А это - мой Пушкин! Гл. XII. Пробуждение
Но постепенно рука перестала бегать по бумаге. Он прислушался, а потом и заслушался - учитель рассказывал о брате - Марате Жан-Поле, революционере – якобинце:
- … до 1777 года он был очень известным доктором в Лондоне, а вернувшись в Париж, назначен врачом при дворе Людовика ХVI, после - граф д,Атуа … - У него в голосе прозвучали горделивые нотки . - К этому времени у него уже были научные публикации и политические памфлеты. Да… А после возвращения во Францию Жан - Поль стал политическим деятелем и лидером радикальной фракции монтаньяров ... Через двенадцать лет стал редактором газеты «Друг народа» и самым влиятельным человеком в борьбе за радикальные меры против аристократов…
- А что такое - радикальные меры?- раздался нестройный гул голосов.
Де Будри посмотрел на них с сожалением:
- Он критиковал умеренных революционных лидеров и предостерегал против дворянской эмиграции… Защищал казнь контрреволюционеров… Н-да-а…Но вы не думайте, его парижане активно поддерживали на демонстрациях... За это был вызван жирондистами в революционный трибунал, но был оправдан…
- А кто такие жирондисты?- услышал он ожидаемый вопрос.
- Жирондисты! Они, в противоположность якобинцам, умеренные республиканцы. Это эпоха - эпоха Великой французской революции. Свое название они получили от департамента Жиронды. Сначала это была самая влиятельная партия в Законодательном собрании, но она уступила монтаньярам, которые потребовали исключения из Конвента жирондистов... А Жан Поль добился казни двадцати одного жирондиста.
- А как тогда он умер, если его отпустили в тот раз?- вскричал вдруг лицеист Пушкин.
- Летом одна их молодая фанатичная сторонница, ее звали Шарлотта Корде, сумела проникнуть к нему в дом и, застав врасплох, заколоть его ножом в ванне…
Де Будри поспешно отвернулся к окну. Но вопрос, опять прозвучавший, заставил повернуться к лицеистам лицом:
- Давид Иванович, а как вы очутились здесь и почему тогда вы – не Марат?
Этот вопрос, живо интересовавший всех, отважился задать ему Иван,по прозвищу "Казак", сын директора Малиновского.
Он посмотрел на него задумчивым взглядом: «Очень симпатичный мальчик, но вспыльчивый, как огонь. Не дай бог его затронуть, когда он не в духе».
- Де Будри, понятно, мой псевдоним, присвоенный государыней Екатериной II... После убийства брата я бежал сюда, в Россию, а государыня, спасибо ей, дала мне убежище и фамилию - по месту рождения. Я родился в Будри... - Он замялся и добавил:- Правда, она добавила мне дворянское «де»…
После короткого всеобщего молчания продолжил рассказ:
- Хочу сказать, что мой брат, хоть и был худощав, но необыкновенно силен. Он постоянно занимался улучшением своего тела, тренировал его неустанно…
Было видно, что тема о брате волновала его сильно - он никак не мог остановиться. В порыве откровенности хотел,было, еще добавить, как брат отвадил его от развратных женщин, приведя в госпиталь и показав ему ужасы венерической болезни, но - прикусил язык, посмеявшись сам над собой: рано еще им знать обо всем этом…
После звонка колокольчика Саша неожиданно оказался с Модинькой Корфом. После некоторого молчаливого раздумья тот произнес:
- Признай же, Француз, что де Будри - один из всех данных нам наставников больше понимает свое призвание. Он, один из всех, на практике способствует нашему развитию. И не в одном только познании французского языка…
Сашка живо взглянул на него, и только кивнул согласно.
- Пока Куницын заставляет нас долбить теорию логики со всеми ее схоластическими формулами, де Будри учит нас ей на самом деле: он действует постоянно на важнейшую способность - способность правильного мышления.
- А через нее и на другую способность - логического, складного и отчетливого выражения мыслей словом, - подхватил Сашка.
Они переглянулись, довольные , что так хорошо поняли друг друга. Это было первое их мирное общение - без колкостей и резкостей.
Беседуя, они неторопливо направились к аллеям парка. Оба сошлись на том, что из всех педагогов Лицея, кажется, один де Будри умеет заставить их заниматься. Сашка рассмеялся:
- И если даже мы иногда и позволяем себе шалости с ним, то, все равно ценим его благотворное влияние не только на нас, но и на наше образование.
