Антиномии

Г.А. Острогорский, характеризуя византийское мышление, говорит о нем, как о мышлении антиномичном, и  архимандрит К.Керн согласен с ним. Приятно было  ознакомиться с подробными взглядами, потому что  развитие собственного мышления давно связывалось  с преодолением старых и созданием новых пар антиномий.  Так постепенно для меня вырисовывалось мысль, что истинная антиномия – это та, которая непосредственно восходит к понятиям добра и зла. Важно понять, что мышление в рамках натурфилософии, или, более узко, материализма (и его разновидностей - прагматизма и позитивизма) не может быть антиномичным в принципе, так как антиномия, по существу, снимается еще до того, как она возникает. Прежде чем пояснить эту мысль на примере, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
В этом вопросе важно научиться различать две  вещи: антиномии и диалектические пары противоположностей. Особенно отрадно, что благодаря, в частности,  Нильсу Бору, из физики начал выветриваться дух материализма и связанного с ним плоского мышления. Когда Бор говорит, что истинным высказыванием является такое высказывание, противоположное которому тоже истинно, он вырывается за тесные рамки формальной логики и вплотную приближается к пониманию фундаментальных законов мироздания.
Кант дает  пример мышления в терминах антиномий, но без Бога. Говоря о вещи в себе, Кант, стараясь строго следовать формальной логике, говорит, что  Бог должен был бы существовать. Не более того!  Но без Бога, т.е. без выхода за рамки системы (в данном случае, мироздания) эта система, в полном соответствии с теоремой Гёделя, остается непознаваемой. Поэтому, называя Канта агностиком, мы говорим сущую правду. Благодаря Канту, мы можем уяснить гносеологическую ценность положения о том, что Бог трансцендентен миру.
 Гегель ВМЕСТО антиномий вводит  диалектические пары противоположностей. Соответственно, монотеизм сменяется пантеизмом, так как диалектические пары противоположностей разлиты по всему мирозданию и сами себя познают в своем «единстве и борьбе», переплетаясь друг с другом и сплетая мировую сеть, своего рода внекомпьютерный интернет.  Чтобы доказать самодостаточность материи,  вводится закон единства и борьбы противоположностей, так как все феномены заключают в себе собственные противоположности.  В мире материи нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. И если единство противоположностей относительно и временно, то борьба противоположностей абсолютна и вечна.  Этот закон дает попытку продемонстрировать  внутренний источник  всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, понимая движение как самодвижение.  В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления метафизическому, которое видит источник движения вне движущегося объекта, а единство — как существующее наряду с многообразием.
Однако,  если вспомнить универсальность закона возрастания энтропии, то это «самодостаточное»  движение очень скоро прекратится, ввиду невыгодности, с энергетической точки зрения,  любой организации. Изолированная система единственно к чему стремится, так это к тому, чтобы иметь минимальную энергию, а это и есть та самая «безвидность и пустота», которую начинает преобразовывать Бог, согласно Книге Бытия. Таким образом, познание  в терминах диалектики относительно и не может содержать абсолютной истины в принципе, так как отброшена точка отсчета, в ЛИЦЕ    лежащего за пределами системы Бога, с одной стороны, а с другой, не отвечает реальному поведению замкнутой системы,  каковую представляло бы из себя мироздание без Бога. 
Сейчас можно привести пример. В юности казалось (не без внушения извне), что базовая  антиномия  - это материя и дух. По тому, как понимается их взаимоотношение, чему отдается приоритет, мышление будет таким или иным,  грубо говоря, материалистическим или идеалистическим, из которых «оба хуже».  Дух и материя не могут  составлять антиномию  по той простой причине, что, дух, будучи трансцендентен  материи, не соотносим с ней.  На практике,  непонимание такого положения вещей приводит к тому, что мы, например, можем стремиться полностью преодолеть требования материи, впадая в спиритуализм, вместо того, чтобы спокойно отдав кесарю кесарево, выстроить иерархию, где  материя будет служить духу. Иначе говоря, проблема состоит не в том, чтобы найти гармонию тела и духа, а в том, чтобы выстроить правильную иерархию отношений.  Правильная – это та, которая заложена в нас Творцом.  Иначе говоря, та,  в соответствии с которой мы были созданы. Об этом подробно пишет свт.Феофан Затворник, согласно ему тело подчинено душе, а душа – духу.  Чаще, правда, происходит обратное: дух оказывается в полном подчинении материи. Эти одинаково неверные подходы  (спиритуализм и материализм) берут свое начало в неверном мышлении: противопоставляется то, что противопоставляться не может.
Как обращаться с материей, учит Книга Бытия. Материя, предоставленная сама себе, как и подобает замкнутой системе, являет собой конгломерат частиц, без каких-либо зачатков организации («безвидна и пуста», по Библии). Говоря языком физики, ее энтропия максимальна.  Рост энтропии – качество любой замкнутой системы. Господь называется Вседержителем потому, что Он начинает организовывать эту материю, выстраивая космос из хаоса. Это – акт Его свободной воли, т.е. он не обусловлен  никакими причинами. Воля эта действует вопреки законам материи.
То же самое, по существу, делает любой организм, борясь с ростом энтропии. Механизмов этой борьбы много - гомеостаз, метаболизм, словом, множество происходящих в живом организме процессов. Смерть есть возвращение к состоянию хаоса. Борьба со смертью есть борьба с хаосом, и она была бы обречена на провал, если бы не существовало помощи извне, со стороны Господа Вседержителя.
Фото из интернета


