Особенности еврейской кухни

Читатели  моего поколения  должны помнить грустную шутку  начала 90х годов :

Гостей спрашивали :

-  " Вы чай с сахаром будете ?  Тогда руки без мыла мойте ".

Владимир был городком с талонным рационом . Загадка  тех лет :

" Что это :  длинное, зелёное и пахнет колбасой ?" ....  и все знают.
Электричка Владимир- Москва.

На каждую живую душу владимирца ежемесячно  полагалось :

10 яиц ,  1 кг сахара, 1 кг макаронных изделий , 1 кг крупы , 1
бутылка водки,  1 кг мясных изделий , 100 гр мыла  , 300 гр .
сливочного масла , 0,5 л  растительного .

Мы не голодали по причине  мест трудоустройства моей покойной свекрови , губительницы голубой тетрадки , и супруга , работающего в баре с вытекающими недоливами и заново промытой клюквой из коктейлей .

Свекровь , которую сразу было определено называть матушкой, работала в утильке. 
Её пальцы и ногти  были навечно приговорены к таким безобразным и многочисленным кожным заболеваниям , что я просто радовалась факту её прохладного отношения к моим детям. Имён дети не имели по определению : мальчишка и девчонка .

Как хорошо-то . Лепота .


Утилька была её отдушиной и любовью. Она говорила :"Я так люблю свою работу ! А почему ! Потому что деее-не -жная !"  .

В её исполнении даже не был слышен слог "-нежная " .

Она была владычицей абонементиков на книги , импортных полотенец , хороших шампуней , и прочего дефицита .
Вся эта благодать была бартером для неограниченного количества гречки для диабетиков , полукопчёной колбасы , ярославского сыра .
Редко .

Водка, которая полагалась на всех членов семьи, попадала мгновенно и нечестно одному адресату .

За всем остальным - в 6 утра втискивайся в длинное и зелёное и моли Б-га, чтобы 4-х
летнего ребёнка не раздавила голодная толпа. С такими же детьми. Дети тогда назывались - руки  , ибо " давали по полкило в одни руки " .

В 199... году мой сын, рождённый вопреки всему на свете , переболевший всем на свете ,  гений и суррогат мужской фигуры для меня , решил стать религиозным .

Евреем .

Тема сегодняшнего рассказа  кулинарная , поэтому сразу же начался кошмар . Он перестал  есть всё , кроме  простого хлеба, рыбы , овощей и фруктов. 
Была зима ,и тогда импорт бананов, восковых перцев и щетинистых киви ещё не захлестнул провинцию, и моё сердце разрывалось от сострадания . Он бы ел курицу, но я ,сварив его любимый борщ ,плюхнула туда ложку базарной сметаны. Произошёл конец света . Он не разговаривал со мной месяца три . Зато начал вести дневник .

В 199... году он сам себя попал в ...... школу для мальчиков, быстро всё там выучил , замучил  литваков-раввинов требованием спать на улице в Суккот - московский октябрь для израильтян -  ... короче, в Торе написано -  не подвергай себя опасности . Раввины отказались и в глазах моего сына  стали не совсем уж и раввинами . О рукопашных боях с хабадскими пацанами я ни слова не скажу . Разве что для знатоков упомяну, что сынок решил , что по идеологии он принадлежит к Сатмарским хасидам ( самые отьявленные противники ) .

В Москву приехал за ежегодным  урожаем  умных иудейских  мальчиков миллионер из Канады , имеюший собственную ешиву , и сразу же заслал сватов - меня вызвали в школу на аудиенцию к САМОМУ .

 Школа была чудесным, тёплым местом , где я впервые эмпирически испытала все радости  "иддишкайт " . Я зарыдала во время Маарив - вечерней моливы .
 Маленькая фиолетовая книжечка "Законы еврейской жизни " , которую мне сын вручил для глубокого изучения , - краткие , очень , очень краткие выдержки из устрашающего Шулхан Оруха - свода всех Законов -  повергла меня в состояние шока. Особенно часть про дождь в субботу - нельзя раскрыть зонтик , ибо это значит строить палатку .
А если я вам ещё расскажу закон, какой ботинок нужно шнуровать первый ! И не вздумайте  даже смеяться, ибо зафиксирован факт , как религиозный  солдат армии Израйля  зашнуровался не по порядку, вспомнил и стал перешнуровываться . За эти 2 минуты всех  наверху накрыло бомбой .

