Бесполезная красота или Так ли пуст флакон?

"Иногда она думала, что так и положено, и это не жульничество. Мало ли… такой отладочный код. Код Хэнеанна. Постоянно держащий в напряжении, тянущий уставшие руки вниз" (Иванна Дре Дра)

"Представьте, мужчина наносит визит красивой молодой женщине, впервые. Но, очевидно, что-то уже между ними наметилось прежде, ибо женщина запросто приглашает гостя в будуар. И тут же, извинившись, отлучается "на минутку", тонко улыбнувшись.

И вот наш герой сидит скованно на изящном стульчике, на который даже облокотиться страшно, сидит пять минут, десять, все с большим интересом разглядывая необычную комнату от нечего делать. А хозяйки все нет. Мужчина встает в нетерпении и начинает кружить по комнате, рассматривая предметы, пока не подходит к святая святых - столику с зеркалом. И тут его внимание привлекает необычной красоты флакон - матового синего стекла. Мужчина невольно берет его в руки, залюбовавшись, и вдруг удивляется легкости флакона. Открывает осторожно стеклянный колпачок, глядь - а флакон пустой. Совсем. Даже запах почти выветрился. Ставит мужчина в недоумении флакон на место, отходит к своему стулу, садится - и вдруг приходит ему в голову странная совершенно мысль, что не стоит, пожалуй, развивать отношения с этой хорошенькой женщиной. И надо бы, как только она заявится, найти удобный предлог, чтобы сократить визит до минимума" (Рамиз Асланов)


Любой текст – это код. С подобным утверждением вряд ли имеет смысл спорить. Но сами собой возникают два взаимосвязанных вопроса, на которые каждый для себя отвечает сам: есть ли смысл  возиться с текстом, ключ к коду которого неизвестен, а если да, то где искать положенное вознаграждение за труды – в самих попытках найти этот ключ, в непосредственном процессе чтения без понимания или в чем-то еще?

На мой взгляд, ответ прост: именно такие тексты - с как бы потерянным кодом - и есть будущее литературы. Никак не меньше! Меня в этом убеждают два высказывания, давно ставшие общим местом в рассуждениях о литературе: "Борхес – символ прозы XX века", но "Павич – первый писатель нового тысячелетия". Вот так два простых и в чем-то утрированных утверждения описывают невероятно сложную тенденцию, несводимую к простой смене модернизма постмодернизмом. Дело в том, что тенденция эта проявляется не в отказе от одной культурной парадигмы в пользу другой, как это было в случае с модернизмом, практически отвергнувшим принципы классической культуры, а в тотальном нарушении закона "исключенного третьего": постмодернизм возвращает классическую культуру, ставит ее рядом с неклассической (модернизмом), и при этом утверждается себя как не-классический и не-некласический культурный феномен, ведь основная функциональная идея постмодернизма не в отрицании, а в переосмыслении и утилизации.

Этот новый закон "не-исключенного третьего" дает возможность понять, в чем именно соль этих "слишком  закодированных" постмодернистских текстов, в которых на равных правах существуют три автора: классический автор - "Я", "мертвый автор" модернизма – интерпретатор "не-Я", и – совершенно новое, возникающее само по себе не-исключенное третье – "Я и не-Я", читатель-соавтор, фантомное облако смыслов, результат активного взаимодействия с текстом на уровне полного подключения сознания и подсознания.

Именно эффект возникновения облака смыслов и есть источник удовольствия от чтения чрезмерно закодированного текста. Чтобы немного прояснить эту туманную мысль, еще раз оглянемся назад и посмотрим на роль автора в каждой из упомянутых культурных парадигм. В классической литературе, автор – это проводник, задающий и направление мысли, и ее тональность, а читатель при этом получает чисто созерцательное удовольствие от соучастия – и не более того: читатель задумывается только над тем, что происходит в тексте (пример – приключенческая или историческая проза).

В модернистской литературе форма становится не менее важной, чем содержание, поэтому у читателя появляется дополнительное поле для интерпретаций: он уже не только вникает в сам текст, но и пытается понять, что стояло за ним: замысел автора сам по себе становится предметом осмысления, равно как и интертекстуальные связи, которые автор выстраивает, сознательно или нет. Таким образом, с одной стороны, автор уже не только сказитель, но и инженер, наводящий мосты между своим текстом и чужими, а к удовольствию от обычного чтения добавляется приятность прогулок по этим мостам и наслаждение архитектоникой текста.

 И, наконец, в постмодернизме автор получает полную свободу действий, что позволяет ему заботиться не столько о читателе, сколько о воплощении своих собственных идей, большинство из которых носят заведомо вторичный характер, поскольку автор занят не изобретением новых выразительных средств, а использованием давно известных, но в новом, нетривиальном ключе. В результате, автор не рассказывает историю, а создает пространство, в котором история развивается сама по себе, или, как любят говорить некоторые писатели, текст живет своей собственной жизнью. Автор больше не в ответе за происходящее, он не знает объяснений многому из того, что происходит в тексте, он сам иногда нуждается в объяснениях – как и откуда в его тексте все это взялось?! И такое положение дел добавляет к удовольствию от привычных уже чтения и разгадывания "имплицитного автора" (У.Бут) нечто новое – удовольствие от такой же свободы, какой обладает создатель текста. Теперь читатель может не только наслаждаться содержанием и формой, но и активно менять и то, и другое. Текст превращается в игрушку-головоломку, вроде танграма, из которого при желании можно составить самые разнообразные изображения, хотя исходная форма проста – квадрат. Правда, возникает проблема: игрушка может оказаться не увлекательной, даже если она необыкновенно красива, - но тут ничего не поделаешь, у каждого свои любимые игры.      
 
