Логус- Ты ответишь на вопрос, который я произношу?

   АС: «Логус» – так я назвал ЛОГические ребУСы в 1993 году. В отличие от обычного ребуса, в нём фраза не представлена в виде комбинации знаков, символов, а это логическая задача, в которой рассуждение над фразой представлено в виде комбинации логических выводов, возможно противоречивых. Один такой «логус» «Поликлиника» указан в парадоксе «Корабль Тесея» (http://proza.ru/2009/06/25/968).



                ЛОГУС «ВОПРОС»

                И с кого спросить, я вас спрашиваю?
                Эти там, те тут, а тех до сих пор никто ни разу…

                Виктор Черномырдин: цитаты
                Вики-цитатник



   Один спрашивает другого: «Ты ответишь мне на вопрос, который я сейчас произношу?».

   Вопрос: можно ли не ответить на этот вопрос вообще и можно ли ответить на него отрицательно?


                РАССУЖДЕНИЕ


   Возможные действия отвечающего:

1. «Да, я отвечу на него»
2. «Нет, я не отвечу на него»
3. «Я вообще не буду отвечать ни да, ни нет»
4. «Не знаю»
5. Молчание
6. Бессмыслица (высказывание или действие)
7. Встречный вопрос
8. Ответ на другой вопрос, заданный раньше или дополнение к нему

   Чтобы проанализировать эти действия с целью поиска ответа на поставленный вопрос, нужно найти приемлемую «точку опоры выводов» для рассуждения. Такой точкой опоры является понятие «ответа» и других действий. Определив однозначно и чётко, что означают действия, включая «ответ на вопрос», по общепринятым меркам, можно увидеть, каким будет ответ на поставленный вопрос.

;«Ответ» – 1. Высказывание, сообщение, вызванное вопросом;
                2. Реакция, отклик на что-нибудь, действие, выражающее отношение к чему-нибудь (…)

«Вопрос» – 1. Обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа (…)

«Молчать» – 1. Не произносить ничего, не издавать никаких звуков;
                2. Соблюдать что-нибудь в тайне, не рассказывать о чём-нибудь, не высказываться

«Бессмысленный» – 1. Лишённый смысла, неразумный;
                2. Не выражающий никакой мысли

«Сообщение» – 2. То, что сообщается, известно, информация (во 2-м значении)

«Информация» – 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь;. Конец цитат. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1995)

    ЦЕЛЬ заданного вопроса – это ПРОЯВЛЕНИЕ РЕАКЦИИ, ИНТЕЛЛЕКТА, УРОВНЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОБЕСЕДНИКА. Поэтому если считать ответом ИНФОРМАЦИЮ В ЛЮБОМ ВИДЕ и учтя, что условие  «после» не значит «из-за» в данной ситуации аннулируется по причине особого вопроса, замкнутости вопроса на себя, то

        НА ДАННЫЙ ВОПРОС НЕВОЗМОЖНО НЕ ДАТЬ НИКАКОГО ОТВЕТА ЗАДАЮЩЕМУ.

Потому что любая реакция, любое действие после этого вопроса будет вызвано именно этим вопросом и ничем другим. Разные формы реакции лишь преследуют цель не дать ответ на вопрос, но не достигают её.

   Данное решение включает две предпосылки: 1) понимание смысла вопроса собеседником; 2) принятие за основу ответа связь любой информации после него. Иначе иностранец, не поняв вопроса, не сможет что-либо сообщить на него. Потому что не устанавливается информационная, смысловая связь между людьми, основанная на вербальном понимании. Значит, и никакая информация, логически вытекающая из начальной (вопроса), передаваться, «перемещаться» не может.
Если же не принимать во внимание второй пункт, то любая информация после вопроса, не связанная логически с его смыслом, не считается ответом. Например, бессмыслица или ответ на другой вопрос логически связаны не со смыслом этого вопроса, поэтому они могли бы появиться в любое другое время. 

   Если же принимать оба условия, то следует принять и выводы из них логически вытекающие:
1. Не ответить на данный вопрос вообще нельзя, так как любая информация, следующая за ним, будет с ним связана, возникать из-за него.

Такая информация будет содержать, например, сообщение о намерении отвечающего по поводу желания дать утвердительный или отрицательный ответ;

2. Отрицательным ответом будет информация на вопрос, не связанная с его семантической основой, то есть с его смыслом. Этому соответствуют действия: а) сообщение бессмыслицы, б) молчание, в) ответ на другой вопрос или дополнение к другому вопросу (уход от темы), г) встречный вопрос (кроме повторения этого же вопроса, так как они будут связаны по смыслу).

