Лиговка. Ассоциации

Что такое для меня Лиговка?   

Лиговка для меня это далекое-далекое детство и теперь уже далекая молодость. Для меня это 60е и 70е годы.

Моя Лиговка, это участок от Обводного до Расстанной со всеми прилегающими улицами и дворами. Центром Лиговки был мой дом №195 и квартира №2. Квартира, где жили я,  мой отец, дед и прадед. Квартира, - в которой жила наша большая семья в начале двадцатого века. После уплотнения в 30-тых, нам осталось две комнаты.

Лиговка это наш двор, где когда-то были конюшни, принадлежавшие моему прадеду - калужскому крестьянину, ставшему извозопромышленником.    

Это деревянная горка во дворе, которую сколачивали жэковские плотники и с которой мы катались всю зиму, катались по всякому и стоя, и лежа и «на фанерке», и паровозиком… 

Весной, когда начинал таять толстый слой снега, и вода ручейками бежала к люкам мы бросали в эти ручейки спички-кораблики. Бежали за своим корабликом и старались, чтобы он доплыл первым. 

Лиговка это наша школа номер 367 на Тамбовской улице. Это учитель русского - Марк Исаевич Медовой. Часто урок начинался с того, что "МаркИс" вынимал из стопки проверенных тетрадей две-три, помеченных крестиком рвал их пополам и бросал на пол. Хозяин тетради должен был подойти и поднять ее. Среди этих тетрадей обычно была и моя.   

Это наша учительница химии Эмилия Макаровна Отс. На уроках у нее творилось бог весть что. Принесенную однажды на урок гаванскую сигару раскурили тут же под лабораторным столом. Она смотрела на поднимающиеся клубы дыма и чуть не плакала. Позже мы ходили извиняться к ней домой.   

Это дискотеки (тогда они назывались «Огоньками») под радиолу. Это каток в школьном дворе, каток, который не таял всю зиму.   

Лиговка – это заповедный уголок для фарцовщиков 60-70 г.г.    Наши кварталы находились в треугольнике из гостиниц «Киевская», «Заря» и «Южная». Каждую неделю по выходным, туда приезжали автобусы из Финляндии. Купить резинку у финнов ("тармалаев"), было так же просто, как сходить в лес за грибами. Те, кто жил по пути в гостиницу могли фарцовать прямо у своей парадной, спустившись в тапочках из квартиры.   

Лиговка это блаженный Гоша, безобидный городской сумасшедший. Гоша ходил по улицам, что-то выкрикивал, пел песни, а иногда мог пуститься в пляс посреди тротуара. Однажды он пришел к нам во двор с целой коробкой эскимо по 11 копеек, и все брали, сколько хотели. Жил Гоша на Курской, в доме напротив бани, на первом этаже. Под окнами у него был газон, там он сажал картошку. Гошу знала и любила вся Лиговка. 

Лиговка это загадочный Витя-Колесо. Жил Витя тоже на Курской, в одном доме с Гошей. Невысокого роста, худенький, хромой на обе ноги и с козлиной бородкой, он шел,   опираясь на палочку один, или чаще с девушкой. Причем дважды с одной и той же я его не видел. Особенно запомнилась одна - с сумочкой из кошачьей шкуры – с лапами, с кошачьей головой со стеклянными глазами и болтающимся внизу хвостом. Витя со своими спутницами отличался от всех прохожих, что-то было в нем нездешнее. Позже я часто встречал его в «Сайгоне», он был его старожил и завсегдатай, подруги его были оттуда же. Это о Вите, Борис Гребенщиков пел в своей песне «Служенье муз не терпит Колеса…». Славился Витя и умением за полчаса наклянчить у прохожих на хороший коньяк. Не так давно я видел его во Владимирском соборе, в монашеской рясе и уже на коляске. После службы к нему выстроилась очередь, люди ссыпали ему мелочь, а он машинально, как на конвейере, привычным жестом отправлял ее в карман. 

Лиговка, это грохочущие и скрипящие на поворотах трамваи, и деревья-тополя вдоль трамвайных путей. И тополиный пух, покрывавший как снег асфальт и даже пол в комнате. На газонах, вдоль рельсов мы собирали когда-то шампиньоны. Об экологии тогда не думали.

Рядом с моей школой, на Тамбовской,   на берегу Обводного канала,  когда-то давно была барахолка. В память об этом, в правилах поведения, которые висели в коридоре нашей школы, остался пункт, запрещавший нам посещать барахолку. Потом на этом месте был построен автовокзал. Там рядами стояли автобусы дальнего следования. За лобовым стеклом у них виднелись дощечки, на которых были написаны загадочные слова: Будогощь, Заполье, Лахдепохья... Это были пункты их назначения. Я редко выезжал из города, и мне было трудно представить эти города и поселки. Они казались мне нереальными и почти сказочными. Меня влекло в эту неизвестность, и я завидовал людям, садящимся в автобусы. Мне казалось, что их ждет какая-то другая жизнь с интересными событиями и переменами. Я переходил от автобуса к автобусу, читал названия их маршрутов, и мне мечталось, что это я сижу в автобусе и жду отправления.

               
                *              *
                *

Прошло много лет, и я давно уже не живу на Лиговке.

Что такое Лиговка для меня сейчас?   

Лиговка это мои сны, в которых, я снова и снова возвращаюсь в свой двор,  свою квартиру, и сейчас, столько лет спустя. 

Лиговка это то место где осталась часть меня…   


Рецензии
Трудно поверить, что учитель русского языка рвал Вашу тетрадь)))
С уважением,

Ирина Зурабова   03.06.2020 11:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.