Филиппины - сон наяву

ЕЛЕНА НОВОСАД (на фото -автор, журнал:Государственное управление ресурсами, 2009, №2, с.90-113.)
ГОНГ КОНГ
В этом году для путешествия мы выбрали Филиппины из-за моего сна, приснившегося мне за полгода до поездки, впрочем, мы всегда так поступали и до этого. В этом сне я путешествовала по островам, густо покрытых белым песком, на велосипеде, слева и справа от меня была яркая бирюзовая вода, и навстречу дул теплый ветерок. Проснулась я с широкой улыбкой на лице,  и полным ощущением, что это был вещий сон. Но, разве такой белый песок и такая яркая вода могут существовать и в самом деле? Через некоторое время мне представилась возможность в этом убедиться - все именно так и было на Филиппинах. Правда, вода морей Тихого Океана, омывающих Филиппины, была не только бирюзового цвета, иногда она даже была белой, как и песок.  Ну об этом чуть позже.
Летели мы через Гонг Конг, и не смогли не остановиться там хотя бы на несколько дней, так как Гонг Конг – удивительное место, достойное жизни Человека, от Гонг Конга до столицы Филиппин - Манилы - совсем близко – два часа лета. Гонг Конг это как Нью-Йорк, но не совсем, потому что, например, дети Гонг Конга, даже совсем маленькие, с удовольствием, даже с азартом, проводят время в музее космонавтики, а не в Макдональдсе (это видно в том числе и невооруженным взглядом). Еще одно отличие от Нью-Йорка – огромное количество людей, которые, к счастью, очень воспитанны и сдержанны.
МАНИЛА
По сравнению с Гонг Конгом, Манила показалась угрюмой серой провинцией. Угнетающе действовали густо и низко свисающие провода по всему городу. Однако, решив познакомиться с этим городом поближе, мы были удивлены, как быстро мы его полюбили. Необыкновенное ощущение параллельности сосуществования времени в одном городе, вот что можно почувствовать, вот откуда взялось необыкновенное ощущение умиротворения от прогулок по Маниле. Огороженный широким каменным забором, поросшим зелеными мхами, Исторический центр Интрамурас, гармонировал с современным городом, более того, он был связан с ним корнями деревьев, сползающих с древних стен наружу, прямо на асфальт дороги, касаясь, таким образом,  современной действительности. По ним, казалось, перетекало туда-сюда время.  В связи с необычным ощущением времени, запомнились прекрасные антикварные магазинчики, где было много деревянных скульптур католических святых в человеческий рост. Святые лежали, стояли, подняв руки, общались, взывали, занимались какой-либо деятельностью. Бывало, войдешь во внутренний дворик такого магазинчика – а там Иисусы, священники, мадонны и крылатые ангелочки. Неизбежно возникает ощущение бурно текущей здесь жизни, которая опять-таки не отрицает  мир снаружи, а только напоминает, о существующих в природе загадках. Вглядевшись, замечаешь на полу отломанную деревянную руку, либо на лбу у святого глубокую трещину рассохшегося дерева. 
Современная Манила - город со всевозможными удобствами, цивилизация сюда проникла глубоко, в нем мы видели, как трущобы со спящими нищими, так и стеклянные небоскребы, как в любой столице. Воздух был сильно загазован, но люди не утратили своей бесхитростности и доброжелательности. Огромные манильские молы с разнообразным качественным товаром по очень низким ценам и с красивым обслуживанием не оставили бы равнодушным даже самого рьяного нелюбителя шоппинга, к каковым мы себя уверенно относили. Однако мы возвращались сюда, в мир дешевых покупок,  по два раза в день, пока  не пришло время вылета на Бусуангу – отправную точку нашего путешествия по островам.   
 
БУСУАНГА. КОРОН
Самолетик-малышка, предварительно хорошо попугав нас во время полета, доставил нас в маленький аэропорт, который был как понарошку.  Казалось, что мы все снимаемся в доброй, веселой комедии: сонные работники роняли наши чемоданы и заливисто хохотали; куры и петухи бесстрашно гуляли на посадочной полосе; белые огромные дворняги, бежали за прилетевшими и выпрашивали чего-нибудь поесть, не отказываясь даже от  булочки, - все в этом аэропорту было  несерьезно. Потом куда-то исчез на пару часов шофер Джипни (переделанные старые американские джипы, разукрашенные с любовью), который должен был доставить нас в область отелей и жилых построек. Из Джипни во время пути можно было запросто выпасть, если хорошенько не держаться – дороги на Бусуанге только начали строить.  За то улицы Бусуанги  радостно встречали гостей -   бумажными гирляндами из цветной бумаги, тянущимися вдоль всей улицы от столба к столбу, причем на каждой улице разного цвета. Это было трогательно до слез.