   Потому что они связаны с вопросом лишь тем, что он стал причиной их появления именно в момент времени сразу за ним, но не связаны с его семантикой, так как не дают оценки смысла из-за отсутствия информационной, логической связи с его смыслом. Всё это формы одного вида – УМОЛЧАНИЯ, то есть сознательного выбора действия, реакции на вопрос.

   ”«Умолчать» – умышленно не сказать о чём-нибудь” (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1995).

   Надо учесть, что «молчание» на любой другой вопрос не будет считаться ответом, а будет отсутствием ответа. И только на данный вопрос оно является ответом, потому что вопрос особый и ответ на него является тоже особым. То есть в данной ситуации «молчание», как и «умолчание» в целом, является ответом, потому что несёт информацию о желании дать определённый ответ (отрицательный). Но в других случаях это значение отпадает, потому что они не замкнуты на себя, а, следовательно, информация на них должна быть связана не с фактом произнесения самого вопроса, а с информацией о факте, содержащейся в вопросе.

   Можно возразить, что умолчание является, как раз, не отрицательным ответом на вопрос, а его отсутствием. Ведь, исходя из первого условия, должна быть установлена информационная связь между собеседниками, то есть должно быть понимание вопроса отвечающим. А ответы в виде бессмыслицы, молчания, встречного вопроса и ответа на другой вопрос указывают на отсутствие необходимого понимания, а, следовательно, как и в случае с иностранцем, не могут считаться ответами на поставленный вопрос. Но такой вывод будет верен только в частных случаях, когда до вопроса мы точно знаем, что человек психически болен или физически болен – немой. Потому что сама ситуация придумана, как указано выше, для прояснения интеллекта собеседника и наблюдения за его реакцией на вопрос. А эта цель предполагает, что общение с собеседником уже происходило и данные два случая к нему не относятся. Можно, конечно, и дальше возразить, что психически нездорового человека очень трудно бывает отличить, поэтому и невозможно сказать, что бессмысленная фраза после вопроса говорит о желании дать отрицательный ответ нормального человека или же о непонимании вопроса и неадекватности отвечающего. Разницу выяснить тогда необходимо из предшествующего общения для отсутствия разночтений.


   Итак. На вопрос «ты ответишь мне на данный вопрос?» невозможно не дать никакого ответа при условии понимания собеседников, а отрицательным ответом будет умолчание в формах бессмыслицы, молчания, встречного вопроса, ответа на другой вопрос или дополнения к нему.


   Из этого рассуждения следует, что НА ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС НЕВОЗМОЖНО НЕ ПОЛУЧИТЬ НИКАКОГО ОТВЕТА.

                март 1993


фото – фото приколы yandex.ru - http://blogs.reuters.com/rolfe-winkler/2010/03


Рецензии
Есть еще вариант. Так как любая реакция будет ответом, чтобы попытаться не ответить на него, нужно внести в ответ неопределенность; когда не ясно, ответ реакция на вопрос, или реплика в сторону. Это значит что подобный "ответ" должен содержать смысловую неопределенность, соотносящуюся с неопределенностью адресата.
A задает вопрос; "Вы ответите на данный вопрос?"
B которому задан этот вопрос, произносит через секунду"Идет дождь".
Допустим дождь идет, и то что произнес B, который быть может не слышал вопроса занятый своими мыслями, просто констатировал факт.
Но можно также допустить что это примой ответ. B имел ввиду "идет дождь я промок и раздражен, - мне не до ваших фокусов". Так что бы понять это ответ на вопрос или нет надо заглянуть в сознание опрашиваемого.
То есть но вопрос можно не ответить.

Рем Харт   26.02.2012 18:32     Заявить о нарушении
Это будет тоже одним из видов "умолчания" ,если человек понял вопрос. А именно - "уход от темы". То есть отрицательный ответ.

Но этот ответ демонстрирует высокий уровень мышления. Человек в течение относительно короткого периода времени проанализировал все варианты и нашёл ответ, который теперь должен проанализировать спрашивающий. Если уровень мышления спрашивающего ниже, то он может принять фразу "идёт дождь" за отсутствие ответа. Этот ответ говорит о понимании не только вопроса, но и цели задающего, а также показывает попытку "поставить того в тупик" таким ответом. Это своеобразный контрвыпад. Браво.

Джастмэн   03.03.2012 12:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.