Моё самолечение

                Моё самолечение

                Из послания Любавического Ребе:
                Если Б-г дал каждому из нас такую
                драгоценность, как тело, то мы
                должны приложить все усилия и
                постараться, чтобы тело пребывало
                во здравии.

                Если я заболею
                К врачам обращаться   не    стану…
                (из песни 60-х годов)
     Я, конечно, не могу утверждать, что всегда следую этому правилу: вряд ли можно самому удалить апендикс или запломбировать зуб. Так что к хирургам и стоматологам хоть и с некоторой опаской я отношусь с доверием. А вот к терапевтам, как поётся в песне «Телепатия», «… у меня чувство скверное уж давно назревало, наверное». Хочу заметить, что эти мои заметки относятся к эпохе бесплатной медицины, а, как говорил дядя Гены Буряковского:  лечиться даром –  это даром лечиться. Тогда ведь, кроме закрытых лечебных заведений для слуг народа, где были более или менее квалифицированные врачи, в поликлиниках и больницах для этого самого народа врачебный персонал в силу, как низкой квалификации, так и ещё более низкой оплаты труда особым рвением и умением не отличался. Вот несколько примеров.
     Как–то стал недомогать наш товарищ соученик Валя Мордвинцев. Врачи в нашей заводской больнице в течение месяца, несмотря на очень плохие анализы, не могли установить диагноз, и только когда уже было поздно (началась метастаза), онкологи обнаружили рак почки. Так человек, не дожив и до пятидесяти, ушёл из жизни.
    В начале 90-х, когда внезапно начало ухудшаться зрение моего правого глаза, окулист безапелляционно установила, что начала развиваться катаракта; выписала какие-то капли, которые я усердно в течение месяца вносил в глаз. Никаких изменений при этом не наблюдалось. Тогда я обратился к другому врачу, который после тщательного исследования на специальном приборе установил, что у меня было кровоизлияние. Он отметил, что если бы сразу установили правильный диагноз, то можно было бы рассосать помутнение при помощи лекарств. Но теперь может помочь только хирургическое вмешательство. Он дал мне направление в соответствующую больницу, где записали меня на операцию на определённое число. Что-то мне не понравилась эта больница, да и хирурги женщины очень напоминали моего первого глазника. Так что я не стал оперироваться, а вылечился самостоятельно (см. ниже). Это не единственный случай в моей жизни – было, например, когда находили мнимое заболевание. Не буду долго на этой теме останавливаться, т.к. любой из своей практики или рассказов родственников и друзей может припомнить не один подобный случай. Вот почему я по мере возможности постепенно перешёл к самолечению.
      Нельзя сказать, что я отличался особо крепким здоровьем – с юности впалая грудь, слабые лёгкие, ранняя близорукость. Работая на первой работе в конце 40-х годов с ртутью, видимо, ею отравился, в результате ещё во время учёбы в институте начал усиленно лысеть.
     После переезда в Запорожье по окончании института я почти каждый год в межсезонье заболевал бронхитом. Это было вероятно связано с переменой климата, а также наследственностью – моя мама всегда заболевала, когда приезжала погостить к нам в Запорожье из Ленинграда. Избавиться от бронхитов своим советом мне помог начальник сталеплавильной лаборатории Тимофей Матвеевич Бобков: один раз в день во время еды тщательно прожёвываешь  один зубчик чеснока, как можно дольше  держишь полученную кашицу во рту, одновременно делаешь глубокие вздохи. Уже несколько десятков лет серьёзно не болел бронхитом, а до такого бобковского лечения они доводили меня часто до астматического состояния. После такого «чуда» я серьёзно увлёкся фитотерапией, особенно после того, как наша приятельница Наташа Соколова подарила болгарскую книгу «Фитотерапия»;2;. В один из приездов в Ленинград Наташа познакомила меня с книгой Ковалёвой «Лечение травами»;5;, где автор врач описывает свою практику в одной из больниц, кажется Саратова, успешного лечения только травами многих заболеваний. В это время у моей жены Иры часто подскакивало кровяное давление. Я выписал рецепт лечения гипертонии из указанной книги, приобрёл необходимые травы, и Ира пару недель применяла настои из этих трав. В результате в течение нескольких лет давление оставалось у неё на удовлетворительном уровне. Приобретя соответствующий справочник;7 ;, мы стали сами собирать лекарственные травы. Помимо заваривания травы настаивали на спирту. Среди друзей – товарищей пользовалась моя настойка на 20 различных компонентах, получившая в народе название «мининзоновка».
    Затем примерно в 45-летнем возрастете меня посетила ещё одна наследственная напасть: довольно докучливая дама, под названием подагра в народе - отложение солей в суставах. По справочнику фельдшера;1; выяснил, что это такое и как с ним бороться: оказалось достаточно каждый день потреблять сельдерей и соблюдать довольно приемлемую диету. Вообще – то чтение медицинских справочников весьма опасное занятие, особенно для мнительных натур: можно как у Джером Джерома обнаружить
 у себя все болезни, кроме родильной горячки. Я же, говорю совершенно серьёзно, однажды свой очередной недуг с помощью вышеназванного справочника определил как «суставная мышь».
    
