Фёдор Толстой

С силуэтными работами графа Толстого я познакомилась в фондах Русского отдела Эрмитажа. Как добивалась разрешения - отдельная песня, но всё-таки добилась. Когда работаю в фондах с силуэтами, первое, что меня интересует- какому силуэту художник отдавал предпочтени: графическому или классическому; затем - делал ли художник предварительные рисунки: наконец - как он оформлял работы?

Работы Фёдора Петровича Толстого из собрания Эрмитажа были выпущены отдельным альбомом в 1961 г. В нём - 50 работ, тончайших и сложнейших по технике исполнения.

Самый большой минус всех книг - это невозможность понять реального размера работы. Предварительно изучив силуэты графа Толстого, я была абсолютно уверена, что в книге они даны в уменьшенном виде. Учитывая их многофигурность и сложность композиционного решения, я ожидала увидеть картины формата не меньше А-4-го. Каково же было моё изумление, когда оказалось, что настоящие работы - почти в полтора раза меньше, чем на книжных иллюстрациях, и каждая легко помещается на ладони!!!

Оформлены работы в глубоких рамках, придающих чёрным вырезкам дополнительный объём. Но вряд ли так оформлял их автор. Зато внимательно изучив все вырезки (некоторые отвалились от фона, есть и неоформленные), поняла, что на них нет никаких предварительных рисунков. Приклеены к фонам силуэты капелькой клея в одном-двух местах.
В XIX веке Фёдор Петрович Толстой вводит в силуэт батальный жанр и достигает в нём значительнейших высот: в его сценах можно встретить до двух десятков фигур.

"Известны его силуэты не только из чёрной, но и позолоченной, белой, жёлтой, чёрно-лиловой бумаги. Менял художник и фон. Наряду с самым распространённым белым мы часто встречаем и синий, голубой, серый фоны. Иногда он специально окрашивал бумагу в необходимый ему цвет. Предельно точный контур силуэта очень часто оживлялся разнообразными техническими приёмами: например, прорезями и проколами для передачи листвы деревьев". (Кузнецова Э. Искусство силуэта. - Л.: Издательство "Художник РСФСР", 1970).

"Я по-прежнему продолжал заниматься художествами по модельерной части, лепить по воску, глины и рисовать, посещать публичные лекции из разных наук, литературные и учёные общества, в которых был членом, а по воскресным вечерам приятно проводил время в кругу обычных посетителей наших вечеров, между которыми находились почти все наши молодые знаменитые, замечательные поэты и литераторы, как то: Крылов, Пушкин, Гнедич, Батюшков, Плетнёв, Дельвиг, Баратынский и другие образованные молодые люди". (Записки графа Ф. П. Толстого/ Сост., вступ. и коммент. А. Е. Чекуновой, Е. Г. Гороховой. - М.: РГГУ, 2001).

"Художественное наследие Толстого богато и разнообразно. На сегодняшний день в музеях и частных собраниях выявлено около двух тысяч его рисунков, акварелей, гравюр, медалей, статуй, барельефов, эскизов декораций, силуэтов.
Он принадлежал к графской линии старого дворянского рода Тослстых.

Фёдор Петрович Толстой родился 10 февраля 1783 года в Петербурге. Его отец, Пётр Андреевич, возглавлявший в Екатерининское время Петербургскую контору Кригс-комиссариата в чине бригадира (впоследствии - генерала), был правнуком знаменитого сподвижника Петра I - П. А. Толстого. Мать, Елизавета Егоровна, урождённая Барбот де Морни, была художественно одарённой натурой и своих детей учила не только чтению и грамоте, но и рисованию, и другим "рукоделиям". Как и большинство дворянских детей, мальчик уже при крещении был "пожалован" сержантом в лейб-гвардии Преображенский полк.

Домашнее образование закончилось, когда мальчику шёл девятый год. По решению родителей он был отпущен с троюродным дядей, графом Петром Алексеевичем Толстым, назначенным командиром Псковского драгунского полка, расквартированного в с. Ошмяны под Вильно на присоединённой незадолго до того к России белорусской территории.

