Глава 4. Ходит-бродит беда

   – Просыпайся, соня! – возле кровати стояла мама. Она улыбалась. – Дружок твой уже два раза прибегал, а ты всё спишь. Чем ночью занималась?
   – Федяня поправился? – Ксения мигом выскочила из постели и стала поспешно натягивать платье.
   – Не торопись, умойся, позавтракай… – сказала мама.
   Но Ксюша уже влетела босыми ногами в сандалии и выскочила за дверь, крикнув: «Я только на минуточку!»
   Мальчик и впрямь выглядел вполне здоровым. Он сидел на лавочке возле своего дома, болтал ногами и жевал пирожок, осторожно держа его двумя пальцами.
   – Привет! – радостно закричала подруга. – Ты жив? Как руки?
   – Выв, – дожевывая пирог, сказал Федор, – и вполне счастлив.
   Ладони у него были красные и жирно блестели, видно, от какой-то мази. Но это его нисколько не расстраивало. Было заметно, что мальчишку так и распирает от желания немедленно поделиться чем-то важным. Он сделал таинственное лицо и тихо произнес: «Домовой-то меня не просто так помучил. Он меня даром наградил… Особенным».
   Ксюша молчала, приоткрыв рот. Особенный дар? Может Федька теперь мысли читать может на расстоянии или даже… летать?
   Довольный произведенным впечатлением, Фёдор встал со скамейки, задрал нос к небу и торжественно провозгласил:
   – Смотрите и восхищайтесь! Единственный и неповторимый! Мальчик, который умеет шевелить ушами!
   И он задвигал ушами, да так шустро, будто и впрямь полететь собирался.
   Девочка не смогла удержаться от смеха. Она хохотала так, что чуть не свалилась со скамейки.
   Федька, ничуть не обиженный, радостно прыгал вокруг и возбужденно восклицал:
   – Клёво?! Ведь, правда, клёво?! Ребята в классе, когда увидят, просто обалдеют! Просто с ума сойдут от зависти! Представляешь?!
   – Да уж! – согласилась, отсмеявшись, подруга. – Обязательно обалдеют! Слушай, Фёдор, – посерьёзнев, продолжила она, – а ты не замечал вокруг чего-нибудь подозрительного последнее время? Чего-нибудь… жуткого?
   Мальчишка сразу перестал скакать и растерянно захлопал глазами:
   – Чего это я должен был… да еще жуткого! Это зачем тебе? Ты это про что, вообще?
   – Ох, Федяня! Я и сама не знаю, про что! – горестно вздохнула Ксюша. – Только не один ты вчера со своим Домовым познакомился.
   И она рассказала притихшему товарищу о свих ночных похождениях.
   Некоторое время Федька тихо сидел рядом, задумчиво шевеля ушами, а потом недоверчиво спросил:
  – А ты, Ксюха, случайно не сочинила эту страшилку?
  – А ты, Федечка, случайно сам руки в костёр не засунул вчера? – немедленно отозвалась та.
   – Ну ладно, ладно… А что тебе толстая мышь в узелке дала? Покажешь?
   – Ой, правда! Я совсем забыла! Он же под подушкой остался! Вдруг мама застилала кровать и нашла его! – девочку, как ветром, сдуло со скамьи.
   Она сама не заметила, как очутилась в доме, кинулась к своей кровати… Какое счастье, что мама ещё не добралась до неё! Сунула руку под подушку, нащупала крохотный узелок, вытащила…
