Аманда Глумская. Быть или иметь Миланны

Быть или иметь Миланны
Аманда Глумская
...........Кончается время, отпущенное для ответа,
...........Вот-вот мне губу обожжет, догорев, сигарета.
...........Но кажется мне, что я вижу тоннель в конце света,
...........Тоннель в конце света, тоннель в конце света
..........................................................А. Кортнев


Миланна "В моём аду тишина" - http://www.proza.ru/2010/01/10/1116

Я искренне рада, что странствия по ОТ привели меня в "тихий ад" Миланны. Вернее, в "серый ад" - ведь главный герой её повести в финале потерял способность "видеть цветомузыку". А звуки остались - бездушные децибеллы мегаполиса, прорывающиеся даже сквозь наушники.

Вещь получилась плотная, сжатая как пружина, несмотря на то что тема взята вечная - талант и плата за место под палящим солнцем.

При чтении сразу же возник эффект dolby surround, свёрнутое в тоннель внутреннее пространство текста затянуло в себя и понесло в бешеном ритме подземки, без остановок проскакивая развилки выборов, нагнетая по ходу тревогу и ощущение надвигающегося финального превращения мотылька-пианиста в гусеницу-менеджера.

Эта вывернутая на изнанку метаморфоза кажется неотвратимой на постоянном сквозняке соблазнов, который сначала сдувает пыльцу иллюзий, а потом и сами крылья  бедных мотыльков, летящих на Огни Большого Города. С первой же страницы это бескрылое будущее ЛГ маячит в виде старшего друга-менеджера, добровольно отгрызшего свои крылья некоторое время назад.

Главный герой до поры сохраняет хрупкий внутренний баланс, отстаивая своё право быть пианистом, не изменяя себе и не растворяясь в кислотной окружающей среде. Но эта самая среда небольшими подспудными толчками разрушает карточный домик призрачного душевного равновесия.

О, по отдельности ничего критического – безнадёжный  запах нафталина от наставницы; глухая тоска и хроническое безденежье родителей; «проверка документов»  с последующим грабежом; потеря глянцевой макулатуры, за которую нужно расплатиться с работодателем; угроза того, что Мечта-всей-жизни в виде супердорогого рояля "Блютнер" ("красное дерево, клавиши - слоновая кость") того и гляди уплывёт в руки богатого быдла…

И вот тут у меня, как  читателя, возникает первый вопрос - а чем, собственно, «высокая» мечта пианиста о дорогом рояле в принципе отличается от «низменной» мечты менеджера о дорогом авто. И я не нахожу этого кардинального различия. Мечта ИМЕТЬ рояль против мечты ИМЕТЬ авто.

Далее по сюжету герою предоставляется вполне фаустовский выбор – чтобы иметь рояль, нужно согласиться, чтобы поимели тебя самого. И выбор этот  добровольный – нет угрозы собственной жизни и жизням близких людей или необходимости защитить любимую девушку – ничего такого. Только плата за рояль.

И герой соглашается. А после того, как его самым наглядным образом отымели в самом низменном и непристойном значении этого слова, он перестаёт БЫТЬ - пианистом, талантом, человеком.

Но это ещё не всё – в конце света виден тоннель – бытие заканчивается, посмертное существование продолжается: со временем герой превращается в менеджера, мечтающего ИМЕТЬ – квартиру, девочек, дорогое авто и т.д. и т.п. 

Акт метаморфозы свершается, бытие подменяется потреблением. Опредмечивание мечты приводит к опредмечиванию человека.

Свет гаснет. Занавес.


Рецензии
Согласна во многом с автором этой рецензии, поэтому оставляю здесь свой читательский отклик :)
Заранее прошу прощения за его сумбурность, просто нет времени писать последовательно и красиво.
Как в том фильме, начну сразу с главного – рассказ увлекает, написан гладко, однако всю дорогу грешит нарочитостью и логическими нестыковками.
То, что сразу бросается в глаза – чёткое разделение и противопоставление мира ползающих менеджеров (служащих материальному) и мира парящего в небесах таланта. Как известно, в жизни нет такой чёткой границы.
Однако согласна с Амандой – конкретный герой хоть и летает в облаках, но прочно прикован золотой цепью к дорогому инструменту. Вроде и нет никакого различия в истинных стремлениях.
Как и предыдущий рецензент абсолютно не поняла – зачем студенту такое пианино в общаге? Да, звук, это прекрасно. Но… разве герой не знает, что в подобных местах дорогие вещи хранить достаточно опасно? Даже если не вынесут – то разбить могут в три счёта. Пьяные завистники – сокрушительная сила. То, что герой инфантилен – это понятно, но не до такой же степени, чтобы не понимать очевидного.
Я не буду писать обо всём, что вызвало сомнения. Уже немало сказано другими. Могу отметить момент, касающийся оставленных девушке денег. Тут сложно говорить о достоверности. Ведь герой изменился. А как он изменился не совсем понятно, ибо дальше образ раскрыт недостаточно.
Вызывает вопрос необходимость покупки конкретного пианино в сжатые сроки. Что такое? Это последний инструмент?

