На том же месте через 80 лет...

На том же месте... через 80 лет...
Ольга Янченко
***
Это мой репортаж про событие огромного масштаба - Минскому Политехникуму, который я закончила в 1951 году, с 1928 года исполнилось = 80 годов!

г.Минск.фойе Минского Политехникума, 28 ноября в 2008 году...
Продолжение темы "Лошадиный суп" в 1948 году.
***
Как всегда, зная, что никому эта тема здесь не интересна, пишу. Ведь ещё живы некоторые из бывших студентов его.
***
ИТАК...
 28 ноября 2008 года по удивишему меня письму на мой электронный адрес, приглшению на юбилей этого первого учебного заведения в Минске после освобождения его Красной Армией от немцевв 1944 году я с трудом добираюсь в родной мне ТУЗ.  Настроение чуть ли ни весеннее, - встреча с юностью моей! Кого увижу, кто где теперь, кем стали мои однокурсники?
И вот она – встреча и удручающее впечатление от этого Юбилея...Никто меня тут не ждёт, никто меня не встречает...Вот оно, нынешнее поколение и новое его восприятие жизни! Обидно! Больно! И непоправимо...

Так для кого затеяли этот юбилей? Никто из дирекции этого теперь "коледжа",(для нас, его бывших студентов родного нам Минского Политехникума), никто из нынешних не вник в суть события. Не подумали даже, что главное в юбилее – это его бывшие студенты,  что тогда, в первые дни после освобождения Минска от немцев, ими стали  стали только что прибвышие с фронта бойцы Красной Армии.
И были среди тогдашних студентов (!!!) дети репрессированных родителей, дети сироты, дети , угнанные немцами в неволю в Германию.Это была героическая молодёжь.
Такими оказались мои друзья Володя Смеловский, Ира Смаль, Оля Боровикова.
***
Но в разрушенном немцами Минске, голодные,бездомные, мы радовались Победе, миру, свободе, мы тянулись к знаниям,учились, строили себе общежитие из оставшихся на пожарищах кирпичей...И я там же, с перебитым позвоночником, контуженная...
22 июня 1941 г. налетевший на автомашину "Полуторка" немецкий самолёт расстреливал меня, 8-летнего ребёнка, стоявшую в её кузове...
***
Так что же главное в 80-летии Минского Политехникума?

Главное - кого вырастил этот Минский Политехникум? Кого дирекция его сегодня должна была торжественно встречать? Кем стали его бывшие студенты? 
Они стали лицом БССР. Они восстанавливали промышленность Белоруссии. Они встали во главе предприятий. Но никто из дирекции теперешнего коледжа этого не понял...Юбилей сделала дирекция для себя...

Потому в 11 утра 28 ноября 2008 года... никто нас, выпускников юбиляра 80 - летнего МПТ, не встречает...Три стола в фойе с табличками "Регистрация" пустуют. В тёмном углу под лестницей несколько листов ватмана – самодельные рисунки студентов "Юбилей МПТ"!

Обычный день. Звонки об окончании уроков. Суета стдентов у раздевалки. Даже у киоска со сладостями никого. Продавщица его угрюмо глядит на меня: -- О! Эти студенты...У них теперь другие интересы...Бутылки, сигареты...

Кто-то из преподавателей шепотом мне: - А вам дали подарок?
За спиной у меня тоже шепотом кто-то : -- Это же только для учителей...

Брожу по узким длинным коридорам. Новые пристройки к старому зданию, коммерческие признаки успехов...Суета. Без торжественности, без понимания сути события.Теперь это...коледж.

С трудом отыскала  Музей, где - то на 3-м этаже. Наконец - то встретилась с его заведующей, Ларисой Александровной Смольской, так любезно пригласившей меня на торжество. Спасибо!
 Познакомились.Она со своей дорогой так называемой цифровой фотокамерой...Щёлк! Кто рядом? Не знаю. Но спасибо!
Осматривась. Стенды. Кое - что собрано. История Минского Политехникума. Бережёт хозяйка. Спасибо! А вот и главный стенд. О! Моё фото со Стихиры...Спасибо!

На другом стенде альбом с фамилиями отличников по группам. №49, экономисты: Настя Поцекайлик, Ритка Филипович...Меня там нет. Я двоечница. Папа насильно приволок меня в 1948 году в этот Минский Политехникум: - Станешь экономистом! С такой профессией будешь полезна Родине! А я стихи пишу. А мои очерки уже публикуют в газете "Зорька"! Я первый детский корреспондент! По арифметике у меня двойки...
Группа №41, электрики: отличники Геночка Плятнер,Толик Вержболович...Комсомольцы. Геночка стал начальником Могилёвского ОблЭнерго. Толик в Респуьликанском БелЭнерго инженер.
Грустно. Всё в прошлом и никому это сегодня уже не нужно. Дирекция затеяла этот юбилей для себя...

Да,сегодня нет того, что было в трудные годы послевоенные - единства, верности, дружбы, энтузиазма. Но хоть отметили сам факт - 80 лет...Минскому Политехникуму.
Мы были другие. Наши интересы тогда не в пример нынешней молодёжи. Какой тогда  у нас здесь был коллектив художественной самодеятельности! На весь Минск и область - театр песни и пляски! Воинские части заявки на гастроли наши присылали. Ни телевизора, ни денег, ни продуктов пиатния, ни одежды...
Всё в прошлом...
***
А тогда, в 1948 году, там, визави с Парком им. Челюскинцев...В моём Минском Политехникуме...Это было...тогда...

