О чём могут рассказать символы

                О чём могут рассказать символы.
Статуя «Свобода».
  Символ Америки  статуя «Свобода», известная увеличенная копия парижской  статуи, но в Париже она - одна из многих - ничем особенно не выделяющихся, а в Нью-Йорке – символ Свободных  Американских Штатов.
Женщина в венце из ножей - должно быть изображающих солнце, тога римского сенатора, факел, освещающий путь кораблям  взметнулся на высоту Александрийского маяка, в  руках толстенная книга  - конституция.  Где же свобода?  А если свобода то от  кого?
Для решения этого вопроса  заглянём в факел, вроде ничего примечательного – два округлых образования изображают языки пламени, но перед нами символ веры, а если это «символ веры» то перед нами женщина, совершающая ритуал – Великая Жрица. 
Остаётся уточнить: к какой религиозной системе относится свершаемый ею ритуал.
Системы можно подразделить по половому признаку: матриархальные и патриархальные,   если «Великая Жрица» женщина, то, скорее всего, она и есть земное воплощение Бога, т.е. данная система относится к матриархальным системам, но в руке у неё книга – Моисеевы скрижали?  А если это скрижали то где Моисей?  А здесь он, в факеле горит его оскопленное естество. Всё становится на свои места и ноженосный венец – символ  священного права на оскопление «Великого отца», и жертвенный  огонь возносящий к Небесам  его детородный орган и  воздающий  славу «Великой Матери», и прижатые к груди Скрижали, и тога Римского сенатора.
«Свобода» Америки это свобода от «Великого Отца», и её символ это «Великая Жрица» оскопившая его и принесшая его детородный орган в дар «Великой Матери – Солнцу», это «Великая Жрица» присвоившая себе его заповеди и, совсем уже мелко,  право называться сенатором.
 Почему «Великой Жрице» прислуживают в основном мужчины?                Мальчик, выросший у взбаломошной матери, должен, под страхом смерти: научиться ей служить,  предугадывать её желания  и манипулировать ею, но, манипулируя, он, неизменно, проводит её политику.

                Серп и Молот.
Кажется, нет ничего более прямого и естественного чем союз «Серпа и молота».               Но,  серп это символ срезания – его аналог коса – орудие Чумы, а молот – в любом справочнике по символике  это обоюдоострый топор, неотъемлемая часть вооружения бога Смерти и ликторов, корнями уходящий к древней «дубинке для разбивания черепов – тамагавку».
Два символа смерти  в одном гербе, два символа положенных на 1 страну, не даром её правительству пришла простая мысль – убить, для наведения порядка, каждого сотого.


Державный  Орёл.
Традиция   кормить  тотемного  Орла, кормить,  голодая и отдавая последнее, кормить, чтобы затем на празднике почитания предков убить, снять шкуру и прибить её к тотемному столбу (отправить Орла к предкам с рассказом о «нашем хорошем житье бытье»), относится к родоплеменной эпохе.  Объединение под тотемом господствующего племени остальных родственных ему племён, вещь в древнем мире обычная, как и принятие тотемического знака  жены вместе с матриархальным браком.




Но перенят был не только Византийский орел, но и  степной, славяне веками отражали набеги степняков,  символом славян в эту эпоху был Лось, благостно трансформировавшийся в коня Георгия Победоносца, а символом свободных степей был и остаётся  Беркут, присваивая Византийский герб присвоили не только Византию, но и степь, поэтому ничего необычного в нашей экспансии в Великую степь не было -.мы возвращали себе отцовское наследство.
Необычно другое. Недавно отметили 160 лет преобразования нашего Византийского Орла (обычной, распятой для сушки,  шкуры степного орла) в орла Державного.  Зачем понадобилось  художникам Николая I так приукрасить скромную птичку.
Есть в психологии такой термин – гештальт,  фигура и фон, когда фигура, прояснившись, уходит, то фон образует новую, скрытую до этого фигуру, - если убрать нашего милого орла, то от неожиданности вздрогнешь – на тебя смотрит кошка (кровавый ягуар Майя, королевский лев Британии), в Орле спряталась Кошка, загадочный зверь – символ женского и коварного, не эта ли кошка сыграла с нами столь злую шутку, не она ли, никем не увиденная, оказалась знамением конца «Дома Романовых».


