Дурочка

Расстроившаяся Москва давила шумом и вселяла неуверенность. Пульсирующий и накатывающийся волнами гул, исчезающий лишь к вечеру, создавал дискомфорт. Выбравшись на воздух, я побрёл в сторону древнего города и оказался возле православного храма недалеко от Красной площади.

Вдруг из церкви что-то выбежало, споткнулось, покатилось, поднялось на ноги, заковыляло смешно и нелепо. Вечерние сумерки скрывали лицо убегавшего. Следом выскочил хорошо одетый господин с двумя телохранителями. Размахивая "зелёной" купюрой, он что-то кричал. Оглянувшись на крик, существо перекрестилось и отрывисто прокричало: «Изыди… метла… Кровь… расплата…»  Но, заметив приближающихся охранников, пустилось наутёк.
В сердце ёкнуло, и память выдала эпизод далекого детства.

… Мелькая загорелыми ногами, босоногое создание мчится вдоль берега реки. Сквозь изношенную материю просвечивает тело ещё не женщины, но уже не подростка. Блуждающий взгляд и неестественно застывшая улыбка. Руки судорожно сжимают  несуразную папку с пожелтевшими бумажками.

Деревенскую дурочку Грасю знали многие селяне и давно привыкли к её внезапным появлениям. Но у местной ребятни, в том числе и у меня, дурочка вызывала нездоровый интерес. Завидев её, мы начинали улюлюкать, свистеть, а могли запустить камнем. Девчонка испуганно шарахалась и неслась быстрой лошадью.

Семнадцать лет назад младенца подбросили на порог избы, где жила вечно пьяная тётя Дуся. А та, находясь в очередной раз под мухой, плохо соображала, когда решила выключить громко орущее радио. Выйдя за порог, увидела небольшой свёрток, из которого доносился детский плач.
Освободив тонкое тельце от тряпья, Евдокия вмиг протрезвела: на неё смотрели большие, недетские глаза; длинные тонкие руки беспокойно искали, за что бы ухватиться; маленькое тельце, изъеденное потницей, вызывало отвращение. Скрипя зубами, тётка нашла эмалированный тазик, кое-как помыла найдёныша и, выпросив молоко у соседки, накормила. 

Так и остался ребёнок у Евдокии. Росла девчонка как сорная трава. Небольшая бурная речушка, синевшие вдали горы и лес стали пристанищем для одинокой души. Внешне Грася смахивала на мустанга с дрожащими от нетерпения губами, беспокойно переступающими ногами. Отрывистые звуки, нечленораздельные словосочетания и «плавающие» глаза лишь подчёркивали физический изъян.

Шальным именем окрестил девчонку проезжавший через село кузнец, остановившийся у дома Евдокии напоить коня. Мужик испугался, когда из-за колодца в истрёпанном платье выпрыгнуло деревенское «чудо». Он даже крякнул от неожиданности: «Чёрт тебя дери! На, вот, девка, чо ли?! Не краля, а грася кака-то…» Чудо пронеслось мимо, а вышедшая из хаты хозяйка загоготала, заметив, что кузнец попал в точку.

Насмешка судьбы, злой ли рок выплеснули на свет Божий «творение»? Никто и не задавался вопросом «почему»,  но раздражался при виде не такой как все. Её внешность, резкие движения, мычание и отрывочные, вместо нормального смеха, «гы-гы-гы»  отвергались, а поведение осуждалось.
 
А как же иначе? Непонятно, необъяснимо! Вот скажите, как больная на голову относится к смерти? В доме горе: слёзы, скорбь, отчаяние – не каждый день родного хоронишь. А эта  полоумная ходит промеж людей, бормочет под нос, улыбается, да раздает направо-налево по старому грязному листочку - на память, мол!
Но однажды, на похоронах матери Пашки, дурочка подошла к ревущему пацану, с удивлением провела ладошкой по его щеке, сунула палец в рот, пробуя жидкость на вкус, замычала что-то, но, взглянув в Пашкины глаза, спрятала улыбку.

Девчонка любила купаться, плавала она хорошо и подолгу. Со стороны казалось, будто небольшая по размерам диковинная рыба резвится в воде. Заплывала далеко, но, спохватившись, возвращалась обратно. Происходило это, скорее, интуитивно, чем осознанно. Внутренние силы, заложенные природой, выражались в огромном зверином чутье, которое никогда не подводило. Само провидение помогало ей выпутываться из множества преследующих хитросплетений.

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Граси, если не один случай...
Весна с яркими солнечными днями, таянием снега, весёлой капелью и разбегающимися ручейками пришла в деревню. Вот и лёд на реке тронулся. Героическое время для местной ребятни. Притягивали сталкивающиеся льдины. А успеть заскочить на одну из них до крошения, да с замирающим сердцем проехаться было пределом мечты и подвига.

Отчаяние вконец одолело и до того безрассудного моего друга Пашку, оказавшегося на берегу. Облюбовав одну из льдин, красуясь перед нами, мол, плёвое дело, он прыгнул, но промахнулся и попал меж льдин.

Дальше всё происходило как в кино: мелькали кадры…
Стою как вкопанный: не шевелятся ни руки, ни ноги. Чувствую, как глаза округляются, кричать нет сил – не могу даже губы разжать! Зато Пашка отчаянно сопротивляется.
- Мама-а-а-а, мамочка-а-а… - кричит он. – По-о-мог… - Бульк! И уходит под воду. 
- Родим-а-а-я! – сотрясает воздух, выныривая на поверхность. – А-а-а-а! – захлебывается и… вновь - вниз.
 
