Stabat mater Перголези. Коллеги

На фото: учебный хор Курганского музучилища. Совместный концерт
с камерным оркестром Ю.Шароева. Stabat mater Перголези.
Третий ряд, первая справа - Павлова В.К.(Руденко), за ней Муртазина М.Л.,
далее - учащиеся.


                Stabat  mater   Перголези. Коллеги               

          В сентябре 1972 года на хоровом классе И.В.Кусков решил взять в работу Stabat mater Перголези. Сольные номера и дуэты исполняли мы с Егоровой Л.С., остальные – хор.

          Перголези Джованни Баттиста (р.1710 – 1736) – итальянский композитор, скрипач и органист,.(Настоящая его фамилия Драги) учился в одной из консерватории Неаполя..

           Его перу принадлежат оперы, кантаты, оратории и инструментальные произведения. Перголези явился родоначальником оперы – буффа и выдающимся представителем неаполитанской оперной школы. Самая первая и известнейшая его опера «Служанка-госпожа» - 1733 г.

           В период постановки оперы разгорелся исторический спор между консерваторами – представителями французской оперы и Прогрессистами – представителями комической оперы –буффа.

           Stabat mater (1735)– одно из множества духовных сочинений Перголези, написанное на стихи монаха – францисканца Якопоне да Тоди.
Stabat mater dolorosa - в переводе – «Стояла мать скорбящая» - евангельский образ скорбящей богоматери на Голгофе у подножия креста, на котором был распят её сын.         

           Кантата предназначалась для исполнения камерным составом:: - сопрано, альт, инструментальный квартет и орган -  в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполнявшегося в каждую страстную пятницу.

           Вскоре созданная кантата Перголези затмила свою предшественницу и стала самым часто издаваемым произведением в ХY111 веке. Благодаря лирической проникновенности, гармонической ясности, камерности это произведение получило мировое признание.

            В процессе работы над произведением особенно трудными для освоения учебным хором оказались полифонические номера. Необходимо было добиться полифонического ансамбля: ясного звучания солирующего

материала, появляющегося в хоровых партиях на фоне противосложения или гармонических педалей в других голосах, которые должны «вторить» на нюанс тише, с сохранением вокального качества звучания, чего приходилось добиваться отдельно.
 
          Кусков И.В. часто просил меня поработать над такими фрагментами. Я с удовольствием работала с хором и старалась применить весь свой профессиональный потенциал.

           Выдающимся событием в училище был приезд из Москвы виолончелиста Юрия Шароева с камерным оркестром для постановки премьеры Stabat mater Перголези совместно с хором училища. Концерт состоялся в апреле 1973 года в переполненном большом концертном зале.

           Произведение прозвучало довольно слаженно и воодушевленно. В стенах училища этот концерт был настоящим событием  большого масштаба. Было много поздравлений. У меня, как хормейстера, были замечания к звуку хора, и ещё предстояла большая работа над вокалом            
          Однажды в восемь часов утра, распахнув дверь, в класс с широкой улыбкой вошел директор Нестеров Н.М.:
-  Здравствуйте, Вера Калиновна!
-  Здравствуйте, - говорю я.
-  Ну, как Вам работается? - спросил он, оглядывая класс. На окне цветочки в двух горшочках, приобретенные мной вместе с кашпо, на стене газета с правилами для учащихся Р.Шумана, расписание занятий.

          Здание училища было новым и ещё не совсем обжитым.
Каждый преподаватель имел свой класс. С пожеланиями успеха директор вышел. Вскоре в училище был объявлен конкурс на лучшее оформление класса.

                КОЛЛЕГИ

          Работала я в училище много. Рабочий день продолжался с восьми утра до двадцати одного часа. Моими приятельницами по работе были Муртазина Марина  Леонидовна, которая недавно за многолетний плодотворный труд получила звание «Заслуженный работник культуры РФ», и Климова Татьяна Дмитриевна.
           В Марине меня привлекали честность, порядочность во взаимоотношениях, доброжелательность, увлеченность в работе. Кроме училища Марина успешно работала с хором педагогического института.

           С Климовой Татьяной Дмитриевной мы жили в общежитии на одном этаже. Будучи по специальности  музыковедом-теоретиком, она была увлечена театром. С учащимися теоретического отделения она осуществила в училище постановку комедии А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова».
 
           Сколько веселья было уже в период репетиций, подготовки костюмов и декораций. Все учащиеся, участвовавшие в этом мероприятии, были захвачены атмосферой спектакля, необычностью своего нового амплуа. Татьяна была человеком неординарным и искренним. В её компании всегда было интересно. Немудрено, что учащиеся её просто обожали.

           И.В. Кусков организовал на хоровом отделении «Клуб любителей классической музыки», в который могли войти все желающие. У Игоря Вениаминовича была богатая фонотека, и тематика заседаний клуба составлялась в зависимости от имевшихся у него грамзаписей.

          Всех привлекали влюбленность Кускова И.В. в музыку, непринужденность и творческий дух  заседаний клуба. Каждый участник мог выступить со своей интересной темой.  Особенно запомнилась мне тема «Инструментальное творчество  французских композиторов».
 
           Позднее, если предоставлялась возможность, я старалась приобрести
что-нибудь из инструментальной  музыки Русселя, Форе, Дебюсси, Равеля.
       
           В Курганский дом культуры каждый год приезжала из Ленинграда бывшая солистка Кировского театра оперы и балета Луговая К.А. Она «ставила» голоса самодеятельным певцам.

           И действительно, месяца через три занятий обучаемые, обладавшие певческим голосом, обретали «опертый» на дыхание звук и природную тембровую окраску. Упражнения и методика были на уровне уроков по вокалу на вокальном отделении музыкального училища, консерватории, с ярким показом преподавателя.
 
           Причем, хорошего преподавателя, понимающего толк в вокальной педагогике. Я была на этих занятиях и пробовала распеваться под  руководством Клавдии Акимовны. Она отметила имевшуюся у меня вокальную базу и посоветовала, над чем и как работать дальше.

           Заканчивался второй год моей работы в училище. У меня была большая нагрузка и приличная зарплата. В отпуск я уехала к Евгению в очередное место его службы. Туда же в отпуск приехали и Мария с Димой. Я испытывала чувство благодарности к моим сестре и братьям, поэтому почти все деньги я тратила на подарки и дарила их им и их детям, моим племянникам.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/01/02/588


Рецензии
Прочитала с интересом. Поздравляю Вас с наступившим Новым годом! Желаю творческих побед, любви и счастья! С уважением. Валентина Лесунова

Валентина Лесунова   01.01.2011 19:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, за чтение. отклик и пожелания.
И Вам от меня поздравления и наилучшие пожелания в Новом 2011 году!
С уважением -

Павлова Вера Калиновна   02.01.2011 09:25   Заявить о нарушении
Особенно приятно, Вера Калиновна, читать, насколько хорошо Вы отзываетесь о коллегах. По нынешним временам, жаль, но это большая редкость. А то, КАК пишите Вы, позволяет вспомнить замечательное время, когда работали много и радостно. С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   15.09.2012 13:24   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Любовь Алексеевна, за отклик, высокую оценку и понимание.
С самыми добрыми пожеланиями -

Павлова Вера Калиновна   15.09.2012 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.