«Бассейн» и студенческая «Революция».
На улицах Парижа бушевала студенческая революция. Революция  тихо сместившая, как не соответствующего моменту, героя – Генерала Де-Голя, а где-то на юге снимался обещающий стать кассовым и элитарным фильм «Бассейн».  Сюжет простецкий и незамысловатый, два друга, одна женщина, соперничество, нарушение законов чести и мужской дружбы, убийство, но жить или не жить, тогда за убийство светила гильотина,  решает не совесть, а Она.  Женское правосудие – того, кого люблю, тот и прав.
Бассейн  - во всех справочниках значится однозначно, - влагалище.
Толкотня вокруг и утопление в …
Нарушение законов чести и дружбы, сексуальная революция,  всплеск неконтролируемой обычными символами агрессии, во Франции произошла смена эпох – тихо ушел Де-Голь, ушел Ппоследний Герой». Д-Артаньян  умер в 60е! Пришла эра  лицемерия.
 Двойная мораль – чисто женское изобретение.
                Всадница

Все мы помним  Брюлловскую  «Всадницу»,  она вошла во все учебники.
Но почему она так настойчиво преследует нас?  Выдающееся произведение?
Или…  Травматическое переживание, требующее бесконечного повтора?  Это подобно  11 сентября  – горящая Башня и новый Боинг, врезающийся в её близнеца и бесконечные повторы, Афганистан был тогда назначен крайним.
  Не являясь искусствоведами,  попробуем рассмотреть «Всадницу»  с позиции психоанализа.
Во,  первых,  это  автопортрет  самого Карлуши, именно  Карлуша и никто другой взирает с благоговением  и восхищением на «Всадницу». Спросите – так он же одет как девочка, но в ту эпоху мальчиков до 5 лет одевали в женские одежды, то есть – ребёнку на картине скоро должно исполниться пять.
Второе – она не смотрит на ребёнка, она отвернулась! Под ней  готовый вздыбиться чёрный жеребец (конь-огонь), но, ни один мускул не вздрогнул на её лице, она не напряглась и не натянула поводья – да и жива ли она, скорее это призрак безучастный и бесплотный. Вспоминается  Пушкинское: «В той стране девица есть, что неможно глаз отвесть».  Из Греческой мифологии мы знаем, что прекраснейшую из богинь звали Персефона (убитая Персеем) и была она женой Аида.  Женщину в белом сопровождает собака, вторая собака стоит у ног мальчика.
Третье – фон. Правило гештальта – актуальность фона. Фона два. Мальчик стоит в проёме двери закрываемой красной (потом он повторит его в «Последнем дне Помпеи») занавесой и мутный  неясно – туманный  фон леса или парка из которого и возник сей ангел неземной. 
Теперь попробуйте прочитать символы, оставленные нам автором.
Конь – символ негативной материнской привязанности, можем вспомнить «упавшую лошадь» из классической истории «маленького Ганса» З. Фрейда, можем вспомнить и мифических  коней «конь-огонь»,  Сивка-Бурка  –  Белая-Шкура  (древних охотников хоронили, завернув в шкуру оленя),  царских скифов хоронили вместе с лошадьми.
Собака – Славянский Бог Смаргал, - защитник  всходов и проводник в царство мёртвых.  На картине две собаки, каждая из них несёт свою смысловую нагрузку.
Лес – дорога посвящения (мальчика вскоре должны посвятить в мужчины, даровав право носить штаны)  шла всегда через Лес к «Избушке на курьих ножках».
Дверь – всегда вход в иное пространство.
Цвета: белый – человек после смерти становится «смертельно бледным», белое платье невесты означало для неё «она умирает для родительского Дома» и начальный этап свадьбы всегда шел по сценарию похорон;
голубой – небесно-голубой  цвет неба, неземного начала;
чёрный  - цвет  вспаханной (умершей для возрождения) земли и страха,
красный – цвет второй фазы родов по Гроффу (фазы сжатия плода маткой),  или - по Люшеру  - символ волевого усилия, наступательных тенденций, возбуждения.
Какой текст возникает  в результате прочтения символов, дело воображения каждого.
Ретроспективно мы можем лишь сказать, что у мальчика были огромные проблемы во взаимоотношениях с матерью, проблемы настолько огромные, что  он никогда не вступил в брак.
Второе, мог ли человек, попавший во власть столь прекрасного Духа, прожить долго?

 

                Последний день Помпеи
Про картину написаны тома, отметим только то, что ускользает от взора искусствоведа.
Всеми описана центральная фигура младенца у груди мёртвой матери.
Но именно в этой фигуре описано переживание младенца обнаружившего, что его любимая грудь (mama)  пуста и холодна, или , тем паче наполнена страхом и посторонней заботой. Гневу и горю младенца нет пределов!  Гнев и страх младенца огромны, он не знает слова  «завтра», ему нужно сейчас, и он требует! Именно, ощущение гибнущего в его  - младенца гневе - Мира, и есть основной смысл «Последнего Дня».


