История сильной личности

История человека с ограниченными возможностями, сильной волей и широкой душой.

Идея создания этого рассказа появилась таким образом.
Есть у меня на Прозе миниатюра "Тело - всего лишь оболочка" , посвященная инвалидам.
Прочел его как-то мужчина с ограниченными возможностями и обратился ко мне с предложением:

- А не хочешь о моей жизни рассказ написать? Глядишь, бестселлер получится.
Я ответила осторожно:
- Ну что же, расскажи о себе подробнее, Сергей, а там видно будет. 

И полетели на мой адрес письма. Нет, это не было перечислением фактов из автобиографии. За каждым словом  - неординарная личность автора. Ведь лучше всего характеризуют человека не события, которые с ним происходят, а его отношение к ним.

Предыстория такова. Жила-была семья: муж и жена. У мужчины в детстве отказывали ноги, но бабушка знала средство - в бочке с какими-то отварами регулярно парила и сумела исцелить. Женщина тоже крепким здоровьем не отличалась - были у нее в роду серьезные наследственные заболевания. Родились у супругов двое мальчиков. Один - вполне благополучный, а вот второму в плане здоровья повезло меньше.
Тут мне хочется предоставить слово самому Сергею.

Картинки из детства.
 
По словам мамы, до 3-х лет я был ребенком подвижным.Особенно любил с дивана прыгать на пол.Был, в принципе, послушным.На 4-м году стали за мной замечать что я  стал часто присаживаться.С этого момента у меня жизнь изменилась.Смутные воспоминания приходят на ум.
Вспоминается санаторий Лесной бор в Калужской области, где я
кричал от уколов.Лес помню хвойный. Большой мне казался.
Но лечение результатов не дало.Посоветовали забрать меня.

Когда лет  6 было, мне гланды в Курске выдирали.
У меня к тому времени сформировалось неприязнь к уколам.
А тут меня привязали к креслу и со шприцем в руках приказали открыть рот.
Мне это очень не понравилось и, естественно, я от пут высвободился.
Зато через неделю, предварительно мне смазав гланды жидкостью
и после онемения оных, доктор за пол-часа управился.
Увы, без последствий мой нервный срыв не обошелся.
Вскоре у меня ослабли кисти рук.
Это я заметил, когда открывал входную дверь ключом.

Следующее мое яркое впечатление-это учеба в школе-интернате.
Туда приходилось добираться сперва на автобусе до Курска, далее поездом 6 часов в направлении на Воронеж.
Эти 9 лет оставили большой след в моей жизни.
Детки там были почти все с каким либо заболеванием. Но и сироты у нас были, вполне здоровые дети.

С большим уважением вспоминаю своих воспитателей. Хотя по истечении стольких лет фамилии многих и не вспомню.
Чистый воздух, вода, продукты из близлежащих колхозов.
На каждых выходных прогулки в лесопосадку- все это укрепляло наши молодые организмы.
Особенно вспоминается суета перед Новым Годом. Украшение классных комнат, наряды, много музыки, концерты самодеятельности, танцы до утра (кто умел), ну и, конечно же,
елка.

Там где светлая полоса, бывает и темная.
Неимоверная грязь от железнодорожной станции до школьного корпуса.
Тяжелое зрелище, когда родители на спине своих больных детей несли.
Рассказывали, что один мужичок в подпитии упал с лошади и захлебнулся в грязи.
Впоследствии дорогу там сделали.
Зимой ледяная вода в умывальниках мальчишек.
А в спальном корпусе крутая деревянная лестница, и все дети по цепочке ползли наверх.
Помню, как мы любили по ней кататься сверху на попе, как с горки.
Между школьным корпусом и спальным была небольшая низина.
И вот весной в этом месте образовывалось маленькое озеро.
Идешь по дорожке, а его- то и не видно.
Идет ребенок на костылях,чуть в сторону,-  бултых,-  и назад переодеваться.


Забыл упомянуть о романтике путешествия.
В старших классах мы начали ездить на каникулы домой самостоятельно.
Новые лица, новые знакомства в пути, иногда интересные-
романтика!
Порой приедешь в Курск, а на автобус опоздал либо билетов не хватило-
главным моим пристанищем на всю ночь зал ожидания становится.
Одна моя поездка могла закончится трагически.
На одном из поворотов на грязной обочине автобус заносит, и мы заваливаемся на бок.
Чуть далее в метрах тридцати огромный ров виднелся.
Значит, рано нам было еще помирать.

9 и 10 класс я уже заканчивал в своем городке в общеобразовательной школе.
Уроки проходили в разных классах и по этажам, а везде детки носятся. Боялся, что собьют на ступеньках.
Иногда придешь в класс, уже и мест нет, пока найдешь стульчик свободный,и звонок прозвенит.
У меня в 10-м  классе обнаружился интерес к электронике.Итог-первая мною собранная  цветомузыка.
И еще одно хобби у меня появилось.
Я увлекся рисованием. Меня привлекало все самое красивое и хотелось отразить это на бумаге.

