Баку и молокане. Введение, или о молоканах в целом

            В процессе работы над 8-ой главой очерков «Баку и молокане» я решил вернуться немного назад и написать эту главу, которую по большому счету, надо было публиковать первой, в качестве Введения.

            Молокане, Молоканка, Молоканский садик, Молоканская слободка, молоканская капуста и, наконец, молоканское кладбище, - все это прочно вошло в лексикон бакинцев. Но мало кто из небакинцев знает, кто это молокане, каков их быт, нравы, обычаи. Да и многие бакинцы вряд ли владеют в полной мере достоверной информацией по этой теме.

            В последнее время в Интернете появилось очень много информации о молоканах, зарегистрированы  многие молоканские сайты. Казалось бы, читай и все станет ясно. Но при внимательном анализе опубликованного материала видишь, что информация «гуляет» по многочисленным сайтам одна и та же. Очень много информации о нынешних молоканских организациях, о проведенном в 2005 съезде о молоканах, о жизни молокан за пределами России и бывших советских республик. Подробно изложена история заселения Армении молоканами и их нынешняя жизнь в Фиолетово и т.п.

            Но о бакинских молоканах информации очень мало. И мне самому, прожившему 12 лет на Молоканке и имеющем молоканские корни по бабушкиной линии, порой самому трудно разобраться во многих вопросах. Настолько она мала и разрознена.

            Поэтому попробую изложить свое понимание этой темы. В своих  очерках я хочу сопоставить опубликованную  ранее информацию о молоканах с личными наблюдениями, личными воспоминаниями, и на их основе связать разрозненные факты в единую логичную цепь.

            Не считаю свое мнение истиной в последней инстанции и прошу читателей если таковые найдутся) с пониманием именно этой моей позиции отнестись к этим моим публикациям. По всей ранее опубликованной информации, которую я буду приводить в данных очерках в соответствии с законодательством об авторских правах, ссылки на источники будут отражены в обязательном порядке. Соответственно при перепечатке этих очерков или отдельных их моментов прошу ссылаться на них как на источник информации.

            Прежде чем перейти к истории бакинских молокан, необходимо рассказать о молоканах вообще. Эта глава и будет посвящена этой теме.

            Молокане – это секта христиан, выделившаяся из православия и не признающая православия. Не хочу обсуждать, по какой причине Википедия отнесла молоканство к «Православным сектам».  Все вопросы - к авторам статьи Википедии. Отмечу только яростные возражения отдельных нынешних молоканских идеологов против отнесения молоканства к секте. Несмотря на то, что в основном документе  молокан [1]  есть Статья 27, именуемая как «статья о секте» и начинающаяся со слов:  «В нашей секте состоит подтверждение ко всему сонму людей, что…»

            Что же нам говорит главный информационный рупор советской эпохи - Большая Советская энциклопедия [2]:

            «Молокане, одна из разновидностей духовных христиан - религиозная секта в России. Сложилась в конце 18 в. в Тамбовской губернии и распространилась затем на ряд других районов страны. Основателем секты считается Семен Уклеин, первоначально примыкавший к духоборам. М. отрицали церковь, церковную иерархию, пост, иконы и богослужебные обряды православия. Моления у М. совершаются в молельных домах; руководят сектой старцы-пресвитеры. На молениях поют библейские тексты. Молоканство - одна из форм антицерковного движения крестьян, возникшая в атмосфере нараставшего кризиса феодально-крепостнической системы. Формы богослужения подвергались баптистским влияниям. Выступая против официальной церкви, М. подвергались преследованиям со стороны царского правительства. Процесс социального расслоения, выделение зажиточной верхушки и узурпация ею власти в секте привели к разложению секты и к переходу части её членов к баптистам. В начале 20 в. было 1,2 млн. М. После Октябрьской революции 1917 начался распад секты. В СССР сохранились лишь небольшие группы М.: в Закавказье, на Украине и в некоторых местах РСФСР (Ставропольский край, Тамбовская обл. и др.)».