Мы ничего не знаем .

  В школе меня принимали с таким радушием и любовью , что я с удовольствием уезжала туда на субботы - вечером в пятницу .  В джинсах, со своими волосами , курила потихоньку на улице .
Трапезы в Шаббат были одни и те же - продукты импортированы из Израйля, концентраты , соки , салаты. Повар дядя С.  пёк халы - первые в моей жизни , горячие, с хрустящими боками , золотого цвета , и всегда давал одну  мне домой - для  Ляльки . Её я часто возить с собой не могла . Мешали обстоятельства .

 Самое  лакомое подавалось в субботнюю дневную сеуду ( трапезу ) и Мелава- малку - уже после окончания Шаббата , в Моцей- Шаббат.
Появлялись тарелочки с бежевым блаженством , припорошенным паприкой.
Пока я не выучила слово т'хина . Сейчас это всё так далеко и сладко-горько вспоминается .
В моём холодильнике всегда стоит кунжутовая паста , из которой я готовлю свою собственную  т'хину , с лимоном,  чесночным порошком, оливковым маслом , копчёной паприкой. В Америке есть всё.

Кроме Владимира? Как бы не так. Всё Запрожье тоже живет в америке, как оказалось...

  В мой решающий визит я надела  юбку - жена раввина посоветовала не дразнить канадских гусей . Английский к тому времени я уже выучила - он дался мне легко ( или я учила на совесть). С ивритом  никакой любви не состоялось, как я не пыталась. Я узнаю  необходимые буквы , а слова помню на слух- всё же профессия сказывается.

Благородного вида джентельмен  предложил мне синицу, журавля , сорок бочек и всё , что под Луной - только отдай ему моё сокровище. Туда ,где ждёт его счастливая жизнь, карьера,  слава , женитьба на хорошей девушке и нахес , нахес , нахес...

 По телефону израйльский раввин сказал, что считает отъезд в Торонто ошибкой, и с Антона мозгами место только в Эрец Исроэль .
В моей голове засвистели пули , Йом- Киппурские войны , обязательная армия .

К тому же в почте уже была повестка из военкомата - шла война в Чечне.

Сионист из меня вышел никудышний, и я выбрала Канаду . По условиям контракта через год меня должны были пригласить , все расходы оплачены .

Полетела я не через год , а полтора . Это было наказанием за экстремизм сына . Опускаю подробности .

В Т. я прилетела в начале мая . Из ещё скуднее рационного Владимира.

Когда вам рассказывают анекдоты о людях , падающих в обмороки  в супермаркетах , то   преувеличивают самую малость .
Размер гиганта меня ошеломил , но не насмерть - в Москве уже был открыт "Родити ".

Но А. завёл меня в ряд (aisle) с оливками . Все вы уже были в больших магазинах , и никого ничем  нынче  не удивишь .
Но тогда я пошатнулась и присела  ...

В этой  маленькой ешиве было около 30 мальчиков из Украины, России и Беларуссии.
Они размещались в подвале большого дома , в одной спальне, с двухярусными кроватями  и запахом спортзала , который давно не убирался и не проветривался.
Дисциплина была установлена хлеще армейской - отбой, свет нельзя, разговорчики в койках!

Кормила их нанятая женщина . Владыка закупал оптом куриные ноги и замороженные овощи , женщина засовывала всё в огромную микроволновку и извлекала по звонку .
Эта пища подавалась практически ежедневно - раскалённая снаружи и замороженная внутри .

Но на святой шаббат мальчиков разбирали богатые люди , добродетели или учителя ..
Чтобы  те почувствовали домашнюю атмосферу .

Мой первый шаббат  был в гостях у САМОГО .
Перед этим меня предупредили, что если, не дай Б-г, его жена заметит ,что для рыбы взята не та вилка, то !  Что ?  А то !

От рыбы я отказалась . А слава о самодельной  рыбе жены Самого шла по всему Б.  гетто (это та секта , к которой принадлежал САМ). И ещё рыбы этой было три вида. 
Как я люблю рыбу...........

