гл. 4. Мои Учителя

Из гл.3 http://www.proza.ru/2010/12/23/627

    Есть часть людей, самостоятельно пришедших к выводу, что  не  все укладывается  в рамки материализма и даже – повседневной жизни. Одни реально столкнулись с явлениями нематериального характера, другие неожиданно осознали абсурдность круговорота жизни на Земле, третьи не удовлетворились предлагаемыми объяснениями смысла жизни, четвертые в ходе изучения истории и философии поняли, что существуют единые законы развития, которые лежат над материалистическим пониманием мира. Эти люди ни в искусстве, ни в религии, ни в науке не нашли достаточного удовлетворения своим вопросам: «Кто мы?», «Зачем мы здесь?» и «Почему?». Именно на эти вопросы пытается найти ответ эзотерическое знание,  существовавшее у всех народов со времен глубокой древности. Во все времена им владели очень немногие люди - посвященные, адепты, гуру, и они передавали его тем, кто их искал -«Ищущим».

   Источниками эзотерического знания являются откровения, умозаключения и опыт. Это знание не тайное, оно закрыто от основной массы людей лишь только потому, что далеко не всякий в нем заинтересован и желает найти там нечто важное для себя. Оно для тех, кто уже разочарован в смыслах жизни и при этом имеет развитый интеллект, чтобы размышлять о подобных вещах.

   Эзотеризм делится на западное и восточное направления. Западное или герметизм, пришло к нам из Египта и Вавилона и основано на учении каббалы, магии и алхимии. Восточное - теософия, идет от ариев Индии, зороастризма и александрийской философии. Целью обоих направлений является накопление и использование знаний, основанных на вечных,  общечеловеческих истинах. Учителей и разных эзотерических школ в эзотерике существует великое множество, но каждый ищущий старается найти тот путь, который более всего  удовлетворяет его самого.

  Проштудировав за 16 (лучших!) лет своей жизни добрую сотню самых разных эзотерических книг, я приняла «своими» лишь очень немногих авторов. К ним относились: Свами Вивекананда, человек с европейским образованием, последователь индийской философской школы санкхьи, Петр Демьянович Успенский, ученик Георгия Гурджиева, а позднее руководитель собственного эзотерического общества, и Карлос Кастанеда, автор американского литературного бестселлера. Все трое занимали совершенно разное место в моей жизни и сыграли в ней разную роль.

    Вивекананда дал мне первое ясное представление о внутренней сущности  мира  и  человека и сформулировал задачу духовной Работы - разотождествление истинного Я - духа человека, с материальными оболочками его тела, подчинение ума своему контролю и,  благодаря этому, возврат бессмертной сущности человека к Богу и единению ее с Миром. В большинстве индийских школ, мир считается продолжением и частью Бога. Правда, надо отметить, что школ и философских представлений об устройстве мира, в Индии множество, а четкого понимания их различий в то время для меня еще не существовало. 

  Петр Успенский на долгое время стал для меня практическим Учителем. Проповедуемые им идеи не были ни новы, ни оригинальны: все основные «гурджиевские» законы было известны еще со времен Каббалы и использовались в суфизме, но Успенский смог довести эту информацию до уровня понимания современников и дал очень конкретные методы наблюдения себя, показал возможность и необходимость изменения своего сознания, а как следствия – понимания окружающего мира и образа жизни.

   Карлос Кастанеда сыграл для меня роль умного литератора, зримо и ярко показавшего этапы духовного постижения современным, европейски образованным человеком, героем его книг – Карлосом. Карлос во многом был похож на меня. Кастанеда увлекательно описал все духовные «открытия» своего героя, его личные опыты «отделенной реальности», его ошибки и сомнения.

   Вивекананда питал мой разум, Успенский давал руководство к действию, а Кастанеда  иллюстрировал сухие теории живыми примерами и  удачно придуманными им лично «новыми» понятиями. Ничего нового все трое не придумали - это была лишь еще одна терминология известных эзотерических понятий, но она проясняла понимание человека, уже подготовленного в этом плане, и потому имела право на существование.

  Едва ли стоит браться за книги Кастанеды мало подготовленному и случайному человеку:  именно такие начинают либо принимать все рекомендации Кастанеды слишком буквально и вскоре рассматривают книгу, как пособие по приобретению магических способностей, либо очень поверхностно следят только за внешним за сюжетом, считая книгу странным приключенческим романом или глупой сказкой.

