Ива. Олимпийцы. Маленькая Мука

Маленькая Мука, «Олимпийцы», http://www.proza.ru/2010/05/02/1112


У меня рассказ вызвал противоречивые чувства. Характеристика «понравилось» - не «понравилось» не подходит, больше – «смутил» и «привлек». Причем как-то одновременно.

Сначала о стиле.
Предложения длинные, местами - с неожиданными сравнениями, местами - с нарочито измененным порядком слов.
Вот это-то и привлекало ровно настолько, насколько и отталкивало.

Понравилась, например, такая фраза:
«А Армен, как фанерный жених, раскрашенный пьяным художником черной единственной краской, остолбенел  со своими граблями посередине  мощеной дорожки». (с)
Сначала ошарашивает.
Потом понимаешь смысл, улавливаешь послевкусие.
Но начнешь его смаковать (послевкусие) и наткнешься:
 «А Армен» - а-а,
«черной единственной» - единственной черной
«остолбенел со своими граблями» - мало того, что остолбенел с граблями, так еще и со своими.
И все. Шикарная фраза ни к черту!

А ведь фраза была хороша! Очень хороша! И картинка такая бы получилась – объемная, выпуклая, оригинальная.
А дальше еще мостик – к другому образу:
«Обернувшись у выхода, он увидел красивую, словно  тушью кровавой на грязном стекле нарисованную Анушу.Она презрительно на него посмотрела,втиснула руки в худые бока, и отвернулась к немытой «стекляшке», тряхнув тяжеленными косами.  Крупные серьги качнулись – и его ослепило. Тяжкие от весеннего цвета деревья стелились Ануше под ноги, сообщая невесте о том, что скоро приедет  жених...»
Ах, как сказано! – «словно  тушью кровавой на грязном стекле нарисованную». И про серьги, и деревья под ноги – как невесте.
И решительно не хочется натыкаться на:
Он – она – на него – его.
А еще на «стекляшка» - вот так в кавычках.

Временами, во время чтения, возникали ощущения, что автор выстраивает предложения вычурно только ради самой вычурности. 

Вот такой отрывок:
«Да и вправду сказать – что за радость сидеть за чужим и пластмассовым столиком, если дома, почти за углом, у тебя разносолы жены, телевизор и давно припасённо-оплачено - холодная водочка?
Но, однако – сидели. Под кипящими снежной, чуть с розовым, пеной деревьями, аккуратно деля ароматы шашлыка и цветущего сада носами. Отдыхали, как боги на вершине Олимпа, посреди облаков, погружаясь в  настоящую  райскую зиму  - теплый воздух, нежаркое солнце, цветочные запахи (словно женщина сзади стоит, наклонившись, и  её грудь у плеча твоего – вах!), аромат припалённого свежего мяса, и -  снег, чистый снег осыпается ласково, лепестками…
Все сидели в кафе у Армена – и свои, и чужие, и дети, и взрослые. Не пьянели от пива – пьянели от воздуха и волшебства. Десять столиков, думал Довольный Армен, а ведь еще  не  сезон!
А потом начинался и он – кормилец. Красота опадала, превращая пышные вишен и персиков сердцевины в зародыши- завязи, которые, впрочем, росли, постепенно краснея, желтея. Аромат от «стекляшки» разносился другой, сытно-мясной, благородный: не капуста какая, а явно баранина, молодая да свежая. Аромат  попадал  на дорогу, сбивая машины с пути, а водителей с толку. С  маршрута сходили  курортники, часто даже целые группы, иногда – еще не нашедшие пары  мужчины, говорливые интеллигентные дамы в сопровождении местных ребят… да мало ли кто! У «стекляшки» имелось для всех : много места, прохлада для головы, пища для тела и пространство для настоящей курортной любви и фантазий.» (с)

Эмоционально? Образно? Красиво?
О да!
Есть и «холодная водочка», и «Под кипящими снежной, чуть с розовым, пеной деревьями…», и «теплый воздух, нежаркое солнце, цветочные запахи», и т.д.
Но если пережать шланг с надписью «Эмоции», то что останется?

«если дома, почти за углом, у тебя разносолы жены» - так где разносолы – дома? За углом? У тебя? У жены? Да и, кстати, разносолы жены – это что именно?

«аккуратно деля ароматы шашлыка и цветущего сада носами» - это как? Чисто формально автор должен был бы написать: «…деля носами ароматы…», но как вам такая фраза?

«погружаясь в  настоящую  райскую зиму  - теплый воздух, нежаркое солнце, цветочные запахи» - в раю я, конечно, не была, но понимаю:  если автор употребляет то или иное слово, то запускает (сознательно или бессознательно)  механизм ассоциаций у читателя. Вижу слово «зима» и думаю: на какие читательские ассоциации рассчитывал автор?

Далее читаю: «красота опадала» и превращала «вишен…сердцевины» в «зародыши», «которые, впрочем, росли», «краснея, желтея».  – очень красиво и ритмично, но логично?

Или читаю: «разносился другой, сытно-мясной, благородный: не капуста какая, а явно баранина, молодая да свежая» - однозначно, запах мяса с капустой не сравним. Тем более, баранина – «явно», а смутно что? Говядина?

Вот не хочу иронизировать, но по-другому не могу. Не могу всерьез воспринимать фразу: «прохлада для головы, пища для тела и пространство для настоящей курортной любви и фантазий».

И одновременно вслушайтесь:  «Аромат  попадал  на дорогу, сбивая машины с пути, а водителей с толку» Разве это не стихотворение?
И таких находок у автора много.
Понравилась метафора – «словно женщина сзади стоит, наклонившись, и  её грудь у плеча твоего – вах!».
Понравилась, однако перечла весь абзац повторно, и воистину – вах!

