Рецензии на произведение «Distentio animi»

Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

"А что, если мы все просто обязаны тормозить исчезновение прошлого своими воспоминаниями – причем исчезновение в самом прямом, не переносном смысле?" - Гениальная мысль. Вероятно, из-за хорошей памяти я сейчас живу более в прошлом, нежели в настоящем. Помню каждую мелочь прожитой жизни, начиная с трёх лет. Помню фамилии-имена всех учеников, с которыми ходил в школу. Не говоря уже о студентах и коллегах по работе. А имена-фамилии руководителей государства, на кой они мне потребны... Сегодня рассказывал старушке о их реформах, начиная со Столыпина... Да и рассказы пишу и вижу все события перед собой... Так много хочется забыть, но увы...

Николай Шунькин   22.12.2017 14:13     Заявить о нарушении
Такое или близкое состояние мне известно... Непросто так жить, но иначе мы уже не сможем...
См., например http://www.proza.ru/2011/10/27/1102

Николай Старорусский   22.12.2017 20:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

Сравнение с музыкантами замечательно. Только... мне кажется, "бесконечномерно" это слишком... Помнить все свои произведения можно не только и не столько памятью, сколько внутренней структурой и гармонией, заложенной в произведения.
Меня удивляло (на заре внедрения компьютерной техники) высказывание, что произведения Моцарта замечательно программируются. Это значит, внутри произведения заложены гениальные, но уложенные по особым законам структуры.
По аналогии, предложенной Вами, прошлое время не исчезает бесследно, а оставляет свой структурный след в Вечности (если иметь ввиду её протяжённость как в Прошлое так и в Будущее).
Исчезнуть может только то, что ещё продолжает взаимодействовать, растворяться и распыляться, подобно струям пара за пролетевшим самолётом. Здесь же, при желании, и вкладе структурного наблюдения, событие "вмораживается" в ткань Времени и прочитать его можно пока будет понятна и доступна структура. В том числе и структура мышления Читающего.

Спасибо Вам, за замечательные мысли и тактичность изложения. Извините, если слишком настойчив и напорист и поверхностен в своих мнениях...

С уважением,

Алексей Кашмов   24.02.2015 03:23     Заявить о нарушении
Рад Вас слышать, Алексей!Я еще должен обдумать.

Николай Старорусский   25.02.2015 04:23   Заявить о нарушении
1. Касательно бесконечности - конечно, она вообще едва ли достижима и тем более нет в любой системе с конечным числом элементов... Условно - если много больше всех актуальных чисел...

2. Поверить алгеброй гармонию - всегда жутковато. Здесь какая-то двойственность. С одной стороны, если сильно действует на слушателя, значит угадана какая-то закономерность взаимодействия, для входа в "резонанс" с ним..

Например, ВМ считает, что все прозаические произведения имеют явный или скрытый ритм. Возможно, так, и тогда понятно, почему мне почти невозможно читать большинство современных авторов, у которых он отсутствует или не соответствует моему...
С другой, вот хвалят некоторые языки, что они хорошо поддаются компьютеризации, т.е. близки к машинным. Боюсь, таким правильным языком не выразить ничего глубокого, поверх слов, скажем, поэтического.

Николай Старорусский   25.02.2015 11:23   Заявить о нарушении
"1. Касательно бесконечности - конечно, она вообще едва ли достижима и тем более нет в любой системе с конечным числом элементов... Условно - если много больше всех актуальных чисел..."
Не хотел бы возражать... Единственное, что можно было бы попробовать определить, насколько и чем "ограничен" мозг.
По аналогии с компьютерными технологиями, т.е. взяв в пример, что каждая буква имеет определённое графическое написание, которое хранится отдельно, а сигнал с клавиатуры (и записываемый в память текстовый файл) имеет только код этого файла, мы могли бы представить (понимая, что говорим не столько о многообразии реальности, сколько об устройстве нашего мышления), что по настоящему уникальными являются звучания инструментов, а ноты (посмотрите на любой нотный лист) шифруются точками на линиях и отделяются тактами... по сути ноты это пример одних из первонаписанных программ. В этом смысле (не беря в расчёт вкусовую, духовную и пр. организации), процесс запоминания очень сильно упрощается. Возвращаясь к примеру с компьютерами, посмотрите сколько памяти занимают текстовые файлы. А ёмкость мозга (оценка оценивается в 300 терабайт.
Я говорю это к тому, что хотелось бы некой, пусть и условной оценки. И это не является "много большим всех актуальных чисел".

