Когда же в России учтут уроки двух мировых войн?

               
К 1914 году в России было построено 32 аэроплана типа «Илья Муромец». Кстати, ни в одной стране мира не было самолетов такой грузоподъемности и дальности полета.  В 1914 году  в США  Гленн Хаммонд Кертисс сконструировал двухмоторный гидросамолет, который поднимал вдвое меньший груз, чем «Илья Муромец». Это к вопросу о технической отсталости научных разработок царской России.  К августу 1914 года русская армия располагала 244 самолетами «Илья Муромец».  Кроме того, на вооружении русской армии были самолеты Ньюпор-IV и Фарман-XVI с моторами «Гном» мощностью 70-80 л.с., которые считались в то время уже устаревшими. И только к началу Первой Мировой войны русские заводы приступили к выпуску более современных моделей самолетов - бипланов Фарман-XVI и Фарман-XX, монопланов Ньюпор-IV и Депердюссен.

В результате уже к 5 октября 1914 года, т.е. через три месяца после начала войны, авиационные отряды, входившие в состав III, IV, V, VIII и IX армий, из 99 самолетов, находившихся у них на вооружении, потеряли в результате аварий 91 самолет. (ЦГВИА, ф. 453, д. 2067, л. 83, 1914 г. Доклад главнокомандующему армиями Юго-Западного Фронта).  Дело в том, что руководители русского военного ведомства (Уточнить название) считали, что в предстоящей войне авиация наряду с конницей будет в основном использоваться только для ближней разведки.

Поэтому большие средства на развитие военной авиации не выделяли. Это подтверждает и Большая программа развертывания технических войск Генерального Штаба, подготовленная в 1913 году, в которой записано : «… все мероприятия по формированию намеченных пяти авиационных рот будут завершены к 1 апреля 1917 г. » ( «Большая программа по техническим войскам», В. Секретно, составлено начальником Генерального Штаба Смысловским, ЦГВИА, ф. 2000, оп. 3, д. 255, лл. 40-48, 55).  В результате таких установок Генерального штаба к началу войны в 1914 году в русских войсках было всего 6 авиационных рот и 39 авиационных отрядов. Большинство этих отрядов было оснащено устаревшими Ньюпорами. Для сравнения: в Германии к началу Первой Мировой войны было около двух тысяч самолетов.

В конце 1930-х в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество различных самолетов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%  по сравнению с 1939 г.  В результате, в июне 1941 года авиационная производственная база СССР была в полтора раза больше немецкой.

До сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на момент начала войны. Известно, что общее количество боевых самолетов составляло 17500-20000, из них на западной границе находился 9261 самолет. Так, например, Г.К. Жуков писал в своей книге  "Воспоминания и размышления": "По уточненным архивным данным с 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила от промышленности 17745 боевых самолетов». Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребители, 41,2% - бомбардировщики, 3,2% - самолеты-разведчики и 0,2% - штурмовики. Около 80% всех самолетов относились к более старым типам (И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5). В 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей.  К 1 января 1942 года на вооружении ВВС РККА состояло 12000 самолетов, из них 5400 боевых.  На 31 декабря 1941 года боевые потери ВВС РККА составили 21 200 самолетов. Можно сказать, что все самолеты, выпущенные с 1939 по 1941 год, были уничтожены немцами.

Сравнивая результаты Первой Мировой войны и Великой Отечественной войны, можно заметить очень интересное совпадение. Царская Россия не считала важным развитие военной авиации в России, поэтому и затрачивала на производство самолетов сравнительно небольшие средства из бюджета. В результате почти вся российская авиация была уничтожена в первые месяцы войны. С другой стороны, СССР понимал важную роль военной авиации в предстоящих войнах и тратил на её  создание около 40 % военного бюджета. Но результат, как и в Первой Мировой войне, был такой же: почти полное уничтожение всех боевых самолетов через несколько месяцев после начала войны.

Случайно ли это совпадение? Вероятно, нет.  Дело в том, что и при Николае II, и при И. Сталине слишком много внимания уделялось копированию западных технологий, чтобы быстрее освоить выпуск продукции и получить в первом случае крупные денежные вознаграждения, а во втором - награды и почет. В результате выпускали уже устаревшие и, главное, ненадежные самолеты. Более того, интереснейшие идеи русских изобретателей часто не принимали на рассмотрение, а использовали исключительно западные. 

Приведу пример.  В 1912 году Г.Е. Котельников изобрел парашют. Он мало отличался от современного. Однако царское правительство приобрело 100  французских парашютов Жюкмеса. Их исследовали в лаборатории Б.И. Россинского и дали следующее заключение: «Жюкмесовский парашют гораздо хуже Котельниковского и опаснее его.» (Труды «летучей лаборатории», М, 1918 г. стр. 30)
Когда же в России учтут уроки двух мировых войн и начнут всемерно поддерживать отечественных изобретателей?

Литература:
 (В.С. Шумихин "Советская военная авиация 1917-1941").


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.