За что погублена смоковница?

               
Библия, в отличие от современных произведений политических технологов, ничего не утаивает из того, что могло бы бросить тень на авторитет её главных положительных героев и дать повод для злых кривотолков. 
Есть в её текстах немало мест, под впечатлением от которых читатель может прийти к выводам прямо противоположным тем, в которых заинтересованы проповедники веры или, хотя бы, воскликнуть: «Как этому можно верить?».

          Евангелие от Матфея, глава 21, стих 15: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?...»
То же самое событие в Евангелии от Марка (Мк.11.12) описано несколько иначе: «…Когда они вышли из Вифании, Он взалкал. И, увидев смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли что на ней; но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо не время было собирания смокв. И сказал Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек»  И, через день: (Мк.11.20) «поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Пётр говорит Ему: Равви, посмотри, смоковница, которую ты проклял, засохла».
То есть, смоковница засохла не «тотчас», но недоумение по поводу проклятия смоковницы становится ещё сильнее: оказывается, «не время было собирания смокв»!
Как можно требовать невозможного и наказывать невинное дерево?
Не мудрствуя, некоторые читатели, как бы с огорчением и обидой, а иногда и с откровенным злорадством, говорят: «А ещё бог называется…»
Обвинения в злобной мстительности неизбежно влекут за собой рассуждения о наследственности, и вот уже наготове категорический вывод о том, что всё плохое человек унаследовал от своего создателя.
Попробуем не спешить с выводами.   
Евангелист Матфей – непосредственный свидетель событий, один из учеников Христа и постоянный слушатель Его проповедей.
Евангелист Марк, ученик апостола Петра, «записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку», как замечает древний историк. То есть, записал с чужих слов.
               
Евангелист Лука, ученик апостола Павла, единственный, у кого в тексте есть притча о бесполезной смоковнице. Она никак не привязана к факту проклятия смоковницы у дороги. Причём, по сюжету она рассказана задолго до этого факта, до входа в Иерусалим.
Иисусу рассказали о кровавой расправе Пилата над Галилеянами.
«Иисус сказал: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете»…. И рассказал им притчу:
«Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу; и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её, на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: «Господин, оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её».
     Заметим, что в трёх разных Евангелиях смоковница упоминается, как образ и подобие признака последних времён: «от смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето».
Итак, в притче о смоковнице Господин в третий раз подходит к смоковнице и не находит на ней плодов.
За время служения Иисус в третий раз встречает пасху!
Логично будет предположить, что встретившаяся «поутру» смоковница стала как бы наглядным продолжением неоконченной  притчи о смоковнице, неоконченной, потому, что нет в ней ответа Господина на просьбу виноградаря о снисхождении к бесплодной смоковнице. «Ну и что?» - возразят мне. – «Не время было собирания смокв!», как можно требовать невозможного?».
   Можно ли предположить, что Иисус погубил дерево в злобном раздражении за то, что не мог вовремя подкрепиться её плодами? Может ли человек, выдержавший искушения после 40-дневного поста, сотворивший чудо умножения хлебов и превращения воды в вино, огорчиться отсутствием смокв на дереве?
У Матфея и Марка написано, что Иисус  «взалкал». На каком основании? – Только на основании того, что Он подошёл к смоковнице и, будто бы, искал среди листьев плоды.
Имел ли нужду Христос проверять, есть ли на дереве плоды, если он мог видеть в непойманной ещё рыбе монету, мог знать тайные помышления человека и предсказывать будущие события?
Но для чего Ему нужно было имитация поиска смокв среди листвы?
Когда зашёл разговор о том, давать ли подать кесарю, Иисус сказал: «Покажите мне монету…Чьё это изображение и подпись?». Он что, не видел монеты или не знал, что там нарисовано?
Иисус сказал женщине Самарянке: «пойди, позови мужа твоего…».
Женщина призналась, что нет у неё мужа, а это было в её положении смертельно опасно с учётом древних нравов.
«Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» Но спросил, чтобы дать возможность понять, с Кем она говорит.
То есть, нечто подобное риторическим вопросам Иисус совершал в живом общении, как бы инсценируя притчу. А то, что у Его учеников в силу простоты их происхождения, были трудности с пониманием его поучений, не требует доказательств.
 
      Никто не будет спорить с тем, что нельзя выдёргивать из контекста отдельные фразы и придавать им значение самостоятельных изречений.
Евангелие сплошь и рядом доказывает, что фразы нельзя выдёргивать не только из контекста, но и из сюжета повествования, что правильно они могут быть поняты только в связи с тем, что говорилось и делалось до и после них.
Иисус говорил свои поучения  притчами, но многое сказано в живых диалогах с употреблением метафор.
«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». – Попробуйте здесь найти буквальный смысл…
«Кто матерь Моя? И кто братья мои? и, указав рукою своею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои» -  разве не могут  эти фразы, если понимать их в самом буквальном смысле, породить извращённые домыслы?
Но далее сказано: «Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
После изгнания торгующих из храма иудеи спросили: «Каким знамением докажешь, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился 46 лет, и ты в три дня воздвигнешь его?»
 Это недоумение разъясняется рядом: «А он говорил о храме тела своего». Как видим, иносказаний в тексте очень много, и разъяснения их не всегда так очевидны, как в приведённых случаях.
  Трудно представить, чтобы  Иисус совершенно бесстрастно изгонял торгующих из храма, опрокидывая столы меновщиков.
В поступках и словах Его, судя по текстам, есть многие из всего диапазона человеческих эмоций, потому что Он не пришелец из космоса, а человек.
Но он ещё и Тот, Кому подчиняются не только ветер и море, но и  время.
Проклятие смоковницы – это продолжение неоконченной притчи о бесплодной смоковнице, образ участи всех, кто не имеет добрых плодов. Дерево стало наглядным пособием проповеди о последних временах.
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица  собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
  Се, оставляется вам дом ваш пуст…».
Смоковница стала образом фарисейского храма, сделавшего дом молитвы домом торговли.
      У меня нет иллюзий, что это рассуждение сразит наповал всех сомневающихся или объясняющих разобранный текст с совершенно другими выводами.
Но есть уверенность, что объективно тексты евангелия о засохшей по слову Христа смоковнице не дают никакого повода для выводов о вздорном, злобном или мстительном характере главного персонажа Нового завета.


Рецензии
Каждый раз когда слышу про смоковницу удивляюсь, почему никто нигде не говорит, что плоды смоковницы появляются прежде листьев. Иногда это смотрится вообще поразительно вот здесь часть дерева, ранней весной http://fotki.yandex.ru/next/users/gubkov/album/349855/view/556283
Эти плоды не достигнув зрелости опадают и на место их место вырастают новые сочные сладкие.
Если проводить аналогию с верующим подобным смоковнице, то первые плоды это учение Моисея, и горе на ком этих плодов Господь не обнаружит.

Виктор Губков   05.03.2016 18:42     Заявить о нарушении
Ботаническую подробность можем и не знать.(Везде пишут, что плоды появляются весной, а созревают осенью). Причём, незрелые плоды абсолютно несъедобны.

Геннадий Гаврилов   07.03.2016 14:39   Заявить о нарушении
Надеюсь вы оправдаете Иисуса в его поступках, так же поймёте что плоды учения Моисея должно иметь каждому приходящему к Богу.

Виктор Губков   07.03.2016 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.