Рецензии
Несомненно, Вы - человек верующий и, видимо, пришли к Вере не путём "мистического озарения", но самым трудным - логическим. А вот мне не удаётся...
С уважением и "белой завистью"
Татьяна

Татьяна Денисова 2   26.11.2011 17:17     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна!Я уверена в правоте слов одного святого Отца: человек не может судить о своей вере. Ведь человек и есть то, во что он верит! А кто из нас может утверждать, что знает себя? Будем молиться, чтобы Бог помог нашему неверию. С уважением, Нина

Нина Изюмова   26.11.2011 21:27   Заявить о нарушении
Тепло на душе от Ваших слов, Нина, искренне благодарю.

Татьяна Денисова 2   26.11.2011 21:38   Заявить о нарушении
Скажите, Нина, а Вас не посещала мысль, что Хаос, это неотъемлемая, необходимая часть мироздания, и что творец создал его, как основу Мира, упорядоченного Мира? Хаос очень часто ассоциируется с беспорядком и бессмыслицей, но в природе, в мироздании ВСЁ имеет смысл, всё имеет своё место и предназначение, а значит, упорядоченно.Мы, просто, пока не понимаем смысла многих вещей.Этот мир возник из Хаоса и уходит в него же, что бы потом опять вернуться в новом, упорядоченном же качестве.Хаос не беспорядочен и не бессмыслен, он детерминирован.На эту тему есть замечательное онтологическое исследование "Детерминированный хаос" Афанасьевой В.В.
С уважением.

Сергей Жабин   07.01.2013 12:54   Заявить о нарушении
Вы правы. Тютчев не зря называл хаос "родимым". Похоже, что хаос как раз не беспорядок, а СЛИШКОМ детеминированная система (моделью ее может быть порядок цифр, описывающий любое трансцендентное число), иначе говоря, это порядок наиболее высокого порядка. Но этот порядок не несет в себе никакого импульса развития или движения. Всё сидит на своих, максимально энергетически выгодных, местах. Т.е. порядок есть, а организации нет. И только импульс извне (Бог) может разрушить такое положение дел, и система оживотворяется.

Нина Изюмова   07.01.2013 20:58   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку! Обязательно посмотрю.

Нина Изюмова   07.01.2013 20:59   Заявить о нарушении
Добрый вечер.Есть некое противоречие в Ваших словах - порядок есть, а организации нет. Разве ОРГАНИЗАЦИЯ, организованность не есть одно из проявлений порядка,а всё вместе входит в понятие МИРОВАЯ СИСТЕМА или МИРОВОЙ ПОРЯДОК? В Хаосе нет порядка как такового,но он является предтечей порядка( в частном случае), упорядоченности, он сам является структурной единицей порядка, как организации единой мировой системы, в которую входит Природа, Пространство, Вселенная и т.д. По-большому счёту, надо, конечно, определиться с дефинитивностью понятий, что первично, что вторично, что из чего вытекает...но мы не на научной дискуссии, думаю суть вопроса и так понятна.Это не для спора, просто тема мне близка.
С уважением.

