Кое-что о хантах. Варежки

  Мой напарник родом с Алтая. Женился он еще до  армии,но по прошествии трех лет службы вернуться домой не захотел, поехал по  комсомольской путевке осваивать Север. Жена с маленькой дочкой разыскала беглого мужа в Стрежевом. Однако, он опять сбежал, оставив ее уже с двумя дочурками.

   С бригадой плотников Леха стоил город Новоаганск, со всех сторон окруженный хантыйскими стойбищами. С детства привыкший бродить с ружьем, он вскоре подружился с ровесником ханты. Вместе охотились, вместе рыбачили, а потом случилась беда: ханты Толик  вывалился из перевернувшегося обласка. Плавать он, как и все сородичи, не умел,потому сразу пошел ко дну.

   На поминках друга Леха крепко выпил и пообещал, что не бросит его молодую жену с годовалой дочкой. В смысле, будет помогать им.

   Наутро, проснувшись в общаге, он удивился обилию оленьих шкур, устилавших пол, ползающему по ним ребенку и раскосой Анке, брякающей кастрюлями.

   - Собирайся, я отвезу тебя обратно! - заявил он ошарашенной женщине. Та в слезы:

   - Ты вчера при всех сказал, что женишься на мне...Нас не примут обратно.

  Леха, не признающий семейных уз, к тому же официально состоящий в  браке,приложил красноречие к убеждению. Анка только плакала и мотала головой.

   Она оказалась расторопной хозяйкой, с природной терпеливостью ждала его из многодневных походов по тайге, и постепенно он к ней привык.

   - Если работа мешает рыбалке, брось работу. Если семья мешает рыбалке,брось семью, - так неустанно повторяет Алексей Савельевич и сейчас.Видимо, это выстраданное утверждение.

  Необычной семье вскоре выделили 3-комнатную квартиру в строящемся Радужном. Там и обнаружила своего благоверного законная жена. Количество детей у соперниц теперь было одинаковым, но у Анки козырь старше - прописка.Брошенная жена тут же нашла себе спутника жизни и поселилась в соседнем доме. Леху это вполне устраивало. Погладил по головке младшую дочь - узкоглазую Наташку,  повидал старшую, тоже Наташку, и отправился на два месяца в тайгу гонять соболей.
 
  Новая беда пришла нежданно. У Анки умерла старшая сестра, оставив сиротами четверых ребятишек. На семейном совете ханты решили:всех должна приютить Анка. Леха встал на дыбы.

- Возьмем старшего мальчка, будет мне помощником. А девчонок и так хватает!

- Всех! Или я уйду к другому мужу, у которого есть дети, а жены нет, - упиралась Анка.

 И ушла. Так Леха, к своему превеликому счастью, остался один. Но ханты из стойбища никогда не проезжали мимо его дома. С ними он отправлял Анке большую часть своей зарплаты. Время от времени и сам навещал дочку.
   
 Свободный от семейной обузы плотник стал штатным промысловиком,сдавал рыбу и пушнину местным заготовителям и в ус не дул. Большая квартира пустовала.

 - Поживете пока у Лехи, он все равно в городе почти не бывает,- "обрадовал" меня, приглашенного специалиста, директор ТВ, - в той квартире, что вам предназначалась, мы пока студию расположили.

    Наш хозяин появился только через два месяца. Маленький, заросший, угрюмый, он сразу прошел в ванную и долго там плескался, издавая урчание. Вышел побритый, свежий, пахнущий дорогим одеколоном и сразу спросил:

 - Эти, из лесу, не появлялись?

  Я уже знала, о ком речь.

  Первый визит лесных хантов привел моего 11-летнего сына в ужас.Они ввалились толпой, съели все, что было в холодильнике, спросили,не оставлял ли Леха деньги, взяли в прихожей две пары варежек и укатили на своем "Буране". Постепенно мы привыкли к внезапным визитам. И к тому, что все они заканчивались экспроприацией моих варежек.Сын свои прятал.

  - Руки, однако, мерзнут, - по-детски наивно сообщал мне очередной посетитель, натягивая на свою лапу мою рукавичку с розочками, любовно связанную мамой.

 Постепенно весь запас варежек перекочевал в стойбище. Я убедилась в этом, напросившись однажды в гости. Но кульминацией эпопеи с рукавичками стала картина возле городского гастронома. Пьяный хант полулежал на ступеньках, рядом валялась пустая бутылка, а возле нее моя драная варежка с едва видными грязными розочками.

   С тех пор я всю зиму ношу только перчатки.


Рецензии
да, удивительный народ , эти ханты. И ничего бы я не узнал о них, если не твой рассказ, Тома...)

Сергей Поддубный   25.02.2014 00:06     Заявить о нарушении
Спасибо, что заходишь сюда! Но у тебя же еще есть книжка!

Тамара Пригорницкая   25.02.2014 07:27   Заявить о нарушении
конечно же, есть! И я читал там этот, и другие рассказы. Но что мешает мне ЕЩЁ раз насладиться чтением, а, Том?)

Сергей Поддубный   25.02.2014 09:44   Заявить о нарушении
Что ты! Я только рада. Вчера была на очередном "сборище" литераторов области, много интересных личностей. И все время ловила себя на мысли, что хочу видеть среди этой публики тебя. Сроднилась.

Тамара Пригорницкая   26.02.2014 10:00   Заявить о нарушении
)) ага, идёт привыкание. Я тоже стал чувствовать себя уверенней, как только наши отношения стали приносить видимую пользу. По крайней мере, мне)

Сергей Поддубный   26.02.2014 16:03   Заявить о нарушении
Ой уж, ой уж! Какая тебе от меня польза? При твоем-то даровании.

Тамара Пригорницкая   27.02.2014 09:31   Заявить о нарушении
Не говори так , Тома. - И слушать не хочу!)

Сергей Поддубный   27.02.2014 14:57   Заявить о нарушении