Меценат

1

Предприниматель Горин в молодости был больше известен по прозвищу Горыныч. Он, как и многие ныне процветающие люди, в смутные девяностые годы XX века, когда Россия переживала национальную катастрофу первоначального накопления капитала, начинал с полукриминального вымогательства, торговли краденым и присвоения чужого имущества, отнятого у трусливых и слабых. Он чудом пережил два покушения, банкротство, арест, дефолт и развод с предыдущей женой.
Зато сейчас он был богат и успешен. Он владел десятком больших магазинов, торгующих по всей области, пятью мастерскими автосервиса, тремя ресторанами, двумя ночными клубами и одним заводиком по производству пеноблоков. Бизнес шёл хорошо, обороты возрастали, прибыль увеличивалась, проблем с налоговой инспекцией, властями и законами не было. Точнее, эти структуры хорошо проплачивались и пока не беспокоили. В общем, Горыныч был почти счастлив. Он был на пике успеха и испытывал от этого постоянную лёгкую эйфорию.
Сидя в кабинете своего шикарного офиса за огромным столом из натуральной карельской берёзы в глубоком кожаном кресле, Горин потянулся к тёмно-вишнёвой шкатулке с серебряными вензелями и выудил из неё огромную кубинскую сигару. Сигара после хрустящего обрезания концов плавно пристыковалась к пухлым синевато-красным губам в обрамлении пышных рыжеватых усов и, запалённая длинной спичкой, задымилась густыми сизыми клубами.
Хозяин кабинета откинулся на спинку кресла, водрузил ноги в блестящих лакированных штиблетах на стол, слегка задев бронзовую пепельницу, и окинул взглядом свой роскошный кабинет. Ему было чем гордиться — такого офиса не было ни у кого в этом городе, даже у тех, кто был богаче и круче его.