Сергей Жабин   07.01.2013 22:30   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей! Тема, действительно, очень интересна, поэтому позволю себе такое уточнение. Организацией я называю то, что имеет цели, как имеет их организм. И неважно, сознательны эти цели или нет. И тогда управляют системой эти цели, а не, например, Второй закон термодинамики. Я бы рискнула пойти дальше, и сказать, что живое - это то, что действует вопреки этому закону. Именно поэтому я ниписала в предыдущей реплике, что Бог оживотворяет материю.

Нина Изюмова   08.01.2013 11:27   Заявить о нарушении
Мне понятна Ваша логика.Но логика, по-крайней мере, с моей точки зрения, определяется начальными условиями, принятыми безоговорочно(постулатами), и целью, конечным итогом, которого хочет достичь исследователь. Т.е,логика детерминирована результатом.Если принять понятие организации, как функции целеполагания ТОЛЬКО живой - разумной -материи, то какова цель, к примеру, текущей с гор реки? Вода, полученная в процессе таяния льда и снега течёт вполне определённым образом, множество маленьких русел сливается в одно, которое, в итоге, вливается в Мировой океан из которого вода испаряется, опять осаждается в виде снега и льда и т.д. по кругу.Другой пример, уже незамкнутой "организации" событий - воронка, образующаяся в результате стекания воды в раковине - чем не организация? всё чётко,стабильно, по определённым траекториям...Тоже самое можно сказать и о процессе генерации АВТОколебаний в системе с отрицательной обратной связью, причём, не обязательно в электрической системе. Эти примеры, и ещё множество других не имеют "живой" детерминанты, но, тем не менее, явно указывают на организованность как таковую, если понимать её в широком смысле, а не только как результат деятельности разумных существ.Думаю, законы - физические, химические...любые - не управляют ничем, они суть выявленные субъективно(!)взаимосвязи между явлениями( процессы, предметы,идеальные построения и т.д)и оформленные в виде логического утверждения.
Так что, Ваше определение организации и связанное с ним понимание цели можно отнести ТОЛЬКО к живому носителю разума.Эта реплика к тому, что в Вашем случае ВАЖНО, что цель СОЗНАТЕЛЬНАЯ.
Таково моё субъективное мнение.С уважением.

Сергей Жабин   08.01.2013 16:40   Заявить о нарушении
Ваше мнение правильно. Но я, вслед за православными богословами, вижу человека, как большой мир, помещенный в малый мир - Вселенную с ее горами, реками, физическими законами. Все это создано и существует ради человека. С другой стороны, мы имели бы, выражаясь языком Библии, "безвидную и пустую" материю, если бы не творческий акт. Поэтому все феномены, о которых Вы пишите, содержат все же "живую" компоненту, благодаря действию на них Творца.

Нина Изюмова   08.01.2013 21:20   Заявить о нарушении
У меня несколько иная трактовка библейского понимания мира.Творец создавал МИР изначально не думая о человеке....просто создавал как творческий акт.Это потом, когда МИР был создан, Творец задумался о себе подобном, кто мог бы пользоваться созданным.Во всяком случае я не припомню упоминания о том, что Богом изначально мыслился человек для которого надо что-то создать.
Возможно, я ошибаюсь.

Сергей Жабин   08.01.2013 23:55   Заявить о нарушении
Думаю, что изначально все было нацелено на человека. Спасибо большое за интересный разговор!

Нина Изюмова   09.01.2013 00:57   Заявить о нарушении
Добрый вечерок.Я кое-какие мысли по библейским мотивам выложил, может, будет интересноhttp://www.proza.ru/2013/01/10/1849

Сергей Жабин   11.01.2013 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.