Несколько слов об израильской космической программ

Текст статьи - шрифт получше и есть цветные иллюстрации - можно посмотреть здесь:

Только текст - см.ниже:

***

В 1983 году в Израиле было создано учреждение, которое по-русски, вероятно, следовало бы именовать Израильским Агентством по Космическим Исследованиям. Аббревиатура его названия на английском – ISA, Israel Space Agency[1] – вскоре стала довольно известной «торговой маркой».

Дело было в том, что результаты его деятельности были уж очень впечатляющими. Первый спутник из серии “Ofeq” был запущен уже в сентябре 1988, и запуск этот вызвал немалый переполох – спутник несомненно имел военное назначение, и запускался с израильской авиабазы ракетой-носителем израильского производства.

Полный технологический цикл – запуск своего спутника на своем носителе с собственного космодрома – нечасто ассоциируется со страной с населением примерно с Финляндию, и с территорией примерно в половину очень скромной по величине Дании.

Так что ключевым элементом успеха несомненно был человеческий фактор.

1. Люди

У истоков формирования Агентства стояли два человека – израильский министр науки и технологии Юваль Неэман, и профессор Ицхак Бен Исраел, директор Агентства.

Оба этих человека, принадлежащие к разным поколениям – Юваль Неэман родился в 1926 и сражался еще в Войне за Независимость, в то время как профессор Бен-Исраел родился в 1949, когда война эта уже закончилась – имеют одну общую черту: у них обоих уникальное сочетание военного, научного и административного опыта.

Ю. Неэман, как уже говорилось выше, воевал в 1948-1949, но в Хагану он вступил еще раньше, в 1941, как раз тогда, когда он в возрасте 15 лет досрочно окончил среднюю школу. Он дослужился до должности командира бригады (командовал бригадой «Гивати») потом служил в Генштабе, где, в частности, возглавлял Отдел Планирования, а в 1958-1960 годах был назначен в Лондон, на должность израильского военного атташе.

Что интересно – несмотря за занятость, он умудрился найти время еще и поучиться в Лондоне в аспирантуре. Его руководителем был знаменитый пакистанский физик, Абдус Салам, в дальнейшем – лауреат Нобелевской Премии по физике.

В Израиле Ю. Неэман был основателем и директором Школы Физики и Астрономии в составе Тель-Авивского Университета, а потом – президентом всего этого университета. Так что когда Ю. Неэман уже в бытность свою министром науки и технологии Израиля занялся подбором кадров для создания Агентства Космических Исследований, он знал, какого сорта люди ему там нужны – примерно такие же, как и он, только помоложе.

Ицхак Бен-Исраел этим требованиям удовлетворял.

Он был профессиональным военным, последним постом, который он занимал во время своей службы в армии, было руководство отделом aанализа и оценок Директората Разведки ВВС[2].

Его фото в сети по понятным причинам отсутствует.

К 1983 у него было две важных премии – одна от министерства обороны Израиля, за разработку новой системы бомбометания для «Фантома», превосходившую ту, что предоставлял изготовитель самолета, a вторая – от израильских ВВС, с несколько невнятной формулировкой – «…за работу в области компьютерных систем контроля и управления…».

B 1984 к ним добавилась и третья, премия Главы Разведывательного Управления, присужденная по уж и вовсе таинственной причине – «…за изобретательный ум …»[3].

Это был подходящий человек для руководства космической программой, в первую очередь направленной на решение задач, тесно связанных с обороной.

2. Ракеты

Израильская ракета-носитель, впервые использованная в сентябре 1988 года для запуска первого израильского спутника, называлась «Шавит», что на русском значит «Комета». Есть очень основательные подозрения в том, что это вариант израильских баллистических ракет «Иерихон», предназначенных для военных целей. Во всяком случае, ракета была твердотопливной, что типично именно для военных ракет, a запускали ее с территории базы ВВС «Пальмахим».

Kак и многое другое в Израиле, запуск был необычным.

Обычная стандартная практика космических запусков состоит в том, что полет направляют с запада на восток, что совпадает с направлением вращения Земли – это дает выигрыш в скорости, который можно использовать для заброски на орбиту большего веса.

