Услышанное, записанное и исполненное
*
«Если во время прослушивания музыкального произведения твой мозг совершает такую работу, что ты мокрый от напряжения
в буквальном смысле, тогда только это может быть похожим на то, что ты действительно научился вслушиваться в музыку,
проникать в её плоть»
***
До того момента, как было что-то расслышано, присутствовало только онтологическое идеальное или абсолютное.
Всё услышанное – уже адаптированное, то есть искажённое, преобразованное, профильтрованное, «переведённое» на метаязык и пропущенное
через миллиарды обертонов разнообразных и абсолютно бессмысленных метафор.
Записанное же, - то, что именуется партитурой, но что миллионы и миллионы людей продолжают упорно называть
почему-то музыкой, – это уже дважды адаптированное услышанное.
А то, что впоследствии исполняется – это уже не трижды, а десятки раз интерпретированный, абсолютно переосмысленный оригинал.
Следовательно, то, что достаётся слушателю музыки – вовсе ещё не музыка.
Требуется усилие для того, чтобы отделить интерпретированное от сути, от первопричины.
Не от сути замысла композитора, а от той, которую слышало изначально только композиторское ухо.
И усилие это немалое!
Неизвестно ещё, кто работает больше, - музыкант в оркестре, исполняющий только свою партию,
дирижёр, соединяющий все партии в одно целое,
или слушатель в зале, внимающий хорошему оркестру из ста двадцати (в среднем) музыкантов, а иногда ещё и хору впридачу?
Так кто же на самом деле исполняет музыку?
Точнее – кем она исполняется?
*
3 октября 2009
***
Свидетельство о публикации №210122400835