Направления и Перевозка Товаров по Шелковому Пути

Данная публикация рассматривает один из ключевых районов на Великом Шелковом Пути в Центральной Азии, а именно регион Нуратау, который связывал всю континентальную и региональную торговлю в единый центр бифуркации. Это отрывки из большой публикации на 38 страниц, ниже представлен черновой вариант статьи, она несколько раздерганная, автор сожалеет об этом и надеется что читатель все же сможет найти для себя интересующую информацию.

В далеком прошлом доступ в долину Зарафшана был возможен лишь через горное ущелье Илан-Отты у города Джизака и через Нур (Нурата). Поэтому Джизак и Нур как важнейшие торговые узлы и военно-стратегические пункты издревле были защищены мощными укреплениями. Северные склоны Нуратинского хребта, изобилуют многочисленными горными долинами, по которым текут родниковые воды. Благодаря последним в этих долинах и перед ними возникли селения. У входа в каждую горную долину – возвышается небольшой бугор – остаток раннесредневекового укрепления (Gulyamov Ya. G. 1979. Bukhara Nur. Ethnography and archeology in Central Asia. Academy  of Science of USSR. The Institute of Ethnography. Moscow. Science: 133).

В Средней Азии однодневный путь, пройденный караваном, составлял 23-26 км (в первые века до н.э. – и первые века н.э.). В некоторых подгорных районах вдоль Нуратинского хребта еще в начале нашей эры была создана густая сеть подземных арыков – кяризов. Кяризы перехватывали родниковые воды в предгорьях и, проходя под землей, выводили воду на дневную поверхность, иногда за многие километры от водоисточника (Бурыгин В.А., Марциновская М.И. Сельское хозяйство и экология. Учебное пособие. Ташкент. Мехнат. 1990:54).

С незапяметных времен торговля содействовала установлению и развитию взаимоотношений между различными государствами. С 226 по 638 года с 3 до 7 века Мавераннахр переживал период покоя. Особенно Бухара разбогатела при Саманидах, и торговля с соседними народами и даже с Китаем приняла с тех пор невиданный размах. Цветущая торговля этого государства (Маверанахра), прерванная опустошениями Чингисхана, оживились только благодаря заботам Тимура (14 век), который оказывал свою мощную поддержку караванам и содействовал собиранию полезных сведений торговцами и путешественниками, коих он отправлял в Европу, Аравию, Индию и Китай. В то время Бухару начали посещать купцы из всех соседних государств, и она стала, таким образом, центром среднеазиатской торговли и торговли Востока с Западом. Торговля ведется всегда по одним и тем же дорогам. Еще со времен Александра определялся великий путь, которым нынче следуют караваны, идущие из Бухары через Самарканд в Кашгар и проходящий через Коканд и Тахти-Сулейман. Древний торговый путь между Индией и Трансоксанией был таким же, каким эта страна пользуется в наши дни. Наконец, дороги, которых держались в средние века и посредством которых установилось сообщение с Маверанахром, Бухарией и Астраханью, - те же, которыми бухарские караваны следуют и теперь. Торговля всегда обогащает страну. Правительство (Бухарского эмирата) не взимает ни какой пошлины с вывозимых из страны товаров, с привозных же требует пошлину, правда очень умеренную. Торговля с Империями еще важна тем что она питает транзитную торговлю, в эмирате  (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с.119-121.).

Визит Сюань Цзяня через Илон-отты в Самарканд в 629 году.

Основные места обмена устанавливались в пограничных со степью районах, куда кочевники пригоняли свой скот и привозили свои изделия, туда же прибывали и согдийские купцы для покупок и обмена (7 век н.э.) (Согдиана страна чудес. БВВ газета. 7 июня 2007 №68 (917) с.14).

В конце 7 века в район Нуратау пришли арабы (Абу-Бакра Мухаммеда Ибн Джаффара Нархаши © Библиотека сайта XIII век. http://www.voslit.narod.ru/texts/rus12/narsachi/text3.htm.)

В арабское время (7-11 века) величина дневного прохода была равна примерно 25-30 км (Ртвеладзе Великий Шелковый Путь. 1999. с. 22-31).

В начале 7 века китайский паломник Сюань Цзань прошел через ущелье Илан-Отты около Джизак в Самарканд. 


О ТОРГОВЫХ – ПУТЯХ

Вдоль главных дорог, которые вели в глубь осваевымых территорий, создавались цепочки городов, контролировавших пути и обеспечивающих передвижение населения и грузов. Появление новых дорог вызвало создание вдоль них цепочек новых городских поселений и упадок или исчезновение старых городов на старых, утративших значение дорогах (Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. Москва. Мысль. 1987: 60). Строились приграничные линии города – крепости. Дороги и населенные пункты (соответственно и их инфраструктура) создаются когда нужно что-то перевезти или обменять. Они фактически связывают разные центры (культурные, сельскохозяйственные, ремесленные, торговые, горнорудные и т.д.) друг с другом, осуществляя торговый обмен.

В период до существования Великого Шелкового пути, в районе Нуратау, были древние караванные дороги. Они соединяли как различные местные, локальные и субрегиональные, центры, друг с другом. Кроме этого через район Нуратау проходили важнейшие торговые транзитные артерии, связывающие страны Центральной Азии, Индии с Мавераннахром, Семиречьем, Поволжьем, Южным Уралом и Сибирью (Mirbabaev, 1961; Vakturskaya and etc., 1968; Aleskerov, 1976; Shtek, 1996; Buryakov, 2003; Nemceva, 2004; Zakirov and etc., 2004). 

Исследователи, занимающиеся проблемой развития древней металлургии в районе Урала, считают, что изделия древней уральской металлургии уже с середины 2 тысячелетия до н.э. имели очень широкий район распространения от Северной Европы до Китая. Надо полагать, что особенно тесными должны были быть связи с рудниковыми районами южного Урала у древнего Хорезма. Если Бактрия и Согдиана, имея м естные запасы руды, могли получать еще металлы и из районов Восточного Казахстана и Алтая, то Хорезм, более удаленный от этих богатых рудами районов, должен был ориентироваться на получение металлов из районов Приуралья. К числу находок, из культурных слоев и погребений, датируемых 5-3 вв. до н.э., некоторые несомненно могли поступать из областей Средней Азии относятся две подвестки из ляпис-лазури, хореземские вьючные фляги кангюйской эпохи, найденные в Мечетсайском могильнике, в районе южного Урала и др. Археологические находки дают возможность полагать, что в торговых операциях с племенами южного Приуралья Средняя Азия выступала не только как непосредственный участник, но и как посредник в транзитной торговле. Так, интересными являются находки предметов, которые могли быть ввезены транзитом через Среднюю Азию. К ним относятся: раковину-каури с побережья Индийского океана, египетские предметы – бронзовая фигурка …, найденная у села Конец-гор, севернее города Перми… Торговый путь, идущий из областей Средней Азии, в частности, Хорезма, в северо-западном направлении, скрещивался, вероятно, с торговой магистралью, идущей из Приуралья на восток к источникам золота и ценной пушнины. Как полагают ииследователи, грекам с древнейших времен были известны дороги на восток и северо-восток. Р. Хенинг полагает, что греческие купцы, вероятно, не могли проникнуть на Восток дальше Уральских гор и что, возможно, где-то у южной оконечности Уральского хребта находился своеобразный торговый центр, куда сходились купцы и стекались товары. О том, что древние хорезмийцы безусловно знали эти торговые пути, можно судить по сведениям, имеющимся у Арриана – в книге «поход Александра», Хорезмийский царь Фарсман, прибыв к Александру Македонскому, втогшемуся к тому времени на территорию Согдианы, предлагает себя в качестве проводника в походе против народов, живущих у Черного моря, причем, Фарасман обещает  Александру Македонскому снабжать его армию всем необходимым на всем протяжении пути. Это последние наводит на мысль, что возможно хорезмийские купцы имели какие-то опорные базы на всем пути от Хорезма до берегов Черного моря или хотя бы Каспия (Mukasheva, 1972).

