Деревня. Эпилог

        Эпилог

Нет гостя хуже, чем в дверях,
Часами уходящего, но ах!
Я об одном, наверно, не сказала -
И потому продлю я текст финала.

... Бандит и вор царит всечасно
Там, где нарушен Божеский закон.
Душа Руси соборна: это ясно.
И не для тел старался Он.

Да разве твой талант — твоя заслуга?
Чтоб всею массой двигаться вперёд,
Таланты разные даны. Держась друг друга
Ах, как легко создать Руси оплот!

Без злости, ненависти, зависти к иным.
Мы Богу служим вместе; а одним
Нам тяжко жить: закон кромешных тел
«Кто смел — тот съел»,

И в нём души-то нет.
Прогресс, единый для людей — что свет,
Всё озаряющий — не потайной фонарь...
Ну что ты завела, как пономарь?

Тут ясно всё. Не новый вид,
С зубами и когтями, нам грозит -
Надвид, сообщество, хапугам вопреки...
Ага! Вы слышите? - Гудки

Фабричные будили нас когда-то
В такую рань — и в свет!
Рассвета нет.
Теперь пора заката.

А что готовит эта ночь?
Баньши ответить на вопрос невмочь.
Однако же рассвет
Всегда за ночью.
В этом спору нет.

     * * *

Правители, смотря вперёд -
Как и положено - не оставляй тылы.
Не только в городе живёт народ.
Деревни небреженьем злы,
Или покорны денежным дарам,
Забросив землю.
Что бы вам
Подумать обо всей стране
 — в единстве?
Мне
Дано лишь горечь лить.
Я так хочу певицей счастья быть!

Мы Гардарикой никогда не будем,
Иначе целый мир в безвременьи падёт.
Леса, поля в любви — и счастье людям
Земля их — сердце мира — принесёт...


Рецензии
"Душа Руси соборна: это ясно.
И не для тел старался Он."

Вот один из корней зла: душа соборна? её и соборовать?
Не спасут попы Россию, да и не спасали, присвоили себе ратную славу, мол как вынесли богородящую икону, так враг и побежал...

"Мы Гардарикой никогда не будем,"
Ирина! Мне кажется, и просвещенному читателю не понять, что этим Вы хотели сказать - что мы никогда не станем страной городов? Так уже стали! Или Вами вложен иной смысл? Но ведь писано не в стол, а если нет, то хочу обратить Ваше внимание, что сие сказано не походя, когда можно блеснуть эрудицией, вставить непонятное - а сказано в самом что ни есть эпилоге поэмы, написанной прекрасным ясным русским языком.

О поэме в целом. Труд вложен и вдохновение, и картина получилась цельная, по-некрасовски тяжелая, более того - света совершенно нет - сплошная ночь.
Замысел Автора, однако, не совсем ясен: эпилог размыт, автор то сетует, что нарушен "божеский закон" (я должен по контексту, будучи сторонником Автора, соображать о содержании этого клише, а если нет?), то обращается к правителям с призывом опомниться, то восклицает о Гардарике. И я понимаю, я сам бы не придумал эпилог, как ключ - константация конца, или доказательный оптимизм... только я бы, наверное, смог избежать околоцерковных штампов; одно дело - риторические упоминания бога и черта в русском языке, другое - безапеляционное повторение церковного клише - "Россия соборна".
Однако, право Автора, можно закончить и молитвой.

Ваш!

Станислав Бук   05.12.2010 09:52     Заявить о нарушении
Правители - это те, кто решает или будет решать, или бросит всё как есть. Это и те, кто думает о решении ради перехода ночи в день. Сие обращение не к конкретным фигурам.
Гардарика, страна городов - крошечный кусочек России. А небрежение касается всех её просторов, и городами заполонить их нельзя - и вредно! Нельзя без последствий съесть лесные территории, мир повредим. Потому нельзя забывать о селянах. Города - лишь часть населения, а все мысли - о них. Вот зря.
О соборности уже писала. Единая душа и разум единый нужны для процветания рода человеческого как части природы. Покорителей не приемлю, как и роли человека первенствующей. Это - моя позиция.
Божеский закон. Клише? В моём словаре существует как важный термин.
Вы совершили подвиг, Станислав, выдержав мою "чёрную ночь". Да, я после завершения поэмы сказала: "Ну, как мы потрудились с Пушкиным и Некрасовым?". Я ведь тоже это видела - но, повторяю, писала как заведённая и не правила!
Благодарю Вас, с глубоким уважением

Ваша!

Ирина Маракуева   05.12.2010 17:07   Заявить о нарушении
Ира, я - начитан, и Ваша фраза о Гейдарике для меня изначально понятна. Я только выразил опасение, что она может быть непонятна тем читателям, начитанность которых прошла мимо этого термина. А у Вас он - ключевой.