2

Неожиданно пропел сигнал селектора, и послышался вкрадчивый голос секретарши:
— Геннадий Николаевич, к вам посетительница. Говорит, что от Балавина.
Балавин был заместителем мэра города по вопросам культуры и ещё всякого там спорта; он был родственником самого губернатора, и не считаться с ним было нельзя.
— Проси! — Геннадий Николаевич убрал ноги со стола и аккуратно положил сигару на пепельницу. Селектор булькнул и затих.
Массивная дубовая дверь приоткрылась, и в проёме осторожно показалась женская голова с высокой старомодной причёской из крашеных хной волос:
— Можно?
Геннадий Николаевич одобрительно буркнул. Посетительница вошла и тщательно прикрыла двери.
Это была уже не молодая женщина примерно лет сорока. Невысокая, немного полноватая, в тёмно-синем платье, плотно облегающем хорошую фигуру. Её миловидное круглое лицо с серыми глазами, небольшим прямым носом и пухлыми, сильно напомаженными губами было весьма привлекательно. Женщина была симпатичной и выглядела интеллигентно и благородно.
Горин изобразил улыбку и показал пальцем, обхваченным крупной печаткой с бриллиантом, на небольшое кресло перед столом.
— Меня зовут Маргарита Павловна, — женщина осторожно подошла и аккуратно присела на краешек кресла. — Я детская писательница…
Увидав удивлённо приподнятую правую бровь Геннадия Николаевича, она неуверенно добавила:
— Я пишу для детей…
У Геннадия Николаевича приподнялась другая бровь. Женщина слегка растерялась…
Пауза затянулась. Маргарита Павловна, заметно волнуясь, начала излагать цель своего визита:
— Понимаете, я пишу для детей разные сказочные истории. Их публикуют уже много лет. Они пользуются популярностью. Но два года назад издательство, которое печатало мои книжки, разорилось, и теперь мне приходится для выпуска новых книг искать спонсоров и меценатов, которые могли бы оплатить типографские услуги. Понимаете меня?
Она попыталась заглянуть Горину в глаза, но тот пристально рассматривал едва дымящуюся сигару и на собеседницу не глядел вообще. Видя такое подчёркнутое невнимание, она нервно произнесла:
— Господин Балавин рекомендовал мне обратиться за помощью к вам.
Горин наконец поднял на неё глаза и поглядел в упор. Затем, не отрывая от посетительницы взгляда, сунул сигару в рот, почмокал, раскуривая, втянул дым и тут же выдохнул назад сизыми струями через нос. Вынув сигару изо рта, Геннадий Николаевич ласково, с дружеской интонацией, спросил:
— А вы знакомы с Максимом Платоновичем?
Маргарита Павловна, немного смутившись, ответила:
— Нет, я лично с ним не знакома. Но… Когда он встречался с писателями нашей области, он сказал, что у нас очень много щедрых и отзывчивых предпринимателей и что, когда возникнут трудности с изданием книг, можно обращаться к ним за помощью. Он назвал несколько фамилий, в том числе и вашу. Вот я и подумала…
Горин снова запихнул сигару в рот. Она была толстой, и держал он её, обхватив всеми пальцами. Слегка втянув густой дым, хозяин кабинета пыхнул плотным облачком и подозрительно произнёс:
— Значит, с Балавиным вы лично не знакомы?
— Нет, лично не знакома, — честно призналась Маргарита Павловна.
— Тогда зачем вы пришли ко мне? — в голосе Геннадия Николаевича послышалось лёгкое напряжение. Он пристально взглянул на женщину.
— Я написала продолжение своей сказки и хочу напечатать её хотя бы небольшим тиражом. Я дарю свои книжки детям в больнице. Иногда сама читаю для них. Им очень нравятся мои истории, и они ждут продолжения. Помогите, пожалуйста, напечатать эту книжку, ведь сумма совсем небольшая, по крайней мере, для вас! — Маргарита Павловна смело поглядела в глаза Горину.
Геннадий Николаевич удивлённо взглянул на эту странную женщину, которая осмелилась вот так вот запросто прийти к нему в офис, ввести его в заблуждение ссылкой на знакомство с влиятельным чиновником и так нагло попросить у него денег.
Горин страшно не любил разных попрошаек, которые одно время, когда он был ещё начинающим бизнесменом, повадились ходить к нему и клянчить деньги на разные пустяки.
Однажды Гена Горыныч вспылил и жестоко избил милицейской дубинкой одного из таких посетителей, просившего деньги для школьного зооуголка. Избив человека, он вы-бросил его из окна своего кабинета со второго этажа. Ему всё равно потом пришлось заплатить деньги (и немалые!) за лечение пострадавшего, за закрытие уголовного дела и за то, чтобы об этом не написали в местной газете. Но он исполнил свой принцип — не давать деньги попрошайкам. С тех пор к нему боялись обращаться за помощью. Все знали, что Гена Горин не занимается благотворительностью и презирает тех, кто это делает.
И вот какая-то наглая тётка осмелилась просить у него кровно заработанные деньги, да ещё на какую-то несусветную глупость — на книжки! Кому сказать!
Гена внимательно смотрел на Маргариту Павловну и пытался понять: то ли она полная дура, то ли очень расчётливая аферистка. Он уже собрался было её прогнать в вежливой форме и потянулся к кнопке селектора, чтобы вызвать секретаршу... Правильно поняв его жест, женщина вскочила с кресла и, всплеснув руками, воскликнула:
— Геннадий Николаевич, умоляю вас, помогите! Вы не представляете, как важно мне напечатать эту книжку. Её так ждут дети в больнице! Я уж куда только ни обращалась — мне везде отказали. Осталась последняя надежда — только на вас. Ведь нужно чуть меньше тысячи долларов. Помогите, пожалуйста!
Горин заметил, как у писательницы взволнованно шевельнулась довольно полная грудь. В своём эмоциональном порыве женщина прижала к ней руки, и от этого грудь приняла особо выпуклую форму.
Злость утихла, и внезапно Горынычу пришла в голову оригинальная мысль. Он неторопливо положил сигару в пепельницу, улыбнулся и, сверля взволнованную посетительницу пронзительным взглядом, медленно произнёс:
— Маргарита Павловна… Я… Пожалуй… Дам вам денег… Но вы должны… Сейчас… Раздеться… Передо мной… Догола!
Он увидел в её потемневших глазах сначала недоумение, потом гнев и, наконец, испуг. Горин наблюдал. Последнее, что отобразилось на лице Маргариты Павловны, было отчаяние.
Она медленно опустила руки и повернулась было к двери. Но... шага к ней не сделала. Она стояла, и по внезапно ссутулившейся спине было видно, какое сильное напряжение возникло в её теле.
Горин почти физически ощутил её страшную внутреннюю борьбу. Он интуитивно чувствовал, что ей действительно позарез нужны деньги, и не для себя лично. Он знал, что люди иногда ради какой-то очень важной цели готовы поступиться своими принципами, что они могут пожертвовать в таком случае очень многим. И поэтому Горину очень захотелось проверить, к какой жертве готова сейчас эта странная писательница с пухлой грудью и такой женственной фигурой.
Он больше не принуждал её ни к каким действиям и не произнёс ни слова. Он был готов подождать ещё несколько минут, а потом просто выгнать её взашей. Для этого он не поленился бы даже встать со своего удобного кресла…