     Как-то вовремя подворачивались под руку полезные книги: по совету Л. Полинга;4; дважды нобелевского лауреата успешно начали бороться с простудными заболеваниями с помощью витамина С, а с лишним весом – по книге Г. Гилмора «Бег ради жизни»;3;. Перефразируя М. Горького могу сказать: - своему относительно приемлемому здоровью я обязан книгам, да и людям конечно. 
   
      О лишнем весе следует поговорить особо. Приведенные ниже фотографии наглядно иллюстрируют как в течение каких то пяти лет худенький юноша (64 кг.) превращается в зажиточного бюргера (84 кг.). Хотя такой внешний облик, в народе «гладкий» (ударение на последнем слоге), у наших соседей считался образцом хорошего здоровья и благополучия, пришлось взяться  за ум: стали чаще выходить из дому сначала в недалёкие походы по острову Хортица, затем – на несколько недель в Крым. А, начиная с 1964 г. занятия туризмом и альпинизмом стали регулярными. Помимо нормального веса, обретённого такими занятиями, я, общаясь с опытными альпинистами, получил ряд полезных советов и привычек. В зимнем лагере «Шхельда» по примеру инструктора по альпинизму и горным лыжам Праздникова, человека железной воли, я в 15-градусный мороз купался в запруде горной речке. Если немножко побегать, - говорил Праздников,- а затем сделать 40 приседаний, то любой организм в течение 15-20 мин. выдержит любое переохлаждение. Начиная с того времени, я до сих пор круглогодично купаюсь в открытых водоёмах – в Запорожье в Днепре, а в Новороссийске в Цимеской бухте Чёрного моря. Живём мы уже девятый год в Новороссийске; добегаю лёгкой трусцой до моря за 22 мин, там делаю разминку из 7 упражнений, в том числе – 10 подтягиваний на перекладине, а затем – в воду. К настоящим моржам себя не отношу, но на несколько секунд  погружаюсь в любую холодную воду. В случае уж очень неблагоприятной погоды купание в море заменяю контрастным душем (три перемены).
     В летнем альпинистском лагере «Эльбрус» с нами проводил беседы мастер спорта кандидат физиологических наук Моногаров. Он рассказывал, как правильно питаться. Вот один из его советов, которому я следую до сих пор. Чтобы укрепить сердце перед физическими нагрузками следует принимать ложечку мёда, в крайнем случае - кусочек сахара. При восхождениях, когда было особенно трудно, я сосал кусочек сахара. Как-то я увидел Моногарова, стоящего с лицом, обращённым к солнцу. Рот у него был широко открыт с выставленным языком так, чтобы лучи солнца попадали на горло. При этом он периодически произносил а-а-а. Так он лечил начинающуюся ангину. Проверял я это впоследствии на себе – помогает.
     По новичковой путёвке в летний альп. лагерь я попал только в 35-летнем возрасте. На фоне 20-летних новичков я выглядел дедом. При этом конечно, был менее физически подготовленным. По окончании восхождений в моей книжке альпиниста всегда наравне с положительными характеристиками неизменно появлялась фраза: физически подготовлен слабо. Зато благодаря такой характеристике, как «на биваках активен», инструкторы с удовольствием брали меня в свою группу. Дело в том, что молодёжь не умела толком приготовить пищу, а я со своим поварским опытом ублажал инструкторов почти домашней едой. Если другие группы брали, например,  в поход тушёнку, то мы брали со склада только натуральное мясо и свежие овощи. Однажды у меня перед  выходом  врач обнаружил повышенное давление. Несмотря на это инструктор под свою ответственность взял меня на восхождение. Всего я 4 раза был в альп. лагере; побывал на 15 вершинах. Последняя вершина «Пик XIY съезда ВЛКСМ», 3-б категории трудности. Впоследствии  совместно со своими сотрудниками совершали туристические походы по Кавказу и горному Крыму.
