Интервью с Э. Шклярским - Пикник-2010

Гастрольный тур «Пикника» 2010 года спрессован  до предела, что наверняка вызывает зависть у многих наших рок-музыкантов. Вот и в Смоленск группа прибыла из Калуги лишь к обеду, а в 18-30 уже должен был состояться очередной концерт. Но для старого знакомого Эдмунд Шклярский все-таки нашел 25 минут перед самым выходом на сцену.

- Эдмунд, говоря словами твоей песни, «не в опере венской, а в клубе смоленском» мы с тобой встречаемся. Наконец-то, Смоленск появился в твоих текстах. Кстати, Борис Гребенщиков тоже написал песню, в которой упомянул Смоленск. Правда, немного с другим акцентом: «На всей Смоленщине нет кокаина…»
В нашем городе ты был уже около 10 раз. Первый – в 1985 году, как раз на этой площадке. Чем сегодняшняя программа отличается от предыдущих?
- Во-первых, она называется иначе – «Театр абсурда», поэтому мы все затачивали под те песни, которые звучат впервые. Появился еще один инструмент, который крепится у барышни на голове под названием арфа. Теперь на сцене будет манекен и, в том числе, живой человек, который будет изображать «куклу с человеческим лицом». Мы заменили просветный экран, допотопный уже, светодиодным, что меняет немного картинку, вживляет ее в контекст. Это не смотрится каким-то инородным механизмом…

- Программа составлена на основе альбома «Театр абсурда», я так понимаю?
- Да, мы играем песни альбома вперемешку с предыдущими песнями, чтобы сразу не пугать зрителя. (Отмечу, что в концерте очень хорошо прозвучали песни: «Театр абсурда», «Кукла с человеческим лицом» и в новой версии «Говорит и показывает» - примечание С.Г.)

- И много песен звучит из последнего альбома?
- 7 песен из 11. Некоторые мы хотели бы сыграть, но они не входят в контекст. Например, «Русы косы, ноги босы», которая просто по темпу ритма в эту программу не вошла.

- Я прочитал в интернете, что вы впервые играете попурри из своих песен…
- Да, в заключительном блоке.

- Откуда эта идея пришла?
- Я уже и не помню. Мы ходили на концерты того же Блэкмора, который играл попурри своих песен. И до Блэкмора мы где-то встречали подобное, но у него на концерте это очень многих обрадовало, так как не все были готовы к новой программе. Как только заиграл в попурри «Smoke on the water» - сразу другая атмосфера (улыбается).

- Будете играть попурри из своих хитов?
- Не то, чтобы хитов. Мы подгоняли песни больше по смыслу, чтобы один текст переходил в другой и так далее. То есть в основе лежала текстовая нагрузка.

- Из последнего альбома мне, как и многим другим, очень нравится лирическая песня «Фетиш». Там чудный текст:
                ...  Как дурманящий душу яд,
                Как на свежую рану йод.
                То сокровище для меня,
                Что когда-то касалось ее...
 Какова история создания песни?
- Все песни проходят определенный временной период. Эта песня появилась сначала в виде нескольких слов. Само слово «фетиш» несет в себе большую смысловую нагрузку, причем каждым трактуется по-своему. Первый куплет уже давно где-то в закромах был и вот сейчас он пришелся ко двору. Мелодия тоже была, но ее нужно было усовершенствовать…

- Какие песни из альбома «Театр абсурда» вызывают сейчас наибольший отклик в зале? Чисто внешне.
- Бывает так, что играешь какую-нибудь новую песню и хочешь побыстрее ее закончить, потому что она «не катит», не вписывается. А здесь у нас нет такой песни, чтобы ее хотелось выкинуть. Многое еще зависит от того, дошла информация или нет, прослушали зрители альбом или нет. Многие песни некоторые зрители услышат в первый раз, и их реакция будет соответствующая. Но в целом отношение положительное, провалов не было. «Кукла с человеческим лицом» тоже хорошо принимается, она наиболее узнаваема. К тому же там еще видеоряд идет, она сценически обыгрывается.