Корф согласился с ним, важно кивая головой в такт каждому его слову.
Правда, Сашка про себя подумал, что, несмотря на свои демократические мысли, де Будри ко всему еще и ловкий придворный: умеет находить ключ и ко двору, и к начальству. «Не раз я замечал, как он стоит то с одним вельможей, то с другим, оживленно объясняя им что-то и размахивая своими коротенькими ручонками!»- хмыкнул.
Сашка хоть и признавал, что при такой учебе их успехи очень скромны: ни директор, ни инспектора не сумели заставить их следовать уставу, как и не смогли поставить преподавание с надлежащей серьезностью,- не стал говорить об этому «Модиньке» . Но тот сам, оглядевшись по сторонам,- нет ли поблизости гувернеров, произнес:
-В результате того, что нас педагоги не смогли заставить следовать уставу, мы завоевали полную свободу. Кто не хочет учиться - тот предается самой изысканной лени. Как Тося Дельвиг. Как Гурьев Костя... Наши преподаватели - к счастью, к несчастью? сами оказались далеки от совершенства.
Его слова услышал откуда-то появившийся рядом с ними Алексей Илличевский, который с воодушевлением вскричал, улыбаясь:
- Интересно, чем ты недоволен? Это же хорошо! Кто хочет - учится, кто хочет – гуляет.
Он сам обожал стихи и готов был посвящать поэзии все свое время, даже в ущерб остальным наукам. В искусстве сочинять стихи он занимал в Лицее первое место. В этом заблуждении его поддерживал учитель риторики Николай Федорович Кошанский. Олося, как его прозвали лицеисты, как и все остальные, согласен был с этим мнением до тех пор , пока близко не познакомился с Сашей. Его удивляло, что последний, на удивление всем, сначала никак не хотел примыкать ни к какой группировке, создаваемых в Лицее и распадавшихся через какое- то время...
Илличевский отстал от них и сел на скамейку. Провожая взглядом удаляющуюся парочку, удивлялся: « Что может они обсуждать : Француз и этот святоша – Корф? Ведь они никогда не общались, более того, открыто враждовали, подкалывая всегда друг друга больно!»
Алексей только недавно стал изучать стихи, эпиграммы Француза. И изумился, что Николай Федорович может отдавать лично ему предпочтение перед ним. Сейчас он так рад, что смог его узнать ближе! Пушкин - очень сложная противоречивая личность. Вспыльчивый, задиристый, неразборчивый. Ну что он мог найти в Модиньке?- разозлился он опять на Сашку. – « Но одно мне ясно - он талантлив и с ним никому не сравниться!».
Сегодня он наблюдал за Пушкиным на уроке: тот с сосредоточенным видом грыз перо, ни на что не обращая внимания и весь уйдя в себя.
Такое состояние и ему было знакомо: «Сочиняет!». Сам в это время писал письмо своему другу. Павел Фусс, с которым до Лицея он обучался в петербургском благородном пансионе, несмотря на то, что он - математик, всегда интересуется сведениями о лицейских стихотворцах и списками их поэтических произведений. «В моих стихотворческих занятиях я успел чрезвычайно, имея, товарищем одного молодого человека - Пушкина, который, живши между лучшими стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса. Теперь, читая мои прежние стихи, вижу в них непростительные ошибки. Хотя у нас запрещено сочинять, но мы пишем украдкою». Поставив дату «25 марта», он засунул письмо в томик Мольера и забыл о нем...
Посидев некоторое время в одиночестве, Олося направился в столовую, где окунулся в шалости друзей. Здесь в очередной раз разыгрывали легковерного Вилю Кюхельбекера…
Ровно через месяц Алексей обнаружил в томике Мольера написанное и неотправленное письмо другу и с припиской: «Скажу тебе новость: нам позволили теперь сочинять! Присылаю тебе две басни, дашь им оценку», - отправил его двадцать шестого апреля, через месяц после написания.
Теперь, после получения разрешения сочинять многие из них лихорадочно стали заниматься поэзией. Все, мало-мальски умеющие рифмовать, бросились строчить эпиграммы, эпитафии, басни, куплеты, песни…
Те французские книжки, что няня украдкой сунула ему в вещи, Сашка и раньше переводил на русский язык – с русским фоном и русскими героями. И, как только он освоился с этим, подбил писать эпиграммы Олосеньку Илличевского, русские басни - Мишу Яковлева, прилепившего к нему афоризм «…что не Пушкин похож на обезьяну, а обезьяна - на Пушкина».