Наш Джипни казался чересчур огромным для таких глухих мест, поэтому как транспорт здесь широко используется другая машина -  трицикл, а шоферят на них худющие миниатюрные филиппинцы, этакие вечные мальчики-мужчины (а на Бусуанге филиппинцы особенно худы).  Ох, как совестно нам было в моменты, когда дорога на пути к горячим источникам (местной достопримечательности, ежедневно нами посещаемой) начинала подниматься в гору: трицикл ревел, раскачивался по сторонам, угрожая падением на бок, но оставался на месте. С нашего же шофера пот лил градом, но парень не сдавался, по-дружески подмигивал нам, кусая до крови губы, нам, толстым, привыкшим объедаться людям!
Филиппинцы - народ улыбчивый, открытый и бесхитростный, вечером поют караоке, веселятся и играют в шахматы, семьи у них большие и дружные. Выглядят филиппинцы до глубокой старости как наши подростки лет 13-14. Интересно, это из-за того, что они худенькие и спортивные, или от того, что живут беззаботно и с удовольствием? Старики у них, кстати, красивые.
Горячие источники «Макинит» на Бусуанге - это прекрасно и умно оформленный природой и отчасти человеком комплекс: несколько непрерывно соединенных друг с другом каменных бассейнов с горячей, с небольшим содержанием сероводорода, водой, температура во всех примерно одинаковая, градусов 46. Бассейны плавно переливаются в морской залив с прохладной прозрачной водой. Прямо в морской воде  растут мангровые деревья, придавая атмосфере ощущение сказочности. И то, что гулять вплавь можно было всюду и безопасно, в том числе и среди зарослей мангра, делало отдых здесь разнообразным, и мощно заряжало какой-то детской радостью и азартом. Часто мы были единственными посетителями комплекса.
Особенное наслаждение доставляло ночное купание, точнее эту роскошную процедуру можно было бы назвать не купанием, а «размышлением в воде под звездным небом в абсолютном спокойствии и тишине». Ночи на Филиппинах очень теплые и темные, небо звездное, а  на территории купален свет, когда стемнеет, не включают, и как это мудро! Лежа на широких камнях спиной, в горячей воде, смотря на крупные мерцающие звезды – можно многое передумать о счастье жить, и о том, как же нас любит Природа, что столько всего прекрасного хранит для нас. К сему описанию остается только добавить, что комплекс открывается с самого раннего утра и работает до глубокой ночи, время пребывания в нем неограниченно, входной билет дешевый.
Источники нас здорово обласкали и зарядили бодростью, но особенно удивил меня на Бусуанге хор петухов! я никогда бы не подумала, что петухи умеют  петь хором! Вселявшись в номера, я с удовольствием разглядела неподалеку загон, где в траве разместились много разноцветных деревянных домиков, как выяснилось, для петухов. Хозяйка отеля, удовлетворяя мой интерес, рассказала, что на Филиппинах повсеместно выращивают петухов, но не на бульон, а для боев.  Нам и в головы не пришло, что они еще петь умеют, и, когда среди ночи ровно в 1 час 40 мин я была разбужена необычным разноголосием, ничуть не похожим на кукарекание,  мое воображение рисовало мне образ экзотических птиц, а это оказались простые бусуангские петухи! И пели они без выходных! Через минут 15 после первого запева, пропев весь свой репертуар, петушки замолкали, им надо было набрать сил для следующей ночной спевки  - так, петухи пели в течение всей ночи. Но сетовать на потревоженный сон может только совсем черствый человек, ведь такого пения не услышать нигде.
