Трамвай-полковник

Когда я учился на курсах водителей ДОСААФ, в нашей группе был один слушатель - полковник медицинской службы. Уж не знаю, почему так вышло, ведь обычно офицеры получают права ещё будучи курсантами. Но факт остаётся фактом.
Зато инструктор, разбирая с нами проезд перекрёстков, каждый раз извинялся:
- Прошу прощения, товарищ полковник...но на дороге полковник - трамвай!

Бабушка одного моего школьного товарища когда-то говорила:
- Коля, что вы все в инженеры, врачи и разные научные работники-то подались? Шли бы лучше водить трамвай…
- Бабуля, а почему трамвай? Уж лучше, наверное, автобус, или такси? – не понимал Коля.
- Ха! автобус, или такси… - ухмылялась бабушка, - Там руль крутят, а для этого ум надо иметь. А тут взялся за ручку, и кати себе потихонечку, куда рельсы вывезут…

Когда-то номер питерского трамвая можно было определить издалека даже в тёмное время суток. По цвету лампочек, расположенных над лобовым стеклом в специальных окошках. Дело в том, что каждый номер имел комбинацию из двух цветов.
К примеру, «двойка» - синий и красный, «тринадцатый» - красный и зелёный, «четырнадцатый» - красный и синий.
Зато «девятнадцатый» - два белых, а вот, «семнадцатый» - трамвай самого долгого маршрута, - не помню.

По-моему, в 60 годы трамвайных номеров всего-то было не более пятидесяти, поэтому и находились для каждого свои сочетания цветов.

Семнадцатый ходил от Крестовского острова до Ивановской улицы. То есть, пересекал весь город с запада на восток. А четырнадцатый от больницы Мечникова до площади Тургенева. Тоже, немалое расстояние, и занимавшее от кольца до кольца, часа два с половиной. Трудно сказать, сколько сейчас на этот маршрут времени бы понадобилось? Пожалуй, вообще никогда бы не доехал до кольца, этот трамвай, из-за нынешних-то пробок…

В детстве я чаще всего ездил на четырнадцатом. Садились с мамой в трамвай на Литейном, и ехали на площадь Тургенева. Там жила её давняя институтская подруга. Погостим пару часов и обратно. А поскольку трамвай двигался по самому центру города, то и впечатлений было множество. Сперва Фонтанка, затем мимо цирка по Инженерной на Садовую.

В цирке я впервые в жизни увидел, как снимают кино.
В антракте неожиданно забили прожектора, и потом из какого-то прохода на амфитеатр вышли три мужика в шортах, с ластами и масками в руках. На улице стояла зима, все зрители сидели в помещении цирка в пальто и шубах, и поэтому решили, что это клоуны.

А на самом деле оказались актёры, поскольку снимался эпизод из фильма «Три плюс два». С тех пор, как только показывают этот фильм, я всегда жду этот эпизод, и не без ложной скромности хвастаюсь, что тоже там снимался, а моими партнёрами были Наталья Фатеева и Андрей Миронов…

Далее по Садовой до Невского, по которому раньше тоже ходил трамвай. И мы, однажды пересекая Невский, увидели, как дорожные рабочие снимают уже не кино, а рельсы. Пассажиры волновались: «Надо же, с Невского трамвай убирают. Зачем?!»

А потом, или может даже раньше, когда мы субботним февральским днём проезжали мимо площади Мира, то и вовсе увидели невероятное зрелище: обломки только что взорванного храма «Спас на Сенной». Раздались крики, люди вскочили со своих мест, кто постарше стали креститься, а моя мама прошептала: «Церковь опять взорвали. Какой ужас…»

Один мой друг, когда мы уже были студентами и проходили по Сенной,  обнаруживая там очередной снесённый дом, всегда говорил: «Интересная у нас в Питере площадь Мира. Вечно на ней что-то взрывают…»

А ещё я очень хорошо знал, что такое - рабочий трамвай. В середине 70х мои родители получили квартиру в Весёлом посёлке, и порою, мне опоздавшему на последний автобус, приходилось добираться домой и на нём, нетрадиционном, так сказать, виде транспортной ориентации. Зато работали там замечательные мужики и тётки.

- Что, паренёк, опоздал? Ну, так и давай сюда, не стесняйся! Правда, мы не такси, катим долго, поскольку ремонт путей заодно ведём, но ты уж не обессудь…

А у них там электроплитка, картошечка жарится, солёный огурчик…

- Эй, студент, не спи - замёрзнешь! А лучше, валяй с нами, поешь! Может, желаешь остограммиться?
- А то! Продрог ведь как цуцик…

В начале 70х в Питере появился новый одновагонный трамвай жёлтой расцветки.
Был он лёгок и приземист, словно черноморский глиссер, и развивал, если позволяла обстановка на дороге, приличную скорость. Многие так и говорили: «Ага, сегодня помчимся на трамвайном экспрессе!»