    Помимо «моих» авторов, у меня были и другие «учителя», методы которых я использовала в своей практике. Таким на какое-то время стал для меня Порфирий Корнеевич Иванов,  русский духовный учитель, проводник северной йоги, основанной на привыкании к холоду, моржевании и еженедельных голоданиях с целью очищения организма. Некоторый период я увлекалась одной из китайских школ иглоукалывания, основанной на знании энергетических каналов в теле человека и на специальных упражнениях, воздействующих на эти каналы.  Китайская школа во многом повторяла теорию индийской праны и каналов нади, расположенных в теле, но по китайской школе было больше литературы и накопленного практического опыта. Китайский даосизм и Тибетский буддизм, питавшие эту практику, тоже были мне интересны, но не были «моими»: необъятность стоящей за ними информации меня пугала: мне не особо хотелось вставать на новую дорогу, явно параллельную моей, так же, как и не хотелось  касаться этих школ слишком поверхностно.

      Хочется думать, что у меня всегда было верное чутье на чистоту книжного   источника. Отдельные авторы, казавшиеся логичными и убедительными, только удовлетворяли мое любопытство, но не давали мне энергии, внутреннего толчка. Они явно были лишь хорошими пересказчиками чужих идей. Такое впечатление оставили у меня Е. Блаватская, А Безант, Клизовский, Раджниш, Рамачарака, а также лекции нашего современника, поэта и «философа» А.В.Мартынова. Другие авторы дарили ощущение света после прочтения их книг, но, видимо, не были мне созвучны: это Шри Ауробиндо, Сатпрем, Иогонанда. Совершенно не воспринимались мною и авторы  агни-йоги - Николай и Елена Рерихи. Воспитанная Володей - скорее практическим, чем теоретическим учителем, я всегда выбирала себе в наставники тех, кто не столько рассказывал, сколько показывал своим поведением Путь ищущего в гуще повседневной жизни и на живых примерах реальной жизни. Совершенно особое место среди таких школ заняла практика Четвертого Пути, описанная Г.Гурджиевым, и надолго вошедшая в мою жизнь через работы его ученика - П.Д.Успенского.

         Продолжение в гл.5: http://www.proza.ru/2011/01/17/587


Рецензии
Для понимания Восточной Индуистской философии Вивекананды не достаточно. Скорее он более вреден чем полезен так как его философия не основывается ни на одной из существующих школ Индуизма базирующихся на шрути и смрити, а является неким синтезом непонятно чего с его видением западной мысли. Так что представлять индуизм он никак не может.
Если Вы серьезный ученый советую вам обратиться к фундаментальным работам и священным текстам, из тех что доступны в переводе с санскрита на английский или русский. А это в первую очередь -
1. Канон шрути - самхиты и упанишады (переведена на русский практически все), веданта сутры.
2. какон смрити - пураны (полностью доступны только Бхагавата Пурана, почти вся Вишну пурана, отчасти Сканда Пурана), Махабхарата (частями в том числе всевозможные версии Бхагавад Гиты (одной ее вам хватит для практически полного понимания)), Рамаяна (тоже почти вся в разных ее версиях).
Для начала вам этого вполне хватит.

Харитон Евсеев   17.01.2011 00:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Харитон! Многое из того, что вы советуете, я читала и оценила по достоинству. Хочу только пояснить: вы прочли одну главу из книги, где пытаюсь рассказать о своем личном Пути к Богу и о своих личных впечатлениях о том, с чем в жизни встретилась и что пропустила через собственный опыт. Индуизм был только ступенью. Сейчас передо мной не стоит задача выбора пути или углубления знаний в индуизме. Я благодарна всем моим прежним Учителям, которые так или иначе помогли мне понять различие в подходах разных и выбрать собственный путь. Это православие.

Спасибо за прочтение и отзыв!

Алкора   17.01.2011 10:20   Заявить о нарушении
Меня вот относительно,скажем,Блаватской привлёк один эпизод.Жил в те времена некий шарлатан,не помню фамилию,который якобы изобрёл двигатель,работающий от эфира.Блаватская заявила,что так всё и есть.Мол,великий Эфир научно доказан.Между тем,после смерти этого изобретателя,обнаружили систему скрытых насосов,которые этот мотор и двигали.Тут может быть лишь два вывода.Либо она сама авантюриска и ей сие открытие было на руку.Либо она не могла отличить элементарной лжи от правды.И в том и в другом случае каким образом можно доверять всему,что она написала в толстых томах своей доктрины,если даже такая мелочь не была ей ясна под неустанным оком якобы Высших сил?Сколько миллиардов лет длятся все эти манвантары,какие там планетарные тела и глобусы,ни один человек не может ни почувствовать ни проверить.Но эпизод с машиной заставляет усомнится в самой доброкачественности материала.Эпизод далеко не единственный.

Саша Лаврин   09.11.2011 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.