Заметки о работе в финской школе

Должно произойти чудо, чтобы попасть в закрытую, клановую систему под названием «Отдел образования». Речь о финских школах и ставках. Это очень слаженная система, напоминающая по своей точности и сложности часовой механизм с огромным количеством винтиков, колесиков, рычажков.
 
Работа в школе хорошо оплачивается, предоставляются всякие социальные гарантии. Но самое главное – защита условий труда, так называемое рабочее окружение.

Финская школа создана в большей степени для преподавателя, чем для ученика. Исторически так сложилось, что уже в конце 19 века женщины получили право голосования наравне с мужчинами, эмансипация привела к подъему именно образовательной сферы.

Минна Кант, одна из первых «преподавалок», уступала мужчинам в остроте ума – ее писательская карьера не совсем сложилась, – зато смогла по-хозяйски развернуться для организации всей будущей системы обучения в Финляндии.

Она уютна, даже домашняя. Обстановка в школах не напоминает нашу, российскую, казенную атмосферу богоугодных заведений. Прекрасная столовая, чистая и просторная школа, удобные классные помещения. Но самое приятное ожидает учителя в учительской. Там все рассчитано до мелочей: индивидуальные шкафчики, места за столом или отдельные столы, компьютеры, гостиная и так далее.
 
Работать учителю в финской школе совсем «не в лом».

Помимо таких приятных социальных условий в Финляндии сохраняется высокий статус учителя. Учитель всегда прав. Профессиональный союз учителей – один из влиятельнейших в Финляндии.
Отдел образования при муниципалитете назначает должности, или ставки. Ставка (должность) - постоянная, высоко оплачиваемая работа,  защищающая  учителя  до  пенсии.
 
Другое дело с нами, иммигрантами. Чужакам, особенно выходцам из России,  в этот рай путь заказан. Конечно, берут на должность иностранцев из Англии или Америки, Германии или Франции. Но требования высокие: помимо диплома, подтвержденного в Финляндии, иностранец  должен в совершенстве владеть финским. Речь не об отсутствии акцента – некоторым иностранцам и это удается в результате нечеловеческих усилий – а о понимании «в лёт». Ведь все инструкции, переговоры, беседы – все на самом обыкновенном финском языке. Никто из персонала или учителей-коллег не будет адаптировать родной язык для того, чтобы иностранцу было проще. Рынок работы – жесточайшая конкуренция, и если не справляешься – езжай на родину.

На должность преподавателя русского языка обычно берут финна или финку, закончивших университет по специальности «русский язык» и совсем не обязательно владеющих русским.
Мне повезло: одна такая «местная» в середине года рванула на другую работу, с лучшими социальными гарантиями и условиями. Ставка освободилась. Власти объявили тендер. Поступило большое количество заявлений. Выбрали меня потому, что формально я отвечала всем критериям: образование, подтвержденное в Финляндии, рабочий стаж по специальности, знание финского, ну и внешний вид не отпугнул. Я одеваюсь и держу себя так, как принято в этой лютеранской стране: удобные туфли без каблука, в школе даже тапочки, роба в виде джинсового костюма, отсутствие косметики и навязчивого парфюма.
 
Уже через неделю я поняла, что попала в ловушку. Ставка оказалась не совсем медовым пряником, как я ожидала. В отличие от коллег, преподающих иностранный язык – чаще всего английский и шведский в одном флаконе – и находящихся весь день в теплой, милой, радушной «школке», мне нужно метаться по городу. В течение дня я должна побывать в двух, иногда трех школах.

Наличие автомобиля подразумевалось. Во время собеседования мне был задан вопрос: «Сможешь перемещаться с одного места в другое? Надо будет работать в разных школах». Я, зная габариты провинциальных финских городов – не сравнить по расстояниям с Питером или Москвой – уверенно ответила, что смогу, если будет дано время для перемещения.
Вместо часа мне дали пятнадцать минут! За перемену я должна исчезнуть из одной школы, прямо из класса, и появиться в другом классе. Без личного автотранспорта это сделать довольно трудно.

Водительских прав у меня нет. Ну просто так получилось, что финский общественный транспорт, работающий стабильно и недорогой  по цене – если учитывать разные формы билетов, от сезонных до студенческих – зарубил на корню мысль о получении прав и приобретении машины в Финляндии. В нашей семье есть одна машина, один водитель, всегда готовый, если не он, можно попросить сына. И почти обязательный в Финляндии велик, и еще скутер стоят под навесом у крыльца, так что необходимости в правах не было.

Я умудрилась найти выход и в этом транспортном лабиринте. К счастью, почти все финские города весьма миниатюрны, общественный транспорт работает без перебоя. Добраться из одной школы в другую занимает на автобусе пятнадцать минут, в принципе можно уложиться. Можно целый день кататься, если есть проездной билет.

Знакомство с рабочим местом я начала с города. Изучила маршруты. Прошлась на своих двоих, засекая время. Проехалась на велике. Прокатилась на местных автобусах по всему городку.

Больше всего мне нравится беседовать с незнакомцами. Это уже вошло у меня в привычку: я путешествую по Финляндии с 2003 года. Не пользуюсь картами, но останавливаю прохожих, спрашиваю и завязываю разговор. Ни разу не было случая, чтобы меня не поняли, отказали в помощи.

Ну вот и все пока. По ходу дела будут новые заметки.

В этом блоге пишу о Финляндии вообще и о себе в частности:

http://elkipalki.net/author/1milla/blog


Рецензии
Однако! Давать уроки сразу в нескольких школах.
Не забалуешь. Косметика даже учитывается.
А у нас рынка нет. Уровень учительский падает.
Особо не напрягаются - видно. Накидают оценок и всё!
При этом слышал, что учитям иностранного языка в Москве уже подняли до 1500 Евро! Я не против, но где результат? Хоть какое-то изменение?

С уважением,

Аркадий По   07.02.2011 10:52     Заявить о нарушении
Arkadij, privet! Pishu iz u4itelskoi vo vremja peremenki. U nas toze horoshaja zarplata i glavnoe - uslovija truda. I status u4itelja - eto na pervom meste.

Potom dopolnju po-russki. Sei4as zahozu na sait vse vremja, slezu za sobytijami.

Милла Синиярви   07.02.2011 11:28   Заявить о нарушении
А что это - статус учителя? Уважение учеников или ещё что?
И хватает ли на комфортную жизнь зароботка учителя?

Аркадий По   12.02.2011 23:49   Заявить о нарушении
Да, налог будет вычтен, его величина тоже будет зависеть от многих факторов (расходы на жилье, на проезд и прочее)

Милла Синиярви   13.02.2011 08:25   Заявить о нарушении
Слышал что налог может доходить и до 60%.
Не жалко отдавать?
Мне в России жалко! Не вижу на что тратят. Догадываюсь только)))

Аркадий По   13.02.2011 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.