В пользу существования торговых связей между Средней Азией, племенами южного Урала и Поволжья в свое время высказался ряд ученных. В частности В.В. Бартольд, разбирая вопрос о значении караванного пути из Китая на Запад, служившего преимущественно для торговли шелком, писал, что, получивший большую известность в римское время караванный путь из Южной России на Восток, несомненно существовал раньше римского времени, исходной точкой пути с Востока были города Северного Причерноморья. Эту же мысль развивал и М.И. Ростовцев, указывая, что юг России был тесно связан с районами Восточного Ирана (так автор называет районы Средней Азии)и через них с племенами Алтая и Западной Сибири. М, И. Ростовцев высказывает и такую мысль, что греческие города Северного Причерноморья вели особенно интенсивную торговлю этим путем в 4-5 вв. до н.э., а затем происходит резкое снижение торговых операций(Mukasheva, 1972).… древняя Средняя Азия, степная Западная Сибирь, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье и Приуралье, занимая огромные пространства, не разделенные никакими непреодалимыми естественными преградами, с глубокой древности вступили в экономическое общение и по мере исторического развития эти связи все углублялись и расширялись, что подтверждается материалами археологических раскопок и, частично, косвенными свидетельствами письменных источников (Mukasheva, 1972).

Давань (территория - Ферганы) была связана «Нефритовой дорогой» с Индией, «Царской дорогой» (шох-рох) с Византией и Римом, «дорогой золота» с Алтаем и Сибирью, «скифской дорогой» со страной Аланией. Вернувшись на родину он доложил обо всем увиденном императору, а во второй свой приезд интересовался торговлей и конъектурой рынка. Вскоре в столице Давани г. Эрши было подписано посольско-торговое соглашение об открытие «дороги шелка». Первая трасса торговли шелком, позднее (в XIX в) названная немецким ученым географом Фердинандом фон Рихтгофеном «Великим шелковым путем», была проложена во II в до н.э. от столицы Давани - Эрши к городу Ю или Ючен (Узген), через Ош, горные перевалы в Кашгар. По оазисам пустыни Такла-Макан она выходила на север озера Лоб-Нор, к которому был подведен защитный земляной вал доходящий до «Великой Китайской стены». Реставрированная и благоустроенная она была соединена в единую «Великую Китайскую стену» длиной в десять тысяч ли (1 ли =0.5 км). Уникальная магистраль, сочетающая в себе чудо инженерной техники и человеческой мысли, импозантные остатки которой сохранились по сей день, проходила по центру средней Азии. Эта была благоустроенная торговая дорога с бойницами, сторожевыми башнями и т.д. Сухопутные, речные и морские торговые пути связывали «Великую Китайскую Стену» с Ханбалыком (Пекином), Сангоном (Гонконгом), Кореей, Дальним Востоком, Японией, Индонезией и Индокитаем. В114-108 гг. до н.э. в Давань (Фергану) из Китая приходило до 10 больших посольств (караванов). Дорога через Кашгар-Фергану в Восточную Европу или через Турфан-Тараз и далее, с некоторыми перерывами, действовала до конца 19 – начала 20 века. Иногда (в период войн) «дорога шелка» шла из Таримского бассейна на запад через труднодоступные отроги «крыши мира» - Памир или по верховьям Амударьи через «головокружительные вершины и висячие мосты» в Индию, а оттуда по реке Инд, морем в Персидский залив. А иногда – на север к южному берегу Иссык-Куля, по реке Талас, через Тараз (Джамбул) или к реке Или и присоединялась к «дороге золота» или к «скифской дороге», по реке Сырдарье –Южному Уралу, реке Эмбе, Волге – в Северопричерноморские степи, через Азовское и Черное моря в Сирию или через пролив Дардонеллы – в Грецию и Рим и далее в Западную Европу (Редактор Попов И.В. Туристская карта. По Великому Шелковому Пути.  1998).

В начале 3 тыс. до н.э. одним из крупных очагов цивилизации стал Элам- междуречье Каруна и Керхе (Хузистан, на юго-западе Ирана). Около 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (Хувахштра). Отдельные военные отряды мидян, вероятно, проникли в низовья Амударьи в страну Ваэджи (Хорезм) – и в бассейн р. Зарафшан, т.е. страну Гаву (Согдиана), и, следовательно открыли пустыню Кызылкум. Войска Кира 2, как общепринято считать достигли среднего течения Яксарта (Сырдарьи) недалеко от ее выхода из Ферганской долины, т.е. открыть Голодную степь. Вероятно 518 г. до н.э. Дарию 1 удалось завоевать земли «саков, которые за Согдом», т.е. проникнуть в бассейн верхней Сырдарьи – в Ферганскую долину (Magidovich I. P., and etc. 1982).