На лодке от Бусуанги можно попасть на остров Корон, на нем есть пресные озера удивительной красоты. Однако прежде чем в них искупаться, их надо «найти», рискуя повредить свои члены, карабкаясь по крутым горам и спускам. Звучит заманчиво, а то, что мы увидели никакими словами не передать. Столь жизнеутверждающие краски, уверена, не могли бы придти даже во сне. В детском саду был, помню, цветной карандаш, не то бирюзовый, не то голубой, - мы его называли «замечательный», и все хотели только им рисовать. Такого же, только гораздо ярче, цвета были озера. И в каждом озере была своя изюминка, да какая! Например, озеро «двойная лагуна»: лодка высаживает вас возле торчащей из воды скалы, а на границе соприкосновения скалы с поверхностью морской воды, если хорошо присмотреться, можно заметить низкую арку, если же в нее поднырнуть и немного проплыть под сводом, то оказываешься в тишайшем пресном озере, окруженном скалами. Эти прекрасные озера острова Корон – популярные места для аквалангистов всех стран. Но вода в них настолько прозрачна, а  рыбки такие крупные и цветастые, что обойтись можно даже обыкновенной маской, и даже вовсе без нее.   
Единственной, показавшейся мне неприятной вещью было поедание  молодым бусуангцем на центральном базаре местного деликатеса, называемого балотом – яйца с 10-дневным зародышем. Так уж совпало, что неприятность эта была усилена паршивой внешностью юноши – он был весь в прыщах и сутул. Я заглянула в разбитый им деликатес - там было много желтка, а в этом желтке темно-серый цыпленок, которому уже никогда не стать славным боевым петухом. 

БОХОЛ
Следующим островом, который мы посетили, был Бохол. Самые удивительные сокровища, которые он в себе таит, это, без сомнения, Шоколадные холмы и тарсиеры.  Настоящее восхищение также вызывают старые скульптурные композиции из камня и бронзы в человеческий рост, попадающиеся здесь повсеместно: то средневековые испанцы, склонившиеся над подписанием документов, то экспозиция представителей «высшего» колониального света в пышных каменных платьях и строгих фраках. Всюду можно примоститься, поучаствовать, пофотографироваться. Есть что посмотреть любителям монастырей, и архитектуры – многое осталось от пребывания бывших колонизаторов.
Гулять по шоколадным холмам  - это как в мультике очутиться, у меня не возникло даже вопроса, почему они шоколадные – да на конфеты-трюфели в коробках похожи, такие же пушистые и конусообразные, ну и что, что зеленые. А вот и нет, мне сказали. В конце сухого сезона – в апреле-мае -  они станут действительно коричневыми, и будут в самом деле как шоколадные.
Тарсиеры (в интернете встречала под названием Долгопяты) – так трогательно хороши и доброжелательны, что должны будить  при общении с ними, самые высокие человеческие чувства. Когда этот зверек оказался у меня на руках – он был таким легким, глазастым и доверчивым, что мысль, посетившая меня, была только о том, зачем же природа создает такие трогательные и беззащитные существа? Захотелось их защитить и уберечь от всех невзгод, даже, если понадобится, ценой собственной жизни. Служитель зоопарка рассказал, что в действительности, эти зверьки кусаются, когда дикие, но не сильно. Много людей мечтают заполучить их в качестве домашнего животного, но вывозить их через границу запрещено, – в связи с этим нередко предпринимаются попытки контрабандного их вывоза. Огромное количество этих очаровательных животных семейства приматов умирают при этом в муках.
В один из вечеров наш водитель завез нас к местной знаменитости, женщине-хилеру и ясновидящей Корди. Мы попали прямо на День рождения  одного из многочисленных сыновей Корди. Был полон дом гостей, нам представили каждого, кто не успел скрыться в соседней комнате. Семья у женщины-хилера большая и дом большой, как оказалось, построенный на деньги некого, вылеченного от импотенции немца. А обстановка в доме, по словам хозяйки, это все подарки принцессы из Дубаи, вылеченной от экземы. Принцесса была очень больна, Корди пришлось поехать с ней в Дубаи и жить там 3 месяца, пока болезнь не прошла.