                Девушка, собирающая виноград.

Виноград – символ мужской привлекательности, мужской сладости, символ Диониса.

                Тройка

Трое детей с такими современными лицами, разве они были у детей  19 века?
Там, сзади есть ещё и четвёртый.
Везут огромную (не менее тонны)  бочку с ледяной водой.
Бочка – символ замкнутого пространства  - матки (вышиб дно и вышел вон – родился).
Холодная матка – тревожная матка, матка приводящая к  формированию  шизоидной конституции у родившегося из неё ребёнка. Данный ребёнок всю свою жизнь будет стремиться завершить гештальт  плохой матки (обрести покой в хорошей), стремиться к возвращению в матку (реинкарнации), по Лиз Бурбо  это типичный «отверженный».
Удивительно ли то, что мальчик служивший натурщиком для  коренника в тройке, вскоре
умрёт?

                Неравный Брак

Три главные фигуры на картине: невеста, жених и шафер – автопортрет художника.
Если следовать логике Дональда Калшеда то  в литературе «Брак  Эроса и Психеи» всегда метафора  воссоединения  разорванных частей Души – достижения ею воссоединения или целостности (того, что в Христианстве называется Спасением).  Инстинкт, препятствующий этому, или точнее,  при активации которого  происходит дезинтеграция Души, Калшед  персонифицировал и назвал   Диамонтом, наши переводчики перевели его как Демон.  На картине нарисовано святотатство – Эрос отдаёт Душу  старому Чёрту.
Картина резюмирует ситуацию обозначенную Пушкиным в «Евгении Онегине», продолженную Лермонтовым в «Демоне» и Тургеневым в «Асе».
Лев Николаевич попытался эту ситуацию привести к хорошему концу, но …
Думаю, что он сам не ожидал, что всё так кончится.
Хотя, возможно, мы так до конца и не поняли метафизику «Войны и Мира».

                Бурлаки на Волге

Двенадцать бурлаков и двенадцать русских психотипов (хотя ясно прорисованы только восемь) и Кормчий, явно напрашиваются на метафору  «Христос и двенадцать апостолов».  А картина  1917 года служит иллюстрацией к «они идут, идут, двенадцать новых Иуд».
 Есть одно затруднение,  Волга впадает в Каспийское море, соответственно течёт сверху вниз. По какому берегу Волги идут бурлаки, географически понятно – по правому . пологому и восход тогда с другой стороны – с востока, но композиционно получилось наоборот. Бурлаки-апостолы  идут сверху вниз – по течению Русской  жизни, как в Русской песне -  «Вниз по Матушке по Волге поднималась непогода», они притворяются, что им тяжело.

                Пятьдесят шесть (Мистика цифр)
Как то в начале 2000гг прозвучала статистическая цифра - мужчина в этой стране живёт в среднем 56 лет (с тех пор публикуют только среднюю продолжительность жизни и продолжительность жизни женщин). Решил проверить. Взял и вычислил среднюю  продолжительность жизни всех русских писателей указанных в учебнике литературы по которому учились мы - получилсь 56.

                Козёл
«Козёл !» - негативная, унижающая  оценка личности.
(За Козла – ответишь)!
Но всякий кто знаком с живыми козлами внутренне протестует против такого унижения этих гордых существ.
Попробуем понять причину столь сильного унижения (теми кто живых козлов и в глаза не видел)  этого гордого копытного.
В Иудее – козёл был «Жертвой за грех».
Почему именно козёл?  Иудеи в основной своей массе были скотоводами и основным их богатством были «некрупнорогатые» парно-копытные то есть овцы и козы, овца послушное стадное животное за долгое сожительство с человеком практически начисто лишенное инстинкта самосохранения и посему постоянно попадающее в разные неприятные ситуации, поэтому издревле в баранье стадо внедрялся козёл, который быстро осваивался со своей главенствующей ролью  исправно водил своё стадо – был вице-пастырем.
Хозяин, вне всякого сомнения, уважал и любил своего горделивого помощника, ведь сам хозяин был патриархом и, вверенное ему семейство, беспрекословно подчинялось и шло за ним.
Но вот случился грех, а за грех, надо было, Ответствовать.
Вот и ответствовал патриарх – украшал рога своего любимца лентами и цветами и отвозил в пустыни Гаальские – изгонял на съедения тем, про которых говориться: «Лишь тьма там и скрежет зубов».
Шло время, сменилась религия и с утратой традиции «жертва за грех» превратилась в «Сам грех» и засверкала  «Козья морда» по всем  описаниям Ада – «где тьма лишь и скрежет зубов».
Но, пока люди жили в контакте с природой, никому и в голову не приходило, что Козёл – уничижительное слово, это гордое и сильно пахнущее тестостероном, а посему не годное в пищу, существо исправно водило стада и шугало молодежь, а вот с потерей природы, осталась только память о запахе.
Что же в этом запахе такого, что вызывает сильную ненависть у современных мальчиков? Тестостерон – как много в этом звуке… 
Существует психологическая защита – обращение в противоположность, - «а виноград то зелен».  То, что больше всего хочется иметь обращается в то, что больше всего презираешь, одновременно – большинство наших современников неудачно прошли «эдипову  ситуацию» - осталась застарелая неодолимая ненависть к отцу – обладателю сильного запаха тестостерона.
Козёл!  Крик ущемлённой гипотестороновой души сохранившей ненависть к первичному своему кастратору.

