Онегин с Ральфом Файнсом. За и против

Итак, фильм начинается.
Тройка несется по заснеженной равнине. Черные сани на белом снеге, а в них байроновский герой, чуждый миру и себе.
Пошленько звучит, не правда ли?
Я и сам был удивлен, когда с первых секунд видеоряда подобный банальный сюжет не вызвал у меня отторжения. Это было далеко не пошло. Совсем не пошло!
Далее моему взору представился петербургский салон, аристократический вечер с щеголями более похожими на англичан чем на русских. Я немного подумал. В моем мозгу происходил слом образа русского аристократа внушенный мне советским кино.
Я вздрогнул. Ну, действительно! Ведь так и должно быть!

«Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Мы даже примерно не понимаем, что это были за люди – русские аристократы XIX века. Нам кажется, что если и были они одеты как лондонские денди, то уж как-нибудь похуже, ну не прям же, как в Лондоне?! А вот и прям же! Также и даже лучше!

Несомненно, они были более иностранцы, чем русские. Онегин в том числе. И я вижу важным то, что Онегина в этом фильме играет иностранец, а не русский актер. Это ближе к истине, к возможности донести до нас не искаженный образ пушкинского героя.
Ральф Файнс выглядит аристократично. Бледность, томная элегантность, снисходительные взоры и речь. Все пронизано петербургским холодком, помпезным характером «самого умышленного города на земле».

Итак, Онегин ( Ральф Файнс, Ralph Fiennes ) поселяется в своем древнем имении.
Все ему здесь ново и непривычно. Ключница Аксинья будящая молодого наследника ни свет ни заря понимает это, но оправдывает себя: « Потому что старый барин до рассвета вставали». Крепостные крестьяне, на фоне которых Онегин выглядит почти полубогом, нездешним потусторонним существом, подносят хозяину штоф. По-моему один этот кадр стоит всего фильма. Ну, как не понять после этого вековую робость крестьян перед своим барином. Такой контраст внешнего вида и у меня рождает мистические чувства, не говоря уже о русских мужичках и бабах позапрошлого века.
Да, соглашусь с тем, что некоторые сюжетные шероховатости в фильме есть. Есть некоторые отступления от пушкинского сюжета. Но это не уродует ленту. Лив Тайлер (Liv Tyler) в роли Татьяны Лариной вызывает доверие. Девушка, воспитанная на лоне природы, в деревне, среди тихих прудов и романтических книг, именно так и должна выглядеть.
Особо стоит отметить работу оператора и костюмера. Красивые кадры, показывающие красивые наряды – это уровень! В фильме нет никаких дешевых фраков и платьиц, пошитых в Китае. Я уверен, что режиссер фильма Марта Файнс честно раздобыла где-то оригинальные вещи той эпохи. Маленькое пятно от вина на сорочке Онегина, замеченное мною в одной из сцен, только подтверждает эту теорию. Китайскую «шелковую» рубашонку уж отстирали бы для съемок. Тут я вспоминаю белый плащ Н.В. Гоголя, который я видел за стеклом Исторического музея в Москве. Там было такое же пятнышко. Никто и не собирался его отстирывать.
Но это я так, отвлекся…

Ральф Файнс долгие годы мечтал снять этот фильм и сыграть в нем. Файнс в теме! Он знаком и с понятием «лишнего человека» и с понятием «горе от ума». Русская литература давно полюбилась Файнсу, и он во многих интервью говорил, что в ней он часто черпает силы и вдохновение.
«Я думаю, что современное общество тоже производит на свет этот тип человека, (говорит по-русски) - "лишнего человека". Думаю, что это ощущение – лишний ты, или нет – присуще части общества. Ты можешь почувствовать, что тебя вытеснили, либо что ты сам себя вытеснил. Я думаю, что когда Онегин говорит: мне скучно, этот мир - дерьмо, человечество - тоже дерьмо, это его осознанный выбор. И здесь – я знаю, я противоречу Пушкину – но я воспринимаю эту позицию просто как его собственный путь, то уныние, которое Онегин в некоторой степени искусно создавал».
По материалам программы "Синемания"