Становление.

Следующий яркий этап моей жизни поступление на заочное отделение Харьковского-учетно экономического техникума -интерната и параллельно мой первый рабочий опыт в 19 лет.
Поступил я достаточно легко, видимо, требования были минимальные к инвалидам.
Встал вопрос на очное или заочное отделения.
Меня насторожило то, что много ребят баловались спиртными напитками,
поэтому выбрал заочное.

Учился я слабенько, ну некогда было, меня все больше интересовали девушки,отсюда и пропуски лекций. Парнем я был симпатичным в пиджачке при галстучке- девушки обращали на меня внимание.
Повезло мне и с работой. Устроился недалеко от дома в Управление МГОКа бухгалтером в материальный отдел на период декретного отпуска.
Это был мой первый рабочий опыт по моей профессии, а также опыт общения со взрослыми женщинами.
И первый поход в ресторан с первой зарплаты.

Все бы хорошо, если бы не инвентаризации. Приходилось много ходить по складам. Везде ступеньки крутые. Для инвалидов ничего не приспособлено.
Подразумевалось, что в СССР нас как бы  вообще не было – здоровая нация.
Получаешь пенсию-сиди тихо.
Первый год я своего трудового стажа заработал,также благополучно закончил и техникум.

Как-то прогуливался я по улице города. Ко мне подошла женщина и рассказала о том, что в Новосибирской области лечат иголочками. У нас это еще не практиковалось.
Не долго думая, собрались мы с мамой в Бийск.
До Москвы поездом, потом самолетом и еще поездом.
Первый раз самолетом летел! Мне понравилось.
Добрались благополучно. Правда немножко нас огорчили, лечение эффективно в детском возрасте. И тем не менее несколько сеансов иглотерапии я получил.
Запомнился тяжелый воздух, да и ежедневные дожди ближе к обеду достаточно сильные.


Какой-то период времени пришлось мне бездельничать.
Поблизости ничего не находилось, а ездить на автобусе каждый день, я просто физически не могу.
Но вскоре мне повезло- я устроился в филиал Проектного института чертежником-конструктором недалеко от дома.
Помогли мои способности к рисованию, и уже через небольшой промежуток времени я писал чертежным почерком и чертил в проектах.
Это был мой второй опыт работы в женском коллективе.
Запомнилось, как мы по очереди с женщиной оформляли стенгазету к праздникам.
Приятно было пройти мимо и взглянуть на свое творчество.
А еще стоишь внизу, дышишь утренним воздухом, а мимо сотрудники проходят- раз пятьдесят   поздороваешься.


Без женщин жить нельзя на свете, нет.

Поехал я как-то в Курск в областную больницу, чтобы получить справку о том,  в каком санатории мне можно съездить полечиться.
И обратил внимание на девушку: ручки- ножки на месте, но что-то у нее было со зрением. Решил познакомится.
Весело прошли две недели. Обменялись адресами, телефонами.
Через какое-то время решили мы с родителями на машине съездить к ним в деревню посвататься.
Забрали мою будущую супругу с собой, так как намерения у меня были серьезные.
Купили кольца и через пару месяцев у нас сыграли свадьбу.
Все было замечательно. Мне было 23 года.
Но идиллия продлилась недолго. Где-то через год ее стало напрягать, что не могла найти работу, одной сложно было перейти улицу.
И частенько стала уезжать к маме. Все чаще и чаще А ко мне все реже и реже.
Я к ней физически не мог поехать. С моими-то ногами да грязь месить.
И где-то через год я подал на развод. Это была моя первая  женщина.

Как я уже писал ранее, девушки обращали внимания на меня.
Был я как-то на собрании инвалидов и засмотрелся на симпатичную девушку.
Не растерялся и попросил телефончик. Позвонил в тот же день.
Так и завязалась наша дружба на три года.
Она болела эпилепсией, потому помощь требовалась иногда и моя, и ее.
Как-то, вспоминаю, идем по городу , смотрю- отключается, я - быстренько на колено и попридержал ее голову. Через пару минут у нее все прошло, и мне помогла подняться.
Гуляли вместе по городу, праздники отмечали.
Помнится, как то перед Новым годом, за пол- часа, собираюсь и иду к ней в гости -романтика!
То по делам сходим, в Банк, в Налоговую и прочие  фонды.
Раз в месяц иногда в ресторан захаживали.
Увы, ее уже нет в живых. От болезни умерла, не дожив и до 40 лет.