"2. Поверить алгеброй гармонию - всегда жутковато. Здесь какая-то двойственность. С одной стороны, если сильно действует на слушателя, значит угадана какая-то закономерность взаимодействия, для входа в "резонанс" с ним.."
Не то слово "резонанс". Честно говоря, долго не мог уснуть и во сне пытался осмыслить образ, который пришёл ко мне в голову... (постараюсь, написать отдельной статьёй, когда обдумаю). Спасибо Вам за это)

"Например, ВМ считает, что все прозаические произведения имеют явный или скрытый ритм. Возможно, так, и тогда понятно, почему мне почти невозможно читать большинство современных авторов, у которых он отсутствует или не соответствует моему...
С другой, вот хвалят некоторые языки, что они хорошо поддаются компьютеризации, т.е. близки к машинным. Боюсь, таким правильным языком не выразить ничего глубокого, поверх слов, скажем, поэтического."
Меня лично всегда обнадёживает фраза, сказанная Толстым по поводу объёмности "Войны и мира", что мысль должна быть высказана необходимым объёмом слов... Возможно, для языков, близких к машинным, понадобится больше объёма, чтобы описать то явление, которое в некоторых языках обозначается одним...
Ещё интересно, и я пытаюсь читать по возможности, посмотреть семиотику. Кстати, Лотман один из основоположников. По моему впечатлению, мы на многое в тексте вообще не привыкли обращать внимания, а оно взаимодействует и воздействует на нас не менее, чем всё остальное. В этом смысле, очень интересны опыты ВМ с переворачиванием и выворачиванием слов...

Спасибо Вам за отклик и беседу.

Алексей Кашмов   25.02.2015 14:06   Заявить о нарушении
Чтобы высказать формулировку возможно. Но истинная, высщая поэзия (наверно, и философия, по М.Х.) - поверх слов, ее создает аура, неуловимая многозначность, оттенки, ассоциации - это все исторично...

Николай Старорусский   25.02.2015 15:22   Заявить о нарушении
ВОЗМОЖНО. среди философов много немцев именно из-за богатства языка...

Николай Старорусский   25.02.2015 15:26   Заявить о нарушении
Прошу Вас взглянуть на идею посетившую меня после прочтения Вашего текста.
http: //www.proza.ru/2015/02/25/2379
(лишний пробел нужно убрать после http:)
С уважением,

Алексей Кашмов   25.02.2015 23:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

Интересные рассуждения о временном соответствии памяти или наоборот, о легком путешествии или перемещении памяти в разных точках отсчета времени.

Ирина Некрасова   16.04.2014 13:54     Заявить о нарушении
Благодарен за интерес и отклик.
Успехов Вам

Николай Старорусский   16.04.2014 14:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

Красиво, как музыка, умиротворяюще, как медитация, глубоко, как сама мудрость)

Очень похоже на то, что душа самым непосредственным образом связана со временем, что это даже какие-то родственные (эдентичные?) субстанции. Это можно установить даже опытным путем: медитация - это работа души, а ощущение от медитации практически такое же, как ощущение времени.

Вита Дельвенто   26.03.2014 00:14     Заявить о нарушении
Рад Вашему интересу. Согласен, время, в котором мы живем (ощущаем его), важнейшая составляющая души.

Конечно, есть еще скучное, но полезное время как "число движения" - обороты стрелок часов итп. Оно хоть и проще - много похожих часов, но тоже загадочно... О связи времен кое-что в Ление времени.

Николай Старорусский   26.03.2014 10:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

Понравились Ваши размышления. Хорошая подборка высказываний великих. Писателем, тем более гением, себя не считаю. Но открыла страницу на Прозе, чтобы каким-то образом остановить или задержать прошлое. Так и написала на главной странице: "Проза.ру - остров моих воспоминаний". Жизнь мимолётна, детям и внукам в круговерти её нет времени общаться со стариками. Когда-нибудь остановятся, присядут и прочтут.
Желаю Вам счастья.