   – Ага, дочь моя неумытая и голодная вернулась! – в дверях возникла с грозным видом Алина Николаевна. – А ну, быстро умываться и завтракать!
   – Конечно, мамочка! Не сердись на меня! Я сию секундочку всё сделаю! – затараторила счастливая Ксения, пряча в карман мышиный подарок.
   После завтрака мама к Федьке девочку не отпустила. Попросила помочь ей на огороде с прополкой. Они надели соломенные шляпы, обогнули дом и вышли к небольшому огородику, который прятался за высокой живой изгородью из бирючины*.
   – Пока солнышко не сильно печёт, – сказала Алина Николаевна, – надо поработать. Ты грядочку с редиской от сорняков освободишь, а я…
   Тут Алина Николаевна запнулась и недоуменно уставилась на затоптанный, исковерканный кусочек земли, бывший недавно аккуратной грядкой.
   – Кто ж это сделал? – потрясённо произнесла она.
   Ксюша присела на корточки возле смятых, грязных листочков. Освобождать от сорняков было нечего.
   Мама пошла на всякий случай осматривать другие грядки, а девочка всё сидела и напряжённо вспоминала речь Пумиллы Перегрызкиной. Кажется, та сказала так: «Ходит-бродит беда… ходит-бродит по вашей земле».
    Ходит кто-то ночью по огороду и топчет нашу редиску! И хоть редиску Ксения не очень любила, но всё равно было обидно.
   – Мам! Что мне делать теперь? – окликнула Алину Николаевну дочь.
   – А? – рассеяно отозвалась та. – Да иди пока. Погуляй. Я к Серафиме Ильиничне загляну. Кто же это мог сделать?..
   Ксюша не знала, чем может помочь расстроенной маме. Больше всего ей сейчас захотелось спрятаться и посмотреть: что же, в конце концов, находится в мышином узелке!
   Она вернулась домой. В комнатах царила прохладная тишина. В окошко было видно, как пересекает дорогу Алина Николаевна, направляясь в сторону дома бабушки Серафимы. Сейчас женщины начнут обсуждать произошедшее, потом по очереди вспоминать ещё что-нибудь… Быстро мама не вернётся, можно не волноваться. Ксюша подошла к столу, не торопясь достала из кармана маленький узелок, аккуратно развязала его кончиками пальцев и с замиранием сердца развернула…
   Внутри оказалась точно такая же белая бусина, как на шее у Пумиллы Перегрызкиной.
   – Какая маленькая! Как бы ее не потерять, – подумала девочка.
   И тут её взгляд упал на бархатную красную скатерть, которой был накрыт стол. В уголочке скатерти, как ни в чём не бывало, торчала иголка с ниточкой.
   – Ой! Мамина иголочка! – воскликнула Ксюша.
   Ей тут же пришла в голову славная идея. Она схватила иголку и протянула сквозь бусину так, чтобы та оказалась надетой на нитку.
   Иглу девочка положила в шкатулку для швейных принадлежностей, а концы нити крепко связала и надела на шею. Бусина оказалась надежно спрятанной под платьем.
   – Спасибо, Домовушечка! – шепнула она в сторону печки, обулась и отправилась вслед за матерью.