26 июня юношу определяют в Морской шляхетский кадетский корпус - одно из лучших учебных заведений страны.

Желание овладеть секретами изобразительного искусства, талант, замеченный окружающими, приводят его в 1802 г. в стены Академии художеств - центра художественной жизни страны. Он становится её вольноприходящим учеником.
В 1804 г. Толстой резко меняет свою жизнь. Он окончательно отказывается от карьеры военного, покидает морскую службу и, вопреки традициям людей своего круга, решает стать профессиональным художником. В течение нескольких лет ему пришлось испытать на себе не только материальные трудности, сопутствующие начинающему художнику, но и моральные, поскольку этот шаг титулованного аристократа, которого ждала если не блестящая, то вполне благополучная карьера, был непонятен как светскому обществу, родственникам Толстого, так и академической профессуре.

В 1810 г. он поступает медальером на Санкт-Петербургский монетный двор, где трудится до 1828 г., когда Николай I назначает его вице-президентом Академии художеств. Более тридцати лет Толстой фактически руководит её работой, не оставляя творческих занятий.

В 1825 г. Толстого назначают преподавателем медальероного класса.

В 1842 г. за вклад в развитие медальероного искусства российская Академия художеств утверждает его в звании профессора медальерного класса.

В 1849 г. Академия присуждает ему звание профессора скульптуры без выполнения специальной программы, по совокупности работ, созданных им в этом виде искусства.

В 1854 г. исполнилось 50 лет творческой деятельности Толстого. 10 октября на общем собрании членов Академии художеств, посвящённом этому событию, присутствовали коллеги, друзья, ученики и поклонники юбиляра.

В мае 1859 года исполнилось 50 лет с тех пор, как граф был избран почётным членом Академии художеств, он был произведён из вице-президентов Академии художеств в товарищи президента. Это была почётная отставка". (Щукина Е. С. Два века русской медали: Медальероное искусство в России 1700-1917 гг. - М.: ТЕРРА, 2000).
Сам Пётр Фёдорович в своих воспоминаниях так писал о выборе жизненного пути: "С месяц после того, как я начал ходить в этот класс, в одно утро зашёл туда профессор скульптуры Прокофьев, весьма талантливый художник, и, удивлённый, видя молодого флотского офицера, занимающегося лепкою из воску, подошёл ко мне, внимательно рассмотрел мою работу и, узнав мою фамилию и с которого времени я начал заниматься лепкою, нашёл во мне очень большие способности к художествам.

Узнав от меня о моём страстном желании учиться художествам, он спросил меня: "Скажите, как вы хотите учиться художеству - основательно, как художник, или как все ваши братья-дворянчики только для забавы?"

Тут я почувствовал настоящее призвание, и что в нём я могу по моему всегдашнему желанию быть обязанным только самому себе и отвергнуть всякие покровительства и протекции, и с этих пор я решился посвятить себя в художники". (Записки графа Ф. П. Толстого/Сост., вступ. ст. и коммент. А. Е Чекуновой, Е. Г. Гороховой. - М.: РГГУ, 2001).
Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) широко известен как автор медальонов с аллегорическими сценами на темы Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах.

Вот что читаем в книге Никулина Н. "Силуэты Ф. П. Толстого в собрании Эрмитажа": "Нет сомнения, что одним из крупнейших и своеобразнейших мастеров силуэта, работавших в первой половине XIX века, следует считать графа Фёдора Петровича Толстого.

В собрании Эрмитажа насчитывается 50 силуэтов его работы, причём 30 из них (восходящие к частным коллекциям кн. В. Н. Аргутинского-Долгорукова, М. Ф. Плюшкина, В. Г. Степанова) заключены в рамки и некогда украшали собою стены комнат. Остальные 20 силуэтов составляют небольшой альбом, приобретённый Эрмитажем в 1954 году у частного лица.

