Мытарь

Жанр: исторический/ драма/ мистика
Вид произведения: полнометражный (102 мин.)
Аудитория: 21+

История о том, как главный герой – отец Лаврентий, отвергая любовь к женщине и пройдя путь сомнений,
поймёт, что эта любовь дарована самим Господом.


Начало XIX века.
Главный герой – отец Лаврентий, получивший приход после смерти отца Никодима, молод годами, но твёрд в своей вере.

Судьба не баловала отца Лаврентия: пьяный отец в порыве ревности убивает мать, когда Лаврентий был младенцем,
и мальчика берёт на воспитание его дядя – тоже пьяница и развратник.
С детства опекуном Лаврентия внушается мысль, что все грехи на Земле – от женщины.
Позже, в Духовной семинарии, святые отцы укрепляют в Лаврентии убеждение в том, что любовь к Богу несовместима с плотской любовью к женщине.

В деревне, куда в светлый праздник Пасхи прибывает главный герой, всем заправляет Прокопиха.
Мнение этой злобной старухи – закон для всех жителей.

Первый день службы отца Лаврентия не задаётся – местный юродивый предрекает Лаврентию беду, пытаясь не пустить священника в церковь.
Но тот не слушает Прошку и начинает службу.

Отец Лаврентий исповедует прихожан; среди них своей необыкновенной красотой выделяется Ольга, которую люто ненавидит Прокопиха,
считая девушку грешницей, потому что она – внебрачная дочь богатого человека, рождённая от крестьянки.
В церкви Прокопиха, желая унизить Ольгу в глазах прихожан, говорит, что ей не место в церкви. Отец Лаврентий заступается за девушку.

Прошка снова возвещает о скорой беде…

Проходит время.
Как-то летней ночью, когда отцу Лаврентию не спится от своих дум, он, бродя по берегу реки, видит Ольгу. В лунном свете девушка купается в реке.
Отец Лаврентий, увидев девичью наготу, не может отвести взгляда от Ольги.
В ночной тишине предательски хрустит ветка – кто-то ещё наблюдает за купающейся девушкой.

Отец Лаврентий опрометью бросается в церковь, чтобы помолиться, и в молитве устоять против плотского греха.
Он просит помощи у Бога, но с ним вдруг заговаривает Сатана…
Вера  священника даёт трещину, и потому лукавый пробирается в храм.
Между священником и Дьяволом происходит первый разговор – дискуссия о том, можно ли совместить низменную, по словам отца Лаврентия,
любовь к женщине и возвышенную любовь к Творцу.

Утром Прокопиха клеймит позором Ольгу - она рассказывает всем жителям городка о том, как девушка купалась ночью нагишом, призывая Дьявола.
Жители деревни, подогретые словами старухи, нападают на девушку, избивая её кольями и камнями.
Ольга спасается в церкви.
Прокопиха просит священника не вмешиваться и отдать им на растерзание блудницу. Отец Лаврентий спасает девушку от разъярённой толпы.

Ночью главному герою снится его давнишний страшный сон: он – ещё младенец, и много-много крови…
И снова перед отцом Лаврентием  предстаёт Сатана. Разговор с Дьяволом навевает священнику воспоминания о его дяде – пьянице и греховоднике –
и о его первой любви к Глаше – дочери трактирщика, который подкладывал собственную дочь под богатых купцов, чтобы навар в его питейном заведении был больше.

После разговора с Сатаной отец Лаврентий вдруг понимает, что любит Ольгу, оттого он так мучается. И Сатана советует ему пойти к ней…

Девушка с радостью принимает отца Лаврентия в своём доме.
Но позже, испугавшись сотворённого греха, священник убивает Ольгу, поджигает дом девушки и уходит из деревни.

Лаврентий, ища душевного покоя, приходит в мужской монастырь, затерянный в лесной глуши, просится переночевать и помолиться о своей грешной душе.
Ему разрешают остаться и поселяют в келье.

Ночью то ли во сне, то ли наяву отцу Лаврентию является убитая им Ольга. У девушки – большой живот, и вот-вот должны начаться роды.
Она разрешается… злобным карликом – маленькой копией Сатаны, но с крыльями летучей мыши.
Карлик, расправив крылья, улетает в окно кельи, исчезнув в темноте ночи.

Монахи, проснувшись ночью от криков, с ужасом слушают рассказ пономаря о том, как из окна кельи отца Лаврентия вылетел сам Сатана,
и чуть было не выколол ему когтями глаза.
После всего случившегося Отец Лаврентий, поблагодарив монахов за хлеб-соль, уходит из монастыря,
чтобы продолжить свой путь и где-нибудь наконец-то обрести покой…

Путь отца Лаврентия проходит через деревню староверов.
Его, обессиленного, находит и выхаживает Ефросинья, тайно поселив Лаврентия в старой заброшенной бане.
Отец Ефросиньи воспитывает жену, дочь и двух своих сынов в великой строгости и беспрекословного почитания Бога.
Но, заподозрив неладное, отец с сыновьями выслеживает Ефросинью.
Девушка успевает предупредить отца Лаврентия о беде и помогает ему сбежать из деревни в леса, а сама принимает мученическую смерть от отца и братьев.

