Николай Рубцов
Рубцов - невероятно притягательная натура. Хотя его поэзия - только вершина айсберга, основание которого скрыто от глаз где-то глубоко под водой. И не так легко отыскать настоящие корни его личности, события жизни и судьбоносные вопросы, так сказать аксиомы или кристаллические точки его мировоззрения. Известно, что Церковь отрицает предсуществование душ, но это значит, что не существует и посланничества. Или нужно принять, вместе со святителем Феофаном Затворником, что рождение души - это таинство, которое не вмещается в человеческом уме. И посланничество всё-таки существует, что очевиднее очевидного доказывают выдающиеся судьбы. Хотя оно не исключает мук гения, его сомнений, ошибок или даже эпизодов малодушия.
В молодости, в начале сознательной жизни Рубцов уже предстаёт перед нами влюблённым в поэзию человеком высокого духа. Его светочем, маяком и ориентиром становится чудом попавшая ему в руки книга Сергея Есенина. Молодая душа, искавшая создать себе героя и образец для подражания, в то время не обрела ничего лучшего. И так случилось, что Есенин оказался во святом святых сердца Николая Рубцова. Трудно представить себе, как бы самоопределился Рубцов, если бы в юности он получил университетское, философское или богословское образование. Позднее будет заметно, как тёмные пятна на солнце Рубцовского идеала - народного любимца Есенина - будут детерминировать поступки и суждения самого Рубцова. Кабацкая бесшабашность будет одним из слонов, поддерживающих вселенную поэта до тех пор, пока не определится его собственный голос. Интуиция, природный талант и благородство - вот что стояло по другую сторону этого увлечения.
В начале своих поэтических опытов Рубцов всего лишь юнец, забавляющийся стихами, гармоническими затеями своей души, её способностью музыкально отражать мир в слове. Хотя уже ясно, что перед нами поэт, но искать у него серьёзных, святых тем пока что рано. Серьёзные темы в то время являются лишь как редкие исключения.
Видимо, поэту самому нелегко было отделить зёрна - то, ради чего он жил, - от идеологической шелухи, которую в изобилии доставляла среда. При всей, видимо, скелетной ориентации его характера быть внутренно независимым, свободным и двигаться против течения, преодолеть идеологическое притяжение эпохи было нелегко.
Можно только удивляться тому, как мало оставил следов в творчестве Рубцова столичный период его жизни. Корней он в этом творчестве не пустил, его душа была защищена повышенным иммунитетом к городским темам. Зато берёзы и сосны, и деревенские избы прописались там навсегда.
Именно здесь начинается настоящий Рубцов, когда его муза, окончательно определившись с полевой темой, обретает унылое, угрюмое, по выражению поэта, звучание, отражая родную природу и пытаясь проникнуть в её загадку. Таким проникновением для Рубцова была и его поэзия и жизнь, которую он вёл. Послушный своему гению, волею судеб внутренних и внешних, Рубцов оказался в том состоянии, в котором он предстаёт перед нами во втором, зрелом периоде своего творчества. Здесь появляется в его поэзии голгофская тема - столкновение дневного сознания, здравого смысла и верности призванию, идеализма, какого-то священного сумасбродства. Бог ведает, что пришлось пережить Рубцову, какую Голгофу претерпевал его земной и кровяной человек ради того, чтобы осуществились лучшие намерения его духа; каким постоянным крестом было для него в один прекрасный момент внезапно открывшееся сознание, что на избранной им дороге чисто человеческий успех недостижим. Видимо, здесь кроется причина его личной трагедии.
Природа, чаще всего скорбная, унылая и дождливая становится декорацией его внутренней драмы. Жизнь пишется для поэта мрачными, серыми, угрюмыми красками, в которые лишь изредка проникают светлые лучи. Это Рубцовское откровение о жизни как о темнице очень характерно. Всё значительное для него происходит только в древности и в прошлом. Кажется, что подземная речка русской святости выходит на поверхность в творчестве Рубцова. Природа для него полна призраков и тайн, в одном месте он даже говорит о поклонении природе. Северная традиция русской святости - это был тот магнит, который отклонял компас духа Николая Рубцова от увлечения господствующим в то время в литературе и в жизни направлением. Примечательно, что Рубцов почти никогда не говорит о перспективах, он вестник ушедшей Руси. Тема Руси Святой - это кульминация и эпицентр его творчества - является туманно и неясно. В этом смысле Рубцов - пророк наоборот, он всецело обращён в прошлое. Он указывает нам на древность. Обозначить идеал чётче - это было уже за пределами его дарований и крепости сил. Тем не менее, когда читаешь Рубцова, погружаешься в мощнейшее, хотя и недосказанное излучение жизни «не от мира сего».
На закате дней Рубцов является перед нами уже почти жертвой. Он никогда не колебался между благоразумием и самоотверженностью, стрелка барометра всегда указывала на бескомпромиссную верность высокому предназначению. Но что здесь играло решающую роль - страсти, неясность идеала или инстинкт поэта - трудно сказать.
Хотя по формальным признакам Рубцов и не соответствует идеалу святого, в душе он совершил работу, которая поставила его в чин Адама до грехопадения, он стал человеком, каким ему предназначено было быть, то есть приносил Богу в своей душе картины созданного Им мира, то есть был священником по чину Мелхиседекову.
Свойственное великим мыслителям /Сковорода, Шопенгауэр, Достоевский/ обострённое восприятие страданий мира было свойственно и Рубцову. Тезис Апостола Павла из послания к Римлянам о том, что «вся тварь /то есть всё творение/ стенает и мучится доныне… с надеждою ожидая явления сынов Божиих» - эти слова, так мало пока разработанные святыми Отцами, нашли своё отражение в творчестве Рубцова. Одновременно с этим, Рубцовскому восприятию природы присущ и светлый космизм. Как и для многих святых подвижников советского периода русской истории, природа становится для поэта храмом.
В одном из стихотворений он говорит о том, что не верит в своё посмертное исчезновение, не верит, что смерть превратит его в ничто. В стихах Рубцова живёт некая пасхальная надежда, хотя пока такая же смутная и неясная, как и его диагностика «стенаний мира».
Когда общаешься с Рубцовской музой, не остаётся сомнений в том, что всё не напрасно, начинаешь верить вместе с Гоголем и Достоевским, что всё в мире движется к этой точке, всё более-менее средства, а эта книга - плод, или, как сказано в Евангельской притче - это то самое вино, ради которого Бог насаждал мировой виноградник.
04.02.2009.
Свидетельство о публикации №211011900351
С интересом прочитала Вашу статью, несомненно написанную с любовью, и хотя я не во всём согласна с Вами, статья Ваша очень привлекательна -глубиной и новизной подхода к творчеству поэта, дорогого и мне, его скромной землячке.
С уважением, признательно
Татьяна
Татьяна Денисова 2 19.01.2011 21:29 Заявить о нарушении