                Золотой Самсон
В старом Ленинграде было два Самсона (наверное, и сейчас тоже два).
Один  у Михайловского Замка – гипсовый или мраморный – белый, и другой, в Петергофе  -  фонтан  «Самсон раздирающий пасть льву».
Кто помнит о Михайловском Самсоне?
А вот золотой Самсон  Петродворца – это, как говорят сегодня, - бренд.
Почему?  Может всё дело в позолоте?
Или всё же в том напряжении, которое вызывает сочетание золота и струи воды, -  совмещение несовместимого – иня и яна.
Рискну дать этому несколько иное, совершенно не исключающее вышеизложенного,  толкование.
При раскопках Кносского  дворца на острове Крит, был найден золотой перстень – артефакт Крито-Микенской  культуры, - на котором изображен Великий Небесный  Охотник (подлинное имя его исчезло во мраке времён) – Орион, разрывающий пополам живого льва. Жестокая и, казалось, лишенная всякого смысла сцена.
Если бы не легенда Майя о том, что падающие Звёзды – это возвращающиеся после реинкарнации на Землю – души умерших.
А далее цитата из Википедии: «Леони;ды — метеорный поток с радиантом в созвездии Льва (R. A. = 153°, Decl. = +22°), действующий с 14 по 21 ноября. Знаменит сильными метеорными дождями».
«Имела ли средиземноморская морская культура бронзового века связи с мезоамерикой?» -  Это вопрос, не относящийся к данной теме.
Но  это точное указание ( с поправкой на смещение небосвода) на даты осенних мистерий посвященных Великой Матери Плодоносящей и отмечаемых  через девять месяцев ( разгар лета)  празднеств посвященных рождению Божественного Младенца  (известного нам под именем Зевса – Критского).
Так, что же тогда символизирует Золотой (небесный) Самсон?
- Он символизирует торжество Жизни над Смертью, - возвращение на Землю покинувших её Душ.
Орион разрывает Льва и тысячи и тысячи умерших (съеденных львом)  Душ устремляются к Земле, чтобы воплотиться в божественных младенцах!  Осенние мистерии были наполнены радостью и первозданной эротикой возрождения жизни.

   Загадка "трофейной скатерти"
Разглядывая орнамент, привезённой отцом из Германии бархатной скатерти, вдруг увидел знакомое - голову быка, смотря дальше - цветок рододендрона и ... препарат "мужская мочеполовая система - на анатомическом столике". То, что "препарат беременная матка с придатками - на анатомическом столике" в древних орнаментах встречается постоянно - к этому я уже привык, но мужские гениталии всретились впервые. Символику быка достаточно точно интерпретировал в "Язычестве древних славян" Б.А.Рыбаков -  древние охотники верили в реинкарнацию и зашив умершего в шкуру оленя вывешивали его между деревьев на съедение волкам (в Тибете ещё сохранилась традиция скармливать трупы умерших грифам), с выходом в Средиземье оленей добыть не удавалось и сгодилась шкура широко распространённого там быка. Бык стал переносчиком - психопомпом - души в "иной Мир".
Символика стала понятной лишь после прочтения Кереньи. Гениталии быка - жертва Богине плодородия, но им явно предшествовали мужские гениталии, причём не просто - генитали пленника, а "того кто равен Богам" - того, кто выполнял роль Диониса (именно поэтому Дионис - умирающий и возрождающийся Бог).
 В церемонии "прибывающего в Грецию Диониса" его всречали два одетых девушками юноши и вводили в Храм ему посвященный, но при этом ещё сохранялись остатки ритуального представления о том, что Диониса вводили в Дворец Басилевесы - он становился "царём - жрецом" - калифом на год - мужем этой священной троицы. Есть русская песня с такими словами: "Больше на свете любить трёх сестёр. Ты больше не будешь! Не будешь!"
И если в русской песне фигурирует Берёза, то на скатерти Родо (род - клан) Дендрон (дендрос - растение) - Растение Рода (Вечное дерево Рода). После года царствования он становился мужем Вечного Дерева Рода, для уменьшения объёма ежегодной жертвы вполне годны и гениталии.
В свете данного мифа можно несколько пересмотреть символику "Свободы Нью-Йоркской" - воскуряемые к Богам гениталии умершего Диониса, предшествуют приходу (приезду) "нового".
И бесконечный поток новых Дионисов "спешит на пир" - священный брак матери и сына.
Доэдипальные воины не стойки в бою, но очень воинственны.