Подробнее, хочу остановиться на кульминационном моменте. После него произошла «смена курса», однако прописан он неясно. Что же всё-таки произошло? Парень пережил некое потрясение, это понятно. Но в чём оно заключалось? Что его сломило? То, что его отымели? Но он добровольно согласился, наверное, все же подозревая, что его будут унижать. Назвали неудачником без будущего? Нууу, совсем неубедительный аргумент. Я думаю, что творческие люди, работу которых постоянно оценивают другие, нередко слышат в свой адрес нелестные высказывания. Тем более что герой увидел сколь «глубоко» разбираются в музыке его обидчики. Парень поверил в то, что талант в этом мире не востребован? А то он не знает сколько выкладывают толстосумы за концерты (мировых звёзд). Для них это такой же престиж, как, к примеру, картины за миллионы. В общем – какая-то искусственная драма получилась. Я понимаю, что всё происходило в состоянии «изменённого сознания». Как правило, в таком состоянии, всё воспринимается иначе – либо острее, либо наоборот. У меня создалось впечатление, что наоборот – всё смазано. Сомнения вызывает тот факт, что в подобных состояниях способности раскрываются, а не блокируются. Но даже если так произошло – странно, что герой даже не задумался, почему перестал «видеть музыку», мало того – непонятно, почему ему не помог разобраться старший друг. (Тема с использованием веществ достаточно неудобная для обсуждения, поэтому тут я умолкаю). И всё же – не стоило ли поискать выход там, где был вход? :) Вместо того, чтобы прямиком отправиться в менеджеры.
Как-то слишком всё просто и однозначно.

Дальше – зачем нужно было владельцам дворца глумиться над студентом, который беден по определению? Ведь он пока не имеет возможности зарабатывать. Слишком большое расстояние в социальной лестнице между студентами и подобными богачами. Мне не верится, что люди, живущие во дворцах, связываются с такой мелочью в целях унижения. Кроме того – он ведь студент, личность ещё можно сказать нераскрывшаяся, несформировавшаяся до конца. Почти как ребёнок – никто не знает, кем он сможет стать в будущем. Да, его желание заработать в качестве «мальчика по вызову» уже о чём-то говорит, но ведь таланта и способностей пока никто отменял. Поэтому уж как-то искусственно и упрощённо-комично выглядит выступление хозяина дворца.
В заключении могу сказать, что «страшная месть» в финале не может не вызывать улыбку. Герой получился достаточно смешным, но я, право, не знаю, к чему стремился автор – хотел ли он вызвать сострадание к жертве или наоборот.
В любом случае – тема повести интересная, просто материал недостаточно проработан на мой взгляд.
Спасибо автору и рецензентам.
С уважением ко всем,

Нина Ринко   23.12.2010 19:30     Заявить о нарушении
Интересное мнение.

"чёткое разделение и противопоставление мира" - Ваше мнение отталкивается целиком от этого посыла.

Нина, а разве этот контраст автор не заявил в названии рассказа?

"В моем аду тишина"(с)

Мне кажется, что это является одним из авторских намерений. Отсюда иногда гротесковые интонации.

Что касается отдельных помарок, то это вряд ли сфера литературной критики. Скорее работа редакторов и корректоров.

С уважением.

Вовву   23.12.2010 20:26   Заявить о нарушении
Я нисколько не литературный критик и даже не редактор с корректором. Я – читатель :)
Вовву, раз Вы говорите, что это гротеск – то так тому и быть :)
С уважением,

Нина Ринко   23.12.2010 22:51   Заявить о нарушении
Да нет, я не говорю (в значении утверждаю), я, как и любой комментатор только предполагаю со свей колокольни. Знает наверняка только автор.

И автору наши предположения( и Ваше и мое, равно как и любое иное) будут наверняка полезны. Как в положительном так и в отрицательном смысле.

С уважением к Вашему мнению. Оно равноправно относительно всех иных мнений. Кроме авторского. Оно, при любых обстоятельствах, определяющее.

Вовву   24.12.2010 00:42   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина, Вовву.

Насколько смогла, отодвинула рояль: http://www.proza.ru/rec.html?2010/12/24/687

Буду рада услышать ваше мнение.

Аманда Глумская   24.12.2010 10:26   Заявить о нарушении
Аманда, извините. У меня случилась небольшое недопонимание с Бес.Критиком. Посему воздержусь от реплик дабы не накалять обстановку.

С уважением.

Вовву   24.12.2010 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.