Кто-то предложил вести лицейские рукописные журналы, где они ежедневно будут отражать будни, вкусы, занятия, всякие события и проказы. Но анонимно - во избежание. Добровольно вести журнал вызвался Костя Данзас. У него был красивый почерк, поэтому они согласились.
Сашка, вместе со всеми, с удовольствием окунулся в поэтические занятия. Лучшие, самые ядовитые эпиграммы на лицеистов и преподавателей получались у них с Олосенькой. От них не отставали Тося Дельвиг и Мишка Яковлев. Чересчур «продуктивным» в сочинении стихов был и Виля Кюхельбекер. "Но он, на беду , пишет гекзаметром и читать и запоминать их тяжело. А Кюхля почему-то именно меня, избрал главным слушателем своих сочинений! - Сашка сначала терпеливо выслушивал тяжеловесные вирши немца, снисходительно улыбаясь, но однажды , не выдержав , написал на него эпиграмму: «Несчастие Клита» - специально рифмованным гекзаметром, не употреблявшимся в античном стихосложении:
" Внук Тредьяковского Клит гекзаметром песенки пишет,
Противу ямба, хорея злобой ужасною дышит;
Мера простая сия все портит, по мнению Клита,
Смысл затмевает стихов, и жар охлаждает пиита.
Спорить о том я не смею, пусть он безвинных поносит,
Ямб охладил рифмача, гекзаметры ж он заморозит."
Кюхля обиделся, надулся, и не смотрит - который день…
Они журналы иллюстрируют карикатурами. Их очень хорошо рисуют Олосенька и Мишка Яковлев Ну, и он сам обязательно все свои эпиграммы сопровождает рисунками. Именно он подал идею - самые серьезные из них они не должны записывать в журнал, а переписывать друг у друга. Вот почему теперь у многих лицеистов - целые сборники. Идею подать-то – он подал, но сам решил пока их не писать - у него все хранится в памяти.
у него другая беда - не может никак понять математику. И считает, что гуманитарная направленность в личных вкусах многим из них не дает серьезно заниматься ни математикой, ни физикой. Лично у него эти предметы вызывают смешанные чувства уныния и досады.
Вон, Олосенька тоже страдает от них:
Написал о ней, как о «непостижности премудрой»:
"О, Ураньи чадо темное,
О, наука необъятная,
О, премудрость непостижная,
Глубина неизмеримая!"
К кому же Тося Дельвиг в своем «К поэту-математику» обращается, интересно?
"Какими же, мой друг! судьбами
Ты математик и поэт?
Играешь громкими струнами,
И вдруг, остановя полет,
Сидишь над грифельной доскою,
Поддерживая лоб рукою,
И пишешь с цифрами ноли,
Проводишь длинну апофему,
Доказываешь теорему,
Тупые, острые углы?" - конечно же - о себе!
Ну, и он, чтобы не отстать от них, в шутливых строках «Монаха» решил описать, как его герой:
"…Панкратий вдруг в Невтоны (Ньютоны) претворился.
Обдумывал, смотрел, сличал, смекнул
И в радости свой опрокинул стул..."
И тут же написал о превращении своего героя в нового Архимеда с его классическим возгласом - «Эврика! Эврика!»:
"И, как мудрец, кем Сиракуз (Архимед) спасался,
По улице бежавший бос и гол,
Открытием своим он восхищался
И громко всем кричал: «Нашел! Нашел!».
...На лекциях преподавателя физики и математики Карцова (Черняка, прозванного так ими за смуглость) каждый из них обыкновенно занимался чем-нибудь посторонним: готовился к другим предметам, писал стихи или читал романы... Это вместо того, чтобы научиться, как решать задачки!
Вечером у себя в келье, лежа на узкой, как комод, кровати, через перегородку Сашка рассказывал Пущину:
- Знаешь Жанно, сегодня мне Илличевский жаловался:"Мне на роду было написано взирать на математику «с благоговением», но как огня бояться «плодов ее учености.» Он заявил : «Признаюсь, я рад еще повторить прозой, в ней, кажется, заключила природа всю горечь неизъяснимой скуки. Сказать, чтоб я не понимал ее, но... право, от одного воспоминания у меня болит голова".