                Радуга
Вот взяло  ЛбГТ  сообщество за свой символ Радугу,  вроде тем самым говорят  нам,  что  мы за Мир и Прощение, ведь  первое, что увидел Ной после «закрытия хлябей небесных»  - Радугу.  Радугу - как символ примирения с Богом, как символ  окончания Гнева Божьего.
Но,  Радугу (дугу Ра – мы не будем  углубляться в сходство   имён Египетского и Славянского  солнечного бога, у нас другая цель)  вывесил Бог,  а не Ной. Это Бог примирился с людьми и умерил свой гнев за  неправедность их, а не человек  примирился с Богом.  Приняв на себя  знак «Радуга», ЛбГТ сообщество   поставило себя не только «Вровень с Богом» оно возвысилось  над ним,  оно перевернуло Миф, -  это не Бог сжег Содом и Гоморру за грехи их жителей,  а  жители Содома  укрощают Бога,  низводя его в Пекло. 
Но вернёмся к Радуге как символу, как Воротам, через которые не могут пройти живые  Души,  но, вероятно,  могут пройти и проходят Мёртвые души, как к Дуге Ра по которой он  пройдя Этим Светом  спускается на Тот Свет (Свет  Великого Тота).


 


Рецензии
Юрий, очень хотелось бы услышать Ваше мнение о двух других "забитых клячах" в культуре. Не один маленький Ганс акцентировал свое внимание на этом символе. (Фрейда же подчас обвиняют в том, что он намеренно загоняет Ганса в "эдипов треугольник" ("папу-маму")своим "лечением")
1) Достоевский "Преступление и наказание". Сон Раскольникова о кляче.
2) Эпизод с Ницше в Турине, когда он бросился защищать лошадь от кучера. Как известно, с вскоре после этого эпизода наступило помрачение.
Причем, Ницше и Достоевский - фигуры во многом ПАРАДИГМАЛЬНО противоположные. Западный философ предпочел смерть Бога, не смотря ни на что. Основатель "почвенничества" говорил: "даже если окажется, что истина вне Христа, а Христос вне истины, я лучше останусь со Христом, нежели с истиной!"

С уважением, Григорий Ермолевъ.

Григорий Ермолаевъ   27.12.2012 22:38     Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий. Когда то я писал курсовую по "Маленькому Гансу" в которой доказывал, что эпизод с "Упавшей лошадью" в действительности вверг Ганса в психотическую регрессию. Причиной которой был действительно "страх кастрации", но в роли кастратора выступает не Отец, а Женская фигура.
При таком раскладе сил, базовым инстинктом на котором "строится реакция (реактивное образование) " является "инстинкт нахождения в утробе".
То есть возникает драйв (тенденция) - "Назад в утробу!", что внешне выражается в "страхе закрытых пространств".
В этом случае завершающий лечение "Сон с Водопроводчиком" заменяющим "зад" становится не "заменой женского фаллоса на мужской", а изъятием женского полового органа и установка мужских ягодиц.
Мальчик восстанавливает свою мужскую идентичность и выздоравливает,
что ещё раз констатирует психотерапевтическую значимость наличия "фигуры любящего отца" в воспитании ребёнка.

P.S. По справочнику символов А.Менегетти. Лошадь - негативный аспект материнской фигуры. Излечение Раскольникова знаменуется "плачем в ногах у Сонечки" - снятием материнского заклятья.

Юрий Тявин   29.12.2012 13:01   Заявить о нарушении
Юрий, про Ганса и роль матери - это очень интересно. Вы не могли бы подробней разъяснить появление символа избиваемой лошади у Достоевского и Ницше?

С уважением, Григорий Ермолаевъ.

Григорий Ермолаевъ   31.12.2012 05:27   Заявить о нарушении
Извините, но нужно перечитать. Текст не трактуется в отрыве от контекста.

Юрий Тявин   31.12.2012 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.