Данные о торговых связях населения Центральной Азии с окружающими его регионами восходят к 3-2 тыс. до н.э. Возникновению этих связей во многом способствовала разработка залежей полудрагоценных камней: лазурита (ляпис-лазури) в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркенд. Письменные и археологические источники свидетельствуют о существовании торгового пути, по которому из района Бадахшана в Иран, Месопотамию и далее в Сирию, Египет и Анатолию доставляли лазурит – камень, высоко ценившийся на древнем Востоке. Этот путь проходил через Хоросан и северо-восточную Мидию. Кроме лазурита в страны Передней Азии из Согдианы и Бактрии вывозили сердолик, а из Хорезма бирюзу. Археологические открытия последнего времени позволяют выявить неизвестную ранее систему связей, игравших значительную роль во второй половине 1 тыс. до н.э. Речь идет о «западном меридиональном пути», связывавшем Центральную Азию и Южную Сибирь с юго-западными районами современного Китая, северной Бирмой и северным Вьетнамом. Этот путь шел через Ордос и плоскогорье Ганьсу и Шэньси и далее через степи Сунфаня до верхнего течения рек Миьцзян и Даду. В результате частых переселений и многочисленных контактов происходил активный процесс обмена духовными и материальными ценностями. Связи между Южной Сибирью и древними цивилизациями Передней Азии в середине 1 тыс. до н.э. осуществлялись по пути, идущем из ахменидского Ирана через Восточный Туркестан в Туву, на Алтай и Минусинскую котловину. Восточная часть этого пути, от Восточного Туркестана до Южной Сибири, по-видимому, совпадала с «кыргызским путем» средневековых китайских и арабских источников. О связях Южной Сибири с Ближним Востоком свидетельствуют уникальные находки из Пазырыкских курганов. Восточный отрезок этого пути, вероятно, соприкасался с северной частью «западного меридионального пути», по которому в Центральную Азию поступали изделия из юго-западного Китая. Возможно, этот путь был как-то связан со «степным путем», описанным Геродотом. По пути из Восточного Туркестана в Северную Монголию, в общих чертах совпадающим с «уйгурским путем» во второй половине 2 в. до н.э. сюннуской верхушке доставлялись художественные изделия эллинистического Ближнего Востока. В вышедшей в 1877 г. и ставшей классической работе «Китай» К. Рихтгофен назвал эту трассу «Шелковый путь», и с течением времени это название стало общепринятым. Как свидетельствуют «Описания Западного края» китайских династийных историй, в первый период существования ВШП через Восточный Туркестан проходили две основные дороги: Южная (Наньдао) и Северная (Бэйдао). Начинавшаяся в Юймыне Южная дорога, выходя из Шаньшаня (район Лобнора), шла вдоль северного склона Южных гор (Куньлунь), вдоль Реки (Яркенд) и далее на запад до Шачэ (Яркенд). Далее дорога вела в Ташкурган и Вахан. Из Вахана шло два пути: первый из них на запад в Балх и далее в Мерв, Гекатомпил, Экбатану, а затем в Ктесифон. Оттуда путь следовал по древней ахменидской дороге через Северную Месопатамию в Сирию до Антиохии. После усиления Пальмиры во 2-3 вв. дорога шла через Сирийскую пустыню, проходя Пальмиру и заканчиваясь в Дамаске. Путь из Вахана на юг проходил через Гилгит и Кашмир в Гандхару, заканчиваясь в Барбариконе (устье Инда) и Баригазе (Броч). Северная дорога, следуя через Лоулань до Карашара, далее вдоль Тянь-Шаня и по реке Тариму шла на запад до Шулэ (Кашгар). Узловым пунктом этого пути был Карашарский оазис (Яньцы), куда направлялись караваны, идущие из Лоуляна (Крорайны). Из Кашгара «северный путь» вел через перевал Терекдаван в Ферганскую долину и оттуда в земли Канцзюй (Мавераннахр), Яньцай (район Нижней Волги и Приуралья), оканчиваясь в Северном Причерноморье. В связи с изменением политической обстановки в Центральной Азии и под влиянием климатических факторов направление путей менялось. В 3-4 вв. н.э. на участке «южного пути» от Черчена до Хотана в древних оазисах Эндере, Ния (Кадота), Дамдан (Нипа) угасает жизнь, и дорога отклоняется к югу, проходя близ северных отрогов Куньлуня. В Дацинь (восточные провинции Римской империи) в Балх, далее путь  шел на север, пересекая Амударью близ Термеза, по долине Сурхандарьи, вдоль Вахша, через Каратергин, Алайскую долину и далее в Кашгар, Хотан, Яркенд (1-2 вв. н.э.) (Editors by Tikhvinskiy S.L., Litvitskiy B.A. (1988) Eastern Turkestan in ancient and middle age. Review of history. Moscow, Science, pp. 352, 356-357, 360-366, 370, 371-372, 373, 378).

… для древних китайцев «северный путь» был «меховым путем». В Ханьской империи особенно ценились соболиные меха из страны Янь, расположенной в Южном Приуралье и в бассейне Камы. Часть мехов, попадавших в Восточный Туркестан, по свидетельству Псевдоарриана, по «южному пути» перевозилась в Индию и оттуда на кораблях – в Римскую империю. … древняя Давань (Фергана) была важным транзитным центром на «северном пути». Шелковые ткани и бронзовые зеркала по «северному пути» проникали в район Нижней Волги и Северное Причерноморье (конец 2-1 вв. до н.э.) (Tikhvinskiy and etc., 1988).

Важные сведения о прохождении торговых путей Центральной Азии в 5-7 вв. содержаться в жизнеописании Пэй Цзюя в династийной истории «Суйши». В книге «Записки и карты Западного края», впоследствии утерянной, от нее лишь сохранились фрагменты. От Дуньхуана к Западному морю идут три дороги, и у каждой дороги имеются ответвления. Северная дорога из Иу (Хами) проходит у озера Баркуль, далее около озера Иссык-Куль, идет через Люхэшуй, доходит до страны Фулинь (Истамбул) и достигает Западного моря. Средняя дорога выходит из Гаочана (Турфан) через Яньцы (Карашар), Цюцы (Куча), Теле и далее через Цунлин (Памир), проходит через страны Цао (Уструшана), Хэ, Большую и Малую Ань, Самарканд, Бухару, Муго (Мерв), доходит до Босы (сасанидский Иран) и достигает Западного моря. Южная дорога из Шаньшаня (район озера Лобнор) идет через Юйтянь (Хотан), Чжуцзюйбо (Каргалык), Хэбаньто (Ташкурган), Цунлин (Памир) и далее через Хуми (Вахан), Тохоло (Тохаристан), Еда (государство эфталитов), Фанъе (Бамиан), Цао (Газни), ведет в Боломэн (северо-западная Индия) и достигает Западного моря. От каждой страны отходят дороги, которые, в свою очередь, пересекаются на юге и севере. Таким образом, следуя по этим дорогам, можно попасть в любое место. Поэтому известно, что Иу, Гаочан и Шаньшань являются воротами в Западные земли (Tikhvinskiy and etc., 1988).

Северный путь возобновил свою работу (связывал Восточный Туркестан –согдийские центры -Черноморское побережье-Византия). Блокирование сасанидским Ираном транзитной торговли шелком обусловило поиски обходного пути. Он шел из городов Согда через Сырдарью, мимо Аральского моря, до реки Эмба, и Урал до р. Волга, через Аланию («по Даринской дороге») до р. Риони и оканчивался в Трапезунде. Торговля по этому пути началась во второй половине 6 в. и продолжалась в 8-9 вв. Осуществлялись прямые торговые связи Согда с Танским Китаем. Торговые связи по «средней дороге» через Самарканд с Китаем, являются известные находки на горе Муг(Tikhvinskiy and etc., 1988).

Значительное количество согдийских купцов жило в танской столице Чанъане.По «южному пути» согдийские караваны через Памир шли в северную Индию. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные согдийские надписи, открытые в верховьях Инда К. Йеттмаром. В главном центре «южного пути», Шаньшане, в первой половине 7 в.  выходцы из Самарканда основали обширную колонию, состоявшую из нескольких поселений (Tikhvinskiy and etc., 1988).