- Новый альбом не за горами?
- Следующий год будет проходить не под эгидой нового альбома, а под эгидой 30-летия группы. Будет тур, так что опять жди в гости.

- Мне уже сказали, что и дата определена – 6 декабря следующего года. Поздравляю. Когда у музыканта на год вперед расписаны концерты – это многое значит. Ты, наверное, об этом мечтал когда-то?
- Посмотри, что творится в мире! Без каких-либо параллелей. Уотерс, например, дает 6 концертов стадионных, и они еще добавляются. В маленькой Финляндии билеты раскуплены уже на два его концерта. Есть куда стремиться (смеется).

- То есть, нового альбома нам пока не ждать?
- Сейчас такой промежуточный момент. Когда мы на «Нашествии» пели песню «Любо, братцы, любо», то пересеклись с Кипеловым. У нас родилась мысль записать некоторые песни вместе. Это народные песни, военные. Моих песен там не будет. Может быть, мы еще кого-нибудь привлечем, потому что хотелось, чтобы был еще и женский вокал. Все это попытаемся оформить в таком полуаккустическом формате и выпустить. Но не буду пока об этом говорить.

- На сайте www.piknik.info не стало раздела «Форум», и общение слушателей, я так понимаю, перешло на сайт www.qazimodo.ru?
- Там общение немного другое. Есть же много параллельных, так сказать, неофициальных форумов, как и каких-то фан-клубов. Вообще, сам исполнитель не должен создавать собственных форумов или чего-то подобного. Они должны возникать стихийно.

- А ты интересуешься форумами? Следишь за их развитием?
- Нет. Меня жизнь интернета, если это не касается сайта www.qazimodo.ru, где я выкладываю какие-то вещи и отвечаю на вопросы, интересует сугубо в качестве информации. Мы, например, искали одежду для концерта, в итоге, в Англии заказывали. Экраны заказывали за границей.
У интернета ведь есть и другая сторона, которая наносит большой вред. Человек туда полностью погружается и думает, что он там что-то увидит. На сайте www.qazimodo.ru общение строится по принципу вопрос-ответ. Иногда, правда, встречаются вещи, которых я не знал. Например, вчера мы были в Калуге на родине Циолковского, где я узнал, что Циолковский помимо своих космических идей предлагал как-то разбираться с несовершенными людьми. Мне это было удивительно. Он сам был не от мира сего. Бабушка одного знакомого рассказывала, что Циолковский представлял из себя зрелище достаточно экзотическое. А тут такие идеи…

- Прочитал в интернете - «В зале собрались бывшие комсомольцы» - намек на то, что большинству твоих зрителей за 40 лет. А где вообще ты чувствуешь наибольший отклик, поддержку? Наверное, в Москве или Питере?
- Нет. Москвой и Питером ничего не ограничивается. Знаешь, раньше некоторые города Сибири были такими «замороженными».Или, например, Оренбург, Киров. Там информации о наших песнях явно не хватало, зрители до концерта мало что слышали из нашего творчества. Тем не менее, такие концерты были. Сейчас большой разницы между городами нет.

- В Москве и Питере ты выступаешь перед огромными залами, поэтому я их и отметил. В Питере ты выступаешь в «Октябрьском», в Москве – в Театре Эстрады, где собираются, наверное, твои истинные фанаты…
- Слово «истинный фанат» меня настораживает. Понимаешь, это как «я Вас люблю, а что взамен?» Был такой мультфильм «Василек» и в нем был бегемот, который говорил, что я твой «самый большой друг». А когда случилась беда, то ему помогали мышки и букашки, а «самый большой друг» сбежал. Поэтому и с «самым большим фанатом» возникают подобные ассоциации. Тебе говорят: «Я потратил лучшие годы своей жизни на прослушивание Вашей музыки!». А что взамен? «Верните мне молодость», - как минимум.
Мне сложно выделить отдельный город, где меня лучше принимают. Я могу сказать в какой город мы точно не поедем. В Уфу мы уже несколько лет не ездим. Там разные причины. В Тольятти мы не поедем, потому что рядом Самара, куда люди приезжают на наш концерт.

