Происхождение названия синие камни

В юго-восточной части Екатеринбурга есть микрорайон «Синие камни». Раньше так назывался посёлок, находившийся на этом месте. Посёлок вошёл в черту города, исчез, но название осталось. Но почему так назывался этот посёлок, никто не знает. В полукилометре от Синих камней находятся Шарташские Каменные палатки, Слово Шарташ  в туристических справочниках и краеведческих изданиях обычно объясняют происхождением из башкирского - «желтый камень». «Желтый» в тюркских языках звучит как «сар», но «с» легко переходит в «ш» особенно, когда название переходит от носителя одного языка к носителю совсем другого.
В книге известного екатеринбургского лингвиста, основателя российской топонимики (науки изучающей историю географических названий), члена-корреспондента РАН Александра Константиновича Матвеева «Ономатология» есть очерк об исследованиях Топонимической экспедиции Уральского Госуниверситета в зону так называемого «Русского севера» (на Вологодчину).  Путешествуя по старинным селам и деревням, спрашивая местных жителей о местных географических названиях, участники экспедиции обнаружили, что на Русском Севере есть топонимические зоны, где встречаются названия с неславянскими формантами, и эти форманты повторяют топонимический почерк так называемых «исторических земель меря». Финно-угорское племя меря жило в самом центре е европейской части России в знаковых для русских местах, занимая территории нынешних Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Московской и Костромской областей. Об этом  племени говорят русские летописи,  зарубежные исторические источники. На рубеже первого второго тысячелетия меря слилась с восточными славянами. 
Кроме летописных упоминаний сохранились следы языка меря в географических названиях.  Уральская экспедиция, изучающая георафические названия Вологодчины, сравнивала топонимику Русского Севера с топонимикой Исторических Земель Меря и обнаружила множество сходств. Меря либо уже  русские , мигрирующие на север переносили туда и географические названия. Среди таких характерных формантов окончания «бол», «вож», «ингирь», но самым характерным из таких названий-индикаторов  явилось даже не мерянское,  а русское название «Синий камень». Топоним «Синий камень» во множестве встречается на мерянских землях. Экспедиция же УрГУ обнаружила более десятка названий «Синий камень» на севере, за пределами мерянского региона.
Так что «Синий камень» явился характерным для центральной Руси топонимом, и вместе с мигрирующим населением это название  компактным образом перемещалось в другие регионы.
Возможно, когда в 17-18 веках русское население (перемещаясь как раз с территорий северной Руси) колонизовало Средний Урала, место,  где появился населенный пункт Синие Камни, было названо в соответствии с традиций переселенцев именовать географические объектов по-своему.
Не исключено, что изначально Синими камнями на Руси называли гранитные валуны, имеющие у древних людей религиозное значение, на которых помещались пиктограммы и иные важные изображения. Множество таких валунов, устоявшееся и повторяющееся название, сакральная аура, принципиально консервативный характер топонимики, требующий называть объекты в рамках своего географического языка, сохранили топоним «Синие камни», как мы видим, до наших дней. Но относительно  екатеринбургских Синих Камней помимо языковой стороны остается вопрос о вещественной причине появления названия.  Где «камень»?
«Синими камнями» скорее всего первые русские переселенцы называли известные екатеринбуржцам гранитные скалы «Каменные палатки»., находящиеся от посёлка Синие Камни на расстоянии в полкилометра. Но с «Каменными палатками» придётся ещё  разобраться.
Во-первых, правильно, конечно, не палатки, а «полатки». Стопки каменных плит получили своё названия не от туристического тента, а от уральского диалектного слова «полати», которое мы всё ещё активно используем либо помним, и которое имеет значение «полка». Этимология же название «Шарташ» в действительности имеет не одну, а две версии  происхождения, допускаемые экспертами. Первая версия («шар» - «желтый», «таш» - камень») как раз и затемнила смысл названия Синие Камни (если Каменные палатки – «желтый камень», то «синий камень» сюда не относится).  Вторая версия «шарташа» - «болотный камень» (в башкирском «шар» - болото). Может быть, настало время согласиться со второй версией. Каменные палатки, строго говоря, совсем и не желтые, а серо-голубоватые, а вот болот вокруг Шарташа как раз до сих пор очень много. 
Древние угорские народы Урала (например, манси), хотя это может показаться странным, поклонялись свои богам в глубине болотистой местности. Болотистость и труднопроходимость служила защитой для святынь, оберегала их от поругания чужаков..  Эта болотистость помогла, например, Шигирским идолам пролежать в болоте 10 тысяч лет (!) и сохраниться (от воды лиственница не гниёт, а дубеет).
Итак,  «Синие камни» – это «Каменные полати». Допускаем, что башкиры называют их «Болотным камнем» (шарташ), но, очевидно, что всё-таки Шарташом называют не скалы, возле которых Яков Михайлович проводил свои семинары по «Капиталу» Карла Маркса, а именно озера, даже два (ещё есть Малый Шарташ). Современная структура названия такая же: к названию Каменные Палатки добавляется Шарташские, сопрягая название скал с названием озера. Тема для раздумий.
Окрестности Екатеринбурга, включая и озеро Шарташ, находятся в зоне не только тюркской топонимики, но это зона более глубокого финноугорского субстрата. На языке коми, хантов, венгров, пришедших к берегам Дуная с Урала,  термин «озеро» в разных, но схожих вариантах называется «то», «туй», «ты», «ту», «тув». Хорошо известные нам озера Таватуй, Балтым, Шиты, Вишты, а также Исет-ское, и Аят-ское озера  содержат такой формант («Т» + гласный). Настоящие названия, конечно, прошли фонетическую обработку через татарские диалекты и русский язык, но, тем не менее, кучность сохранения этого финно-угорского термина озера («туй/тым/ты») свидетельствует в пользу гипотезы, что названия этих озера восходят к какому-то финно-угорскому языку. Особенно показательно название «Балтым», ведь в Венгрии есть знаменитое озеро «Балатон».
Финно-угорские языки объединяются в семью благодаря существенному сходству, которое имеет причиной происхождение от одного общего языка. Часто такой финно-угорский праязык называют «протомадьярским». Для науки очень существенной является задача обнаружения в топонимике протомадьярского субстрата, ведь его обнаружение означает обнаружение прародины финно-угров. 
В Российской федерации многие финно-угорские народы имеют свои «титульные» области, свои столицы (Ханты-Мансийск, Ижевск, Кудымкар, Сыктывкар, Йошкар-ола, Саранск, Петрозаводск), такие финно-угорские народности как вепсы и лопари –малочисленны и не имеют своих «субъектных» областей. Три финно-угорских народа расположены и имеют свою государственность за пределами России (Финляндия, Эстония, Венгрия). Так что, если мы попытаемся реконструировать названия озер вокруг Екатеринбурга: Бал-тон, Виш-тон, Ши-тон, Тава-тон, Ая-тон, Исе-тон, Шер-тон ( на языке коми-пермяков «шерты» означает «озеро с ручьём, озеро с истоком, с протокой», а для Шарташа действительно характерным  является сопутствие ему гидронимом Исток – так называется протока, некогда соединявшая Шартан ш с Исетью, башкирское огласовка «Шарташ» легла на возможное древнее финно-угорское название «Шерты»), то наш край станет «прародиной» всех вышеперечисленных народов. В Свердловской области есть во множестве и другие следы финноугров (названия Пышма, Сысерть, Бисерть, Нейва, Тагил и т.д.). Эти следы могут стать замечательным  концептом для въездных туристических проектов. 
«Синие камни» - название, пришедшее с Костромского края, являющееся индикатором древнего народа меря, который, соприкасаясь с населением  славянских городов центральной Руси, перешёл на язык восточных славян во времена возникновения государства Русь. Мы любим поговорку об «Иванах, непомнящих родства», но если постараться скрупулёзно отследить наше родство, то мы обнаружим, что наши древние предки на берегах озера Неро не были собственно «иванами». Предки русского этноса были отчасти финноуграми, а лишь отчасти славянами. Наш язык – бесспорно славянский. Но хозяйственный быт русских также бесспорно отличается от быта других славянских народов (гусли, лапти, избы, терема, баньки, туеса, лукошки, валенки, лыжи, салазки - всё это предметы быта финно-угорских народов, и даже знаменитые русские «пельмени» переводится с языка коми как «солёный хлеб»).
               Если мы сумеем быть последовательными и поймём, что приход русских на Урал был приходом обрусевших западных финноугров на одну (первую) из своих прародин, то такое понимание увеличит масштабы въездного туризма в разы.
               Чтобы это понимание имело наглядную форму, нами предложен проект памятника «протомадьярам, древнейшим жителям Урала».  Он может быть расположен и на Синих Камнях, и в Посёлке Шарташ, и на берегу рек Исеть, Нейва, Тагил, на берегу озер Таватуй, Балтым, Исетское, Аятское, в Пышме, в Среднеуральске и так далее…
Александр Блок писал в своём стихотворении «Скифы»: «Все, все идите на Урал!..». Сейчас такое время, когда нам как раз нужны инвестиции, партнеры, туристы, интригующий имидж территории. Но как  сделать так, чтобы призыв Блока реализовывался? 