В период Шелкового Пути были транзитные пути, соединяющими региональные и континентальные центры. В это время через район Нуратау проходили разные торговые маршруты. На западе из района Нуратау вдоль южного склона хр. Актау, шла дорога из Зарафшанской долины, которая у гор Каратау разделялась на два направления. Первое западное шло к низовьям Зарафшана, где оно разделялось на три других направления одно шло вверх по течению Амударьи в Хорезм, второе вниз по течению этой реки в Северный Афганистан и далее в Индию, третье направление шло в южную Туркмению и Персию. Второе западное направление торгового пути, шло к горно-рудным и скотоводческим центрам расположенных в останцовых горах Центрального Кызылкума. Там оно выходило на главные торговые трассы, соединяющие Южный Казахстан, Северное Приаралье, Поволжье, Южный Урал, Южную Сибирь, Семиречье. На востоке района Нуратау, проходила трасса, по правобережью р. Зарафшан. У места где ныне находится город Самарканд, эти дороги разделялись, одна шла через Джизакский горный проход (Илан-утты) по северным склонам Мальгузарского и Туркестанского хребтов, у Кайракумского проход одна часть дороги сворачивала на Ташкентский оазис и далее выходила на главную дорогу ведущую в Семиречье, другая же через упомянутый проход в Фергану. Вторая восточная шла по долине Верхнего Зарафшана и выходила через горные перевалы на юго-запад Ферганской долины. Этот восточный путь, у слияния рек Акдарья и Карадарья, соединялся с западной ветвью торговой магистрали. В Южной части района Нуратау, еще одна дорога соединяла, с Сурханской долиной,где пути расходились, одна дорога шла по верховьям Амударьи и Пяндж, и выходила в Бадахшан, другая  через Амударью около соврм. Термеза, в Сев. Афганистан, Персию и Индию. Кроме этого через горные ущелья хр. Нуратау проходили местные пути, которые связывали горно-рудные центры внутри района, с внешним миром, выходя на главные торговые трассы. 

В рассматриваемый период времени, нами изучались направления торговых путей и связанной с ними инфраструктурой. То есть базары, куда везли продукцию скотоводства,  шелководства, ремесленничества и т.д. Караван-сараи, где производилась оптовая продажа товаров и отдых купцов из разных стран. Колодцев и подземных водохранилищ, по пути следования караванов. Крепостей, для охраны караванных дорог и древних рудников. Заметим что, в районе Нуратау и сопредельных территорий известно несколько горнорудных центров. Это Центральные Кызылкумы, Северные и Южные склоны хр. Нуратау, Гобдунтау, где добывались драгоценные металлы и бирюза еще с 20 в. до н.э. Откуда  поставлялось сырье, в плавильные центры Карнаба и впадины Аягытма (Vakturskaya, 1968; Buryakov, 2003), а затем перевозилось на базары, разных местностей и стран (Восток и Индия) (Savchuk-Kurbanov, 2006). Исследовались Скотоводческие, земледельческие, торгово-ремесленные центры, в районе Нуратау. Причем в исследовании скотоводческих центров, важную роль играют петроглифы. Так, например, в районе гор Букантау,  с середины 15 века до н.э. вероятно приручали и разводили верблюдов (Os’kin, 1976). Предварительная датировка петроглифов Букантау позволяет говорить о том, что самые ранние изображения были выбиты в первой половине 2 тысячелетия до н.э. Относительно некоторых петроглифов можно даже предполагать еще более ранее время. Большая часть рисунков относится к середине 1 тысячелетия до н.э. Петроглифы рассказывают историю приручения двугорбого верблюда в Букантау (Os’kin, 1976).

Естественно, предположить, что вся эта инфраструктура, была связана друг с другом, торговыми путями, разной типологической классификации. 

Шелковый путь – название караванных путей, связывающих со 2 в. до н.э. и до 16 н.э. Китай через Среднюю Азию, Переднюю Азию и далее с Европой. Начинался в центральном районе Китая и через Ланьчжоу шел на Дунохуан. Южный и Северный путь. Северный путь шел через Самарканд. В 5-6 вв. н.э. значительная часть Шелкового Пути, находилась в руках у Иранских и Согдийских купцов. А с 7 века у арабских купцов. С 14 века с развитием мореходство, значение Ш.П.упало.

Открытый во 2 веке до н.э. караванный путь из Китая в Переднюю Азию сделался впоследствии главным путем вывоза китайского шелка; тем же путем привозились в Китай с запада, из Греко-римского мира, стекло и хрусталь; под влиянием Запада в Средней Азии возникла стеклянная промышленность, как под влиянием Востока – металлическая. При Сасанидах важнейшие торговые пути перешли под их контроль. Согд – сосредоточил в своих руках торговлю шелком (Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Академия Наук СССР. Москва. Восточная литература. 1963. с.113).

Город Газа на месте современного города Джизака через который проходил Александр Македонский в 4 веке н.э. (Караваев В.Ф. Голодная степь в ея прошлом и настоящем. Статистико-экономический очерк. Петроград.1914. с.11).

В 3-5 веках налаживается постоянный контакт согдийцев с Китаем (Science and live in Uzbekistan. Fan Va Turmush scientific journal. Volume 3-4. Tashkent: 35).

В 15-20 км к северу от подножия хребта Нуратау, параллельно ему проходит большая древняя степная дорога, соединяющая Бухару через Нурата с областями Южного Казахстана. В свое время на Сырдарье недалеко от Чардара имелась благоустроенная переправа. Оттуда путь на запад лежал через степь на каждом 30 километре был устроен укрепленный рабат с колодцем (в до арабские времена за один день караван проходил 25 км, а в арабские 30 км см. у Ртвеладзе Э. Великий Шелковый Путь. Ташкент. 1999).

Чач-Илак (Современный район Ташкентской Области, Узбекистана) 10-12 века проходил Северный караванный путь.  Чач-Илак был горно-рудным центром который производил серебрено-золотые руды и изделия из них, известных далеко за пределами этого оазиса (Европа, Викинги, Китай, Персия).

По данным арабских географов из Согда в Чач проходила два пути. Основным в 10-12 веках был северный путь, подводивший караваны из степи левобережья Сырдарьи непосредственно в долину Чирчика. Но существовал и второй путь – южный, схематичное описание дано у Кудамы Ибн Хордабеха: «от Заамина до Хаваста по пустыне 6 фарсахов, от Хаваста до реки Чача 5 фарсахов…». В пору функционирования южного пути северный был известен, но служил в основном местом переправы тюрок-скотоводов, использовавших для выпаса скота пойму Сырдарьи и Келесскую степь (Буряков Ю.Ф. Историческая топография древних городов Ташкентского оазиса (историко-археологический очерк Чача и Илака). Ташкент. Академия Наук Узбекской ССР. Институт Археологии. Фан. 1975: 12-14).

По данным восточных дорожников 9-10 вв. из Согда в Чач проходили два пути. Основным в 10-12 вв. был северный путь, подводивший караваны из степи левобережья Сырдарьи непосредственно в долину Чирчика к Чиначкенту и далее вдоль реки к столице владения Бинкенту (Ташкент). Но существовал и второй путь – южный, схематичное описание которого мы находим у Кудамы и Ибн Хордабеха. «От Заамина до Хаваста по пустыне 6 фарсахов (фарсах -6-8 км), от Хаваста до реки Чача 5 фарсахов и там переправа через реку. От этой стоянки на берегу реки до Бенакета 4 фарсаха. От Бенакета до Чиначкета на речке Тюрк 4 фарсаха и там переправа тюрок». Таким образом, в пору функционирования южного пути северный был известен, но служил в основном местом переправы тюрок-скотоводов, использовавших для выпаса скота пойму Сырдарьи и Келесскую степь  (Буряков Ю.Ф. Историческая топография древних городов Ташкентского оазиса (историко-археологический очерк Чача и Илака. Ташкент. Фан. 1975:12-13, 14).

Флорентийский купец Бальдучи Пеголетти, живший около 1335 года, первым упоминает о торговой дороге из Азова в Пекин, которая проходила через Астрахань, Сару, Сарайчик и Ургенч. Без сомнения, караваны проходили через Отрар, так же как через Бухару и Самарканд, когда эти страны находились в состоянии мира.

