Рецензия на «Деревня. Эпилог» (Ирина Маракуева)
"Душа Руси соборна: это ясно. И не для тел старался Он." Вот один из корней зла: душа соборна? её и соборовать? Не спасут попы Россию, да и не спасали, присвоили себе ратную славу, мол как вынесли богородящую икону, так враг и побежал... "Мы Гардарикой никогда не будем," Ирина! Мне кажется, и просвещенному читателю не понять, что этим Вы хотели сказать - что мы никогда не станем страной городов? Так уже стали! Или Вами вложен иной смысл? Но ведь писано не в стол, а если нет, то хочу обратить Ваше внимание, что сие сказано не походя, когда можно блеснуть эрудицией, вставить непонятное - а сказано в самом что ни есть эпилоге поэмы, написанной прекрасным ясным русским языком. О поэме в целом. Труд вложен и вдохновение, и картина получилась цельная, по-некрасовски тяжелая, более того - света совершенно нет - сплошная ночь. Замысел Автора, однако, не совсем ясен: эпилог размыт, автор то сетует, что нарушен "божеский закон" (я должен по контексту, будучи сторонником Автора, соображать о содержании этого клише, а если нет?), то обращается к правителям с призывом опомниться, то восклицает о Гардарике. И я понимаю, я сам бы не придумал эпилог, как ключ - константация конца, или доказательный оптимизм... только я бы, наверное, смог избежать околоцерковных штампов; одно дело - риторические упоминания бога и черта в русском языке, другое - безапеляционное повторение церковного клише - "Россия соборна". Однако, право Автора, можно закончить и молитвой. Ваш! Станислав Бук 05.12.2010 09:52 Заявить о нарушении
Правители - это те, кто решает или будет решать, или бросит всё как есть. Это и те, кто думает о решении ради перехода ночи в день. Сие обращение не к конкретным фигурам.
Гардарика, страна городов - крошечный кусочек России. А небрежение касается всех её просторов, и городами заполонить их нельзя - и вредно! Нельзя без последствий съесть лесные территории, мир повредим. Потому нельзя забывать о селянах. Города - лишь часть населения, а все мысли - о них. Вот зря. О соборности уже писала. Единая душа и разум единый нужны для процветания рода человеческого как части природы. Покорителей не приемлю, как и роли человека первенствующей. Это - моя позиция. Божеский закон. Клише? В моём словаре существует как важный термин. Вы совершили подвиг, Станислав, выдержав мою "чёрную ночь". Да, я после завершения поэмы сказала: "Ну, как мы потрудились с Пушкиным и Некрасовым?". Я ведь тоже это видела - но, повторяю, писала как заведённая и не правила! Благодарю Вас, с глубоким уважением Ваша! Ирина Маракуева 05.12.2010 17:07 Заявить о нарушении
Ира, я - начитан, и Ваша фраза о Гейдарике для меня изначально понятна. Я только выразил опасение, что она может быть непонятна тем читателям, начитанность которых прошла мимо этого термина. А у Вас он - ключевой.
В остальном - раличия наших воззрений, они и должны быть, пусть в мелочах, хоть мы и выходцы из страны "одобрям-с"... Станислав Бук 05.12.2010 17:25 Заявить о нарушении
Ира!
Я вот сменился с дежурства, полдня проспал, проснулся и сразу вспомнилось Ваше гордое "...писала как заведённая и не правила!" с восклицательным знаком в конце. Ни в коем случае не хочу навязать вам безусловное "править!" Это тонкая материя. Но вот Вам моя философия. Читателю до лампочки кухня Автора. Он воспринимает изделие целиком, пробуя его на вкус и на дизайн. Я уверен: авторы, утверждающие, что пишут для себя, мягко говоря, кривят душой - мы все хотим, чтобы читатель шел, тянулся к нашему творчеству. Кстати, взгляните, как исчерканы правкой рукописи Пушкина и др. Казалось бы, отсюда следует вывод: правка, редактирование - обязательны. Но я не зря писал, что это тонкая материя. Стоило Окуджаве исправить свои первые творения, сделать тексты более литературными, как во дворах (в начале 70-х, при расцвете авторской песни!)их перестали петь. Ранние стихи Вознесенского и Евтушенко, подправленные для более поздних изданий, как на мой вкус, потеряли свою девственную прелесть. Но то - всё же через годы. У Вас лето было, как у Пушкина "болдинская осень". Но "болдинская осень" - ставшая нарицательным понятием, означает время, когда автора охватила потребность писать, когда "накатило", когда "пойман кураж". Но все это не исключает кропотливую работу над сочинением, и Пушкин тому пример. Поэма - не короткий стишок, ей нужен структурный замысел, алгоритм, как блок-схема делового документа. "Написано на одном дыхании", не отредактировано, с ошибками, в том числе грамматическими и просто описками, в общем - в виде совершенно неряшливом - именно так поспешно выставляют свои труды большинство авторов прозы.ру. И все меньше здесь коллег, у которых можно поучиться. Ира, это все к Вам не относится, ваши работы всегда элегантны. Так что не грех стремиться к подобной элегантности и в целом произведении, таком непростом, как представленная Вами поэма. Повторюсь: я не литературный критик, и здесь даже не говорю о конкретике, не занимаюсь анализом сочинения; я веду речь о подходе к теме. Уверен, мои и Ваши взгляды близки, мы пришли в 21-век из одного пространства. Ваш! Станислав Бук 05.12.2010 18:58 Заявить о нарушении
Станислав! Признаюсь - то не лето было, май один, в августе лишь вставки по тексту. Ритмику в паре мест смогла подтянуть. Внутри пастуха отвлечение внимание действительно "икает", но пока текст помню наизусть - не поправишь. Вылёживать год не стала, а все большие надо минимум год, по романам знаю. Не стала потому, что тема сегодняшняя завтра бессмысленна. Вот и к августу сменились картины, но я уже не стала исключать написанное по памяти прошлого года. Ибо смена всё равно не в лучшую сторону. Быть может, будет вторая редакция, но не скоро.
Ещё. Разрывы текста ритмом и по смыслу удерживают внимание. Гладкость повествования при такой длине - потеря внимания и читателя, соответственно. Акустический вариант был бы лучше - но это отдельная работа, опять задержки. Ещё раз Вас благодарю! А гордость, что "одним духом" - это не гордость. Это, наоборот, уважение к подсознанию. Им гордиться странно. Оно, чаще всего, персона отделённая от "Я" и почти не обладает "Самостью". Ему подчиняешься. Где уж тут гордыня? Ваша! Ирина Маракуева 07.12.2010 12:23 Заявить о нарушении
Ира! О чем Вы пишете? У Вас что - летопись конкретной деревни с подлинными именами (кто-то преставился, кто-то пожертвовал на мостик). Так смените Имена! У Вас обобщающая поэма о русской деревне начала 21-го века и за лето и за год существенно такие вещи не меняются, в заброшенные дома вдруг не вернется молодежь, заброшенные колодцы если и заменятся водопроводом, то в одной деревне из тысяч!
Вы не осознали ещё, что создали эпохальную вещь и не важно, это "Неелово", "Горелово", или "Неурожайка", а потому стоит на неё посмотреть под этим ракурсом и лишь потом думать: редактировать, или молиться на свое подсознание. Станислав Бук 07.12.2010 20:22 Заявить о нарушении
Частично осознала, Станислав, потому и не стала вылёживать. Подождём годик, там и решим:)))
Спасибо! Ирина Маракуева 07.12.2010 23:13 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |