Distentio animi
Distentio animi - так Августин называет явление, переводимое как растяжение, распростирание души. Гениальное по простоте наблюдение легло в основу приведенной мысли: мелодия воспринимается как единое целое, хотя все звуки, кроме последнего, уже стихли и находятся в прошлом. Единственно, где все звуки могли бы находиться вместе – наш ум – воображение – душа.
Известны слова Георгия Свиридова, помнившего наизусть все свои произведения: «память – первое свойство гения». В последних исследованиях как главная характеристика времен предлагается такая: настоящее отличается от прошлого максимальным количеством свойств и отношений, которые мы можем назвать и перечислить. Попросту говоря, мы можем больше и подробнее сказать о сегодня, нежели о вчера, о вчера – больше, чем о позавчера и т.д.
***
Если объект во времени приближается к настоящему или становится настоящим, его насыщенность предикатами (свойствами и отношениями) возрастает. В момент настоящего – до наибольшего значения. В дальнейшем, по мере ухода в прошлое, происходит только безвозвратная утрата ранее имевшихся предикатов.
Прошлое меняется, поскольку следы однажды бывшего постепенно, с каждым тактом времени, теряются, исчезают. Если же следы исчезли полностью, то полностью растворилось во времени и событие.
(А.М.Анисов. Свойства времени)
Но ведь чем лучше память, тем медленнее теряются эти следы бывшего. Иными словами, Свиридова можно перефразировать так: первое свойство гениев – способность жить во всех прошедших временах сразу (пусть и с разной мерой отчетливости).
( Быть может, сцепленным с ним является в известном смысле обратное свойство Моцарта: внутренним слухом он воспринимал всю свою симфонию целиком в один момент времени. У Баха есть фуга, которую он не успел закончить; она обрывается внезапно, но трудно отрешиться от впечатления, что он слышал ее целиком сразу. Но это – отдельная история).
Можем ли мы примерять к себе свойства гениев? Полностью, конечно, нет. Но в некоторой, пусть малой, степени – можем. При абсолютном несходстве мы не только не могли бы –пусть частично – понимать гениев, но и не понимали бы, что они – гении.
Можно предположить, что их пространство памяти – бесконечномерно. Наше же, хотя и конечномерно, но его размерность увеличивается вместе с нашей памятью. Как если бы с плоской монотонной равнины вышли сначала в горы с вершинами и ущельями, а затем… Впрочем, представить многомерное пространство могут лишь отдельные счастливцы, не автор. Но вспомнить ощущение небывалой полноты жизни, когда первый раз оказываешься в горах, может и он.
А что, если мы все просто обязаны тормозить исчезновение прошлого своими воспоминаниями – причем исчезновение в самом прямом, не переносном смысле?
Время и вечность - диалоги в http://proza.ru/2012/01/13/1013 и http://proza.ru/2012/01/20/1058
Путеводитель по всем моим текстам, соприкасающимся с Временем - http://www.proza.ru/2012/04/07/699.
Иллюстрация из Русского Журнала: Георгий Свиридов уходит...
Свидетельство о публикации №210121300908
Николай Шунькин 22.12.2017 14:13 Заявить о нарушении
См., например http://www.proza.ru/2011/10/27/1102
Николай Старорусский 22.12.2017 20:21 Заявить о нарушении