Большой караван-сарай Турткультепа в Зааминском районе Джизакской области, который располагался на караванной дороге, связывающий Согд с Чачем и Ферганой. Этот караван-сарай стоял на большой торговой магистрали связывающий Согд через Заамин с Ферганой и Шашем. В 10 – 13 веках, вторичное обживание в 16 –17 веках (Савчук Курбанов С. Придорожные сооружения Средней Азии: древность и средневековье. БВВ. 17 августа 2006. №65 (791). С. 19).

Сеть торговых дорог, связавшая самые отдаленные земли государства, соединяла среднеазиатские города с торговыми центрами Афганистана, Индии и Ирана – на юге, присырдарьинских и казахских степей, а также Сибири – на севере. Эти дороги имели множество сезонных ответвлений. В конце 16 века при правлении Абдулхана в Бухарском эмирате бурно развивалась торговля с Россией в основном хлопчатобумажными тканями. В Самарканд и Бухару, съезжались купцы из Афганистана. Персии, Арабистана, Турции, Пянджаба – Индии. (Бурыгин В.А., Марциновская М.И. Сельское хозяйство и экология. Учебное пособие. Ташкент. Мехнат. 1990:73).

Крупный рудный центр открыт в южных Кызылкумах, на северной окраине Согда, где в невысоких горных хребтах Аумингзатау, Коктау, Букантау была зафиксирована целая серия древних рудников, связанных преимущественно с разработкой медной руды. Даже предварительные подсчеты их выработок показали, что объемы добычи превышали 250 тыс. тонн руды, а исследование металлургических пунктов в долине речных прарусел между этими хребтами показало, что именно эта руда плавилась здесь в пору развитой и поздней бронзы. Этот центр плавки меди может быть связан с оловянными рудниками Карнаба. Южнокызылкумский и Карнабский рудоплавильные центры сыграли важную роль в расцвете земледельческо-скотоводческой экономики и государственности Средней Азии. Крупнейшим центром Среднеазиатского Междуречья по добыче золота и серебра являлся Чаткало-Кураминский горнорудный район, входивший в состав Илака, рудной подобласти средневекового Чача, ядром которого являлся Ташкентсктий оазис. Этот центр разрабатывался еще в середине 1 тыс. до н.э. Но основная добыча разворачивается с середины 1 тыс. н.э., а расцвет ее приходится на 9-10 вв., хотя добыча велась и позднее в 11-12 вв. Предварительными обследованиями Северного Нуратау отмечено шесть золотых месторождений: Сентяб, Каракудук, Кансай, Узунсакая, Давлетхожа, Караулхана. В Южном Нуратау это – Алтынказган и Ингичка. Столица Согдианы – Самарканд в саманидское время давала на международные рынки серебренной монеты не меньше чем столица Халифата. Часть серебра и золота могла поступать в качестве доходов от торговли согдийцев, но были здесь и золотые, и серебренные рудники. … средневековая монета пошли по трассам ВШП в Сибирь, Булгарию, княжества Руси, в Южную и Западную Европу от Италии, Германии, Франции до острова Готланд и Великобритании, крупные клады на территории которых показывают огромный потенциал государств Мавераннахра средневековой эпохи (Buryakov, 2003). 
Японский ученый Иоджима полагает, что согдийские купцы использовали морской путь торговли, приходя из Самарканда в Ирак, а оттуда морем достигали Индии и Китая, в 7-8 вв. продавая в Китае сандаловое дерево (Hikoichi, 1989).

Караванными дорогами Хорезм был соединен с многими странами… Важнейшие торговые маршруты из Мавераннахра и Хорасана, Индии и Китая, Поволжья и Руси проходили через эти земли. Булгар считался «восточными воротами» раннесредневековой Европы в Хорезм и обратно, как писал арабские географ 10 в. ал-Мукаддаси (ал-Макдиси). Хорезм был центром пересечения путей. … посредники в транзитной торговле. … товары можно разделить на: 1) изготовленные местными мастерами; 2) доставляющиеся из других городов одной страны (местной); 3) из степей и кочевий; 4) из дальних стран прибывших караванами; 5) транзитные, рассчитанные на продвижения в дальние края. Оживленная международная и внутренняя торговля способствовала появлению больших базаров. Из Мавераннахра через Хорезм и в Хорезм везли разнообразные ткани, лучшие сорта бухарских и самаркандских фруктов, в летнее время из Термеза доставлялась пшеница и ячмень. … центра международной торговли, сыгравшего в свое время решающую роль в развитии культуры и экономики Востока и Запада (Mukminova, 2006).

История китайской династии Тан – памятник, одновременный с ранними арабскими источниками – говорит о стране Кан, включающей в свой состав девять княжеств: Самарканд (Кан, Самокянь). Бухару (Ань), Кабудан (Цяо), Шаш (Ше), Маймург (Ми), Кушанию (Хо), Вардану (Моди), Кеш (Ше) и Хорезм (Хосюнь), правители которых («девять семей») принадлежат к одной династии, именуемый китайцами Чжаову (Tolstov, 1948).


ЭКСПОРТ
 
Китайцы в зарафшанских и ферганских городах ознакомились с культурой винограда и люцерны и научились выделывать стекло. Китайская летопись 5 века, говоря о согдийском посольстве 424 года, в составе которого были мастера, умевшие приготовлять стекло пяти цветов, отмечает это как факт первостепенного значения. «С этого времени стекло стало дешево и люди более не считали его драгоценностью», отмечает автор. В свою очередь согдийцы заимствовали у Китая изготовление бумаги из хлопка, и к концу 10 века согдийская бумага в мусульманском мире вытеснила папирус и пергамент. Кроме этого из Китая были вывезены некоторые приемы обработки железа, серебра и золота и приемы шелководства. Согдийские купцы являлись основными посредниками в торговле Средней Азии с Китаем (Vasil’ev ,1947).

От китайцев в 751 году самаркандцы научились выделывать тряпичную бумагу; из Самарканда бумага постепенно распространилась на запад и вытеснила как в мусульманском мире, так и христианском прежний писчий материал – пергамент и папирус; с запада оказала влияние на Персию и через Персию на Среднюю Азию текстильная промышленность (Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Академия Наук СССР. Москва. Восточная литература. 1963. с.121).

Овладев основными торговыми путями Европы и Азии, арабы стали посредниками между ними (Vasil’ev ,1947).

Монголы господствовали в Средней Азии в течении 175 лет (Vasil’ev ,1947).

9-10 века н.э. В предместьях находились базары. Торговля с кочевниками приносила выгоду и культурному населению, получавшему от кочевников продукты скотоводства, особенно мясо и лошадей; еще более нуждались кочевники в произведениях своих культурных соседей – в хлебе и, в особенности, в предметах одежды. Везде, где происходила торговля кочевников с оседлыми народами – на границах Китая, мусульманского мира и России – кочевники сами пригоняли свои стада к пунктам пограничной торговли, не дожидаясь, пока торговцы приедут в их степи. Кроме нужных им товаров, кочевников привлекали удобные для зимовок местности вдоль берегов больших рек, поросших камышом. Приход кочевников для торговли на зимовку мог обращаться в грабительский набег, против чего предпринимались меры в виде постройки рабатов – укрепленных жилищ пограничной казачьей вольницы. Главными путями по-прежнему оставались пути в Китай, от которых отходили пути на север, к ставкам некоторых кочевых ханов  (Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Академия Наук СССР. Москва. Восточная литература. 1963. с.123-124).