- Мы с тобой разговариваем в дни очередного матча Лиги чемпионов по футболу и в дни, когда питерский «Зенит» стал чемпионом России. Тебя эти факты как-нибудь волнуют?
- Из чувства патриотизма я, конечно, должен сказать, что да. Но на самом деле – не очень. Я всегда с интересом смотрел только мировые чемпионаты. Не европейские, а именно мировые, когда собираются не варяги, не деньги, а когда есть определенная национальная идея, то есть, народ борется за честь своей страны. Тогда мне интересно. А не когда наберут «лучших по профессии».

- Ты сам играл в футбол? Кем?
- Конечно! Это была любимая игра. На воротах, конечно, никто не любит стоять, поэтому, по возможности, бегал где-то на подхвате.

- Как относишься к приступам фанатизма в связи с победой «Зенита»?
- Понимаешь, специфика гастролей в том, что многие вещи проходят мимо тебя. Ты приезжаешь, а все уже прошло. «Фанатство» - вообще вещь агрессивная и нездоровая , особенно в музыке. Себя я не могу назвать фанатом кого-то. Мне нравится кто-то, я в жизни опираюсь на какие-то музыкальные примеры, но это не значит, что  надо безумствовать. Я думаю, Фон Мекк не была фанаткой Чайковского, там в основе были какие-то другие ценности. А «эффект толпы» мало привлекательное зрелище.

- Чехов писал, что счастье – в одиночестве, Пушкин отмечал, что «на свете счастья нет, а есть покой и воля». Что ты вкладываешь в это понятие?
- Ну ты скажешь! Любое изречение страдает, поэтому, что бы я ни сказал, это будет не совсем правда. Это ощущение счастья может продлиться мгновение и не быть связанным ни с какими реалиями. Человек живет не в безвоздушном пространстве, он не может всему радоваться, если он вменяем. Он живет и видит, что происходит. Как говорится, «нет правды на земле, нет ее и выше». Это ощущение никуда не девается, поэтому ты не можешь прибывать в какой-то эйфории. Счастье – это мгновение, которое возникло не из ничего и в никуда уйдет. Оно не связано с чем-то конкретным.

- Твой земляк Борис Гребенщиков как-то сказал, что ни в каких выборах не участвует, так как это «бессмысленное дело», хотя бы потому, что он не верит в любую информацию о кандидатах, считая ее подложной. Как ты относишься к выборам?
- Смотря какие выборы. На выборы губернатора я хожу, потому что были кандидаты, которые мне не симпатичны, и те, кто мне нравились. Матвиенко, например, мне нравится. Не знаю почему (смеется). Так или иначе, она лучше, чем предыдущий. На президентские выборы я тоже, конечно, пойду. Я еще помню, что в детстве поход на выборы  был сродни с какому-то развлечением.  Так или иначе, почему бы не сходить? Я не думаю, что стоит становится в какую-то позу и лишать себя этого развлечения.

- Сейчас много говорят о деньгах. Деньги, деньги... Все можно купить, продать. Что для тебя значат деньги? Какое приложение для них ты считаешь наиболее целесообразным, в том числе для себя? Изменилось ли отношение к деньгам с возрастом?
- Я помню картинку в журнале, когда в Камбодже решили по-восточному революционным путем избавиться от денег. Они просто взорвали банки и было видно, как эти деньги летят. Как это закончилось, мы знаем. Раз этот механизм существует, то никуда мы от него не денемся. Он регулирует нашу жизнь. Неважно, что мы под ним понимаем: какие-то бумажки или злато с серебром, - все равно это какой-то неотъемлемый механизм нашей жизни, от которого мы никуда не денемся. Он регулирует какие-то этические нормы. Ты же меня не спросил, как я отношусь, например, к помойкам, которые валяются на улицах, или к снегу.