3

Маргарита Павловна медленно-медленно повернулась. В её глазах блестели крупные слёзы, но по всему было видно, что женщина всё-таки решилась. Кивая головой, она тихо прошептала со всхлипом:
— Хорошо… Я согласна.
Горин с удовлетворением откинулся на спинку кресла и снова воткнул дымящуюся сигару в свой ухмыляющийся рот.
— Давай! — хмыкнул он и протянул руку к маленькому музыкальному центру, стоявшему рядом на полке. Толстый волосатый палец нажал на клавишу, и из колонок, замаскированных по углам кабинета, полилась тихая классическая музыка. Звучали скрипка с клавесином в темпе адажио — то ли Гендель, то ли Вивальди, и звук был звонким и чистым.
Женщина сначала скинула туфли, потом расстегнула боковую молнию на платье и начала медленно стягивать его через голову. Платье туго скользило по синтетической комбинации… Наконец резким движением женщина освободилась от него и кинула на то кресло, где ещё недавно сидела сама. Туда же полетела и комбинация. Затем колготки. Заведя руки назад, за спину, она расстегнула бюстгальтер и бросила его сверху на кучу своей одежды. Немного замешкавшись, метнув глаза на Горина, стянула с себя и трусики. Оставшись нагишом и прикрыв обеими руками грудь, она подняла голову и робко спросила:
— Вы довольны?
Гена смотрел на неё с восторгом. Его рот был полураскрыт, и из него струился сигарный дымок. Глаза у него блестели и выражали полное самодовольство. Нет, он не был восхищён видом привлекательной обнажённой женщины. Его глаза сияли потому, что он чувствовал своё торжество и превосходство над бедной и униженной писательницей.
— Убери руки и попрыгай, пожалуйста! — сдавленно прошипел он.
— Как? — спросила она, испуганно и не понимая.
— Как зайчик. Прыг-скок, прыг-скок! — произнёс Гена-Горыныч.
Маргарита Павловна вытянула вперёд согнутые в локтях руки и, держа их перед собой на уровне груди, несколько раз подпрыгнула.
— Ещё. Ещё. Ещё! — Горыныч захлопал в ладоши.
Женщина начала прыгать в такт его хлопкам. Её груди смешно болтались, как два тугих мешочка, из стороны в сторону. Её лицо было опущено вниз, и причёска потихоньку, с каждым прыжком, теряла свою форму и расползалась в лохматые пряди.
— Раз-два, прыг-скок! — Горыныч уже весело и радостно хлопал и притопывал ногой, ударяясь коленкой о низ стола.
Ему было забавно. Такого зрелища он ещё не видел никогда.
Что там все эти шлюхи и стриптизёрши?! Перед ним в его кабинете скакала, болтая грудями, немолодая интеллигентная писательница, которая при других обстоятельствах не стала бы с ним даже разговаривать.
Она была в его власти, и он этой властью жадно упивался. А она продолжала прыгать, и её прыжки становились всё медленнее и медленнее, а голова склонялась всё ниже и ниже...
Неожиданно она остановилась и громко разрыдалась, закрывая лицо ладонями.
— Ладно, хватит! — прикрикнул возбуждённый Горыныч и отключил музыку. — Одевайся. Деньги сейчас дам.
Он выдвинул ящик стола, вытащил пачку долларов; отсчитав десять зелёных банкнот, положил их на стол перед собой. Затем, помедлив, добавил сверху ещё три.
— Бери! Здесь тысяча. Три сотни сверху — за танец. Классно было, мне понравилось! — пропел, почти промурлыкал Горыныч.
Маргарита Павловна, торопливо одевшись, поправив, насколько это было возможно, причёску, подошла к столу и аккуратно взяла деньги, оставив три сотенных банкноты на столе:
— Спасибо, Геннадий Николаевич. Танец — бесплатно… Для вас!
И, развернувшись, она стремительно вышла из кабинета.


