Американская школа. Миссис Чу и миссис Смит

Политкорректность и китайские мамы

Я уже как-то писал, что первый школьный тест на знание английского языка мой сын Фима написал плохо. Меня известили так: «Поздравляем! Результат вашего сына лучше, чем у 9% американских школьников!». Цифра 9 рядом с процентами была впечатана, остальное поздравление на стандартном бланке. Конечно, в Союзе меня бы вызвали в школу и объяснили, что экзамен провален. Ничего подобного нет в Америке. Здесь не принято говорить ученику в лоб чего он стоит. Он может продолжать неуспевать и никто не забьет тревогу. Родителям будут посылать результаты тестов, как это было сделано с Фиминым «поздравлением», но именно в таком радостном обрамлении.

В американском обществе, в целом, политическая корректность не редкость, но школа - это апофеоз корректности. Малейшая попытка проявить здравый смысл наказывается возмущенными родителями, которые всегда готовы судиться со школой. Бдительные защитники «прав ребенка», «американского образа жизни», «свободного развития» и т. д. и т. п. не позволят сказать, что надо не дурью маяться, а учиться. Американца все время воспитывают, стараясь не дай бог не затронуть его самооценку. Перекормленной девице говорят, что она самая красивая, и она, не скрывая своей бесформенности, гордо вышагивает по улицам в спортивных облегающих трико. А татуированных юнцов с кольцами на всех выступающих частях тела подбадривают, что у них еще все впереди, хотя впереди у них в лучшем случае армия, а в худшем - тюрьма.  Это одна из причин, почему очень часто дети иммигрантов оказываются впереди коренных американцев. Иммигранты это знают. Вот, что пишет, в недавно вышедшей (и уже успевшей наделать шум) книге, профессор Йельского университета китаянка Эми Чу.

“Несмотря на нашу боязнь стереотипов, когда речь идет о разных культурах, есть множество исследований, которые вполне четко выделяют разницу между китайскими родителями и западными родителями.

В одном из исследований, где участвовали 50 американских матерей и 48 матерей из китайских иммигрантов, почти 70% американок утверждали, что «стресс неприемлем для детей, чтоб добиться академических успехов» или «родители должны поощрять идею, что процесс обучения - это забава, удовольствие»

В противоположность этому 0% китайских матерей соглашались с такими посылками. Большинство китайских матерей утверждали, что их дети должны быть лучшими учениками, что академические успехи учеников есть отражение успешного родительского воспитания и, если их дети не добиваются успехов в школе, то это упущение родителей.»

Я привел эту длинную цитату, чтобы еще раз проиллюстрировать разницу в подходах к обучению между американцами и иммигрантами, точку зрения которых представляет профессор Эми Чу.

(Кстати, профессор Чу хорошо известна в академических и политических кругах, она автор многих книг и у меня есть статья с переводом беседы профессора Чу на политические темы (ЭКСПОРТ ДЕМОКРАТИИ И ГЛОБАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, http://www.proza.ru/2009/07/19/62)

В американской школе система кабинетная, нет классов, где один и тот же коллектив учеников изучает одни и те же предметы. Каждый ученик должен в течение года набрать определенное количество «кредитов», баллов, чтобы успешно закончить год. Некоторые, не знакомые с реальностью сторонние наблюдатели, полагают, что система кредитов позволяет ученику создавать свой собственный уникальный набор предметов. Дескать, достаточно набрать годовое количество кредитов, а чем их заполнить всецело зависит от ученика. Это не совсем так. Каждый ученик обязан изучить английский язык, математику, обществоведение, иностранный язык, физику, биологию, что в сумме составляет 90 % от всех кредитов. Остаются «свободные» предметы, из которых можно выбирать, как, например, компьютерные науки, или предметы труда, или искусства. Это тоже, конечно, важно и я никоим образом не склонен преуменьшать значение этого выбора, но, все-таки, это совсем не та полная свобода выбора, о которой захлебываясь рассказывают апологеты американской школы.

Еще то важно в американской школе, что изучение предмета ведется на нескольких уровнях. То есть, можно получить те же 3 кредита за изучение Алгебры-1 и Алгебры-3. Можно кончить школу не взяв ни одного серьезного курса. Такой студент не попадет, скорее всего, в колледж, но его будут поздравлять все 12 лет учебы и никакого чувства неполноценности выпускник не почувствует, выйдя неучем.

Я уже писал о саккер мамах: родительницах, которые все свое свободное время тратят на спортивные мероприятия для своих детей - секции, соревнования, тренировки и т.д. Не могу удержаться, чтоб не привести еще одну цитату из книги Эми Чу (Battle Hymn of the Tiger Mother by Amy Chua), где она объясняет разницу между американкой саккер-мамой и китайской мамой.

“Некоторые могут подумать, что американские спорт-родители аналогичны китайским матерям. Это не так. В отличие от американской, перегруженной спортивным графиком саккер мам, китайская мать полагает, что (1) школьные занятия на первом месте, (2) пять с минусом - это плохая отметка, (3) дети должны быть впереди своего класса на 2 года по математике, (4) мать никогда не должна хвалить своих детей на людях, (5) если твой ребенок не согласен с учителем или коучем, мать всегда должна быть на стороне учителя или коуча, (6) только те занятия разрешаются ребенку, в которых можно завоевать медаль, (7) медаль должна быть золотой».

Теперь, надеюсь, понятно, почему «саккер мам» миссис Смит записываясь к врачу попадает на прием к дочери миссис Раджапутра, а в престижный университет дочь миссис Смит скорее всего принята не будет, там миссис Чу читает лекции сыну миссис Лю, и, когда миссис Смит обратится к адвокату, то в оффисе будет с ней беседовать дочь миссис Рабиновитц. И в довершение всего, проезжая мимо школьного стадиона, миссис Смит закусив губу заметит, что там, где раньше в саккер играла ее дочь, носятся без спортивной формы сыновья миссис Родригес и миссис Гонзалес, и они называют саккер футболом.

P.S.

***

"Возьмите учебник пятого класса по математике или риторике образца 1850 года и вы увидите, что его содержание соответствует уровню нынешних колледжей."

Джон Тэйлор Гатто
"Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя"

***

"К тому же в Америке те немногие родители, которые действительно обеспокоены будущим своих детей, все же имеют шансы дать им неплохое образование. Другое дело, что для этого нужно приложить усилия. Все дело как раз в том, что большинство родителей, включая благополучных белых, этим не сильно озабочено. Главное, что при этом абсолютно все довольны. Массы имеют работу и кусок хлеба. Безработные получают пособие, пляшут и поют песни. Более образованные и целеустремленные имеют возможность получить нечто большее, реализовать себя и чего-то достичь в этой жизни. Дать же абсолютно все каждому члену общества не может ни одно государство. Но важно то, что почти каждый гражданин в США чувствует себя по большому счету комфортно, каждый доволен страной, в которой живет."

Айрат Димиев
"Шокирующие будни американской школы. Записки учителя"

***
Первая статья
http://www.proza.ru/2009/10/08/258

Следующая статья
http://www.proza.ru/2011/02/06/208


Рецензии
Михаил! Выдалась минутка и я продолжаю свой ликбез.)))
Спасибо огромное! Вы раскрываете такие стороны жизни, о которых я не то чтобы имела неправильное представление, а просто и не подозревала, что эти стороны существуют. Рада, что Вы - такой прекрасный учитель, а я Вас нашла!))
С уважением,

Елена Альбова   03.10.2011 13:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!
Для того и пишу.

Михаил Абрамов   04.10.2011 07:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.