Очень близкие по характеру исполнения и по тематике изображений силуэты Толстого хранятся также в других музеях. Например, более 20 подобных листов находится в государственном Русском музее и примерно столько же в Государственном Историческом музее в Москве. Следует отметить, что ни один из этих силуэтов не подписан художником, но традиция твёрдо приписывает их Ф. П. толстому.
И ни у кого такая атрибуция сомнений не вызывала.

Толстой - длоголетний, бессменный вице-президент Российской Академии художеств. Силуэты освещают его творчество с совершенно, казалось бы, неожиданной для него стороны - со стороны реалистического бытописания. И в силу своей реалистической достоверности они приобретают, помимо чисто художественного, также значительный историко-культурный интерес.
Какое же место занимают эти небольшие чёрно-белые картинки в творчестве прославленного мастера? Сам он, по всей вероятности, не придавал им большого значения. В этом отношении показательно, что в составленном им в конце жизни весьма подробном перечне своих работ нет упоминания об исполнении им каких-либо силуэтов.

Помимо карандаша, кисти или резца Толстой нередко брал в руки маленькие ножницы с острыми концами и начинал что-либо вырезать из бумаги. Иногда это были виртуозные прорези для "волшебного фонаря", отбрасывающие на специальный экран чёрно-белые изображения отдельных фигур или сложных групп. Иной раз, как рассказвает в своих воспоминаниях Е. Ф. Юнге, он, сидя в детской, вырезал из бумаги для забавы своих маленьких детей лошадок и коровок. Но, разумеется, не только в детской вырезал Толстой свои силуэты, а количество их так велико и сделаны они так тонко, что остаётся только удивляться, когда он успевал это делать, если учесть, сколько времени он отдавал своим основным занятиям. В какой-то мере понять это позволяют всё те же воспоминания дочери, которая утверждает, что "кроме званых вечеров, он не стеснялся присутствием гостей и рисовал, слушая разговоры, чтение и музыку".

Надо думать, что Толстой, "не стесняясь присутствием гостей", не только рисовал, но и вырезал из тонкой чёрной бумаги силуэты. Но в отличие от своих предшественников на поприще силуэта - Антинга и Сидо - Толстой создаёт не портреты, а, главным образом, многофигурные композиции самого разнообразного содержания. По всей вероятности, большинство всех этих изумительных по своему изяществу изображений вышло из рук Толстого между делом, когда он, сидя в кругу друзей, родственников, добрых знакомых, вырезал, быть может для удовольствия окружающих, занятные крошечные, но полные живой убедительности сценки.

Силуэты Ф. П. Толстого отличаются высоким художественным мастерством, они выполнены с почти ювелирной точностью, отличающей многие работы этого мастера, но никогда не впадают в излишнюю дробность или манерность - они просты и впечатляющи.

Спецификой силуэтов Толстого является то, что в них мы никогда не найдём портрета в чистом виде; хотя у него встречаются изображения Наполеона, Александра I , Николая I или великого князя Михаила, но автор неизменно включает их в многофигурные композиции, превращает в одно из действующих лиц своего творения.

Мы не можем назвать никого из современных Ф. П. Тостому силуэтистов, кто мог бы хоть в слабой мере состязаться с ним в этом искусстве".
Остаётся только сожалеть, что не все силуэты Ф. П. Толстого опубликованы, и что пока не предвидится никакой выставки его силуэтных работ, которая могла бы познакомить широкого зрителя с ярким талантом Толстого-силуэтиста.

Другие материалы об искусстве вырезания из бумаги и художниках-силуэтистах в сборнике «Искусство силуэта».

Мои работы: http://www.liveinternet.ru/users/4215666/profile/


Рецензии
Спасибо, Наташа! Благодаря Вам узнал новое и интересное. И написано хорошо.
С уважением,

Владимир Врубель   05.01.2011 22:02     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Владимир! В тексте полно сносок на первоисточники (если кого-то заинтересуют подробности), а меня лично интересовал граф как талантливейший вырезальщик. И работы его - шедевры! Жаль, в Эрмитаже сказали, что выставку делать не имеет смысла, денег на ней не заработать. Ну, может, когда и сподобятся.

Наташа Лазарева   06.01.2011 06:45   Заявить о нарушении