На берегу появляется Грася в не по размеру и виды видавшем пальто. Встревожена, на лице отсутствует прежняя улыбка. Вдруг она начинает бегать курицей-наседкой и «квохтать». Бросается в воду. В воде происходит что-то непонятное: раздаются звериные рыки Граси, и отдельные рыдания Пашки.

Баба Нюра, шедшая от реки с коромыслом, роняет в испуге вёдра, вопит, что есть силы: «Ой, люди добры-ы-ы… Дурочка Пашку топи-и-и-т! Ой, чож она твори-и-и-т!» Громкие причитания женщины взбудоражили деревню. Народ – к реке! На берегу лежит скрюченный Пашка. Рядом я. Меня глушат слёзы… Шумит вода… И ни души вокруг…


Рецензии
Добрый вечер, Ольга! После прочтения сразу вспомнилась русская поговорка:-Была бы картошка да курочка-сварила бы дурочка. Откуда? Поясняю. Вы решили сварганить скажем литературный супчик-шедевр, и что у вас под рукой:
1 Москва....Ну как же без нее -столица,100% попадание.
2 Красная площадь + православный храм
3 Подброшенный ребенок.
4 Пьяная тетка....Пьянство-один из лучших литературных приемов.
5 Душевнобольной человек-девочка.
6 Несчастный случай-холодная вода, льдины.
7 Смерть человека....Тут уж...( Знаете, Ольга, тут один мой герой в моем рассказе с лайкой весной в лес вышел, так уже хотят мне протокол написать со штрафом за покусанных зайчат. А лося убил так оскорбили в личке) А тут человека под лед- ужасная смерть.
Так вот Ваш рассказ как ни готовь, навар получится наивкуснейший. Только я не вижу переживания самого автора. Профессиональная работа профессионального журналиста не более. Репортаж. Рассказ-это другое.
С полгодика назад прочитал похожее у Юрия Кутьина. Тронул до слез. Где-то в моих рецах мы общались. У него тоже случай реальный. Знаете, что он написал мне? Болела душа почти всю жизнь у автора за погибшую девчонку, пока не выплеснул все на бумаге в текст. Выставил на прозе, а потом удалил. Понимаете разницу?
С Уважением.

Алексей Тихомиров 3   28.05.2018 15:35     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Алексей!)
Неудачно, скажу, привели народную пословицу, ведь даже картошка с курочкой не спасли бы дурочку, пожелай она что-нибудь приготовить!;D))
А вот к вашему отклику (без обид!) уместнее применить мораль басни Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…» Почему? Давайте совместно разберёмся и в «супчике-шедевре», и в вашем отклике, то бишь «наваристом бульоне».
Рассказ «Дурочка» написан в конце 2010 года. Именно РАССКАЗ (малая форма литературно-художественного стиля), а не репортаж (как бы вам не хотелось так думать)! Не буду заполнять ваше мозговое пространство разными различиями или отличиями, которые действительно существуют между публицистикой (языком журналов и газет) и художественной литературой, но репортаж — точно жанр публицистики, а также ТВ и радио.
Так о литературе… Все темы, именно темы в литературе давно известны, и придумать что-то новое, свежее, из ряда вон (имею в виду — идею произведения) — очень сложно! Бывает, конечно, старые идеи подают под нестандартным «соусом», но для этого также нужно мастерство. И таких, к сожалению или к радости, единицы! Тем не менее, люди пишут… Одни подходят к созданию текста серьёзно, вникая в идею (чего он хотел бы сказать читателю, какую истину донести), другие — «на потоке сознания». И поток сей бывает всяким…
Но чтобы не растекаться мыслями по древу, вернёмся к «Дурочке», потому как ваши пункты с 1 по 7 предназначены именно этому произведению. Литературные герои этой истории реальные, впрочем, как и сама история, кроме её окончания. Здесь автор применил художественный вымысел, свойственный художественной литературе. Именно литературе (не говорю о документалистике, хронологии и тду, и тпу). Ведь любой художественный текст имеет композиционное построение (экспозиция, развитие сюжета, кульминационный момент, окончание — это вкратце). Этим он и отличается от простого набора слов!
Работаю с текстом более 20 лет и понимаю: нет предела совершенству! Его постоянно можно шлифовать, оттачивая мастерство. В чём ещё отличие художественного произведения от, скажем, простого наблюдения?
Смыслом! Не просто вышел на улицу и пишу о том, что движется, что происходит, кому помог (потому как милосердный!) или посочувствовал… То есть бесконечные мысли необходимо привести в порядок — облечь их в текст. Тогда и читается, и понимается легко.
И последнее… О чувствах автора, его переживаниях и отношении к происходящему. Всё просто: если случай, ситуация, тема не трогают пишущего, то он об этом не рассказывает, и наоборот. И если это настоящий профессионал, то все его переживания находятся внутри, которые и дают сильнейший толчок к созданию произведения. Ведь писателя интересуют ЛЮДИ, их судьбы, а не то, как он любимый «плачет», переживает, рвёт на себе рубаху.
Сдержанность и внутреннее сопереживание — вот главные черты хорошего и крепкого автора. И любого, кто хочет БЫТЬ, а не КАЗАТЬСЯ. Вот она РАЗНИЦА, которую чувствую и понимаю.
В любом случае — благодарю вас за размышления, и простите, если посчитаете мои слова резкими!
С уважением в ответ,

Ольга Савва   28.05.2018 18:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 128 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.