Подали суп . Я не помню вкуса - я помню счастье от знания того, что суп едят ложкой.

Что там ещё подавали- я уже не помню, я не могла есть, зная, что на меня смотрят глаза , оценивающие совсем не меня .

  Второй шаббат мы провели у очень богатого человека, который владел мясным бизнесом.  Кошерное мясо дорого , копчёности -  даже пугать не стану. Мы шли в надежде , что вот сейчас -то !  Лично мне было всё равно , я ещё не перешла в ранг соблюдающей, и дома меня ждала колбаса Советская и Браунгшвейская, удачно пойманная в Москве на Щёлковской .   Но ребёнку же надо деликатесов , а у меня было мало долларов .
 Дом благоухал  копчёностями до неприличия . Подали отварного хека , куриный суп очень среднего качества , запечённые куриные ноги с овощами , в съедобном варианте , консервированный компот .
Как мы не принюхивались - до деликатесов не дошло. Гость - дело святое . Зачем опошлять  радость встречи какой-то пастрами ?

Третий шаббат попал на Шавуот ( Большой праздник , когда я пеку Наполеон ) .
И мы пошли в гости к сыну Самого, который был ещё богаче, чем папа .
Во время визита  я жила у него в подвале и это заслуживает отдельного рассказа .
Какой там был стол !!!!

  Рыба оказалась  целым лососем, запечённым в слоёном тесте . Вилок было мало , и вкус я помню до сих пор . Потом  подали суп - пюре  из спаржи, приправленный мускатным орехом . Мяса не было , ибо я помню  десерт - клубнику со взбитыми сливками . Сливки  был трёх видов , и жена сына спросила меня со снисхожденьем :

- " София, может быть, ты предпочитаешь ПРОСТЫЕ  сливки ? ( plain cream ) . И я с радостью сказала - да. Я люблю простые , не ванильные, не лимонные, не шоколадные . Я так осмелилась, что попросила то, чего мне хотелось .

Последний шаббат мы провели у  простого учителя ешивы . 
Я улетала на следуюший день, жена учителя была на сносях, на улице наступил лютый холод .
 

  У жены учителя были огненно-рыжие волосы - это было видно по веснушкам и половине огненноволосатых детей. Жена хозяина покрывала волосы париком или специальным головным убором, как положнео замуженй еврейской женщине. 
Вторая половина детей была в отца - тёмноволосые .
Родители шутливо называли их - это твои, а это мои.
Все смеялись . Она меня обняла, как сестру . Расцеловала . Муж наговорил мне массу хороших вещей о сыне. На стол подавали дети .
Я не помню рыбу вообще . Может, её и не было . Суп был вкусный и чистый , как слеза.
Потом жена тяжело поднялась и пошла на кухню. Там она что-то объясняла рыжей и темноволосой дочкам . Мы просто говорили с мужем (мужчиной !! это нельзя по Закону)о России , о жизни , о моей работе .

Появились дети с тарелками .

Детей в семье было восемь . Муж с женой и я с сыном.
Рыжая жена виртуозно разделила курицу из супа на 12 частей , при этом умудрившись дать мне пулку , моему сыну - грудку , вторую пулку - мужу .

Кошерные куры весьма мелки по размеру .
 
Все остались сыты . И счастливы . Перед уходом она дала мне своё пальто .
Сказала - не волнуйся, муж позже заберёт .

Каждый раз , когда я кладу целую курицу в суп , я вспоминаю щедрость последнего шаббата в Торонто .

Ибо Закон гласит - всегда оставляй лучшую еду на Субботу .

В честь ЕЁ Святости .
....................................


Рецензии
София, какие трудные времена мы пережили.

Дай Вам Бог здоровья!
С теплом -

Елена Воскресенская   20.08.2013 22:29     Заявить о нарушении
Елена, дорогая, мне кажется подчас, то были лёгкие времена , из-за предльной ясности, категоручности даже всего.
Вот сегодня .....................
Но храни Вас Боже Единый, и да - здоровье это самое главное в коротенькой бренной жизни на нашей грешной планете.
спасибо, Лена, искренне,

София Павлова   20.08.2013 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.