Ташкент был торгово-ремесленным центром, который в основном снабжал степь: луками, колчанами, палатками, седлами, тканями, коврами, стеклянной и глазурированной посудой, сосудов из меди (9-11 века). Через Ташкентский оазис проходил один из двух транзитных путей международного значения (Ртвеладзе Э.В. Великий Шелковый Путь. 1999: 191).

Отрар – Нур – связывали их караванные дороги, через Зернук. От устья реки Арысь.  Монгольские отряды в 1220 году шли по обоим берегам реки Зарафшан. Сам же Чингисхан шел по северному берегу Зарафшана (Правобережье Зарафшана), как пишет Чан-Чунен в 1221 году  (Bartol'd V.V. 1963. Works. V.1. Moscow: 478).

Нур – был пограничным со степью торгово-ремесленным городом, с мощной крепостью, прикрывавшей стратегически важный проход в Зарафшанский оазис и далее в оазисы Ташкента и Ферганы. Здесь, останавливались купцы с товарами, где велась торговля (главным образом оптовая) зерном, кожей, сухофруктами, шкурами каракульских овец, мануфактурой, обувью, скотом и т.л. (там же. С 137-138).

В эпоху раннего средневековья текстильные изделия из шелкового волокна составляли одну из самых значительных статей международной торговли. Среди импортируемых Русью товаров шелк играл также заметную роль.

Следует отметить, что среднеазиатские шелковые ткани «занданачи» 7-9 вв. (получили свое название от бухарского селения Зандана) вытканы … из некрученных нитей, как это установлено проведенными за последние годы исследованиями техники шелкоткачества. Правда, с конца 10 в. под тканью «занданачи» понимались в основном высокосортная хлопчатобумажная материя, также широко известная за пределами Средней Азии. В арабской географической литературе в числе крупных центров текстильного производства (второй половины 10 века) упомянуты Самарканд, Бухара, Ниса, Абиверд. Важнейшим центром шелкоткачества являлся также Мерв. Более 70% находок шелка (в Европейской России) сосредоточено в бассейне верхней и средней Волги. Этот любопытный факт, кажется нам, может служить косвенным доказательством правильности отнесения (шелковых)… тканей к среднеазиатскому импорту, так как известно, что торговля Руси со Средней Азией шла по волжско-каспийскому пути через г. Булгар – крупнейший экономический центр Поволжья. Исследовательница средневековых тканей А.А. Иерусалимская отмечает, что слабая крутка нитей была характерна для Ирана, как и вообще для шелкоткацких мастерских Востока. Однако продукция иранских центров шелкоделия отличалась от среднеазиатских тем, что была выработана из тонких нитей, в то время как последние применяли относительно толстую пряжу. Известно, что в Исфахане, Ширазе, Иезде, Нишапуре, Тебризе на экспорт производились не только шерстенные, льняные и хлопчатобумажные ткани, но и различные сорта шелковых. Их вывозили в Аравию, в страны Средиземноморья и в Восточную Европу. Известно, что на Востоке стоимость тканей исчислялась в кусках, содержащих количество материи, необходимое для шитья длиннополого платья. … в Саксине находились колонии иранских и среднеазиатских купцов. Этот город, расположенный в дельте Волги, являлся в 12 веке крупнейшим торговым центром, через который шел поток товаров в Волжскую Булгарию и далее в русские земли. О размерах производившейся здесь торговли можно судить хотя бы по тому, что между Саксином и Алхамом, гаванью города Амоля, ежегодно плавало до 400 кораблей. Булгар являлся местом постоянного контакта русских и восточных купцов на северо-востоке Европы. Сюда прибывали восточные купцы с тканями и другими ремесленными изделиями, пряностями и рисом, отсюда увозили русские меха, мед, воск, кору для дубления кожи и рабов. Сношения со Средней Азией осуществлялись преимущественно водным путем. Волго-Каспийским путем, хорошо документированным источником (Ибн Хордабех, Масуди, ал-Гарнати), следовали купцы в Поволжье и караваны, шедшие из Волжской Булгарии в Хорезм. Отправным пунктом для среднеазиатских купцов служил порт Абаксун на юго-восточном побережье Каспия, который был соединен сухопутными дорогами с Ургенчем, Бухарой, Нишапуром и другими городами. Из Абаксуна торговые караваны шли вдоль северо-восточного берега Каспийского моря до устья Волги и вверх по реке до города Булгар. Обычно из Абаксуна купцы отправлялись в путь ранней весной, чтобы прибыть в Поволжье вскоре по окончании охотничьего сезона. Видимо, в это же время совершали свои поездки в закаспийские области русские и булгарские торговые люди. Существовала еще сухопутная дорога, связывающая Булгар с Хорезмом через плато Устюрт. Этой торговой трассой шел караван с которым в 922 г. прибыл в Булгар Ибн Фадлан. В то время она еще не была оборудована караван-сараями, где купцы могли доставать провиант и фураж для вьючных животных. Как показали археологические исследования, караван-сараи появились в Юго-Восточном Устюрте в 12 – начале 13 в., что свидетельствует о росте значимости этой караванной дороги. Они отстояли один от другого на 20-25 км, т.е. это составляло расстояние нормального перехода каравана (Fehner, 1981).

До 18 века бухарские купцы выменивали ткани на пушнину и железо (в Тару, Томск, Тобольск). Вначале 19 века бухарские караваны выходили из Бухары в мае месяце, в июле уже были в России, а русские границы – в октябре и даже в ноябре. Путь от российских границ до бухарских в среднем занимает два месяца на верблюдах. В январе купцы подготавливаются к новому путешествию. Весной они покупают бумажную ткань, зимой хлопчатобумажную пряжу. Торговля с Россией в 1819 году в основном составляла – хлопок, пряжа, хлопчатобумажная ткань, бирюза, ляпис-лазурь, мех, каракулевые шкурки, сухофрукты, орехи, чай, шелковые ткани  (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 121 -126).

Товары вывозимые бухарскими купцами из России 1819 году были следующие – гвоздика, сахар, олово, красное и синие сандаловое дерево, сукно, кожи, воск, мед, железо, медь, сталь, золотые нитки, зеркала, жемчуг, чугунные котлы, парча, стеклянного товара (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 127).

На втором месте стоит торговля после России с Кашгаром у бухарцев (ежегодно требуется примерно 600 верблюдов. Отправляют караваны в конце мая или начале июня, после таяния снегов на перевале Терек. Перевозки товаров между Кашгаром и Кокандом обычно производятся на лошадях, потому-то горная дорога слишком утомительна для верблюдов. В Кашгаре бухарцы продают – сукно, кораллы, жемчуг, золотую парчу, золотые и серебряные нитки, меха, кожи, сахар, медь, латунь, стеклянный товар. Из Кашгара они привозят – большое количество зеленного чая, фарфоровые чашки, китайский шелк, китайские серебряные монеты. Иногда бухарцы отправив товар домой, с этим серебро и отправляются в Большой и Малый Тибет скупать козью шерсть, которую перевозят в Кашгар, где из нее ткут шали (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 127-129).