            Существует много версий происхождения названия как «Молокане», так и «Духовные христиане». Каждая из них по-своему оригинальна и интересна. Так что, каждый может принять ту, которая ему понравится. Приведу лишь современную трактовку молоканами этих понятий, опубликованную в журнале  «Слово веры» [3]:

            «Почему мы называемся ИСТИННО ДУХОВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ МОЛОКАНАМИ ПОСТОЯННЫМИ

            Этим вопросом интересуются верующие, принадлежащие к разным религиозным общинам. Ответ на этот вопрос я должен был дать Президенту Кабардино-Балкарской республики Кокову В.М. (он магометанец). Пришлось прочитать Священное Писание, и ответ был найден. Слово из Писания "аминь" означает правда, верность, истинность. Мы праведно, верно, истинно проповедуем Библию, поэтому называемся истинные.

            Почему называемся "Духовные"? В Писании, в послании к Римлянам, говорится, что дела человека, живущего по плоти не только не угодны его собственной воле, но также и воле Бога. "Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим. 8. 8-10). Мы приняли Дух Иисуса Христа, поэтому называемся духовными.

            Почему называемся Христианами? Название Христиан происходит от слова "Христос". Христос - перевод на греческий еврейского слова "Мессия", что значит помазанник.


            Почему называемся Молоканами? В 1-м послании Петра, во второй главе, в стихах 1-2 сказано: "Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение". Поэтому мы и называемся молоканами.

            Почему называемся постоянными? В Послании к Ефесянам сказано: "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Ефес. 6.18). А что говорится в Послании к Римлянам 12.12? "Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны". И третье. О значении слова "постоянство" мы читаем в энциклопедии. Постоянство - это неизменность в вере в каком-то отношении, каких-либо свойств, качеств, элементов. Второе: отсутствие изменчивости, верность, твердость, постоянство во взглядах. Мы постоянны в избранных молитвах, псалмах (только из Священного Писания), мы постоянно молимся, неизменны в вере в Иисуса Христа. Вот почему мы называемся постоянными».


            Теперь перейдем к истокам возникновения молоканства.

            Молокане считают 1805 год датой рождения своей веры.  Но в первом томе научного и публицистического труда Фёдора Васильевича Ливанова "РАСКОЛЬНИКИ и ОСТРОЖНИКИ, переизданного в 1872 году, приводится информация о более раннем возникновении идей молоканства. В главе VIII «НАЧАЛО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОЛОКАН И ДУХОБОРЦЕВ В РОССИИ», также опубликованной в журнале «Слово веры» [4] , Ф.В. Ливанов  датами возникновения догм, отрицающих православие и созвучных догматам духовных христиан, называет  1004 г. и 1125 г.

            Полностью эту главу не привожу, только суть ее, вкратце по датам и личностям:

            1004 г. (юг России)  -  монах Адриан (обличен киевским митрополитом Леонтием, заключен в темницу, затем раскаялся),

            1125 г. (юг России) – религиозный рационалист Дмитр (заточен киевским митрополитом Никитой в заточение в город Синелец),

            Ф.В. Ливанов полагает, что оба огласили учение БОГОМИЛОВ болгарских, которые в свою очередь произошли от ПАВЛИКАН,  называвшихся в южной Франции Пьемонте, Ломбардии и Богемии ВАЛЬДЕНЦАМИ, а в Провансе и Лангедоке АЛЬБИГОЙЦАМИ. Люди эти отвергали всю внешность церковную со всею иерархией, думая этим служить Богу духом и истиной.

            Далее на почве церковного состояния России  не замедлило явиться уже ЧИСТО РУССКОЕ своемыслие в лице протопопа Сеита и СТРИГОЛЬНИКОВ.

            1371 г. Сеит, новгородский протопоп, действовавший заодно с тверским епископом Феодором, напал на монашество, вследствие  чего в Новгороде многие оставили это звание, а диакон Карп Стригольник с диаконом же Никитою, основываясь на беспорядках духовенства, отверг всю иерархию (диакон Никита был лишен сана, Карп Стригольник брошен с моста в Волхова , все их последователи объявлены отлученными от церкви, вследствие чего они разбежались по разным местам России и, конечно, разнесли ещё более свое учение...)