Лаврентий, что есть сил, бежит прочь от деревни староверов.
Вконец обессиленный он падает на землю и рыдает о своей судьбе.
И тут ему снова является Сатана, рассказав Лаврентию о страшной смерти Ефросиньи.
Отец Лаврентий, уставший от душевных мук, просит Сатану взять его к себе в ад.
Но Дьявол отрекается от него, поскольку мытари даже ему не нужны.
Единственно, что может спасти душу отца Лаврентия, - это искреннее покаяние молодого человека во всех совершённых грехах.

Но главный герой ещё не готов к покаянию…

Полубезумный, голодный, в ободранных одеждах, Лаврентий скитается по дорогам, не находя себе душевного покоя.

Судьба приводит его в сибирскую деревню, где, сжалившись над путником, ему подают горбушку хлеба.
Отец Лаврентий видит молодуху, кормящую грудью младенца,
и вдруг осознаёт тот страшный грех, который он взял на свою душу, убив Ольгу, не рождённого младенца и погубив Ефросинью.
В исступлении он кричит о том, что он – грешен, что он – убивец.
За это люди прогоняют его из деревни, забросав отца Лаврентия камнями и комьями грязи.

Лаврентий в окровавленной одежде поднимается на вершину сопки,
где смиренно преклоняет колени и искренне, исступлённо молится, прося у Господа прощение за все свои грехи…


Отрывок из сценария:

ПРОКОПИХА
(Отцу Лаврентию)
Ольга по грехам своим получила! Она с бесом снюхалась!

АВДОТЬЯ
(Отцу Лаврентию)
Снюхалась, снюхалась! Сама видала ночью, как Ольга на реке нагишом бегала
и Дьявола заманивала, а он за ней из кустов подсматривал!

Отец Лаврентий настораживается.

ОТЕЦ ЛАВРЕНТИЙ
(Авдотье)
Может, бабушка Авдотья, ты Дьявола с Прошкой спутала?

АВДОТЬЯ
(Отцу Лаврентию)
Не спутала, не спутала! Сатана место то бесовское просекой пометил –
все кусты и траву подмял так, что живому человеку такое не под силу!

Отец Лаврентий внутренне расслабляется.

ОТЕЦ ЛАВРЕНТИЙ
Ну, если Ольга – с бесами за одно, так бесов в церкви гонять надо.
Зачем же сразу камнями забивать человека? Марию Магдалену сам Иисус,
наш Спаситель, от толпы загородил. Помните слова,
что произнёс Сын Божий при этом?

Прихожане, Авдотья и Прокопиха согласно кивают головами.

ОТЕЦ ЛАВРЕНТИЙ
(продолжает)
Иисус сказал: кто из вас безгрешен, пусть первым кинет в меня камень.
И не нашёлся такой человек. Потому как все мы – грешны перед Господом.
И прощать надобно других за грехи их.

ПРОКОПИХА
(Отцу Лаврентию, злобно)
Яблоко от яблони не далече падает, Отец Лаврентий.
Крапивное семя, зачатое в грехе, никогда розой не прорастёт.

Прокопиха с величественным видом поворачивается к выходу.
За ней сразу же к выходу поворачивается и Авдотья.
Прихожане, смущённо держа в своих руках камни и колья, постепенно расходятся.

В дверях Прокопиха задерживается и поворачивается к Отцу Лаврентию.

ПРОКОПИХА
(продолжает)
Слова-то ты нонче правильные говорил, Отец Лаврентий.
Уж не околдовала ли и тебя Ольга своими бесстыжими прелестями?
Смотри, Отец Лаврентий, я баба хочь и неграмотная, мужицкая,
да найду, кому письмецо на тебя накалякать. В Петербурх-то! Смотри ужо! 

Прокопиха, злобно и пронзительно посмотрев в глаза Отца Лаврентия, уходит.
За ней следом уходит Авдотья.



Рецензии
Здравствуйте Марина.

Сюжет для нашего времени актуальный, но боюсь мало кем будет понят(хотя бы судя по отзыву предыдущему). То есть драматизма много, почти Шекспировские страсти, но вот душевные страдания, борьбу с плотью и грехом воспринимают за фанатизм. Стремление к очищению и покаянию как малодушие.
Что тут скажешь. Грустно.

С уважением,

Аркадий По   25.01.2011 16:26     Заявить о нарушении
Вы правы, Аркадий, что этот сюжет актуален для нашего времени. А уж для начала 19-го века и подавно! К сожалению, добродетели, в том числе - очищение и покаяние - не особо востребованы людьми. Мой герой, пройдя трагический путь (и не только для него) и покаявшись, только тогда сможет впустить в своё сердце истинную веру.
Спасибо за отзыв! Мне очень приятно, что Вы заглянули на мою страничку.

Марина Монина   25.01.2011 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.