Вместе с тем, останавливаю себя от полного отрицания такого авторского стиля. Что-то в нем есть!
Вот чувствую, спрямлять ни в коем случае нельзя  - пропадет изюминка, но и так оставлять не годится…

«Не нашлось больше в Сочи дверей, о которые бы не истерся рубашкой несчастный Армен» - подпирать плечом стенку в коридоре – это я представляю. Но вытирать рубашкой двери? М-м-м…
Кстати, обращу внимание автора – до этого было Довольный Армен, Армен Растерянный (с большой буквой - и это очень понравилось). А сейчас просто «несчастный» (с маленькой). Почему? Специально или по недосмотру?

Далее хочу поговорить о сюжете.
Мне понравилось, как автор его рассказал.
Позволю себе сравнить «Олимпийцев» с другим рассказом в предыдущей сессии. По большому счету, сюжеты схожи. Человека лишают основы – земли (дома). Маленький человек попадает под жернова обстоятельств и теряет все, что составляло смысл, радость жизни.
Это трагедия. Но если в первом рассказе сюжет был изложен, так скажем, публицистически, в лоб, с полным отсутствием полутонов, то в «Олимпийцах» изложение – это настоящая поэма, яркая и душистая. Герои показаны таким образом, что читательское сопереживание становится неизбежным.

Очень хорошо играет название – «Олимпийцы». Моя первая ассоциация – с обитателями Олимпа, богами. Сюда хорошо ложатся  описание сада и пиршеств – жареное мясо, фрукты.
Потом поняла, что это про Олимпиаду в Сочи. Тема не то, что актуальная – затертая до дыр.
На мой взгляд, так называемые актуальные темы очень щекотливы. Берясь за них, автор рискует вместо художественного произведения получить перелицованную газетную статью. Спасти читателя может только авторский стиль.
У Маленькой Муки он однозначно есть – поэтический, яркий, душистый. Именно поэтому, как мне кажется, рассказ получился не плоским и дидактичным, а очень многослойным. Однозначно - большой плюс.

Однако самый конец мне показался скомканным. Будто бы автору наскучило повествование, и он решил быстренько все завершить.
Герой погибает – все происходит в рамках задуманной трагедии. Трагедия как жанр обязательно должна сопровождаться смертями. В этом смысле сам факт смерти Армена – логичное продолжение повествования.
Детали очень хороши – растерянный человек, мечущийся в запутанных подземных переходах, среди чужих равнодушных людей…
Однако снова  предлагаю перекрыть шланг эмоций и оценить, так сказать, материальное обрамление. Мне показалось, автор поспешил (или не продумал?)
Герой едет на встречу к кому-то, везет какие-то деньги. Цель взятки мало ясна,  отдается на откуп читательскому воображению. Типа, в ужасной Москве, на самом верху, сидят какие-то ужасные люди, которые за деньги могут все.
И тут как раз – очень кстати -  взрыв в метро (еще одна трагедия до кучи?).
И своевременно - как рояли - появляются милиционеры.
И убивают героя  - на станции метро – только потому, что тот побежал.
Трагично? Да. Но правдоподобно ли? Мне кажется, нет.
Вроде бы – все на месте: и образы, и эмоции… А послевкусие какое-то кислое. Недостоялось, что ли?

Вот так весь рассказ я и металась в чувствах – о, это великолепно!
И сразу же – хотя, если разобрать подробности, то не очень…

Поэтому дать однозначную оценку рассказу затрудняюсь. Повторю  – привлекло настолько, насколько и смутило.
Тем не менее, считаю рассказ очень ярким и рекомендую к прочтению.
Да и сама хочу вернуться к нему через какое-то время и еще раз подумать…
Спасибо автору.

С уважением,
Ива


Рецензии
Ива, хорошая рецензия!
И почти во всем соглашусь, кроме одного, пожалуй, - названия рассказа.
Оно было бы хорошим, если бы автор резче очертил две грани этого названия: жизнь в благословенном раю у подножия "Олимпа" и собственно - сам Олимп. А Олимпом мне представляется именно столица, где обитают "олимпийские боги", от которых зависит жизнь простых людишек.
Московскую часть рассказа следовало бы написать ни только более антиподно по отношению к сочинской, но и более внятно - сюжетно, по действию.
А так - все больше недомолвки и намеки. Почему некоторыми читателями и не принят финал.
С уважением, - Рамиз.

Рамиз Асланов   17.01.2011 14:25     Заявить о нарушении
Можно реплику?!
ССС2 не вспомнил рассказ по названию, отрёкся(шутка) от своего обещания.
Я прочитала рассказ тогда же, когда была сделана заявка.
Но тоже не вспомнила рассказ по названию, пришлось его открыть. Перечитывать не пришлось, содержание запомнилось хорошо.
Смею думать, что название не отражает сути рассказа, не врезается в память, хотя, понятно, почему оно дано.

Зоя Чепрасова   17.01.2011 20:48   Заявить о нарушении
Разумеется - можно.
Тем более, что замечание вполне справедливое.
С уважением, - Рамиз.

Рамиз Асланов   17.01.2011 21:39   Заявить о нарушении
Я вообще думала, что это про спортсменов.

Светлана Малышева   17.01.2011 21:42   Заявить о нарушении
Полностью согласен с Зоей и Светланой: у меня та же история. Название не ассоциируется с темой рассказа, скорее всего, за счет устойчивых коннотаций слова "олимпийцы".

Всего,

Беспощадный Критик   18.01.2011 04:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.