            1470 г.Брожение, выразившееся в секте Стригольников разнообразными  рационалистическими толками и сформировавшееся через столетие в новой вольной общине, называемой "ересью ЖИДОВСТВУЮЩИХ", открылось Новгороде.
Главную роль в ереси Жидовствуюших играет литовский еврей Схария, живший в Киеве.

          Новое учение, известное под именем ереси Жидовствуюших, быстро  охватило тогдашнее русское общество и нашло себе прозелитов (новообращенных) преимущественно в людях книжных...

            И на этот раз, также как и со Стригольниками,  с Жидовствующими поступили несообразно духу Христову... По велению новгородского архиепископа Геннадия множество из принявших новое учение были всенародно сожжены в клетке, другим резали языки, иных навечно заключили в темницы…


            Следующий этап  развития идей духовного христианства наступил во времена правления царя Иоанна IV . О нем немного подробней.

            А.В. Тикунов в своей книге «ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ-МОЛОКАНЕ» [5] пишет:

            «О происхождении своего учения я слышал от молокан следующее: вера наша, говорили мне, пошла на Руси от Матвея Семеновича; он жил давно, назад тому лет триста, при царе Иване Грозном, и был замучен: его живого сожгли. От многих гонений вера наша, после того умалилась и ослабела, а тому назад лет пятьдесят или поболее подкрепил и подновил ее Семен Уклеин. Впрочем, прибавляют они, с тех пор как христианство стоит на земле, все истинные поклонники Божества так верили и до конца мира будут верить как мы. Упоминаемый ими Матвей Семенович не кто иной, как Башкин, осужденный в Москве в 1553г. ("Отечественные записки" 1869г. Н. Костомаров)

            Молокане... В наше время это слово мало что говорит человеку. В дореволюционной России оно ассоциировалось с такими понятиями как: высокая культура земледелия, передовая агротехника, обильные урожаи. В 90-х годах прошлого столетия амурские молокане хлопотали в Петербурге о разрешении дать выход русской пшенице на тихоокеанские рынки: реализовать всего производимого ими зерна на внутренних рынках было невозможно. В Якутию и Дальний Восток хлеб поставлялся в избытке. Русская маньчжурская армия в 1904 году обеспечивалась мукой преимущественно за счет молоканских поставок .

            Большую активность проявили амурские молокане в развитии пароходства по реке Амур. Кстати, шкипером парохода, на котором плыл Чехов на о. Сахалин, был молоканин. Писатель не знал об этом не столь важном обстоятельстве: отметил лишь культуру и вежливость команды.

            Кто же они - духовные христиане-молокане?

            1553 год. Царю Ивану Грозному донесли: боярский сын Матвей Семенович Башкин, по своему толкует тексты Евангелия, осуждает установления православной церкви... Царь хорошо знал Башкина : тот был включен в избранную тысячу приближенных к царю служилых ратных дворян - что то вроде дворцовой гвардии, часто бывал в Кремле. Кремлевский поп Семен был его духовным наставником. Из-за резких бесед с ним о вере и возникло дело о "ереси Башкина".

            Государь повелел: пусть Матюша (Башкин) изменит в Евангелии спорные места, а он, царь, все-де объяснит.

            Разбор проходил в Благовещенском соборе Кремля. Царь смотрел отмеченные места. Башкин их толковал, священники поясняли, что это ересь. Башкин: вот сказано: "Возлюби Бога твоего всем сердцем и всем разумением твоим, и ближнего своего как самого себя". Христос всех братьями называет, а мы их в рабстве держим. У нас на иных кабалы нарядные (фальшивые), на других полные (законные), а иные беглых держат. Я благодарю Бога моего: что было у меня кабал полных - все изодрал и держу людей своих добровольно. Хорошо ему - он живет, не хорошо - идет куда хочет. Я видел это в правилах и полагаю, что это хорошо".

            Иван Грозный был ошеломлен: он был начитан в духовных книгах, но такого смелого, прямого толкования Евангелия не предполагал. Для него церковь была непререкаемый авторитет. И вдруг эта церковь прямо обвиняется в несоответствии ее положений духу учения Христа. Было о чем подумать. Башкина не тронули. Царь уехал в Коломну и "то дело позалеглось".