Израильский спутник был запущен в противоположном направлении – с востока на запад, против вращения Земли. Делалось это не из присущей евреям манере все делать задом наперед – например, писать справа налево – а из соображений государственной безопасности.

На восток от Израиля лежат страны, испытывающие к нему не самые дружеские чувства. B случае неудачи падение на их территорию обломков спутника привело бы к самым нежелательным последствиям.

А вот на запад от Израиля лежит Средиземное Море, открытое всем. К тому же в случае неудачи запуска обломки ракеты-носителя и спутника упали бы в воду, и достать их оттуда было бы чрезвычайно мудрено – даже для американцев.

Так что соображения безопасности перевесили соображения технической целесообразности – запуск был сделан в направлении, обратном общепринятому.

Все прошло гладко – и Израиль стал восьмой по счету космической державой, после CCCP, США, Франции, Японии, Китая, Англии и Индии.

Есть смысл отметить, что по населению 8-я космическая держава уступала 7-й космической державе примерно в 250 раз.

Ракета выталкивала на низкую орбиту полезный груз примерно в четверть тонны. В период между 1988 и 1994 было осуществлено 3 запускa, из них 2 успешных. Потом носитель был улучшен, и забрасываемый груз оказалось возможным увеличить.

Между 1995 и 2004 было осуществлено еще 4 запуска, теперь уже с помощью ракеты « Шавит-1». Два из них были успешны, еще два не удались.

Еще два запуска – в 2007 и в 2010 – делались с помощью ракеты «Шавит-2».

Оба запуска оказались успешными.

Израиль начинал в свое время совместные разработки ракет для запуска спутников в сотрудничестве с американскими и с французскими кампаниями, с целью создания коммерческого продукта для гражданских целей – LK[4]. Грузы – в диапазоне между 350 кг и 800 кг.

Проект, по всей видимости, был прекращен, но интересно, что есть вариант запуска спутника с самолета, с использованием только последних ступеней ракеты-носителя.

В качестве самолета предполагалось использовать «Геркулес» – стандартный большегрузный транспортник израильских ВВС.

У этого «...сугубо гражданского проекта...» определенно была и военная составляющая.

3. Спутники

Израильская космическая программа в настоящий момент имеет несколько семейств спутников, предназначенных для разных целей.

3.1. Ofeq. B настоящее время в рамках этой программы было сделано 9 попыток запусков, 6 из них выведено на орбиту. Все запуски осуществлялись в самом Израиле, с базы «Пальмахим», где можно было обеспечить максимальную секретность.

Понятно и без объяснений, что все эти спутники были разведывательными.

Эти спутники используют низкую орбиту, с периодом полного обращения вокруг Земли примерно в 90 минут, со сроком жизни от года до трех, и с полезной нагрузкой, скорее всего, в виде оптико-электронных устройств.

Разрешающая способность их оптики неизвестна, но утверждения, что «…с этого спутника можно читать автомобильные номера…», по-видимому, значительное преувеличение. Предполагается, что помимо обычной оптики, используются и устройства для съемок в ультрафиолете.

Точно ничего сказать нельзя – газеты могут врать, и при этом любым образом, как в сторону преуменьшения разведывательных возможностей «Оfeq», так и в сторону их преувеличения.

В чем можно быть уверенным – из снимков выжимается все, что только возможно. Что по необходимости влечет самое широкое использование компьютерных программ для дешифровки отснятого материала.

3.2 TecSAR – спутник был запущен в 2008 году с помощью индийской ракеты-носителя и с индийского космодрома. Иногда его называют «Ofeq-8», потому что он служит разведывательным целям.

Использует работающий с борта спутника радар (synthetic aperture radar), что в принципе позволяет строить 3-D модели наблюдаемых объектов.

Спутник ТЕХСАР (TechSAR или TecSAR, известен также как «Шилоах» – www.waronline.org

Что поистине интересно – есть сведения, что Израиль в этом проекте сотрудничал с Азербайджаном, который нуждался в аналогичной технологии для собственных целей.

Масса спутника – около 300 кг. Орбита такая же, как у израильских спутников «Офек», только вот летает он не с востока на запад, а с запада на восток, то есть традиционным образом.

Запуск имел основательные политические последствия.