- Но ведь «люди гибнут за металл». Нельзя же из денег делать фетиш?
- Фетишем вообще ничего нельзя делать. С собой ты деньги на тот свет не заберешь. Еще Ганди говорил, что не должно быть богатства без труда. Понятно, когда Майкл Джексон или Билл Гейтс своим горбом зарабатывают миллионы, или когда, мы знаем многочисленные примеры, деньги нажиты нечестным трудом. Деньги деньгам рознь.
По поводу трат, все измеряется временем и моментом. Во время войны, какие-то накопления превращались в ничто, потому что за буханку хлеба можно было все отдать. Повторю еще раз чужое изречение: «У каждого поколения должна быть своя война», должна быть своя переоценка ценностей. Также и у каждого человека.

- В этом году отмечается юбилей Джона Леннона: 70 лет со дня рождения и 30 лет со дня смерти. Как ты относишься к этим событиям? Событие ли это для тебя?
- Джон Леннон – это конечно событие! Как ни крути. По телевизору прошла информация, что хотят сделать концерт с 3D изображениями. Что-то подобное, в более простом варианте, несколько лет назад было с Элвисом Пресли. Там был концерт на экране и были музыканты, которые с ним играли. Для меня «Битлз» - это начало пути музыкального. Леннона я из коллектива не выделял. Визуально, по фотографиям мне нравился Маккартни, и казалось, что поет все он. Потом оказалось, что практически все песни, которые мне нравятся, поет Леннон. Потом, когда они были одни, мне больше нравился Харрисон.

- Многие очень ревностно относятся к жене Леннона Йоко Оно. Для тебя кто она? Плюс она или минус?
- Женщина в коллективе(изначально мужском) – это вообще не приемлемо. Думаю, то, что она влезла в мужской коллектив, ничего хорошего коллективу не принесло. Это начало конца.

- Интересно, с кем из музыкантов прошлого и настоящего ты мечтал бы встретиться и, возможно, помузицировать?
- Это слишком умозрительный вопрос, я их не рассматриваю. Раньше у меня были бы вопросы чисто технического характера, но теперь-то я знаю, как все это играется. Как человек мне интересен Джимми Хендрикс. О нем много разного говорят, я хотел бы узнать правду.

- Продолжая тему прошлых интервью. Ты по-прежнему уверен, что мировой апокалипсис все ближе?
- Судя по тому, что творится – должен быть потоп или что-то схожее. Никаких оптимистических прогнозов я тебе дать не могу.




декабрь 2010г.


интервью со Шклярским - 2011 - http://www.proza.ru/2011/12/13/1094 

Книга "15 интервью с Э.Шклярским" на сайте avito.


Рецензии
Ах, какая у Вас картинка на главной странице! И на этой тоже ))Я предвкушаю выход их нового альбома и ноябрьский концерт. Осень не люблю (как вы уже поняли, вероятно), но жду ее, жду!!! Приду к Вам "подзарядиться" - интервью перечитаю)) Сергей, Вы уже песню "Декаданс" слушали?

Ю-Ля-Ля   31.08.2012 21:11     Заявить о нарушении
Да,на аватаре Эдмунд (а не я, как кто-то подумал)).
"Декаданс" послушал.Меня чуть смущает неоригинальность аранжировки.
Приятно,что многие читают мои беседы с лидером "Пикника".
спасибо за отклик!

Сергей Горцев   31.08.2012 21:50   Заявить о нарушении
А меня у Пикника уже ничего не смущает. Неоригинальность через 30 лет творчества - думаю, теперь Шклярский уже может себе это позволить! :))
За эти интервью вам большое спасибо, Сергей.

Ю-Ля-Ля   31.08.2012 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.