     Теперь о спорте. Ещё в школьные годы у меня проявились не плохие спринтерские способности; а институтский преподаватель физкультуры рекомендовал меня в городскую легкоатлетическую школу под руководством знаменитого тренера Алексеева. Там в ленинградском манеже я занимался около года. Это были изнуряющие тренировки. Достаточно сказать, что в результате тренировки терялось несколько литров воды в виде пота. Непосредственно после занятий я выпивал сразу два литра молока. На общегородских соревнованиях 1952 г. по лёгкой атлетике я победил в стометровке и в течение нескольких минут был чемпионом Ленинграда, но мой результат приписали другому. - Так надо, – сказал тренер. Победители должны били ехать на всесоюзные соревнования в Киев – видимо, моё участие в команде Ленинграда кого-то не устраивало. После этого я, конечно, перестал ходить на тренировки. Нет худа без добра, т.к. избавился от такого изнуряющего труда. В нашем альпинистском кругу был Виктор Приходько. Он был и гимнастом, и лёгкоатлетом, и, наконец, альпинистом. Во всех этих видах спорта он принципиально не поднимался выше второго разряда, утверждая, что до второго разряда спорт работает на человека, а выше – человек на спорт. Я считаю, что каждый человек  для своего здоровья в меру должен заниматься спортом, чтобы не атрофировалась мышечная система. К сожалению, большинство населения своё отношение к спорту выражают в виде посещения спортивных арен в лице болельщиков. Я полностью разделяю в этой связи нижеприведенную цитату из книги М. Агеева  «Роман с кокаином»;11;, написанном в 1934 г.: «Достаточно обратить внимание на всё растущую популярность спортсменов, чтобы признать, что уже не просто успех, а уже  истинное обожание этих людей захватывает всё большие круги общества. Об этих людях пишут газеты, их лица фотографируются, - (причём здесь лицо), - появляются в журналах, и, кажется, уже очень немного не достаёт, чтобы люди эти стали национальной гордостью (уже стали – Р. М.). Можно ещё понять, если нация  гордится своими Бетховенами, Вольтерами, Толстыми, (хотя и то, причём здесь нация), - но чтобы нация гордилась тем, что ляжки у Ивана Цибулькина здоровее, чем у Ганса Мюллера, - не кажется ли вам, господа, что подобная гордость свидетельствует не только о силе и здоровье Цибулькина, сколько о немощи и болезни нации. Ведь если Иван Цибулькин имеет успех, - то ясно, что каждый, кто  этому Ивану с таким подозрительным обожанием аплодирует, уже одними своими хлопками всенародно заявляет свою восторженную готовность поменяться своей жизненной ролью с тем, к кому относятся его аплодисменты, и что чем больше таких аплодирующих людей, тем ближе ведёт всё это к повороту в общественном мнении, и тем самым во всей нации, которая выберет своим идеалом и захочет стать Иваном Цибулькиным, единственной и общепризнанной заслугой будут его ужасно здоровые ляжки»    

