Начало. Преодоление трудностей

       На фото: г. Курган. Вид сверху
               
       Приехала я в Курган заблаговременно, до начала учебного года, 26 августа 1971 года. Молоденькая приветливая секретарша Рита проводила меня в кабинет директора, где по его приказу были выполнены  все формальности по приёму меня на должность преподавателя дирижёрско-хоровых дисциплин, определена отдельная комната в общежитии.
          
       Курганское музыкальное училище функционировало в новом типовом здании на окраине города. Рядом с ним находилось общежитие для учащихся и преподавателей.

       Директор училища Нестеров Николай Михайлович, человек приветливый и добродушный, кларнетист по образованию. Невысокого роста, в очках, с доброжелательной улыбкой, он всегда производил  приятное впечатление.

       Заведующий хоровым отделением Кусков И.В., заочно окончил Новосибирскую консерваторию. Отчасти, благодаря очкам он выглядел «академиком», всегда серьёзный и сосредоточенный.

       Он постоянно следил за новинками и событиями в музыкальной жизни страны по выпускавшимся тогда журналам Советская музыка и Музыкальная жизнь. У него у первого появлялись выпускавшиеся редкие грамзаписи новых хоровых произведений, выходивших из-под пера советских композиторов. Уже в первые дни знакомства мы  обсуждали с ним написанный композитором В. Салмановым хоровой цикл «Лебёдушка» и только что вышедший в грамзаписи.
.
       Муртазина М.Л., Егорова Л.С. и Нестерова Т.П. - бывшие  выпускники Свердловской консерватории.
 
       Марина Муртазина, с хорошей дирижёрской и пианистической школой, второй год работала в училище по направлению. Марина с мужем Марсом и двумя дочерьми  составляли крепкую и дружную семью. Одета всегда просто и со вкусом. Красивые, волнистые, подкрашенные хной тёмные волосы, распущены по плечам. Всегда приветливая, общительная.

       Нестерова Татьяна,- женщина утончённая,  шатенка, аристократического телосложения и манеры поведения, -  ровесница нам с Мариной,- она держалась с нами чопорно, общение её не лишено кокетства и претензии на высокий социальный статус. Одета всегда изысканно и дорого. Волосы  гладко причёсаны и собраны в пучок.

       Егорова Л.С.,- мать троих детей, была старше нас, и преподавала на
отделении уже пять лет. Обладая хорошим, крепким сопрано, она работала с хором первого и второго курсов. С хором  третьего и четвертого курсов работал Кусков И.В.

       Мне в класс по дирижированию определили первокурсников, двух учащихся  второго курса и учащихся третьего курса: Каптел Любу, Похолкину Веру и Иванову Олю.. Каждая из них имела свои недостатки, в связи с которыми преподаватели избавлялись от них: слабая дирижерская техника, неуспеваемость по сольфеджио и гармонии, трудный характер.
 
       «Если у них успеваемость лучше не станет, будем исключать их из училища»,- так они были мне отрекомендованы. Ещё в нагрузку  мне добавили  слабую группу второго курса по сольфеджио и гармонии и хормейстерство на хоровом классе старших курсов.

       С каким жаром и желанием я взялась  за работу. Мне так хотелось отдать ученикам всё то, что я сама знала и умела. Их неуспеваемость я считала недоразумением. С первым курсом было  легче: ничего не знают, ничего не умеют.

       В профессиональном обиходе существовало две «школы» дирижирования – «точечная» и «нефиксированная». Думаю, имеет право на жизнь дирижерская техника, включающая оба приема.

       В этом смысле замечательным учебником является книга «Техника дирижирования» профессора Ленинградской консерватории Мусина И.А. Она считалась «замысловатой» и «непостижимой» для хоровых дирижеров и потому почти не применялась в педагогической практике на хоровых отделениях  музыкальных училищ..

       Позднее вышла книга Казачкова С.А. «Дирижерский аппарат и его постановка», которая явилась учебным пособием для преподавателей училищ, настолько систематично, популярным языком автор изложил азбуку постижения дирижерской техники безотносительно, кто и на каком уровне находится на пути её освоения.

                Преодоление трудностей

       Итак, Каптел Люба к тому времени уже четыре года пела в местном народном хоре, где иногда выполняла хормейстерскую работу. Хор часто выступал с концертами, был лауреатом хоровых конкурсов и известен в Приуралье и западной Сибири.

       Люба хорошо приспосабливалась петь и в народном хоре, и в академической манере в студенческом хоре училища, имея неплохой певческий голос. Её идеалом была руководитель хора, в котором она пела. Отчасти, поэтому она  очень трудно  избавлялась от приобретенных  ею  недостатков в дирижерской технике.

       У Любы нужно было в корне менять физическое ощущение в дирижерском аппарате на освоение легато, звуковедение от доли к доле в кончиках пальцев. Люба нервничала, когда у неё  что-то не получалось.

       На уроке нужно было постоянно поддерживать эмоциональный тонус, вселять веру в возможность  преодоления трудностей и убеждать в необходимости этого процесса, ещё и ещё раз с помощью специальных упражнений добиваться поставленной цели.