Обычный груз верблюда – 18 пудов (288 кг) (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 124).

Торговля бухарцев с Россией требует 3000 верблюдов. Торговля с Кашгаром требует 700-800 навьюченных верблюдов. С Персией требуется примерно 600 верблюдов для ведения торгового оборота (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 130, 128, 130).

Бухария торгует и с индусскими купцами в основном из Северного Индостана (из Индии привозят кашмирские шали, шелковые материи, тонкое бумажное полотно, драгоценных камней и много индиго. В Персию и Афганистан из Бухарии привозят русские товары, аз из Персии грубые шали, деревянные гребни, ковры и бирюзу (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 130, 128, 130).

На основе данных Мейендорфа можно говорить что в год грузооборот товаров с Россией в 1819 году примерно составлял – 864 тонны, с Кашгаром в 201,6 тонну, с Персией в 172,8 тонн. А стоимость перевозки грузов была следующая за 1 верблюда 108 рублей из Бухары до Троицка, а от Орска до Оренбурга – 99 рублей. От берегов Синда через Кабул до Бухары  от 108 до 126 рублей за верблюда.

Местные жители Нуратау продают свою продукцию овощеводства, садоводства, виноградарства и в меньшей степени скотоводства на региональном базаре в Джизаке и местных базарах в селениях Янги или Богдан. В Янги-кишлаке тоже есть базар. Торговля идет между местными кочевниками и жителями горных ущелий с заезжими из Джизака или Зарафшанской долины. Продают ситец, платки, седла, кишмиш, хлеб (Хорошхин А.П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. Санкт-Петербург. 1876.  с.397).

В Сарымсаклы и Синтабе бывают базары. В Сентябе продавали продукцию из России. Местное население в горных ущельях в поймах рек занимается садоводством и овощеводством, есть и посадки ореха и шелковицы. На конусах выноса в степи почти у каждого кишлака имеются огромные дынные плантации. Март и апрель местное население живет в юрте, вне кишлака, ради подножного корма его скоту, в мае переходит в сад, выращивая там тутовые ягоды, урюк и другие плоды или живет на овощной плантации. Только поздней осенью население возвращается в кишлаки для того, чтобы перезимовать в них (Хорошхин А.П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. Санкт-Петербург. 1876.  с.398-401).

Базарные кишлаки. Они большей частью значительного объема. Купцы из городов лишь изредка посещают эти базары, и большею частию во время сбора шелка, хлопка и винограда. Привозимые сюда из городов товары: железные инструменты, глиняные сосуды и материи. В основном эти базары больше служат целям местного населения – для удовлетворения потребностей земледельцев, которые продают здесь свою продукцию и покупают необходимые для себя покупки. Из местных произведений более всего продаются земледельческие орудия, арбы, колеса, съестные припасы: хлеб, фрукты и овощи, Пайшабэ город на Акдарье по средам и четвергам, Митан (к северу от Акдарьи), Каты-курган – по средам и субботам, Джума базар расположенный между Гобдунтагом и Каракчитау работал по пятницам. Главными центрами для нескольких базарных округов служат города. Они состоят из кишлаков с большой полосой садов  (Радлов В.В. Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русого Географического Общества. Санкт-Петербург. 1880. с.17-19).

Лучшие коконы Зарафшанской долины - бухарские, на втором месте Ката-Курганские, но лучше Бухарских – кокандские, но кокандцы не умеют изготавливать из них шелк, поэтому шелковые ткани в Бухаре стоят дороже, так как бухарцы знают в этом толк. Вокруг Каты-Кургана очень много занимаются производством шелка - сырца, около 5000 пудов в год. Этот шелко-сырец через Афганистан поставляется в Индию. В Ката-Кургане также значительно производство хлопка (Радлов В.В. Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русого Географического Общества. Санкт-Петербург. 1880. с.42-43).

Торговля с Кашгаром совершенно прервана. Прежде от туда привозили чай и серебро (Радлов В.В.  Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русого Географического Общества. Санкт-Петербург. 1880. с.49).

Торговые отношения, сложившиеся с давних времен между Россией и Бухарией, приняли особенно широкий размах начиная со второй половины восемнадцатого столетия. Так как эта стана (Кашгар) гориста, то караваны совершают только небольшие дневные переходы.

Предметом внутренней торговли Бухарии служат главным образом продовольственные товары, сельского хозяйства. Торговля содействовала установлению и развитию взаимоотношений между различными государствами.

Район Нуратау уникален, самобытен и обладает особым историческим значением – они имеют следы древней цивилизации оседлых народов, живших на границе с кочевыми племенами, что придавало ей своеобразие. Большой интерес в историческом отношении представляют наскальные изображения охоты, в урочище Осраф.

Фергана – медь, олово, алебастр, золото, серебро – плавка металлов. С 10 века добыча ртути, асбеста до конца 12 века, с 17 века добыча – селитры.

Используемая литература:
(Возможно что не все ссылки имеются, так как это черновик, а не оригинал статьи, автор сожалеет о возможном неудобстве для читателей)

Alimov U.A., Sverchkov L.M. (1986) Work in Dzhizak province. In book Archeological discovery in 1984 year. Editor Shilov V.P., Moscow, Science, pp.454.

Andreev M. (1925) Some results of ethnographic expedition in Samarkand province. News of Turkestan department of Russian Geography Society, Volume 17, Tashkent, pp. 124. 

Babaev, K.L. (1947) About gold carry of Nuratau mountains. In journal News of Academy of Science of UzSSR, Volume 2, Tashkent, pp. 78-86.

Bayipakov K.M. (1986) Work in Taraz and Talass basin. In book Archeological discovery in 1984 year. Editor Shilov V.P., Moscow, Science, pp.439-440.

Borsuk V.E. (1988) Project of organization and carrying forestry of Nuratau mountains walnut reservations of Ministry of forestry of UzSSR. Scientific report, Volume 1,                Tashkent,  pp. 46-47.

Buryakov Yu. F. (1975) Historical topography of Tashkent oasis. Tashkent, Fan, pp. 14, 42, 72-73, 105, 28-30.

Buryakov Yu. F. (2003) The role of metallurgy of colored and noble metals in forming of ancient civilizations and statement of Middle Asia between rivers. In journal  ACTA National University of Uzbekistan, Volume 2, Tashkent, Uzbekistan, pp. 53-56.   

Gafurov B.G. (1972) Tadjiks, Ancient, old and middle age history, Moscow, Science, pp. 484.

Grunebaum von G.E.  (1988) Classical Islam (A history 600- 1258), Moscow, Science, pp. 64, 65.

Gumilev L.N. (1999) Old Turkish. Volume 13, book 2. Moscow, Institute Di-Dik, pp. 214.

Fehner M. V. (1981) About history of commercial relation of Russian with Eastern countries in before Mongolian time (On material of Silk drapery). In book Caucus and Middle Asia in ancient and middle age time (History and Culture), by editors Litvinskiyi B.A., Moscow, Science, pp.139-145.

Filanovich M.I. (1990) Archeological works on new building site of Uzbekistan, Tashkent, Fan, pp. 9, 177, 163-164.

Karaev S.K. (1991) Toponyms of Uzbekistan.  Tashkent, Fan, pp. 77, 78-79, 39, 62, 82, 83, 89, 130.