- Жанно, ты слышишь меня? не спи! Слушай, как Олосенька Черняка приложил! Так ты слушаешь или нет?
-Да слушаю я , слушаю! Не даешь спать! Угомонись, поздно уже!
-Выспишься еще! Вот:
"Могу тебя измерить разом,
Мой друг Черняк!
Ты математик - минус разум,
Ты злой насмешник - плюс дурак!"
И Сашка, очень довольный, захохотал.
Его друг промолчал. Он не верил , что эта приязнь между двумя главными поэтами Лицея продлится надолго…
- Сашка, у Илличевского острый язык и желчный завистливый характер, - решил Жанно все-таки предупредить его.
- Но он, как никто другой, чувствует поэзию, и у него быстрый ум и талант! Его, а не меня, лучшим признает «Аристарх» - то бишь, Кошанский! - быстро и с кривой усмешкой произнес Сашка.
Пущин ничего не сказал, но подумал: «Нет, не зря Сашка не любит Кошанского. Хоть наш Аристарх и отозвался о нем неплохо в том злополучном журнале, выкраденным Гурьевым у директора. Как он там выразился? «Александр Пушкин имеет больше понятливости, чем памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его, но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в латинском хороши; в русском не столько тверды, сколько блистательны». – Жанно хмыкнул: - Понятно, что он видит первым Олосеньку, что не может не обижать Егозу… Как, однако, Сашка у нас злопамятен!»,- вздохнул, пытаясь поймать звуки за перегородкой. Там молчали. «Заснул»...
На следующий день они после уроков Карцова сидели на скамейке в саду, греясь на солнышке. Сегодня учитель математики опять вызывал Сашку к доске и томил его не меньше часа. Сашка так и не справился с заданием. Глядя на помрачневшего и подурневшего сразу друга, Жанно думал: «Ну, что мне делать, если я не могу помочь ему в освоении этой науки? Пушкин не способен понять ни одной теоремы!».
Потом перевел глаза на переминающегося с ноги на ногу толстяка Тосю, подошедшего к ним следом - тот очень не любил ссоры и заранее маялся.
Добрая душа, увидев, что тучи сгущаются, решил отвлечь их:
-Зато в математическом классе у Карцова есть один настоящий математик – Вольховский!
- Да, Володя скромный, рассудительный, но характер у него железный – если даже он и не имел бы таланта к математике, он, благодаря твердой воле, победил бы ее! Не зря его прозвали Суворочкой! - убежденно произнес Жанно. Такие качества он уважал и не скрывал этого.
Его ближайшим друзьям бы такую волю и твердость! Иногда его раздражали непоследовательность и переходы настроения Сашки и ленивая неподвижность Тоси. А как с этим бороться, он не мог придумать.
- Только один он и идет за лекциями к нему и знает, что преподается в математическим классе, - заключил Дельвиг, ухмыляясь:- Не за это ли, по справедливости, он осмеян в одной из наших песен?
Тут и Сашка развеселился и вместе с ним пропел:
Покровительством Минервы
Пусть Вольховский будет первый,
Мы ж нули, мы нули,
Ай люли, люли, люли."
У Сашки уже разгладилось лицо, глаза засверкали весельем. Вдруг он сорвался с места, подскочил к Жанно, и толкнул его. Тот с готовностью принял игру, и они, как медведи, цепляясь друг за друга то руками, то ногами, стали бороться. Они пыхтели, но ни один не хотел сдаваться.
Тося, которому надоело смотреть на веселую чужую возню, закричал:
- Да , хватит вам возиться - скоро вечерняя молитва. А если не успеем, опять нас запишут в журнал!
- Брось! В том журнале всегда первыми будут Данзас, Горчаков и Броглио! Не беспокойся! А нам ведь не привыкать, правда, Мудрец?
Жанно только улыбнулся. Он, хоть и лучший лицеист пока, и все его любят: что лицеисты, что преподаватели с гувернерами, но и ему не чужды веселье и проказы - без этого жизнь здесь будет очень скучной…
Свидетельство о публикации №210120500524
Александр Рюсс 2 15.12.2021 11:40 Заявить о нарушении
Пусть ему земля пухом будет, дорогому моему критику.
С уважением и благодарностью,
Асна Сатанаева 15.12.2021 14:03 Заявить о нарушении