И в заключение, о пустом флаконе. В постмодернизме у этой грустной истории мог бы быть гораздо более изысканный финал. Например, такой:

"... Ставит мужчина в недоумении флакон на место, отходит к своему стулу, садится - и вдруг приходит ему в голову странная совершенно мысль, что этот флакон совсем не то, чем кажется. Это не просто пустая баночка с давным-давно выветрившимися духами, а нечто самое сокровенное, что есть у этой очаровательной женщины: может, в нем хранила она последнее дыхание своего отца или первые слезы любви. И оставила она его наедине с флаконом не просто так, а для того, чтобы испытать, можно ли доверять такому человеку. И вот, наш герой, подогреваемый двумя новыми чувствами (осознанием тайны и желанием скрыть свой проступок), с замиранием сердца ждет возвращения своей дамы, делает ей предложение - и до конца жизни его не покидает восторженное чувство очарованности и сладкое ощущение сокрытой вины, превращавшие каждое слово, каждый жест его возлюбленной в праздник..."

Уж простите мне столь розовое живописание (сам рыдал от умиления), но надеюсь, что мысль моя достаточно понятна: по привычке мы в любом тексте ищем то, что, как нам кажется, автор хотел или должен был сказать нам, но бывает гораздо интереснее, когда автор молчит, позволяя говорить нам самим. В рассказе "Хэнеанна" автор молчит весьма выразительно, не мешая нам раскладывать из кусочков текста бесконечные пасьянсы, играя образами и гуляя по навесным мостам ассоциаций. Можно было бы и просто отмахнуться, если бы не та самая бессмысленная красота, которая прорывается ритмом фраз, опредмеченными прилагательными, драконьими мордами и морскими коньками. Красота завлекает, приглашая к игре, протягивая горсть разноцветных деталек, из которых можно сложить для себя очередного Сфинкса, послушно озвучивающего наши собственные неразрешимые загадки. 

Б.К.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Беспощадный Критик.
С интересом прочел Вашу статью.
Написал было длинный ответ, а потом стер, недокончив.
Скажу коротко. Если Вы считаете, что в текущем столетии постмодернизм вытеснит с книжных полок произведения классической и модернисткой литературы, Вы глубоко заблуждаетесь.
Искусство - штучное производство. В те или иные времена создаются какие-то модные направления - и все на время им увлекаются. А на поверку из всей этой модной направленности выделяется ограниченное число имен создателей шедевров, пополнивших музеи и библиотеки. На равных с другими - уже ставшими классическими. Павич не отменил ни Достоевского, ни Гете, ни Сервантеса, ни Данте, ни Гомера. В лучшем случае, он их дополнил.
И гипертекстуальность появилась ни с Эко. Чем не гипертекстуальны "Метаморфозы" Овидия? Не для нас - для его образованных современников.
Постмодернистская литература это литература для эстетов и эрудитов, добавлю еще - космополитов, равнодушных к традиционной морали. Это естественное явление в перенасыщенной культурной среде - вроде изысканных экзотических блюд для пресытившихся гурманов. Уже поэтому он (постмодернизм) не может стать надолго гегемоном в литературном процессе - не охватывает в достаточной мере массового читателя. Разве что опять же - отдельные наиболее яркие образцы.
Я нигде не говорил, что классический метод отражения в Литературе наиболее продуктивный.
Я считаю всего лишь, что голый метод и стилистические приемы не могут дать хорошего результата сами по себе. И поэтому для меня сама манера письма не имеет решающего значения. Это всего лишь приложение к авторскому таланту. Ровно не будет иметь успех бездарный или необученный музыкант, возьмись он себя проявить в классической музыке или психоделическом роке.
Только в этом смысле - привязанность к форме без внимания к ее содержанию - флакон и может для меня оказаться пустым.
А что до постмодернистской модной литературы, то могу Вам предложить почитать "Корабль дураков" Грегори Норминтона. Мне этот роман понравился больше, чем "Хазарский дненик" Павича. Хотя и Павич был прочитан пусть и медленнее, не с таким азартом, но не без удовольствия.
С уважением, - Рамиз.

Рамиз Асланов   25.01.2011 19:44     Заявить о нарушении
Рамиз,

если вы читали мои рассуждения не только с интересом, но и внимательно, то не могли не заметить, что в них несколько раз упомянуто, что постмодернизм ничего не отменяет и не вытесняет, а наоборот - возвращает и утилизирует. Естественно, что Павич никого не отменил, он сделал другое: показал, как методы разных литературных эпох работают в современной литературе. Дело в том, Рамиз, что постмодернизм - это не метод и не мода, это состояние: вся наша культура находится в состоянии постмодерна. Это невозможно отменить, изменить, вернуть. Чтобы разрушить это состояние, нужно запретить электронные СМИ, Интернет, запретить думать нелинейно, изолировать каждое отдельное государство и варить это на медленном огне пару десятков лет. Не-постмодернисткая культура будущего описана в "1984" - будем надеятся, что такое не произойдет:)

Теперь о вытеснении с книжных полок: я вел речь о методе, а не о читательских вкусах. С моей точки зрения, классика как была бессмертна, так и останется, однако, новыми классиками станут те, кто использует наиболее адекватные времени творческие приемы. Писатели-реалисты или писатели-пуристы (в стилестическом смысле) никогда больше классиками не станут, сейчас время тех, кто мыслет синкретически, только их вознесут на Олимп литературы. Другое дело, что они не станут выразителями общественного вкуса, однако, вы же не станете отрицать, что есть разница между книгами Умберто Эко и Дэвида Брауна, правильно? И если авторитет Эко незыблем, то Браун (последователь как бы классической традиции) давно сочтен шутом интеллектуальной литературы, хотя и печатается тиражаи на порядок большими.

Всего лучшего,

Беспощадный Критик   26.01.2011 04:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.