   Обо всём, что я здесь написал, я делился с близкими и с сотрудниками на работе. Я там даже прослыл чем-то вроде народного знахаря. Некоторые ко мне обращались за советами. Иногда во время еженедельных так называемых политбесед по понедельникам я кратко пересказывал сотрудникам ЦЗЛ (центральная заводская лаборатория) содержание некоторых популярных книг, например таких как «Витамин С и здоровье». Как-то, обнаглев, я даже «лечил» жену ректора медицинского института. Вот как эту историю рассказывает Ира:
     « Работала у нас на кафедре инженер Вера Ивановна жена ректора Запорожского медицинского института (наша заведующая кафедрой Баранцева очень любила принимать на работу «полезных», или как говорил А. Райкин, уважаемых людей или их родственников).
      Однажды мы с Ромой довольно поздно возвращались с дачи. Автобусы ходили редко; решили проголосовать проезжающим машинам. Остановился жигулёнок. Оказалось, что в нём ехала Вера Ивановна. Увидев меня, она попросила сидящего за рулём профессора медицинского института остановиться и захватить нас с собой. По дороге разговорились. Вера Ивановна всё время чихала и кашляла. Рома к этому времени увлёкся лечением травами. Он стал давать ей, не зная, что она жена ректора мед института, различные советы как избавиться от недуга; что благосклонно было принято, хотя сидящий за рулём профессор скептически улыбался».

     Всякому ясно, что появление любой болезни   легче  предупредить, чем впоследствии её вылечить. Вот моя ежедневная профилактика (в скобках предполагаемое заболевание или полезное действие):
-     Добавляю в пищу проросшую пшеницу (большое количество витаминов).
- Голодаю один раз в неделю ;6; (отдых всего организма).
- Массаж головы по утрам (болезнь Паркинсона; шум в ушах; улучшение слуха).
- Зубок чеснока во время обеда плюс сельдерей в любом виде (бронхит, подагра).
- Ежедневные пробежки + 7 упражнений с последующим купанием. Перед бегом чайная ложка мёда с водой (укрепление сердца и всего организма, гимнастика сосудов).
- При питании побольше овощей и фруктов, поменьше мясного. Обязательно
     ежедневно творог (хрупкость костей).
- Перед сном глоток настойки чистотела (простата, профилактика рака).
- Как огня остерегаюсь от приёма любых лекарств, особенно новомодных (без комментарий).
- Смазываю веки глаз мочой (рассосалось кровоизлияние; менее устают глаза при длительном чтении).

     И, наконец, последнее, но, пожалуй, самое главное. Это состояние нервной системы, или душевное равновесие. Ведь не зря говорят, что все болезни от нервов.
      Существует сравнение, что жизнь как зебра – светлые полосы чередуются с тёмными. Чтобы сохранить душевное равновесие следует стараться пересекать чёрные полосы в поперечном направлении, а по светлым – двигаться вдоль. Стараюсь следовать этому правилу, чему помогают некоторые черты моего характера, а также выработанные с возрастом приёмы и привычки. Итак, по порядку:
1. При стычках с начальством или с подчинёнными-сотрудниками очень помогала многократно повторяемая молитва:
Господи, дай мне душевный покой,
Чтобы принять то, что я не могу изменить.

Господи, дай мне мужество,
Чтобы изменить то, что я могу.

     И дай мне, Господи, мудрость,
     Чтобы отличить первое от второго.