                ________
А.К Матвеев. Ономатология. Отделение ист.-филол. Наук РАН. – М.: Наука, 2006.


ЗДЕСЬ ЧИТАТЬ ПРО ТЕМУ:
http://www.proza.ru/2010/11/16/579

ИЛИ ЕЩЁ:
http://www.proza.ru/2010/11/16/558


Рецензии
Здравствуйте. Сегодня прочел у вас про синие камни. Синие камни, это аметисты видимо. Судя по всему меря фиолетовые камни находили в этом месте.
Так как друза аметистов снаружи булыжник булыжником, то местные жители пятьсот лет назад им особого значения не придавали. Возможно на скалах валялись аметисты из расколотых камней. Возможно шаманы использовали их в своих делах. Хотя возможно что были и голубые топазы в речке или сапфиры.
Самоцветная полоса должна затрагивать этот участок.
Опять же в определенном месте неширокой полосой вдоль дороги есть сильный выход неизвестного излучения. Аметисты тому доказательство. В районе так называемых полаток, там же золотой камень,были выходы расплавов золота. Ямы старателей К настоящему времени поверхностные иссякли, нижние явно затопит водой, подземной не то рекой не то ключами. Потому и не углублялись. Следующие это Калиновский разрезы. Так же выходы золота. К настоящему времени иссякли.
На полатках та же энергетика. Возможно купол и древний храм, после на вершине капище одичавших шаманов. Должно быть разрушен либо полностью скрыт под слоем земли и воды.

Тапкин -Лейкин   17.12.2021 13:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.