Однажды мы с друзьями на углу Владимирского и Колокольной наблюдали такую картину. Четыре работника «спецмедслужбы» пытались загрузить внутрь своего автомобиля, (его ещё называли «луноход»), огромного, в дрыбадан пьяного мужика.

И так попробуют, и эдак, ничего не получается. Мужик махнет лапой, словно медведь-шатун, и эти сморчки в разные стороны. А вокруг зеваки собрались, на улице час-пик. Стоят, смотрят, многие начинают спорить, дескать, чья возьмёт?
А "спецмедикам", одетым в синие робы, специального боевого «самбового» приёмчика, типа, задержанному человеку в наручниках да по рёбрам сапогом, ну никак не провести, ведь свидетелей столько!

Поэтому, руки крутят, в захват берут, технично нападают с разных сторон, словно волки позорные. Не-ка, всё попусту. А мужик добродушный, мол, отвалите, козлы, чего щекотитесь-то?!
Наконец, кто-то ему действительно сделал больно.

- Ах, такую вашу бабушку! – обиделся мужик, - Смотрите, как я умею!
Подошёл к стоящему рядом трамвайному экспрессу, и сдвинул его на несколько метров с места вместе со всеми пассажирами!
Вагоновожатый, подпрыгнув от неожиданности, открыл переднюю дверь, и мужик, спокойно отряхнув ладони и шатаясь, поднялся в трамвай. И Митькой его звали…

А сейчас…нет, не тот уже стал трамвай. Ползают какие-то четырёх-пяти вагонные
монстры в спальных районах, стуча и спотыкаясь на стальных ухабах. Того и гляди, на повороте вынесет кого-нибудь из них, не дай бог, на тротуар.
В середине 90х я наблюдал такой сюжет, проезжая на машине по Светлановской площади.
Трамвай соскочил с рельс, и его резко поволокло в правую сторону. Один водитель белой "восьмёрки", наверное, целый час в себя потом приходил, поскольку металлический многотонный снаряд пронёсся метрах в двух от него.
Хорошо ещё, всё это произошло июльским воскресным днём, и людей рядом почти не было, и никто не пострадал. А потом два десятка прохожих заталкивали этот трамвай обратно на рельсы.

Или встанет на перекрёстке возле станции метро «Пионерская» в час пик со всеми своими пятью вагонами, пойди его обойди, да ещё в гололёд.
И такого в свой адрес наслушается…

Или остановятся поперёк рельс трахнутые легковушки. У обоих царапины на бамперах, а они движение затормозили в городе на несколько часов. И стоит за ними километровая вереница трамваев, ни туды, ни сюды...

А раньше такого не было. Общественный транспорт ходил строго по графику, прибывая к месту назначения тютелька в тютельку. А уж трамвай, и тем более.
Зато и другие водители его уважали, каждый раз уступая дорогу, и почтительно величая: "Трамвай - полковник"!



 


Рецензии
"а вот, «семнадцатый» - трамвай самого долгого маршрута, - не помню."

Цветов тоже не помню, а ходил он до "цЕпочки", т.е. до ЦПКО, а вот другим концом - по Староневскому. Точно? Тогда еще там рельсы были трамвайные. У меня бабушка жила на Старо-Невском угол Конного переулка. Там когда-то Конный рынок за углом был.

Насчет цветов трамвайных огонечков: 16-й - белый и зеленый, 23- красный и зеленый. Когда мы с улицы Чайковского в 1955 году переехали на МАлую Охту, то этими двумя трамваями все и ограничивалось! Ни метро, ни троллейбусов, ни моста Александра Невского тогда еще не было. 16-й шел до Московского вокзала, а 23 -й до Финляндского.

Владимир Байков   12.12.2014 07:16     Заявить о нарушении
Насколько я помню, мост Александра Невского открыли в 1967, в ознаменование 50й годовщины Октябрьской революции. Как обычно, спешили к юбилею, и уже в начале 80х пришлось делать капремонт. Но всё равно, тогда, в 1967, он выглядел великолепно. У меня родственники жили на Малой Охте, и мы однажды, сразу же после открытия, шли по этому мосту до Лавры. Помню, взрослые всё восторгались этим мостом. Вероятно, он действительно, по тем временам выглядел очень современным.

Валерий Шум 12   14.12.2014 10:15   Заявить о нарушении
А мы жили на Малой Охте, а отец работал в НИИ на территории Лавры, так они с соседями-сотрудниками до постройки моста на работу добирались на переправе. Ходила такая в створе Таллинской улицы, рядом с Гидрометом.
Об отце у меня здесь:
http://proza.ru/2014/11/02/594

Владимир Байков   14.12.2014 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.