2. Я совершенно лишён чувства зависти: спокойно, например, еду в троллейбусе, когда мимо проносятся сограждане в мерседесах; бегаю в кроссовках за 300 руб., а не – за 1500 и т.д., и т.п.
Зависть – это страшная сила. Она может даже быть причиной серьёзного заболевания. Приведу пример. Были у меня в подчинении два техника, скажем, Светлана и Мария (имена изменены). Они были одного возраста и одновременно оформили пенсию. Оказалось, что у Марии пенсия на 10 руб. ниже, чем у Светланы. На Марию это так подействовала, что она заболела, буквально почернев лицом, а Светлана стала её смертельным врагом.
3. К вещам отношусь исключительно с точки зрения их функциональных свойств, т.е. по возможности игнорирую моду. Я могу носить одежду годами, и, даже десятилетиями. Конечно, приходиться считаться с мнением близких, и одеваться, как они говорят, прилично. Зато я отвожу душу, когда под внешней одеждой ношу то, что мне нравиться. Так, например, в холодную погоду во время пробежек, я поддеваю под штормовку тёплое шерстяное бельё, которое мы купили ещё в 60-х годах прошлого века в Крыму. Чтобы это бельё окончательно не расползлось, я его подшил к тонкому тренировочному костюму. Другой пример, – мы до сих пор пользуемся немецким спальным гарнитуром, который чисто случайно приобрели в то же время, как и вышеупомянутое бельё. Были у меня на работе сотрудницы, которые каждые 4-5 лет меняли домашнюю обстановку, что в то время было очень не просто – приходилось годами стоять в очереди, периодически ходить отмечаться. А мы это время тратили на походы и еженедельные ночёвки на острове Хортица.
4. Не малую роль в настроении играет характер жилищных условий. Ничто так не разъединяет людей, как коммунальная квартира. До отъезда в Запорожье после окончания института мы с мамой жили в коммуналке. Нельзя сказать, что мы  враждовали с соседями, но и дружны особенно не были. В любом случае меня  коммуналка не волновала – мальчишкой я всё время болтался на улице, а когда работал и одновременно учился в вечерней школе домой приходил только ночевать; тоже было во время учёбы в институте. В отличие от моих сокурсников и коллег,  в Запорожье нам не пришлось жить в коммуналках – сначала в течение около 2-х лет мы жили у ириных родителей, затем в отдельной квартире, построенной заводом с участием жильцов хоз. способом. Эта квартира была на Павло-Кичкасе в отдалённом не престижном районе города, что нас совершенно не волновало. Когда меня спрашивали, как вы можете жить в этом почти тогда сельском районе, я отвечал, что по сравнению с Ленинградом не вижу большой разницы между так называемым центром и Павло-Кичкасом.
5. Философски отношусь к возникающим с возрастом новых болячек – ведь старость это единственный способ прожить дольше.
6. Не считаю нас бедными, т.е. довольствуемся тем, что у нас есть. Ведь бедные это те, которым всего недостаёт. Так что бедным может быть и миллионер, а богатым – пенсионер. Короче, как учили древние египетские и греческие мудрецы, ничего не должно быть слишком, во всём следует соблюдать меру.
7. Когда чем-то не доволен и чего-то мало сравниваю с тем, как было раньше. Вспоминаю время войны, когда рады били лишнему куску хлеба, когда ходил в лаптях, когда во время эвакуации жили в одной избе с хозяевами и спали на русской печке, где вместо простыней было рядно, когда вместо электричества жгли керосиновую лампу.
8. Мне повезло, что у меня была интересная творческая работа, когда, занимаясь исследованиями, удовлетворяешь любопытство за счёт государства.
9. С детских лет мне было присуще чувство неполноценности. Поэтому некоторые важные события в жизни приносили огромное моральное удовлетворение. Вот они:
- взаимная любовь;
- рождение дочери;
- переезд в построенную собственными руками (хоз. способом) квартиру;
- рождение внука;
- восхождение на первую вершину;
- выход в свет моей совместно с Г. Буряковским книги.
10. Немаловажное значение имеет общение с друзьями, хотя в последнее время – только по электронной почте; а самое главное – это погода в доме, т.е.
                СЕМЬЯ

  На традиционный вопрос: «Как здоровье?»
  Я неизменно отвечаю: «Соответственно возрасту».

Литература
1. Справочник фельдшера, под редакцией А.Н. Шабанова, Москва, Медицина»,  1975.
2. Д. Йорданов и др. Фитотерапия, «Медицина и физкультура», София, 1972.
3. Г. Гилмор, Бег ради жизни, «ФиЗ», Москва, 1973.
4. Л. Полинг, Витамин С и здоровье, «Наука», 1975.
5. Н.Г. Ковалёва, Лечение растениями, Медицина, Москва, 1972г.
6. Поль С. Брэгг, Нервная сила. Чудо голодания, МНПП, «Праст», 1990
7. Лекарственные растения Украины, Справочник, Киев, «Урожай», 1972
8. Генрих Ужегов, Травник, Ростов-на-Дону, «Проф-Пресс», 1998
9. Адель Дэвис, Чувствуй себя хорошо (Лечение правильным питанием),
Москва, «Гранд», 1998
10. А.Я. Губергриц, Ю.В. Линевский, Лечебное питание, Киев, «Вища школа»,
1985.
11. М Агеев, Роман с кокаином, М. Художественная литература, 1990