       На смену разочарованию, неуверенности постепенно приходили вера, надежда, а затем и удовлетворение от достигнутого. На первом зачете по специальности в руках у  Любы были отмечены легато, ощущение хоровой фактуры. У неё появились пятерки. 

       Она на «отлично» окончила музыкальное училище по специальному циклу и поступила в Свердловскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет на народное отделение.

       Вера Похолкинаа –  из благополучной семьи.  Будучи шестнадцатилетней, она выглядела вполне зрелым человеком,
симпатичной девушкой. Её увлёк студент  заочного отделения, мужчина в возрасте тридцати лет.

       Так что я старалась относиться к ней через призму достоинства взрослой девушки. Все окружающие смотрели на её увлечение, как на что-то юношеское и временное, не придавая серьезного значения.

       Вера обладала хорошей природной музыкальностью, эмоциональностью, руки более гибкие, чем у Любы. В жестах  «лишние» движения от локтя, которые прерывали музыкальную мысль, вносили однообразие, технически ограничивали выполнение длительных crescendo* и  diminuendo**.
 
       Предстояло убрать автономию жеста от локтя, наполнить кисть звуком. Применение супинационных*** и пронационных**** кистевых движений во время тактирования (дирижирования) помогло достичь эффекта «тянущегося» звука в кончиках пальцев.
 
       Теоретические дисциплины ей давались неплохо.  По специальности она стала получать четверки и пятерки.

       На четвертом курсе случилось то, чего никто не предполагал.  Её дружба  с  взрослым мужчиной продолжалась. Он сделал ей предложение. Вера была похожа на распустившийся цветок, и улыбка счастья не сходила с её лица.

       Но её родители были категорически против этого брака вообще, потому что он был слишком ранним, и против этого «молодого» человека, в частности.
 
       Не найдя поддержки у родителей, Вера  ушла из дома туда, куда позвала её любовь.  Её искали, не могли найти, а когда нашли, умоляли вернуться. Но Вера была непреклонна, и родители отступили.

       Тогда, в семидесятые, чтобы выйти замуж девочке за человека вдвое старше себя, понадобилась смелость для слома старых представлений, а  чтобы преодолеть традицию, - обладать большим мужеством.

       Вера хорошо окончила музыкальное училище, в том числе, и по  специальности
.
       Иванова Оля более замкнутый, молчаливый человек. На уроках я всегда чувствовала на себе её открытый испытующий взгляд. Сама тоненькая, ручки легкие, фаланги собраны в кулачок.

       Таким образом собранная кисть могла быть приемом для достижения гибкости в запястьи, но хорового звучания, некоторой вязкости в жесте быть не могло.

       Я предложила Оле открыть кисть, поработали с ней над ощущением веса всей руки в кисти в бесконечном восьмеркообразном движении, и кисть «запела».
         
       Ещё я хотела научить учащихся писать аннотации к произведениям по составленному мной плану:
               
       Учащиеся класса охотно отозвались и на эту форму работы. Особенно в этом преуспела Иванова Оля. У неё аннотации получались в виде связного повествования от начала до конца. Окончила училище Оля с пятеркой по специальности.

       Я постоянно держала в фокусе своего внимания успеваемость учащихся по сольфеджио и гармонии. Уроки по специальности были не только по расписанию, но и дополнительные.

       Много времени и терпения уходило на группу второго курса по сольфеджио и гармонии. Учащиеся элементарно не умели писать диктанты, плохо было и со слуховым анализом, с теорией и задачами по гармонии, игрой цифровок на фортепиано и с чтением с листа по сольфеджио.  Два года упорных занятий по этим предметам, - и появились в группе учащиеся, которые в перспективе могли готовиться к поступлению в консерваторию.

       В декабре я ездила в консерваторию сдать последний зачет по дирижированию. Госэкзамен с хором, по согласованию, я стала готовить с хором училища.

       В середине мая 1972 года заведующий кафедрой Мусин С.К. приехал на защиту моего госэкзамена в г. Курган.  В конце мая в консерватории я сдала государственный экзамен по методике работы с хором и в начале июня  получила диплом об окончании консерватории.


crescendo* - длительное усиление силы звука

diminuendo** - длительное ослабление силы звука

супинация*** - положение кисти ладонью  вверх

пронация****  - положение кисти ладонью вниз


                Продолжение:  http://www.proza.ru/2010/12/20/670


Рецензии
Как здорово, что Вы ко мне заглянули, Вера Калиновна! Меня захватили Ваши воспоминания о моем любимом городе, об училище, которым теперь руководит хорошо знакомый мне человек. Часто вспоминаю с теплом малую Родину. Спасибо!

Ирина Новикова 3   11.05.2013 18:39     Заявить о нарушении
Отправила Вам письмо, Вера Калиновна, надеюсь дойдет. На сайте я год - с марта 2012

Ирина Новикова 3   12.05.2013 08:34   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Ирина. Всё получила. Спасибо. Отвечу чуть позже.
С теплом -

Павлова Вера Калиновна   12.05.2013 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.