Умберто Эко. Остров накануне

Умберто Эко – великий экспериментатор. Каждый его роман – это сложный эвристический эксперимент, в котором он сталкивает глобальные культурные концепты для вскрытия глубоко запрятанного под слоем привычного и тривиального. В "Имени Розы" его интересовал пилатовский вопрос "что есть истина?" и как она открывается людям или ускользает от них, какова ей цена и выше ли эта цена человеческой жизни. В "Маятнике Фуко" он исследовал как рождаются мифы и как они в конце концов становятся реальностью.

В своем третьем романе Эко, кажется, обратился либо к слишком уж обще-человеческим проблемам (что есть жизнь и смерть? что такое любовь? как вымысел и воображение влияют на нашу жизнь?), либо к слишком уж узким, или даже узкоспециальным, экспериментам. Поскольку Эко не только философ-семиотик, но и литератор и литературовед, его всегда увлекают лабораторные опыты над серыми мышами культурных штампов. В "Имени Розы" таким штампом был образ частного детектива, Шерлока Холмса, которого Эко вырвал из викторианской Англии и поместил в средневековую Италию. В "Маятнике Фуко" лабораторной мышью оказался миф о Тамплиерах, который, правда, рассматривался не изнутри, а снаружи – без интерполяций и проигрываний на моделях, как в предыдущем романе.

В "Острове накануне" Эко с едва ли не юношеским энтузиазмом решил освежить сразу несколько архитипических сюжетов и мотивов.

Основную канву романа направляют два весьма распространенных в литературе сюжета: поиски сокровища и взросление героя. Первый из них более всего опирается на классический "Остров сокровищ" Стивенсона, а вот второй скорее ближе к "Волшебной горе" Манна, поскольку большую часть времени главный герой проводит за постижением разных, порой взаимоисключающих, мировоззренческих концепций, преподносимых весьма специфическими учителями.

Самым, на мой взгляд, интересным оказался эксперимент с мотивом "необитаемого острова", который Эко развернул под неожиданным углом: остров в романе настолько необитаемый, что даже главный герой оказался не на нем, а рядом, и достижение острова превратилось в гораздо более важную задачу, чем привычное нам по классическим образцам желание этот остров покинуть. Здесь возникают уже ассоциации с кафкианским Замком, попасть в который становится мистической сверхзадачей героя.

Еще один мотив, придающий соль сюжету, - это мотив двойника, который Эко использует для моделирования уже известной нам ситуации: как вымысел влияет на реальность, а затем и вовсе вытесняет ее.   

В целом, роман на мой вкус, безусловно умбертоэковский, но немного не дотягивает до предыдущих. Возможно, за счет того, что Эко как-то слишком сосредоточился на стилистических, а точнее, лексико-языковых играх, пытаясь во второй раз создать текст "как бы из той эпохи", но при этом в качестве сужетообразующей идеи выбрал не привычный мистический антураж, а чисто научную проблему.

Б.К.


Рецензии
Пытался познакомиться с творчеством Эко. Брался, брался... Безуспешно. Показался трудным. После вашей статьи попробую еще.

Эдуард Тубакин   27.01.2011 17:53     Заявить о нарушении
Эко сложный, согласен, но очень поучительный:) Это случай, когда литературовед использует свои знания для создания художественных текстов, что встречается редко.

Я бы советовал начинать только с "Маятника Фуко", он наиболее близкий пониманию, без стилизаций, а содержательная сторона весьма занимательна:)

Всего лучшего и не бойтесь трудностей:)

Беспощадный Критик   28.01.2011 03:20   Заявить о нарушении
Постижение мира, да. Самоопределение, поиск места в нем (совместно с поиском смыслов).
Причем оно, самопостижение, начинается, когда Герой оказался выключен из мира людей, а до того, плыл по течению, как рыба, по-рыбьи механически заглатывая по пути, что ни попадя.
Но Вы высказались и о мотиве "поиск сокровища". Не поясните? не расшифруете?

Ерин Игорь Геннадьевич   03.08.2011 13:18   Заявить о нарушении
Зравствуйте, Игерин, давно не видились:)

Вас что-то смщает в констатации мотива "поиска сокровищ"? Но ведь в романе это чуть ли не главная направляющая! Сначала Герой ищет своего двойника, потом на карабле плывет за секретом симпатического определения нулевого меридиана, ищет еду и невидимого врага на втором корабле, куда он попадает после караблекрушения, потом грезит райской птицей, живущей на Острове. Он все время что-то ищет и к чему-то стремится, причем цель его всегда точно определена и носит характер желанного и вожделенного. Это и есть поиск сокровищ, или вы не согласны?

Всего хорошего,

Беспощадный Критик   04.08.2011 10:00   Заявить о нарушении
Читал, пересказывать нет нужды. Не согласен. Поиск сокровища - это поиск удачи и не просто удачи, а удачи в деле меркантильного обогащения

Ерин Игорь Геннадьевич   04.08.2011 17:33   Заявить о нарушении
Вы не слишком ли категоричны, Игерин? Даже более того, не слишком ли вы буквальны? Приведите мне пример типичного "поиска сокровищей" и попробуйте доказать, что это "поиск удачи... в деле меркантильного обогащения". Скажем, самое близкое: Двенадцать стульев. Вы будете настаивать, что Бендер искал сокровища ради "меркантильного обогащения"?! Рио-де-Жанейро - вот ради чего он искал! А это не "обогащение", это - мечта:)

Вообще, на мой взгляд, поиск сокровищ никогда не имеет истинной целью полукчение банальной прибыли. Иначе бы это не называлось гордым словом "сюжет":)

Беспощадный Критик   04.08.2011 17:56   Заявить о нарушении
Наверное, каждое понятие имеет конкретный смысл. Хотя почему бы женщину, например, не приравнять к сокровищу? Я и сам, бывало, обмолвлюсь: золотце мое...
Все можно уподобить и всему уподобиться. Впрочем, последнее уже не моё, плагиат. Забываюсь: "Маятник Фуко" Вы читали

Ерин Игорь Геннадьевич   04.08.2011 18:06   Заявить о нарушении
Вы проигнорировали мой вопрос, и пример не привели.

Понятие может иметь несколько конкретных смыслов, в зависимости от области применения. В кладоискательстве "сокровище" - это сундучек с золотыми монетками, а в литературоведении - объект стремления, поиска.

Уверен, что когда вы слышете слово "красный", вы представляете себе нечто красного цвета, но вот если вы услышете "красный и антикрасный", вам, надеюсь, и в голову не придет, что речь идет о конкретном содержании понятия "красный". Надеюсь, моя аллегория кристально ясная:)

Беспощадный Критик   04.08.2011 18:14   Заявить о нарушении