В остальном - раличия наших воззрений, они и должны быть, пусть в мелочах, хоть мы и выходцы из страны "одобрям-с"...

Станислав Бук   05.12.2010 17:25   Заявить о нарушении
Ира!
Я вот сменился с дежурства, полдня проспал, проснулся и сразу вспомнилось Ваше гордое "...писала как заведённая и не правила!" с восклицательным знаком в конце.

Ни в коем случае не хочу навязать вам безусловное "править!" Это тонкая материя.
Но вот Вам моя философия.

Читателю до лампочки кухня Автора. Он воспринимает изделие целиком, пробуя его на вкус и на дизайн. Я уверен: авторы, утверждающие, что пишут для себя, мягко говоря, кривят душой - мы все хотим, чтобы читатель шел, тянулся к нашему творчеству. Кстати, взгляните, как исчерканы правкой рукописи Пушкина и др. Казалось бы, отсюда следует вывод: правка, редактирование - обязательны.
Но я не зря писал, что это тонкая материя. Стоило Окуджаве исправить свои первые творения, сделать тексты более литературными, как во дворах (в начале 70-х, при расцвете авторской песни!)их перестали петь. Ранние стихи Вознесенского и Евтушенко, подправленные для более поздних изданий, как на мой вкус, потеряли свою девственную прелесть. Но то - всё же через годы. У Вас лето было, как у Пушкина "болдинская осень". Но "болдинская осень" - ставшая нарицательным понятием, означает время, когда автора охватила потребность писать, когда "накатило", когда "пойман кураж". Но все это не исключает кропотливую работу над сочинением, и Пушкин тому пример.
Поэма - не короткий стишок, ей нужен структурный замысел, алгоритм, как блок-схема делового документа.
"Написано на одном дыхании", не отредактировано, с ошибками, в том числе грамматическими и просто описками, в общем - в виде совершенно неряшливом - именно так поспешно выставляют свои труды большинство авторов прозы.ру. И все меньше здесь коллег, у которых можно поучиться.

Ира, это все к Вам не относится, ваши работы всегда элегантны. Так что не грех стремиться к подобной элегантности и в целом произведении, таком непростом, как представленная Вами поэма.
Повторюсь: я не литературный критик, и здесь даже не говорю о конкретике, не занимаюсь анализом сочинения; я веду речь о подходе к теме. Уверен, мои и Ваши взгляды близки, мы пришли в 21-век из одного пространства.
Ваш!

Станислав Бук   05.12.2010 18:58   Заявить о нарушении
Станислав! Признаюсь - то не лето было, май один, в августе лишь вставки по тексту. Ритмику в паре мест смогла подтянуть. Внутри пастуха отвлечение внимание действительно "икает", но пока текст помню наизусть - не поправишь. Вылёживать год не стала, а все большие надо минимум год, по романам знаю. Не стала потому, что тема сегодняшняя завтра бессмысленна. Вот и к августу сменились картины, но я уже не стала исключать написанное по памяти прошлого года. Ибо смена всё равно не в лучшую сторону. Быть может, будет вторая редакция, но не скоро.
Ещё. Разрывы текста ритмом и по смыслу удерживают внимание. Гладкость повествования при такой длине - потеря внимания и читателя, соответственно. Акустический вариант был бы лучше - но это отдельная работа, опять задержки. Ещё раз Вас благодарю!
А гордость, что "одним духом" - это не гордость. Это, наоборот, уважение к подсознанию. Им гордиться странно. Оно, чаще всего, персона отделённая от "Я" и почти не обладает "Самостью". Ему подчиняешься. Где уж тут гордыня?
Ваша!

Ирина Маракуева   07.12.2010 12:23   Заявить о нарушении
Ира! О чем Вы пишете? У Вас что - летопись конкретной деревни с подлинными именами (кто-то преставился, кто-то пожертвовал на мостик). Так смените Имена! У Вас обобщающая поэма о русской деревне начала 21-го века и за лето и за год существенно такие вещи не меняются, в заброшенные дома вдруг не вернется молодежь, заброшенные колодцы если и заменятся водопроводом, то в одной деревне из тысяч!
Вы не осознали ещё, что создали эпохальную вещь и не важно, это "Неелово", "Горелово", или "Неурожайка", а потому стоит на неё посмотреть под этим ракурсом и лишь потом думать: редактировать, или молиться на свое подсознание.

Станислав Бук   07.12.2010 20:22   Заявить о нарушении
Частично осознала, Станислав, потому и не стала вылёживать. Подождём годик, там и решим:)))
Спасибо!

Ирина Маракуева   07.12.2010 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.