Рядом с домом выстроен небольшой семейный храм, ведь Корди утверждает, что лечит с Божьей помощью. На сеанс решилась моя сестра-врач, Новосад Екатерина Вячеславовна, для этого ей понадобилось купить несколько яиц. У сестры, к слову сказать, в последнее время часто болела спина. По ее собственному предположению, это было связано с почками. Поводив яйцом по руке сестры, Корди сказала, что видит малюсенький камень, но он находится в поджелудочной железе, а почки как раз в полном порядке. Лечения не требуется, все пройдет само собой. Глядя на этот сеанс, я вспоминала как снималась в сюжете для первого канала, там я играла лжемага - если кому интересно, гляньте). По сценарию, для одурачивания клиентов использовала как раз такое же куриное яйцо, которое разбивала, поводив по руке «клиента», внутри обнаруживалось буро-красное содержимое, так как в него перед приходом «клиента», шприцем впрыскивалась марганцовка.  Не скрою, что с большим недоверием смотрела я на хилера, водившую яйцом по руке моей сестры, так не хотелось увидеть буро-красную массу, знакомого мне происхождения. Однако, и я тут возблагодарила Всевышнего, яйцо разбилось, но ничего там необычного не было. Иначе мне пришлось бы принять участие в этом недостойном спектакле – Корди была пожилая и очень приятная, разоблачать ее я бы точно не стала, особенно в праздник. Возможно, что-то есть необъяснимое в нашем мире, в конце концов, происхождение нашего чудесного мира разве объяснено, и что с нами происходит после смерти никому не известно, так почему бы и не быть Корди чудесной целительницей? Возвращались мы поздно, очень растроганные теплым приемом. Да и недорого нам обошлась диагностика, по московским меркам так вообще мелочь, стоит ли об этом вспоминать?    
Возвращались в отель мы через филиппинскую деревню. Ехали медленно, уж слишком завораживающе было вдыхать в себя дымок от приготовляющейся пищи и слушать веселые песни на непонятном языке. Перед нами немного приоткрылись картины филиппинского быта: семьи ужинали на террасах, готовили пойманную за день рыбу, повсюду слышался счастливый смех. Атмосферой отдыха и природной гармонии веяло далеко за пределами убогих по большей части лачуг. Вдруг  мое сердце больно стало щемить из-за ощущения чего-то для нас безвозвратно потерянного.

БОРАКАЙ
Такой пляж может присниться только во сне, мне так казалось, пока я не очутилась на Боракае. Это был идеал пляжа в моем понимании, впрочем, не только в моем, так как знаменитый Белый пляж считается одним из лучших в мире. Белый, ничуть не желтый, кораллового происхождения песок, и белая вода. Ну да, вода казалось молочной. Море было по-настоящему теплое, то есть никаких мурашек по телу после купания. Сняли мы большое кондиционированное двухэтажное бунгало с большой ванной комнатой, и провели здесь последние пять дней нашего путешествия.  На Боракае особенно  ощущается любовь природы к человеку, настолько тут красиво и удобно одновременно. А  еще необычно было то, что есть возможность выбрать, согласно своему настроению, в каком море сегодня поплавать: в спокойном или бурном. Боракай  - узкий остров, десять минут не пройдет, как ты уже, вдоволь позагорав в тихой воде, плюхаешься с разбегу в волны. Надоело бороться со стихией, тогда обратно!  Возможно, мы уже устали от активного отдыха, либо чувствовали, что лучше отдыха не бывает, не знаю, но отсюда, с нашего последнего острова, единодушно решили дальше не двигаться. Желающим, впрочем, активно предлагались экскурсии по островам Айдо и по пещерам, в которых много летучих мышей. «Айдо» от «I don’t know» - так как прекрасных малюсеньких островков в тех местах уж очень много, зачем каждый из них как-то называть, только путаться.    
Сервис на Боракае также не вызывал нареканий, что делало наше пребывание здесь приятным вдвойне. Общее впечатление от филиппинцев было приятное, кроме небольшого замечания. Мною замечен был ряд случаев, когда эти трогательные своей душевной чистотой дети природы позволяли себе с легкостью бросить окурки или другой мусор мимо урны, либо банку от пива в море. От чего это? От дремлющей пока экологической сознательности, я думаю. Все придет, потом, лишь бы не поздно было…
Возвращение в Москву для себя могу сравнить с пробуждением после крепкого, дарящего силы сна.  Энергии через край, настроение бодрое. Смотрю на своих, сопровождавших меня в поездке – удивляюсь, как немного все же человеку надо, чтобы выглядеть молодым, здоровым и веселым – хороший отдых раз в год, больше и не надо. Возвращаемся к привычной московской жизни, с насыщенными рабочими буднями и короткими ночами, в одну из которой, я об этом знаю, придет новый вещий сон.


Рецензии