Индия – молчаливо и без фанфар – согласилась на тесное сотрудничество с Израилем в важной области стратегической разведки.

Иран протестовал – но индийцы, в отличие от американцев, вполне способны ответить действием, и очень резко. Поэтому протест был мягким и предельно дипломатичным – иранский посол выразил пожелание, чтобы «…такая мудрая и независимая страна, как Индия, не делилась своими замечательными достижениями в области космических исследований с теми, кто может использовать их для шпионажа против Ирана...».

Индийцы холодно ответили, что «…запуск носил чисто коммерческий характер…».

3.3 Amos – коммерческие коммуникационные спутники. К настоящему времени запущено 3 единицы, еще два планируются на 2011-2012 год.

Первый – Amos-1 – был запущен в 1996, с космодрома Европейского Космического Центра во Французской Гвиане, второй, Amos-2 – в 2003 году, с Байконура, ракетой «Союз».

Третий был запущен в апреле 2008, тоже из Казахстана.

Запуск был сделан с помощью ракеты «Зенит-2» производства Украины, способной поднимать на высокую геостатическую орбиту до 5 тонн груза, по заказу израильской кампании «Spacecom».

Эти спутники намного крупнее Ofeq – первые два весили около полутора тонн, остальные, скорее всего, будут еще больше. Предполагаемое время их операционной деятельности – до 18 лет.

3.4 Eros – (Earth Resources Observation Satellite) – коммерческое приложение Ofeq-3, предназначается для съемок земной поверхности.

Первый запуск был сделан в 2000, с российского космодрома в Восточной Сибири, второй – в 2006, с того же космодрома.

В обоих случаях использовалась российская ракета-носитель.

3.5 Techsat – исследовательский спутник, разработанный в Технионе. Иногда именуется «Гурвин» – по имени американского бизнесмена, который финансировал проект.

По сведениям, приведенным в www.waronline.org, было проведено два запуска:
«…Первый спутник, "Техсат-Гурвин-1", запущенный с космодрома Плесецк вместе с российским и мексиканским спутниками ракетой "Старт" (создана на базе МБР "Тополь") на орбиту не вышел – вместе с ракетой упал в Охотское море через 10 минут после старта.

Второй спутник, "Техсат-Гурвин-2", запущен удачно ракетой "Зенит" с Байконура (вместе с большим российским и ещё 4 миниатюрными спутниками: бельгийским, бельгийско-немецким, англо-чилийским и англо-таиландским). По конструкции он почти полностью идентичен первому спутнику…».

В запасе есть еще несколько проектов, от более или менее известных космических телескопов и вплоть до таких, что на первый взгляд выглядят совершенно экзотически.

Есть, например, идея так называемых нано-спутников.
Предполагается, что запуск целого их роя позволит на порядок улучшить точность навигационных систем.
Или, скажем, «буксир». Процитируем www.waronline.org еще раз:
«…Космический буксир CMT (Cryogenic Transfer Module). Способен в течение 10 дней отбуксировать 2,1-тонный груз с низкой 200-км орбиты на геостационарную (примерно 36 000 км). Его вес 5 520 кг, использует жидкие топливо (гидразин) и окислитель (кислород)…».

4. К чему все эти хлопоты?

Первой и совершенно очевидной причиной является военная необходимость.

В этом смысле интересно сопоставить две даты – Джонатан Поллард, американский анналист, работавший со спутниковой информацией, в 1987 году был осужден за шпионаж в пользу Израиля. Он передал израильтянам информацию, которую они не могли получить в США по официальным каналам, несмотря на тесное сотрудничество между двумя странами.

История эта имела большой резонанс, который не затих и поныне. Поллард был осужден на пожизненное заключение, и все просьбы израильтян освободить его не дают результатов и посейчас, в 2010 – то есть 23 года спустя.

Из этого следует два вывода:

1. Американцы посчитали, что сам факт передачи информации, полученной с их спутников, иностранному государству, означал большую брешь в их системе национальной безопасности.

2. Израильтяне пошли на сумасшедший риск – шпионаж против их главного и единственного союзника – в надежде все-таки эту информацию получить.