Был у меня и негативный опыт знакомства с женщиной без проблем в здоровье.
Женщина очень властная. Что-то если не по ней, собирает вещи и уезжает.
После очередного такого отъезда, я просто перестал приглашать ее в гости.
Ну, а этот случай дел моих амурных поставил меня немножко в неловкое положение.
Как- то дал я объявление о знакомстве в газете г.Курска.
Написали мне две женщины. Одна полненькая, но очень добрая, постарше и без проблем со здоровьем. Другая- по зрению на группе, худенькая, миниатюрная, но с резким характером.
То одна приедет, то другая, а я никак не могу определиться.

В итоге выбор пришлось сделать и обидеть одну женщину.
Выбор мой пал на Дюймовочку.
Где-то месяцев 10 у нас все было хорошо. Пока я в одном важном вопросе с ней не согласился. Собрала вещи и уехала. Через пару месяцев мы повторили попытку нашего совместного проживания. Но все повторилось. И она опять уехала.
Для нее только-  белая и черная полоса. Оттенков в жизни как бы не существует.
У всех разные характеры, и надо пытаться находить компромиссы.
Да тут еще и мама немножко подпортила мои отношения с  избранницей.
И тем не менее, иногда мы с ней перезваниваемся.

Не останавливаться на достигнутом.

А дальше была учеба на заочном отделении Белгородского финансово-экономического института.
Выбрал я специальность "ценообразование".
Два или три раза в год ездили мы с мамой на сессии.
Я все больше на занятиях. Она сготовит обеды, встретит около общежития, так как везде были ступеньки.
Не все предметы мне давались легко, еще, к примеру, давался перерыв на обед-  мои однокурсники сбегают в столовую, а мне приходилось ждать окончания всех занятий. Девчонки сходят  на перерыве, разберут все учебнике в библиотеке, а мне и не достанется. Вот когда бы сотовый телефон пригодился.
Частенько и стульчика мне не доставалось. Приходилось брать в соседней аудитории.
Но главное, что меня напрягало,- ограниченное количество учебников.
Интернета в те времена еще не было.

На третьем курсе направляют меня в Москву на сессию.
Поехали. Заранее заказали гостиницу.
Ох, и пришлось мне походить по метро. Ног не чувствовал.
Добрались до Института, и я тут же попросил перевести меня в Белгород.
Предложили на перейти "бухучет"а. и досдать экзамены.
Что я и сделал на следующей сессии, но уже в Белгороде
Один раз в Курске 3 недели на сессии были. Пришлось в центральной гостинице жить, общежитие далеко располагалось.
Скажу прямо.Тяжело было. Везде ноги нужны.

Все-таки я не ошибся в выборе своей профессии бухгалтера.
В 90-е годы малые предприятия росли как грибы.
Для нас было работы много. Даже по два предпринимателя вели.
Поэтому кризис 90-х  я пережил полегче.
Опять же, я не мог ездить в офис каждый день, потому больших денег я никогда не видел. Мне подходил только свободный график работы.
В эти годы у меня произошло ухудшение в здоровье.
Помнится, как-то пошел я с отчетом в налоговую. А оттуда дойти не могу: сердце бьется, слабость в ногах. Еле добрался до дома с посторонней помощью.
С тех пор я один не мог ходить по улицам города.

Первый мой опыт на компьютере произошел  также в 90-х годах.
Компьютеры еще были простенькие. Работали в Dos режиме.
Поначалу я к нему притрагиваться боялся.
Шли годы, со временем я заменил несколько компьютеров.
Сейчас могу порушить Windows, потом все восстановить и прочие сопутствующие программы. С появлением интернета я начал заказывать книги из Москвы.
Загорелся желанием изучить программирование. Не смог конечно профессионально освоить, не могу долго сидеть за компьютером.
И тем не менее результат есть.До 2008 года периодически я работал. И репетиторством даже занимался по своей профессии. С зарплаты любил себе сделать подарочек к какому-нибудь празднику.

Особенно когда радостей в жизни совсем мало осталось, после того как я в 2004 году  умудрился два раза подряд  сломать ножку.
Родители мои немножко эгоистичные люди. Много раз просил убрать с прохода в квартире  трельяж с зеркалом.
И все случилось, словами из популярного кинофильма: "Споткнулся,упал, очнулся- гипс".
Замуровали меня на 3 месяца.  Хоть что-то порадовало- трельяж с прихожей исчез.
Подошел срок, я начал расхаживаться на костылях, потом решил попробовать без них. На третий день слабеет нога и я всей массой -  на нее.
И опять гипс на 3 месяца. Это была у меня, как говорят, черная полоса.

После того случая я мирно пересел на четыре колеса- коляска инвалидная комнатная.
И даже тогда я не прекращал свою трудовую деятельность на дому. Хоть и за гроши, но мне это доставляло удовольствие.
Была попытка найти свою половинку в городе, но, увы, результат отрицательный
Большим разнообразием в жизни было появление и доступность Интернет.
Как почтовик-отличная вещь. Возможность скачать программку на халяву,музыку, фильм. Ну и конечно-же появилась огромная возможность общения с противоположным полом.