Приложение (комментарий Макса):
Вспоминая Запорожье…
Когда я работал в Институте Титана, то каждую неделю хоронил людей с онкологической патологией…
Вообще СССР было идеально продуманным государством, т.е. в 50 лет сталевар уходил на пенсию и потом из-за онкологических заболеваний умирал обычно за считанные месяцы, причем рак в СССР никогда не мог быть квалифицирован как проф. заболевание…
Запорожье насыщено предприятиями с высочайшей эмиссией ультрадисперсных частиц вреднейших элементов таблицы Менделеева и их соединений. Вообще-то любое вещество в ультра дисперсной форме способно вызвать онкологические заболевания в любом органе человека (не только легкие поражаются, т.е. ультрадисперсные частицы с током крови разносятся по всему организму). Эти же частицы могут вызывать аллергические отеки в любом органе и т.д.
В современном мире все большее количество исследователей склоняется к тому, что не адекватный ответ иммунной системы (аллергия переходящая, например, в астму…) на внешние раздражители может вызываться ростом молодого организма в избыточно стерильных условиях…
Так что тезис о наследственности лучше воспринимать как о наследственной предрасположенности, может быть… Слишком много факторов в окружающем нас мире могущих вызвать аллергии, рак и т.д. Но конечно очень трудно оспорить тезис о благотворном воздействии чеснока на организм человека. Ходят слухи, что эта трава оказывает радикальное действие даже на вампиров, т.е. убивает этих не убиваемых существ.
Max.
                2009 год.  Город Новороссийск


    P.S.  Сейчас 2007 год. (Мне  87-й). Было бы большим преувеличением сказать, что я стал здоровее – подтягиваюсь на перекладине уже не 10, а только 3 раза. Как говорит один мой приятель: с каждым годом я обнаруживаю в своём теле какой–то новый орган.  В этот раз оказался позвоночник.  Вы будете смеяться, но я радуюсь этому заболеванию. Дело вот в чём  Я стал ощущать периодически резкую боль в ноге – все симптомы заболевания сосудов. Изменив своему правилу, я всё-таки нашёл хорошего  ангиохирурга  (врач по артериям и венам). Кстати, в настоящее время благодаря свободному предпринимательству и интернету легко найти  стоящего специалиста. Так вот, после тщательного осмотра этот врач со 100% уверенностью убедил меня, что у меня для моего возраста очень хорошие сосуды, и что моё заболевание относится к области неврологии, и я должен радоваться этому, т.к. заболевание сосудистой системы намного опаснее. Его предположение полностью подтвердилось: очень хороший невролог быстро нашла у меня  остеохондроз  позвоночника и за две недели при помощи таблеток освободила меня от очень сильных болей.


Рецензии
Роман, хорошая молитва, в вообще отношение к жизни!А что делать с бессоницей? Как быть? Очень восприимчивая психика, впечатлительность, в дестве сгрызала ногти, волнуясь, что вызовут к доске. До сих пор снится школа и я бось, что меня сейчас спросят.
Знакомые пьют таблетки "Вечерние", говорят, помогает.
Может, надо Библию читать, псалмы, друзья-христиане шутят, говорят, не можешь уснуть? возьми почитай Библию, сразу захочешь спать)))
С уважением, Веро

Вероника Киреева   26.03.2011 15:59     Заявить о нарушении
Вероша, когда я не могу заснуть, читаю в постели какую-нибудь книгу, пока она не выпадет у меня из рук. Таблетки, особенно снотворное, никогда не принимал и Вам не советую. Самое страшное - это принимать телевизор перед сном. Главное, не принимать близко к сердцу; Вам только кажется, что у Вас бессоница.
Будьте здоровы и радуйте читателей своими шедервами.

Рома Мининзон   26.03.2011 19:18   Заявить о нарушении
Телевизор - самое то снотворное! Только начал смотреть - засыпаю!Жена выключает - просыпаюсь, зачем будишь!?
П.С. А серьёзно! Когда сложно уснуть, регулировка задержкой дыхания на вдохе и выдохе,до максимума, как У Бутейко..Где то через десяток вдохов-выдохов засыпаешь...

Петро Март Нчук   23.11.2017 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.