Рецензии
ЖУТЬ. Теперь о втором "пласте" вашей сказки, Рина. Вообще Вы взялись за благодатную тему. "Жуткий фольклор" легко и органично "срастается" с бытовой сказкой. И главное, он весьма востребован. В свое время я купил детям "Общее собрание" Успенского. Понятно, что читали не только они, но и все их друзья. Какие-то тома так и остались "чистенькими", другие основательно "зачитаны". Самым "растрепанным" оказался десятый том с "Жутким детским фольклором" и "Красной рукой" - собственной стилизацией под него Успенского. Помню, что книга эта никогда не залеживалась и постоянно "ходила по рукам". Жанр "жуткого фольклора" имеет свои закономерности, которым надо следовать. Но я не буду повторять Успенского. Если Вам интересно, отыщите и почитайте. Просто выскажу свои соображения.
1) Очень важен "источник жути". Особенность его в том, что это на первый взгляд самая обычная вещь, но имеющая в себе некую зловещую "таинственность". И на эту самую его "зловещность" и "жуткость" обязательно должен намекать какой-то признак. Эта "исходная" ситуация очень важна: герой поначалу видит "жуткую вещь" в обыденной обстановке. И вещь эта искусно "маскируется" под обыденность. Но какой-то признак сразу бросает на нее тень подозрения. И когда начинают происходить "жуткие" события, подспудные подозрения невольно обращаются к этой "вещи". Однако она далеко не сразу открывает свою "жуткую" природу. Эта игра на "знании" и "незнании" как раз и составляет самую "соль" фольклора.
Заметьте, что данная "исходная ситуация" у Вас совершенно не обыгрывается. Во-первых, Ваша калоша не имеет "злодейского" признака. А он обязательно должен быть! Черный цвет в данном случае не спасает, потому что все калоши черные. Подчеркивая в названии "черноту" калоши, Вы не задеваете никаких струн. ("Красная простыня" Успенского более выигрышна, так как, во-первых, красный цвет необычен, во-вторых, есть намек на "кровь"). Мне кажется, вы должны отыскать для своей калоши что-то более "зловещее". И очень-очень хорошо над этим подумать.
Далее, показав калошу сразу в "злодейском" виде, вы лишили своего юного читателя многих "страшных" эпизодов, которые он хотел бы пережить. Она должна появиться раньше, в "невинном", но "подозрительном" виде. Тем более, что предпосылки для этого есть и немалые. Я уже писал Вам, что сцена убийства лягушки показалась мне неорганичной, "выпирающей". Но дочитав до конца, я несколько с ней примирился. Чисто композиционно все оправдано: большой костер открывает "сказочную" часть Вашей истории, и он же ее закрывает. Конфликт возникает во время первого костра и исчерпывает себя во втором. Но почему бы не сделать эту связь "боле жесткой" и не связать странный, жестокий поступок Феди со зловещим влиянием калоши? Мне кажется, сказка сразу станет более органичной, а конфликт сделается более драматичным. Потому как Ваш Федя оказывается "выпавшим" из взаимоотношений героев (ведь он помогает только "из интереса", внутренней "вовлеченности" в конфликт у него нет).
2)Квинтэссенцией всех историй "жуткого фольклора" является момент, когда "злодейская вещь" "сбрасывает свою маску". Этот момент "торжества зла" и есть самое интересное в "жути". Но как раз этой, "страшной" сцены у Вас и нет! Честно говоря, я не могу понять, что Вас остановило. Ведь у Вас были все предпосылки: тайна, "поиск виноватого", есть жертвы, есть даже сцена убийства! Я спрашиваю себя: "Почему кошка, а не калоша?" и не могу понять.
3)Зло тем страшнее, чем более оно концентрированно. Это известная аксиома всех "ужастиков". Хотя в жизни два злодея страшнее одного, в "ужастиках" - это не так. "Жуткий фольклор" подчиняется в данном случае "законам жанра". В "классических" историях всегда только один "злодей". В Вашем случае эффект "дробления" едва ли себя оправдывает. По существу мы имеем: а)калошу, б)Задвигу и ее "дом", в)кошку, г)таинственный шкаф, д)таинственный "дух" (бес?), которого, увы, не видно. Взор читателя недоуменно скользит с одного на другое: чего же ему боятся?
4)Торжество над "злодейской вещью". Этот момент, кстати, далеко не всегда присутствует в "жутком фольклоре". Закон "хорошего конца" не для этого жанра. Понятно, что в Вашей сказке "победа" должна иметь место. Но мне кажется, вы не использовали и половины тех сюжетных ходов, которые открывались перед Вами. То, что ключевой сценой становится "борьба с веревочкой", то что побеждают, по сути, не сами герои, а "взрослые", сильно ослабляет "эффект торжества" и даже чуть-чуть разочаровывает. Мне кажется сцена "битвы с калошей" смотрелась бы гораздо эффектнее. Не говоря уже о том, что калоша так себя нигде и не проявляет. Роль ее пассивна, хотя ее "зловещую ауру" Вы описали хорошо.
Вот какие мысли пришли мне, Ирина, по поводу Вашей сказки. Очень надеюсь, что не позволил себе "ничего лишнего". Дайте знать, если Вам мои рассуждения интересны. Тогда завтра мы перейдем к Вашим мышам.