Помнится, как-то познакомился я с интересной и очень умной женщиной.
Особенно меня поразил рассказ о ее разводе с олигархом.
Хотя по объективным причинам у нас длительного общения не получилось, но она мне выслала очень вкусную посылочку с персиковыми, абрикосовыми и клубничными вареньями. И еще целый килограмм конфет.
Первый раз совершенно от постороннего человека я такое внимание получил.Спасибо.

А дома лучше.

Год 2010 был насыщен для меня событиями. Весной я малость разболелся, видимо, сказалось ограниченная подвижность, недостаток свежего воздуха , так как источником его с некоторых пор стал балкон или окно в комнате.

И вот решил я поменять место жительство. Мне рассказывали, что  нашем Доме Интернате есть несколько лифтов, и ребята имеют возможность ежедневно бывать на улице.
 Другой возможности изменить ситуацию у меня пока нет.
На очередь в жилищном отделе я не могу встать, метры позволяют.
Обменять жилье на более удобное для меня мама не соглашается. Ее устраивает там, где она живет. Чтобы приобрести  жилье , финансы нужны, которые всегда у нас поют романсы. Чтобы работать и зарабатывать, необходимо хорошее здоровье иметь. Получается замкнутый круг.
Чтобы попасть в Дом интернат, нужно было пройти комиссию, а это связано с определенными трудностями.
Я живу на 3-м этаже, в поликлинике тоже огромное количество ступенек.
С Божьей помощью и стараниями моего брата медкомиссию мы одолели.

Я поселился в интернате. Частично мои ожидания оправдались. Каждый день на улице. Вокруг здания - сад и сосновый бор. Кормят вполне сносно. Я привез с собой компьютер и себе нашел занятие рядом с руководством медиков, за что у меня были маленькие привилегии.

С белой полосой идет и черная. Контингент проживающих очень тяжелый.
С бабушками и дедушками все понятно. А вот к примеру, бомж обморозил ноги и потерял, дали группу и в интернат..
Туалет с умывальником на 5-6 человек. Ванная комната на 25.
Как-то я заступился за одного бедолагу, так ко мне потом один задира с ножом подъезжал, после чего и я с гаечным ключом стал ездить.

Пришлось познать мне многие радости казенной жизни.
Сравнив свой уклад жизни и их, решил что их мне не подходит.
А в общем и целом я не жалею, что побывал в казенном учреждении.
Видимо, сидит во мне еще страсть к приключениям.

И вот я дома! Спустя 2,5 месяца проживания в Железногорском доме-интернате ветеранов труда я пришел к выводу: Нет места, лучше дома !
Свою кровать шириной 1м40см  я не променяю на 50см.
Сразу же разместил объявление в нашей местной газете с содержанием: "Профессионал в области бухгалтерского учета ищет работу на дому".
Увы, пока безрезультатно.

И тут же родилась у меня новая идея. Не раз встречал объявление:" Требуются удаленно переводчики". А почему бы и нет? Почему бы еще раз не побыть студентом? Скачал хороший самоучитель английского и приступил.
Хватило меня на 3 месяца. Ну не понравилось мне то, что без транскрипций я не могу прочитать текст. Решил изменить направление переводов на Deutsch.
Тем более,что я его изучал в школьные годы.
И не жалею, мне нравится.
Хотелось бы закончить свой рассказ словами:

Будем живы –не помрем! Значит приключения у меня еще будут !

А помрем, так будем живы в памяти!

Вот такой рассказ получился. Мне кажется, название вполне соответствует содержанию. Кстати, с личной жизнью у Сергея сейчас все в полном порядке.


Рецензии
Кроме пандусов на лестницах некоторых магазинов, по которых зимой ни за что не подняться на коляске и звонков у дверей аптек – ничегошеньки в нашей стране не делается для людей «с ограниченными возможностями», как повелось именовать инвалидов в официальных докмуентах…
У Веллера есть повесть «Самовар» - про послевоенных инвалидов, их называли «обрубки» - те, что остались без ног, и «самовары» - вовсе без ног - без рук… Страшная вещь…
Я еще совсем мальцом помню таких, катались на дощечках с подшипниками вместо колес, с деревяшками в руках – отталкиваться. А потом они в одночасье пропали…по распоряжения «гуманистов» из политбюро ЦК КПСС…

Серж-Бродяга   11.06.2011 22:55     Заявить о нарушении
Тогда тебе непременно нужно прочитать "Тело - всего лишь оболочка". там как раз о том, как такой вот безногий гармонист женой распоряжался.
От увечья никто не застрахован - суметь не сломаться, остаться востребованным, полноценным членом общества - вот что важно.

Наталья Рыжих   12.06.2011 07:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.