Умберто Эко. Остров накануне
В своем третьем романе Эко, кажется, обратился либо к слишком уж обще-человеческим проблемам (что есть жизнь и смерть? что такое любовь? как вымысел и воображение влияют на нашу жизнь?), либо к слишком уж узким, или даже узкоспециальным, экспериментам. Поскольку Эко не только философ-семиотик, но и литератор и литературовед, его всегда увлекают лабораторные опыты над серыми мышами культурных штампов. В "Имени Розы" таким штампом был образ частного детектива, Шерлока Холмса, которого Эко вырвал из викторианской Англии и поместил в средневековую Италию. В "Маятнике Фуко" лабораторной мышью оказался миф о Тамплиерах, который, правда, рассматривался не изнутри, а снаружи – без интерполяций и проигрываний на моделях, как в предыдущем романе.
В "Острове накануне" Эко с едва ли не юношеским энтузиазмом решил освежить сразу несколько архитипических сюжетов и мотивов.
Основную канву романа направляют два весьма распространенных в литературе сюжета: поиски сокровища и взросление героя. Первый из них более всего опирается на классический "Остров сокровищ" Стивенсона, а вот второй скорее ближе к "Волшебной горе" Манна, поскольку большую часть времени главный герой проводит за постижением разных, порой взаимоисключающих, мировоззренческих концепций, преподносимых весьма специфическими учителями.
Самым, на мой взгляд, интересным оказался эксперимент с мотивом "необитаемого острова", который Эко развернул под неожиданным углом: остров в романе настолько необитаемый, что даже главный герой оказался не на нем, а рядом, и достижение острова превратилось в гораздо более важную задачу, чем привычное нам по классическим образцам желание этот остров покинуть. Здесь возникают уже ассоциации с кафкианским Замком, попасть в который становится мистической сверхзадачей героя.
Еще один мотив, придающий соль сюжету, - это мотив двойника, который Эко использует для моделирования уже известной нам ситуации: как вымысел влияет на реальность, а затем и вовсе вытесняет ее.
В целом, роман на мой вкус, безусловно умбертоэковский, но немного не дотягивает до предыдущих. Возможно, за счет того, что Эко как-то слишком сосредоточился на стилистических, а точнее, лексико-языковых играх, пытаясь во второй раз создать текст "как бы из той эпохи", но при этом в качестве сужетообразующей идеи выбрал не привычный мистический антураж, а чисто научную проблему.
Б.К.
Свидетельство о публикации №211011300229
Эдуард Тубакин 27.01.2011 17:53 Заявить о нарушении
Я бы советовал начинать только с "Маятника Фуко", он наиболее близкий пониманию, без стилизаций, а содержательная сторона весьма занимательна:)
Всего лучшего и не бойтесь трудностей:)
Беспощадный Критик 28.01.2011 03:20 Заявить о нарушении
Причем оно, самопостижение, начинается, когда Герой оказался выключен из мира людей, а до того, плыл по течению, как рыба, по-рыбьи механически заглатывая по пути, что ни попадя.
Но Вы высказались и о мотиве "поиск сокровища". Не поясните? не расшифруете?
Ерин Игорь Геннадьевич 03.08.2011 13:18 Заявить о нарушении
Вас что-то смщает в констатации мотива "поиска сокровищ"? Но ведь в романе это чуть ли не главная направляющая! Сначала Герой ищет своего двойника, потом на карабле плывет за секретом симпатического определения нулевого меридиана, ищет еду и невидимого врага на втором корабле, куда он попадает после караблекрушения, потом грезит райской птицей, живущей на Острове. Он все время что-то ищет и к чему-то стремится, причем цель его всегда точно определена и носит характер желанного и вожделенного. Это и есть поиск сокровищ, или вы не согласны?
Всего хорошего,
Беспощадный Критик 04.08.2011 10:00 Заявить о нарушении
Ерин Игорь Геннадьевич 04.08.2011 17:33 Заявить о нарушении
Вообще, на мой взгляд, поиск сокровищ никогда не имеет истинной целью полукчение банальной прибыли. Иначе бы это не называлось гордым словом "сюжет":)
Беспощадный Критик 04.08.2011 17:56 Заявить о нарушении
Все можно уподобить и всему уподобиться. Впрочем, последнее уже не моё, плагиат. Забываюсь: "Маятник Фуко" Вы читали
Ерин Игорь Геннадьевич 04.08.2011 18:06 Заявить о нарушении
Понятие может иметь несколько конкретных смыслов, в зависимости от области применения. В кладоискательстве "сокровище" - это сундучек с золотыми монетками, а в литературоведении - объект стремления, поиска.
Уверен, что когда вы слышете слово "красный", вы представляете себе нечто красного цвета, но вот если вы услышете "красный и антикрасный", вам, надеюсь, и в голову не придет, что речь идет о конкретном содержании понятия "красный". Надеюсь, моя аллегория кристально ясная:)
Беспощадный Критик 04.08.2011 18:14 Заявить о нарушении