Kasimov M. R. (1968) Archeological work in Uzbekistan. In book Archeological discovery in 1967 year. Editor Ribakov B.A., Moscow, Science, pp.331-332.

Kobzeva O. (2006) Cooperation of Uzbek and Japanese scientists in studing of Great Silk Road. In journal of History of Uzbekistan, Volume 1, Tashkent, Fan, pp. 44-57.

Kochnev B.D. (1975) From history of money conversion in Middle Asia in 11 to 12 centuries. In book, History of material culture of Uzbekistan, Volume 12, Tashkent, Fan, pp. 170-175.

Hikoichi Ya. (1989) The stamped aromatic woods from the treasure of Horuji and early Islamic Indian Ocean. In journal of Asian ana African Studies, Volume 37, Tokyo, pp. 139-141.


Logofet D. I. (1909) Country without justice. Bukhara khans and its nowadays conditions, St. Petersburg, pp. 101-102. 

Logofet D. I. (1912) In forget country. Traveling essay about Middle Asia, Moscow, pp.8, 10, 25-26.

Lovkova M.Yu., Rabinovich A.M., Ponomareva S.M., Buzuk G.N., Sokolova S.M. (1990) Why is vegetation medical. Moscow, Science, pp. 99-100.

Magidovich I (1926) Materials about regions of Uzbekistan, List of settlement, Volume 2, Book 2, District of Bukhara, by edition of Central Statistic Administration of UzSSR, Samarkand,  pp. 9, 10-11, 14, 21, 85-86, 86, 87-88, 89-90, 160-161, 164, 244-245.

Magidovich I. P., Magidovich V.I. (1982) Review of history of geographical discovery, Volume 1, 3 edition, Moscow, Education, pp. 24, 35, 36, 38.

Makeev P.S. (1933) Barometric leveling in Kyzylkums in 1931 year. In book Kyzylkum, Series of Karakalpakiya, Issue 1, Volume 1, Leningrad, pp. 181-191. 

Makeev P.S. (1933) Review of relief of Kyzylkums. In book Kyzylkum, Series of Karakalpakiya, Issue 1, Volume 1, Leningrad, pp. 41-163.

Makeev P.S. (1933) Note of map route of south-western troop of Kyzylkums Geochemistry expeditions of Academy of Science of USSR in 1931 year. In book Kyzylkum, Series of Karakalpakiya, Issue 1, Volume 1, Leningrad, pp. 187-191.

Maksheev (colonel) (1856) Review of lowest Syrdarya, St. Petersburg, pp. 40, 52-53, 56.

Manilov Yu. P. Work of Tamdi department. In book Archeological discovery in 1984 year. Editor Shilov V.P., Moscow, Science, pp.464-465.

Masalskiyi V. I. prince  (1913) Russia. Full geographical review about our fatherland. Handbook and travel book. Editor Semenov-Tyn-shanskiyi V.P. Volume 19, Turkestan region, St. Petersburg, pp. 662, 688.

Mirbabaev M. Yu.  (1961) About gold and tin carries of south slope of Nuratau ridge. In journal, Scientific notes of Tashkent Pedagogical Institute, Volume 26, Tashkent, pp. 23 – 57.

Mogilnikov,  V. A. (1981) Chapter fife, Siberia and Middle Asian nomadic ancient in 11 to 14 cent. AC age. In book Steppes of Eurasia in middle age epoch, Archeology of USSR, Editor, Pletneva S.A., Volume 1, Moscow, Science, pp. 190-193.

Mogilnikov,  V. A. (1981) Chapter two, Siberia ancient in 6 to 10 cent. AC age. In book Steppes of Eurasia in middle age epoch, Archeology of USSR, Editor, Pletneva S.A., Volume 1, Moscow, Science, pp. 29-61.

Mukasheva R.R. (1972) From history of commercial relations of Middle Asia with tribe’s of South NearUral in slave period. In book Materials of  History and Archeology of Uzbekistan, Samarkand State University, New series, volume 218, Samarkand, pp. 115-121.

Mukminova R. (2006)  The facts about development of trade in Khorezm in the Middle ages. In journal of History of Uzbekistan, Volume 1, Tashkent, Fan, pp. 10-15.

Nikolaev N.L. (1967) Decorative stones of Uzbekistan, Tashkent, Fan, pp. 5, 39-40.

Nishonov S.A. (1980) Dzhizak province. Tashkent, Uzbekistan, pp. 16, 22, 24-25.

Os’kin A. V. (1976) Rock Arts of Bukantau mountains. In Journal Nature. Volume 10, Moscow, Science, pp. 83-89.

Petrovskiyi N. F. (1894) Old Arabian travel books of Middle Asia regions including nowadays in structure of Russian own (textbook for search for old routes and regions), Tashkent, pp. 7, 7-17, 18, 25-26, 32.   

Radlov V.V. (1880) Middle Zeravshan valley. In books Notes of Imperial Russian Geography Society, St. Petersburg, pp. 65, 17-21, 38-39, 42-49, 52-53, 53-59.

Rashid ad-din. (1960) Collection of chronicle. Volume 2, Moscow-Leningrad, p. 176.

Regions of Turkestan (Interesting for archeology) (1896), St. Petersburg (?), pp. 1, 4, 6, 10, 11.

Rostovcev O.M. (1975) Study of country settlement of Samarkand Soghd.  In book, History of material culture of Uzbekistan, Volume 12, Tashkent, Fan, pp. 98-102.

Sokolov Yu. A. (1956) Travels in Kokand Khans of Meer Izzet Ulla in 1812 year. In book, Materials of Middle Asia State University, Volume LXXVIII, pp. 41-52.

Editors by Tikhvinskiy S.L., Litvitskiy B.A. (1988) Eastern Turkestan in ancient and middle age. Review of history. Moscow, Science, pp. 352, 356-357, 360-366, 370, 371-372, 373, 378.

Tolstov S.P. (1948) To footprint of ancient Khorezm civilizations. Moscow-Leningrad, Publishing of Academy of Science of USSR, pp. 208.

Vakturskaya N.N., Vinogradov A.V., Mamedov E. (1968) Archeological-geographical research in south-western Kyzylkums. In book Archeological discovery in 1967 year. Editor               Ribakov B.A., Moscow, Science, pp.333-334.

Vasil’ev P.A. (1947) Tadjikistan (Economical – Geographical Review. Stalinabad, pp. 10-11, 12. 13, 14.

Vinogradov A.V. (1966) Thousand years under the desert. Talk about old Khorezm and about Khorezm expeditions. Moscow, Education, pp.  158.

Virskiyi N.M. (1912) Review of Yanikurgan district of Dzhizak region of Samarkand Province. In book, Reference book of Samarkand province, Edited by Virskiyi N.M.,                Samarkand, pp. 1-67.


Рецензии
Сколько же здесь вкусных подробностей!

Юрий Николаевич Горбачев 2   07.06.2021 21:37     Заявить о нарушении
Что интересно, в Таджикистане до сих пор делают кристаллический сахар из сиропа овощей и фруктов а у нас в Ташкенте только из сахарного сиропа. Вильям Васильеви, видно писал про стародавние времена 30-50-х годов 20 века.

Заметки Географа   07.06.2021 22:06   Заявить о нарушении
В самом деле интересно.

Юрий Николаевич Горбачев 2   08.06.2021 08:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.