                ЛОШАДИНЫЙ СУП...

И вдруг про это "тогда" я вспомнила уже в 1992 году, в конце декабря. В Центральном гастрономе Минска непривычная пестрота товаров в импортных упаковках. Рябит в глазах. Непонятные названия на них. Кошмарное для советского покупателя состояние. А цифры - цены на этих продуктах! И моя копеечная пенсия...
Остановившись на коробочке с овсянкой, опускаю её в огромную магазинную тару -- коляску и мысленно вижу себя в далёком 1948-м году...

Восточная окраина столицы Белорусской ССР, остатки зданий, разрушенных немцами за годы оккупации. Как одинокий во рту зуб -- чудом сохранившийся Дом печати. Рядом кирпичи от других зданий.

Мы, студенты Минского Политехникума на восстановительных работах. Мучаясь от непонятных мне болей во всём теле, отвратительную слабость и головокружение, корчусь над грудой кирпичей. Смотрю, как растёт из них горка - будущее наше общежитие...

Володя Черкасов, участник войны, инвалид без левой ноги, наш боевой профорг что-то объясняет такому же бывалому советскому солдату Жорке Некрасову, показывая рукой куда -то в сторону старого сарая.
Тот, увидев меня, подходит:
-- Олёнка, лошадиного супу хочешь?
--Ты про что?-- не понимаю я, обнаруживая свою вечную неосведомленность во всём. До меня не сразу доходит. Силюсь сосредоточиться...
-- Там, во дворе дают...Бесплатно...И Жорка протягивает мне солдатский котелок. Руки его дрожат. Но, как обычно, он держит улыбку.

Я принимаю дар. Зачерпнув алюминиевой ложкой жиденький отвар, вижу...неочищенный овёс. Его распухшие зёрна сиротливо плавают в серой воде.
-- Это мне?..Жорка! Спасибо! Овсянка! Бесплатно! Лошадиный суп!
***
© Copyright: Яна Ольгина, 2006
Свидетельство о публикации №2605210062
***
Рецензии
Добавить рецензию:Как бы ни была ужасна война, ее последствия все равно страшнее. Удачи Вам!Антон Жеребнов 21.05.2006 11:17 • [Заявить о нарушении правил] [Удалить рецензию]
***
Добавить замечания
Антоша, привет! Спасибо за визит ко мне и за интерес к этой теме. Она во мне сидит с 8-летнего возраста...Ох эти немцы! А уж последствия войны...Хлебаем полной ложкой до сего дня. Будь здоров, Антоша. Извини за "на ты". Это с высоты моего древнего возраста...
Ольга Янченко, 21.05.2006 13:45 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
***
Дан не вопрос. Надеюсь, Вы не обидитесь, если я отвечу Вам несколько позже: завтра экзамен по литературе, а у меня еще конь не валялся. До встречи! С уважением,
Антон Жеребнов 21.05.2006 14:34 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
***
Замечательно поразительно Вы раскрыли один из эпизодов Вашей жизни. Вот так и приходит понимание, каким «даром» может стать котелок «лошадиного супа»
Удачи Вам и крепкого здоровья!
С уважением, Иван Боровский 26.05.2006 21:01 • Добавить замечания
***
Спасибо, Ванечка! Будем дружить на строках воспоминаний и мнений...
Ольга Янченко, 27.05.2006 08:28 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
***
Да... современной молодёжи этого не понять. Им даже те объяснить более позднюю эпоху дуфицита всего и вся... Сам не рережив, не поймёшь ничего...
Галина Заславская 01.08.2006 15:57 • [Заявить о нарушении правил] [Удалить рецензию]
***
Добавить замечания :
Галина Заславская:Сам не пережив, не поймёшь ничего...
***
Вот уж точно! Пока тот самый "жареный" ни клюнет в одно уязвимое, не проникнешься чужою болью. Спасибо, Галя!
Ольга Янченко, 08.08.2006 08:47 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
***
© Copyright: Яна Ольгина, 2008
Свидетельство о публикации №2807040195
***
Написать рецензию
Спасибо, Ольга, за память... за то, что не даёте "замолчать" того, что было... вот такие короткие росчерки пера, порой, открывают "окно" в мир "БЫЛО"!..
Всего Вам Доброго и Встречно памятно-светлого!С улыбкой!
Геннадий Панченко  05.07.2008 17:10  •  [Заявить о нарушении правил]  [Удалить рецензию]
***
Добавить замечания
Доргая Ольга .......... я этот рассказ уже слышал, от одного ветерана войны (моего родственника), в далёком детстве. Не представляете, ка перевернуло душу?Дмитрий Панарин  25.07.2008 19:47  [Заявить о нарушении правил]  [Удалить замечания]
***
Ребята! Спасибо за отклик! Тема вечно живущая...Приезжайте в минск! Он сегодня красавец. Батька наш его отстроил,украсил.У нас мирно,тихо, чисто, красиво, много деревьев, цветов.
Здоровья всем вам, добрым, честным, умным!
***
© Copyright: Ольга Янченко, 2008
Свидетельство о публикации №1811291112
***


Рецензии