Сделать это можно было или от большой глупости, или от большой нужды – и в 1988 году был запущен первый собственный израильский разведывательный спутник. Своего рода косвенное подтверждение, что все-таки второе предположение вернее – спутниковые данные крали от большой нужды.

В Израиле нужды обороны рассматриваются как экстраординарные – от них зависит сама жизнь страны.

Но, помимо обороны, для создания и поддержания космических программ Израиля имеется и чисто деловой, коммерческий интерес. Выше уже говорилось, что территория Израиля вдвое меньше невеликой территории Дании, а с точки зрения природных ресурсов дело обстроит и вовсе плохо – не хватает не только земли, но даже и воды.

Прибавим к этому настойчивые старания многих мусульманских стран всячески ограничить любые связи с Израилем, и не только свои собственные, но и всех, кто хотел бы поддерживать с ними хорошие отношения.

Поэтому просто в силу необходимости Израиль должен производить нечто, что у него с удовольствием купят даже те страны, которые в каком-то ином случае, может быть, и не захотели бы с ним торговать.

В этом смысле космические технологии имеют большой потенциал – например, израильская коммуникационная кампания “Spacecom” предоставляет замечательные услуги по телевещанию, телефонной связи и по интернетному обслуживанию по всему Ближнему Востоку, Центральной и северной Европе, по коридору между Европой и Америкой над Атлантическим Океаном – и делает это с помощью спутников, разработанных в Израиле.

Причем такого рода проекты оказываются выгодными не только потребителям коммуникационных услуг, но и дают Израилю очень нужный дипломатический «рычаг» – использование израильтянами космодромов в Казахстане, Индии, и России, ракет-носителей, изготовленных в Украине, Индии, и России, торговля технологией с Азербайджаном, Индией, Казахстаном, а теперь по-видимому, и с Россией – все это создает поле общих интересов с этими странами.

Израильское Агентство Космических Исследований подписало соглашения о сотрудничестве с аналогичными организациями США, Франции, Германии, Канады, Нидерландов, а теперь еще и с соответствующими ведомствами Бразилии, Индии, России и Украины.

Большое подспорье израильской дипломатии – которой, увы, такая помощь очень кстати.

***

Примечания - даны на английском, в том виде, в котором они приведены в Wiki. Сделано это с целью предоставить необходимые линки тем, кто захочет разобраться в вопросе поподробнее:


[1] Israel Space Agency (ISA; Hebrew: Sochnut HeHalal HaYisraelit) is a governmental body that coordinates all Israeli space research programs with scientific and commercial goals.

[2] A head of the Analysis and Assessment Division of the Israeli Air Force Air Intelligence Directorate's Operations Research Branch.

[3] a) 1972: The Israel Defense Prize – for developing a bombing system for the F-4 Phantom II

b) 1976: The Israeli Air Force Prize – for developing a computerized control and supervision system

c) 1984: The Head of the Intelligence Directorate Prize – “for "creative thought”.

[4] In 1998 Israel Space Agency partnered with U.S. Coleman Research Corporation (now a division of L-3 Communications) to develop the LK family of small launch vehicles.[6] In 2001 a new French joint-venture, LeoLink, between Astrium and Israel Aircraft Industries, was created to market the LK variant.[7] It is believed that in 2002 development of the LK variant was discontinued.


Рецензии
Очень интересная информация. Почему Вы не пишете о космонавтах Израиля?

Олег Татков   12.05.2014 08:33     Заявить о нарушении
Потому что участие в американских программах - штука разовая и неглавная. Израиль же страна небогатая, и упор делается на вещи сугубо практические ...

Борис Тененбаум   12.05.2014 14:02   Заявить о нарушении
Уважаемый Борис! Мне это надо было в практическом смысле.Я - участник одной из благотворительных акций российского отряда космонавтов - наберите по тэгам "Звёздный мальчик Аргументы и факты". Одно из мероприятий планируем в Израиле. Просто нужна была информация.

Олег Татков   12.05.2014 14:26   Заявить о нарушении
Сейчас, по-видимому, заметных результатов следует ожидать от Китая и Индии. Насколько я знаю, бюджет индийской космической программы превышает то, что выделено NASA.

Борис Тененбаум   12.05.2014 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.