Людмила Петровна Денисова 2   15.11.2013 12:04     Заявить о нарушении
Рад встретить новую коллегу по уважению ко Времени

Николай Старорусский   15.11.2013 12:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

Не стану рассуждать относитльно написанного автором. Просто приглашаю прочесть работу "Информационное поле Земли и Вселенной" - там есть кое-что интересное...и по поднятому вопросу.
Удачи и исканий! Находок и чистого ума!

Виолетта Федотова   07.11.2013 16:08     Заявить о нарушении
Признателен за внимание.

Николай Старорусский   07.11.2013 16:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

Николай. Вы шикарно пишите.
Мой Вам респект.
Если есть время, оцените:
http://www.proza.ru/2013/08/10/1294

Дмитрий Белогорец-Ольгин   07.11.2013 16:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

Я коснусь, только высказывания Святого Августина. "Каким образом растёт прошлое, которого уже нет"? А вообще - то кто сказал, что прошлое должно, или может расти? Как вообще это прошлое может расти, если его уже нет? Как может расти труп, который уже похоронили и он остался в прошлом? Вы скажете абсурд. И будете абсолютно правы. Да абсурд. Но почему мы не хотим видеть этот абсурд, только потому, что его высказал Св. Августин? Дальше: "Мне кажется, что время есть не что иное, как расяжение, но чего"? Он даже не знает, что такое время, ему кажется, что это растяжение, но чего? Но если ты не знаешь, что такое время, если ты не знаешь что растягивается, то как ты можешь говорить о том, чего не знаешь? Ещё один абсурд. Так почему же мы не хотим видеть этого абсурда, только потому, что его высказал Св. Агустин? А ведь в Библии скзано: "Не стовори себе кумира перед лицом моим".
О чём говорит эта заповедь? О том, что человек должен жить своим умом. Когда он предстанет пред Творцом, его не будут спрашивать почему он именно так прожил свою жизнь. Там не будут принимать во внимание, что вот так меня учили в школе, так учила партия, а так учила церковь. Там за то, как ты прожил свою жизнь будешь отвечать ты, ибо учителей много а жизнь дана тебе и отвечать за то как ты прожил её будешь ты. Я бы мог ещё много говорить о его высказываниях, потому, что в каждом его слове, в каждой мысли сквозит дремучее невежество. Я бы мог это сделать не боясь навлечь на себя чьё - то недовольство, но для этого прищлось бы пересказывать всю статью. А для меня в этом нет необходимости. С уважением. Надеюсь не обидел вас.

Александр Шипилов   07.11.2013 13:39     Заявить о нарушении
Уважаеммый Александр! Но ведь в этом-то и отличие философии от конкретных наук - волей-неволей приходится говорить о том, что не видишь прямо перед собой, для чего еще нет устоявшихся слов и понятий...
Все же стОит еще раз задуматься, как мы воспринимаем музыку, когда её фактически нет как целого никогда.
Возможно, лучше прочесть оригинал - часть его Исповеди - легко в Интернете...
О личной ответственности - не спорю.

Николай Старорусский   07.11.2013 15:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Distentio animi» (Николай Старорусский)

Свойство памяти - количественно. Всё количество симфонии невозможно уместить в один миг. Если правильно высказывание, что образование - это то, что остаётся, когда забывается всё лишнее, то и в отношении к гению, симфония, звучащая целиком - не есть уже симфония, но некоторая её идея, звучащая в сознании, когда симфонии ещё (или уже) нет. Поэтому и свойство гения, видимо и есть абстрагирование от звуков к идее, когда количественное ощущение переходит в качественный смысл и наоборот, актуализация идеи в звуки, переводя умозрительное в чувственное. В любом случае, память - суть инструмент смысла, который воплощается в чувства посредством усилий гения, но точно так же и абстрагируется от них, оставаясь надчувственным смыслом его творчества.

Алексей Плахов   07.11.2013 16:47     Заявить о нарушении
Признателен за мысли. Позвольте еще обдумать.

Николай Старорусский   07.11.2013 10:01   Заявить о нарушении