Ним. Этот процесс продолжается до сих пор. Сегодня миллиарды людей во всём мире считают Иисуса Христа своим Спасителем, а его учение - светильником, обновляющим чистоту и святость библейских заповедей.


<i>© Игорь Шиповский, ноябрь 2007 - декабрь 2009</i>


Отформатированную версию с нормальным отображением букв иврита и греческого алфавита читайте здесь: <a target=_blank>Межконфессиональный христианский форум «33-3»</a>


Рецензии
Не скрывается ли Духовная Глубина в Словах:
"И сделай СВЕТИЛЬНИК из золота чистого;ИСХ25.
Светильник-Агнец;(Свет-И-ЛЬ-НИК?).
"Я-Свет Миру";
Спотыкаются во тьме...нет света с
ними.ИОАН.11,9-10.
Какие Числа неразрывны со Светильником?БЫТ.2,2.
Не прибавить,не убавить:
"Смотри,сделай их по тому образцу,какой показан
тебе на горе". ИСХ.25.


Илия Прохожий   03.12.2010 08:55     Заявить о нарушении
«По объёму текста, по троекратному повторению детализированного устройства светильника, по количеству цитирования этих текстов в следующих книгах Библии можно судить об огромной важности и символизме светильника.
...
светильник символизирует заботу Бога, Библию, душу человека, церковь Христову, и даже самого Бога и Иисуса Христа.»

Игорь Шиповский   03.12.2010 20:33   Заявить о нарушении