Пхенза

     В незабвенные восьмидесятые служил в нашей части майор с интересной фамилией Пхенза. Было ему уже под пятьдесят, выслуги за тридцатник, настоящий динозавр.  Родом майор из Одессы, может быть поэтому, несмотря на возраст и заметный живот, было в его внешнем виде что-то хулиганское, фуражка со сплющенной тульей  сдвинута на глаза, руки  вечно  в карманах галифе, сапоги гармошкой. Про таких как Пхенза говорят: « Вот такая шайба». Действительно, при вполне средних размерах туловища, у майора была большая голова, мощный загривок, и зверское выражение лица. Но, как известно, внешность часто бывает обманчива. Пхенза был человеком не злым, даже можно сказать добродушным, может быть, поэтому и дослужился всего лишь до заместителя начальника штаба. Впрочем, любил он иногда напустить на себя строгости, заходил в какой-нибудь кабинет, и грозно спрашивал: «Чем занимаешься, воин?», получив ответ, говорил: «Хорошо, занимайся». Воинами майор называл всех младших по званию, независимо солдат это, или офицер.  Здороваясь, он обязательно интересовался: « Как дела, воин?».   
      И вот как-то в дивизию приехала московская комиссия, принимать инспекторскую проверку. Первым делом, конечно, поднимают дивизию по тревоге. Офицеры комиссии разъехались по частям, чтобы на месте проверить боеготовность полков, батальонов.
Не знаю, как так получилось, но нашей части в качестве проверяющего достался всего лишь старший лейтенант, какой-то инструктор физподготовки.
  Комбат, подполковник, поморщился, но делать нечего, скомандовав батальону «Смирно», пошел докладывать старлею. Приняв доклад, физрук принялся проверять содержимое офицерских тревожных чемоданов. Со стороны забавно было наблюдать, как этот двадцатипятилетний парень, за время своей службы не командовавший и взводом, пыжится, пытаясь войти в роль большого начальника.
Удивительно, но, всё обошлось без эксцессов, офицеры штаба представлялись инспектирующему, смиренно открывали чемоданы,  полевые сумки. Постепенно освоившись, старший лейтенант решил продемонстрировать свою принципиальность при проверке подразделений.  Мало что понимая в боевой готовности, он устроил опрос солдат и сержантов на предмет знания ими условий нормативов по физической подготовке.
Личный состав, не готовый к такому обороту, начал, что называется тормозить. В руках у старлея появился блокнот, в котором он  делал какие-то пометки. Чем больше он писал, тем больше мрачнел комбат. А старлей, наоборот, повеселел, будет о чём доложить на подведении итогов. В конце он совсем обнаглел: « Товарищ подполковник, я должен отметить, что личный состав батальона слабо подготовлен в теоретических вопросах физподготовки». Подполковник только крякнул, но промолчал, в верхах рассматривался вопрос о его выдвижении на должность зам.командира полка.
   После отбоя учебной тревоги, офицеры собрались возле штаба, курили, рассуждали о превратностях офицерской судьбы. Кто-то смолоду в высоких штабах штаны протирает, а кому-то до пенсии тянуть лямку в батальонном и полковом звене.
Пхенза стоял чуть в стороне, слушал офицеров и ухмылялся. В построении он не участвовал, как только был получен сигнал «Сбор», Пхенза сменил дежурившего по части капитана: « Иди, воин, ротой командуй, а мне по тревогам скакать по сроку службы не положено».
   Внезапно разговоры стихли, со стороны казарм к штабу шел старлей-проверяющий. То, что старший лейтенант не какой-нибудь ванька- взводный а столичная штучка было видно издалека; шитая в ателье фуражка с необыкновенно высокой тульей, китель не помятый портупеей, на погонах, вместо латунных, вышитые звёзды, брюки навыпуск.. Старлей не просто шел, а  шествовал, и как положено начальству, по-хозяйски осматривал часть.
         - Вот педрила,-  НШ презрительно сплюнул в клумбу.
         - ЧМО, он и есть чмо,- поддержал начальника ПНШ.
Майор Пхенза ничего не сказал. Бросив окурок в урну, сунув, по своему обыкновению, руки в карманы галифе, он не спеша, пошел навстречу москвичу.
         - Сейчас что-то будет,- предположил начальник связи.
 Между тем Пхенза и старлей поравнялись. Старший лейтенант, мельком глянув на хмурого майора с повязкой дежурного на рукаве, пошел дальше.
        - Я не понял, воин! – Пхенза резко развернулся на каблуках,- Товарищ старший лейтенант, ко мне!
Поставленный тридцатью годами службы командный голос майора мог бы остановить не то что человека, но и мчащийся на всех парах паровоз.       
Старлей, от неожиданности  на мгновение замер, затем, повернувшись к майору,  удивлённо спросил:
        - Вы это мне?
        - Нет, фонарному столбу! Представьтесь, как положено, когда к вам обращается старший по званию.                Старший лейтенант оглянулся,  словно ища поддержки у стоящих у штаба офицеров, они-то знают кто он.               
        - Я член комиссии…
        - Я вижу что член. Фамилия, должность?
        - Старший лейтенант Афонин, инструктор отдела физической подготовки и спорта Главного управления…
        - Та-ак, значит вы офицер Главного управления. Следовательно, вы должны служить примером для нас убогих. Вместо этого вы не выполняете элементарных требований Устава внутренней службы. Почему не приветствуете старшего по званию?
  Старлей  молчал. А что он мог ответить? Как ни крути, а этот старый майор кругом прав. Против устава не попрешь.
      - Виноват, товарищ майор.
      - Конечно, виноват. Поэтому доложите председателю комиссии, что я объявил вам замечание. Понятно?
     - Так точно.
     - Ну а чтобы было совсем понятно, попробуйте пройти снова.
     - Есть,- поднесённая к козырьку рука дрожала.
Пхенда посмотрел на покрасневшее лицо старшего лейтенанта, на его дёргающиеся губы и отвернулся.
    - Ладно, отставить. Свободен.
Майор повернулся и, сунув руки в карманы, вразвалочку пошел к казармам.               
 Старлей постоял ещё немного, затем, опустив голову, прошмыгнул в штаб, не забыв, однако при этом отдать честь стоящим у входа офицерам.
  - Да, сурово Семёныч   с ним обошелся.
  - Нормально. Таких надо учить смолоду, когда большие звёзды получит поздно будет.
  - Как думаете, доложит старлей о полученном замечании?
  - Конечно нет, но и про блокнотик забудет.


Рецензии
Юрий!

Пхенза похож на нашего медведЯ - шайба большая,
а плечики... их нет ваще, одна подстава.
Старлей... всё равно будет енералом.

Пыжьянова Татьяна   15.03.2019 16:48     Заявить о нарушении
Наверное уже стал. Как я люблю москвичей.

Юрий Гладышев   15.03.2019 17:19   Заявить о нарушении
Каждый день ездила в Москву на работу -
15 минут до метро и столько же на метро
- до Пушкинской... Люблю Москву!

Пыжьянова Татьяна   15.03.2019 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.