«- Рэйф, твоя жизнь изменилась после "Онегина"?
- Кардинально. Это самый серьезный творческий опыт моей жизни. Для меня было очень важно снимать фильм вместе с моей сестрой Мартой именно в России. И для меня небезразлично, как восприняли фильм в стране Пушкина.
Восприняли по-разному. Мы, например, c женой очень горячо спорили о картине. Мне кажется, что твой Онегин напомнил пушкинистам о том, что этот герой, прежде всего, европеец...
Интересно: а как восприняли картину у вас?
- Не так благожелательно, как в России. Я читал немало статей о фильме. Многие не могли мне простить того, что мы попытались снять картину без икры, водки и медведей...
Так ведь это же очевидное достоинство английского фильма по русскому роману.
- Но многие ведь даже не читали "Евгения Онегина". А я же после того, как мы закончили съемки, постоянно перечитываю эту удивительную книгу. Для этого я изучаю постоянно русский язык (за то время, что мы не виделись, Рэйф действительно стал гораздо лучше говорить по-русски, хотя мы и беседовали в основном по-английски. - С. И.)».
Источник: fiennes.boom.ru


Очень жаль, что мой любимый поэт И.А. Бродский не успел посмотреть этого фильма. Я уверен что «последний байрон русской словесности» с интересом отнесся бы к этой картине, повествующей нам о «первом Байроне» этой самой словесности.

«И восходит в свой номер на борт по трапу
постоялец, несущий в кармане граппу,
совершенный никто, человек в плаще,
потерявший память, отчизну, сына;
по горбу его плачет в лесах осина,
если кто-то плачет о нем вообще».


Эти строчки словно символ веры всех претерпевших и изгнанных. И тут неважно кто и что тебя изгоняет: власти, мнения толпы, любовь, родная земля ставшая тебе чуждой. Фильм «Онегин» - это манифест, провозглашающий этот символ веры всех последователей Манфреда. Нам показывают природу скорби и ее эстетику. Нам доказывают, что красота не способна утешить. Она лишь может сопроводить нашу душу к черте, за которой уже нет разлук, боли и поисков призрачной истины.

«Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим».


Трейлер (ссылка чистая, предупреждение распространяется на все внешние ссылки с сайта Проза.ру)


Рецензии
:)
судя по всему, Вы очень молоды,
и не только не можете пока что ещё дать определения базовым понятиям - Искусство, Фильм, Вкус, и др,
но и странным образом и Иосифа сюда вляпали,
обладавшего вкусом редкого качества.

*
В 1909 году Макс Кюсс во Владивостоке написал вальс «Амурские волны»
Слова К. Васильева, С. Попова
"Плавно Амур свои волны несет,..."
...
или
*
"Ой, цветет калина"
муз.И.Дунаевского
сл.М Волыпина.М.Исаковского

или
да там много чего есть из того, что к киноискусству отношения не имеет никакого
...

короче..
Martha Maria Twisleton-Wykeham-Fiennes (which brother Ralph) and...
ещё каким-то родственничком "композитором"

сваяли неимоверную хрень

:)
Бродский бы с вами.... и не поздоровался б даже

:)

Данилов Сергей Иванович   14.01.2011 04:03     Заявить о нарушении
Ваш стакан всегда наполовину пуст?
Почему, например, не отметить великолепную работу костюмеров в этом фильме?!
А с кем бы здоровался Бродский, нам остается только гадать.

Честный Кинокритик   14.01.2011 04:15   Заявить о нарушении
если не забуду,
я дам Вам ссылку на свои два текста о том, что такое КИНО.

на днях размещу.

*

а пока найдите на этом сайте текст
Киноизображение для чайников

автор - Дмитрий Долинин

*

успехов

Данилов Сергей Иванович   14.01.2011 04:20   Заявить о нарушении
Что же, с удовольствием прочту. Какой фильм на Ваш взгляд является эталоном киноискусства?

Честный Кинокритик   14.01.2011 04:22   Заявить о нарушении
"Огни большого города" Чаплина, конечно
Из цветного - "Offret" Тарковского

*
дождитесь статьи

:)

Данилов Сергей Иванович   14.01.2011 04:24   Заявить о нарушении
Понимаете, искусство не терпит однообразия. Кто-то может не согласится с Вашим выбором и назвать другие фильмы.

Честный Кинокритик   14.01.2011 04:33   Заявить о нарушении
своё определение понятию ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ должен дать каждый.

после этого возможен какой-то дискурс

Данилов Сергей Иванович   14.01.2011 04:46   Заявить о нарушении
Свое понятие есть у каждого. Одним достаточно захватывающего сюжета, другие с блокнотом выискивают нестыковки в фильме. Художественность есть даже в «Блондинках в шоколаде», но есть ли в них вкус?!

Честный Кинокритик   14.01.2011 04:50   Заявить о нарушении
Здравствуйте, молодой человек.

Как и обещал, сообщаю Вам честно :

http://www.proza.ru/2011/01/16/290

читайте.

скоро будет ещё и вторая статья - подробная

Данилов Сергей Иванович   16.01.2011 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.