Антиномии
В этом вопросе важно научиться различать две вещи: антиномии и диалектические пары противоположностей. Особенно отрадно, что благодаря, в частности, Нильсу Бору, из физики начал выветриваться дух материализма и связанного с ним плоского мышления. Когда Бор говорит, что истинным высказыванием является такое высказывание, противоположное которому тоже истинно, он вырывается за тесные рамки формальной логики и вплотную приближается к пониманию фундаментальных законов мироздания.
Кант дает пример мышления в терминах антиномий, но без Бога. Говоря о вещи в себе, Кант, стараясь строго следовать формальной логике, говорит, что Бог должен был бы существовать. Не более того! Но без Бога, т.е. без выхода за рамки системы (в данном случае, мироздания) эта система, в полном соответствии с теоремой Гёделя, остается непознаваемой. Поэтому, называя Канта агностиком, мы говорим сущую правду. Благодаря Канту, мы можем уяснить гносеологическую ценность положения о том, что Бог трансцендентен миру.
Гегель ВМЕСТО антиномий вводит диалектические пары противоположностей. Соответственно, монотеизм сменяется пантеизмом, так как диалектические пары противоположностей разлиты по всему мирозданию и сами себя познают в своем «единстве и борьбе», переплетаясь друг с другом и сплетая мировую сеть, своего рода внекомпьютерный интернет. Чтобы доказать самодостаточность материи, вводится закон единства и борьбы противоположностей, так как все феномены заключают в себе собственные противоположности. В мире материи нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. И если единство противоположностей относительно и временно, то борьба противоположностей абсолютна и вечна. Этот закон дает попытку продемонстрировать внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, понимая движение как самодвижение. В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления метафизическому, которое видит источник движения вне движущегося объекта, а единство — как существующее наряду с многообразием.
Однако, если вспомнить универсальность закона возрастания энтропии, то это «самодостаточное» движение очень скоро прекратится, ввиду невыгодности, с энергетической точки зрения, любой организации. Изолированная система единственно к чему стремится, так это к тому, чтобы иметь минимальную энергию, а это и есть та самая «безвидность и пустота», которую начинает преобразовывать Бог, согласно Книге Бытия. Таким образом, познание в терминах диалектики относительно и не может содержать абсолютной истины в принципе, так как отброшена точка отсчета, в ЛИЦЕ лежащего за пределами системы Бога, с одной стороны, а с другой, не отвечает реальному поведению замкнутой системы, каковую представляло бы из себя мироздание без Бога.
Сейчас можно привести пример. В юности казалось (не без внушения извне), что базовая антиномия - это материя и дух. По тому, как понимается их взаимоотношение, чему отдается приоритет, мышление будет таким или иным, грубо говоря, материалистическим или идеалистическим, из которых «оба хуже». Дух и материя не могут составлять антиномию по той простой причине, что, дух, будучи трансцендентен материи, не соотносим с ней. На практике, непонимание такого положения вещей приводит к тому, что мы, например, можем стремиться полностью преодолеть требования материи, впадая в спиритуализм, вместо того, чтобы спокойно отдав кесарю кесарево, выстроить иерархию, где материя будет служить духу. Иначе говоря, проблема состоит не в том, чтобы найти гармонию тела и духа, а в том, чтобы выстроить правильную иерархию отношений. Правильная – это та, которая заложена в нас Творцом. Иначе говоря, та, в соответствии с которой мы были созданы. Об этом подробно пишет свт.Феофан Затворник, согласно ему тело подчинено душе, а душа – духу. Чаще, правда, происходит обратное: дух оказывается в полном подчинении материи. Эти одинаково неверные подходы (спиритуализм и материализм) берут свое начало в неверном мышлении: противопоставляется то, что противопоставляться не может.
Как обращаться с материей, учит Книга Бытия. Материя, предоставленная сама себе, как и подобает замкнутой системе, являет собой конгломерат частиц, без каких-либо зачатков организации («безвидна и пуста», по Библии). Говоря языком физики, ее энтропия максимальна. Рост энтропии – качество любой замкнутой системы. Господь называется Вседержителем потому, что Он начинает организовывать эту материю, выстраивая космос из хаоса. Это – акт Его свободной воли, т.е. он не обусловлен никакими причинами. Воля эта действует вопреки законам материи.
То же самое, по существу, делает любой организм, борясь с ростом энтропии. Механизмов этой борьбы много - гомеостаз, метаболизм, словом, множество происходящих в живом организме процессов. Смерть есть возвращение к состоянию хаоса. Борьба со смертью есть борьба с хаосом, и она была бы обречена на провал, если бы не существовало помощи извне, со стороны Господа Вседержителя.
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №211011201308
С уважением и "белой завистью"
Татьяна
Татьяна Денисова 2 26.11.2011 17:17 Заявить о нарушении
Нина Изюмова 26.11.2011 21:27 Заявить о нарушении
Татьяна Денисова 2 26.11.2011 21:38 Заявить о нарушении
С уважением.
Сергей Жабин 07.01.2013 12:54 Заявить о нарушении
Нина Изюмова 07.01.2013 20:58 Заявить о нарушении
С уважением.
Сергей Жабин 07.01.2013 22:30 Заявить о нарушении
Нина Изюмова 08.01.2013 11:27 Заявить о нарушении
Так что, Ваше определение организации и связанное с ним понимание цели можно отнести ТОЛЬКО к живому носителю разума.Эта реплика к тому, что в Вашем случае ВАЖНО, что цель СОЗНАТЕЛЬНАЯ.
Таково моё субъективное мнение.С уважением.
Сергей Жабин 08.01.2013 16:40 Заявить о нарушении
Нина Изюмова 08.01.2013 21:20 Заявить о нарушении
Возможно, я ошибаюсь.
Сергей Жабин 08.01.2013 23:55 Заявить о нарушении
Нина Изюмова 09.01.2013 00:57 Заявить о нарушении
Сергей Жабин 11.01.2013 21:32 Заявить о нарушении