Константин Рыжов   03.03.2011 09:19     Заявить о нарушении
Поняла. Злодейский признак калоши.... Появиться в невинном виде. Появиться так, чтобы дтективная линия не пропала. То есть она должна валятья там где-нибудь в луже... Нет. Может сначала показать её действительную невинность, когда злой дух не вселялся в неё? То есть Задвига могла прогуливаться в этих калошах неподалёку. И ввести её пораньше можно? И может, вторую главу на этом фоне сделать, но мне хотелось бы ,чтобы Федбка кинул лягушку из человеческих слабостей а не под я вным влиянием потустороннего. То есть, может. сама Задвига. В ещё не страшных калошах его спровоцирует? Кака вы на это смотрите? Мне надо подумать.
А почему я мало обыгрывала борьбу и страшности скажу сразу. Мне было страшно.
Относитесь к данному как угодно. Но когда я рисую небо, то облака на реальном небе некоторое время занимают именно такое положение. Когда я пишу про что-то, оно начинает происходить, хотя и в удобной ему форме. И я к этому не стремлюсь и много лет считала совпадениями.

Рина Титова   03.03.2011 09:39   Заявить о нарушении
Вы правы. Я сделала ошибки. "Взор читателя недоуменно скользит с одного на другое: чего же ему боятся?" Да, надо по пунктам. Задвигу бояться не надо. Она, практически, жертва. Но подозревать её надо (тут по логике детектива) она подходит. Страшная, неопрятная, почти Баба-Яга
Но прорисовала это я плохо. Калоша - вместилище. Дом. Шкаф - дом. Бес- вот зерно. Его надо увеличить... о-о...Я исправлюсь. Я уже не боюсь.
Кошку надо оставить. Но квинтесенцию необходимо добавить. Буду работать. С уважением. Ирина.

Рина Титова   03.03.2011 09:55   Заявить о нарушении
Ирина, слушайтесь своего сердца! Пишите так, как оно Вам подсказывает. Нет общих законов. Мои замечания - это не более чем мои замечания. В сказке Вы творите Свой мир. (Более того, Вы его уже сотворили). Мои рекомендации носят чисто ТЕХНИЧЕСКИЙ характер. Мне кажется (подчеркиваю слово МНЕ), что некоторая СТИМУЛЯЦИЯ действия необходима. Все описанное Вами должно происходить чуть-чуть быстрее, ярче и интенсивнее. Как человек, склонный к драматизму, я бы попытался добиться этого за счет сюжета. Но Вы можете найти и другой, СВОЙ путь.

Константин Рыжов   03.03.2011 09:58   Заявить о нарушении
Я понимаю. Техника важна. Всё должно быть уравновешенно. Мелочи тоже должны быть тоже на месте. Это про стишки. Как они, новые? Ну, посмотрите.... Стало лучше или нет?!,,,

Рина Титова   03.03.2011 10:03   Заявить о нарушении
А вот торжество над злодейской вещью как раз, которое вас разочаровало... я думала над этим. Когда писала, я думала. Должны победить дети. Но вот как?! В шесть лет как бы я сражалась с демоном?! Нет, я пошла бы к взрослому...

Рина Титова   03.03.2011 10:10   Заявить о нарушении
Не знаю, что Вам сказать на это, Ирина. Разве, что сошлюсь на свой опыт (хотя, быть может, он ровно ничего не значит). В первых вариантах "Стенли" у меня был взрослый, этакий "антипиратский" Айболит, а Стенли играл при нем роль "второй скрипки". Издательство прислало мне (тогда они еще их присылали!)страшно ядовитую рецензию. После чего я разорвал рукопись на клочки (кажется, я об этом уже рассказывал). Но один урок я усвоил: если герой говорит "а", читатель ждет от него также и "б". Я написал новый вариант "без взрослых". И, как ни странно, все герои от этого только выиграли, у всех проявились какие-то новые интересные черточки характера. Оказывается мой "Айболит" подавлял их, "не давал раскрыться", "брал все на себя". Трудно сказать, насколько мой опыт относится к Вам. Но попробуйте. Быть может, и у Ваших героев есть "скрытые резервы".

Константин Рыжов   03.03.2011 11:19   Заявить о нарушении
Ваш опыт и Ваши советы бесценны для меня. Вот. Какая высокая фраза. И ведь отражает же действительность... Даже, если Вы не заметите, что я буквально последую этим советам. (Ведь у меня не получитя)Улыбаюсь. Можете не сомневаться в их огромной пользе. Да... "Тогда они ещё их писали". Мне вот уже не досталось ответов издателей. Вообще, подозревала, что там роботы сидят. Стандартные фразы. А иногда и вообще не понятно, дошло письмо до них или нет. "Терпение - высшая добродетель"Я иногда страстно мечтала о каком-нибудь мнении. Думала, ну, хоть бы написали, что у меня не так, чтоб было понятно,куда двигаться! Так что, сами понимаете, что я представляю для Вас угрозу... Могу сильно надоесть. Но постараюсь этого не делать.

Рина Титова   03.03.2011 12:39   Заявить о нарушении