4

В палате для тяжелобольных детского онкологического центра Маргариту Павловну ждал её семилетний племянник Серёжа и ещё пятеро ребятишек с последней стадией заболевания.
— Тётя Рита пришла! — обрадованно зашептал лысый Петечка, он лежал напротив стеклянной двери и мог первым видеть входящих.
В руках тётя Рита держала стопку ярких цветных книжек.
Все ребятишки в палате оживились, они уже не могли вставать с кроватей и только повернули свои лысые головёнки навстречу долгожданной гостье.
— Здравствуйте, мои дорогие! — Маргарита Павловна всем улыбнулась. — Я принесла вам новую книгу с продолжением приключений весёлого мышонка и его друзей. Держите!
Она прошла вдоль кроватей и каждому вручила подарок. Тонкие детские ручонки осторожно брали книжку и сразу же начинали её листать.
Все принялись радостно рассматривать яркие и красивые картинки. Счастливые улыбки заиграли на бледных детских личиках.
— А сейчас я вам её прочитаю! Хотите? — писательница встала возле кроватки своего племянника Серёжи и раскрыла книжку.
— Да. Хотим. Почитайте, тётя Рита! — раздались слабые голоса.
Маргарита Павловна читала с таким воодушевлением, и сказка была такой увлекательной, что все маленькие пациенты слушали, затаив дыхание. Даже медсестра Галя, пришедшая делать укол Серёже, задержалась в дверях и тоже заслушалась. Никогда ещё тётя Рита не читала такую интересную сказку.

12 мая 2007 г.


Впервые рассказ был напечатан в литературно-общественной газете "Калужское Слово" в 2009 году.
Второй раз - в литературном журнале "Золотая Ока" № 2 (7) в 2013 году.
В 2013 году рассказ "Меценат" стал победителем (I место в конкурсе зрительских симпатий и II место в фестивальном конкурсе) на V Международном литературном фестивале "Славянские традиции" в номинации "Малая проза".
По рассказу в 2011 году был поставлен одноимённый спектакль Экспериментальным театром Анатолия Сотника.


Рецензии
"По рассказу в 2011 году был поставлен одноимённый спектакль Экспериментальным театром Анатолия Сотника"... И что, в спектакле также прыгала "зайчиком" обнажённая натура? Не в этом ли заключается успех автора? Потому что в рассказе достаточно много пошлости. Например, в прямолинейном, черно-белом противопоставлении героев.
Что автор на момент написания был очень молодым (и довольно наивным) человеком, понятно по фразе: "Это была уже не молодая женщина примерно лет сорока".

Нина Писарчик   13.11.2019 22:08     Заявить о нарушении
Когда кто-то, ничтоже сумняшеся, начинает рассуждать о пошлости, то почему-то стыдливо не показывает свой "пошлометр" с помощью которого определяет вышеозначенное явление. Без объективных критериев судить о пошлости чего-либо — пустолайство!
А как "прыгала зайчкиом" героиня в спектакле — можно посмотреть на видеозаписи спектакля, поставленного гениальным Анатолием Сотником и талантливо сыгранном актёрами Экспериментального театра.
http://www.youtube.com/watch?v=n2nvPAsk5Fg

Вадим Наговицын   09.04.2021 07:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.