            Однако духовные не дремали. Усиленный тайный розыск выявил: у Башкина большой круг единомышленников - в основном московские ратные люди. Люди в их деревеньках тоже придерживаются ереси Башкина. Сделалась большая тревога среди духовных: "ересь прозябе и явилось большое шатание в людях". Когда царь вернулся в Москву, с доносом к нему вошел сам митрополит Макарий. Башкин и его единомышленники были схвачены и посажены под арест. Начался розыск, в котором принимал участие сам Иван Грозный. А розыск того времени - это пытки, истязания. Царь Иван, подверженный припадкам безумия, сам колотил Башкина по голове посохом.

            Следствие нашло: М.С. Башкин не признает третичности Бога - Бог един. В основу своего вероучения Башкин положил известное евангельское изречение: "Бог есть Дух и поклоняться Ему следует в духе и истине". Отсюда и название его последователей: духовные христиане. Духовные христиане отвергли церковную обрядность, священство; иконы называли идолами, а поклонение мощам- идолопоклонством; в крестном знамении не признавал никакой силы; в причащении хлеб и вино не считали за тело и кровь Христовы; храмы выстроенные не признавали за церковь, говоря, что только собрание верующих есть церковь; жития святых считают баснословием.

            Суд из шести православных святителей сначала присудил Башкина к покаянию, но он от него отказался. Вторичный, тайный суд приговорил к сожжению на костре. Возможно, к этому приложил руку и сам Иван Грозный.

            В декабре 1553 года в Волоколамском монастыре, М.С. Башкин был привязан к врытому в землю столбу, обложен срубом из сухих поленьев и сожжен. Заправляли всем делом два старца Иосифо-Волоколамского монастыря, злейшие враги всякого вольномыслия: Герасим Ленков и Филофей Полев. Последователи Башкина как в Москве, так и в деревнях, все были выселены на Волгу, ставшей к тому времени порубежной рекой. Именно Поволжье, от Самары до Астрахани стало колыбелью духовных христиан. Здесь к нему приклеилось и второе название - молокане. Причина этому самая обыденная: духовные христиане не соблюдают церковных постов. А молоко в это время было самым употребительным продуктом питания. Употребление в пост молока резало глаз православным, и духовных христиан стали чаще называть молоканами. А духовные христиане приняли это название. Так и пошло.

            Не пропали на великой реке Волге духовные христиане, как рассчитывал царь Иван и церковное начальство. Наоборот, обжились, установили дружеские сношения и с местными соседями, и с кочующими за Волгой татарами, и даже с буйными ватагами Стеньки Разина. Вера, трезвость, трудолюбие, широкая взаимопомощь позволили довольно быстро встать на ноги, завести крепкие хозяйства. Однако, большой разброс поселений, недостаток книг Священного Писания вызывали разброд во взглядах молокан на религиозные вопросы. Люди рождались, женились, умирали, и каждое это событие необходимо было отмечать, отправлять с определенными церемониями.

            В царствование Екатерины II, начал свои проповеди в среде молокан талантливый молодой человек - Семен Уклеин. Отличный оратор, хорошо начитанный, он завораживал слушателей живыми, образными беседами. В качестве перехожего портного, он посещал молоканские общины одну за другой. И не просто проповедовал, а принимал активное участие в общественной жизни, работе. Например, на реке Иргизе он увлеченно, с артелью рыбаков ловил рыбу. Тогда рыболовство носило не спортивный интерес, а хозяйственный: это была работа. И всюду - дома и на работе обсуждались вопросы веры. Уклеин со своей супругой Татьяной, обладавшей прекрасным голосом, составил сборник молоканских псалмов на мотивы русских народных песен. Именно Уклеин ввел в молоканские богослужения обряды - это отрицательно сказалось на живом движении веры в людях. В таком виде и дошло молоканство до наших дней...»

            Перед тем как перейти к более подробному изложению развития духовного христианства Семеном Уклеиным,  хочу представить дополнительные  сведения о М.С. Башкине.

            В Кратком историческом очерке, частично взятом из книги Н.Ф. Кудинова  издания  1913 года [6]  происхождение духовных христиан в России  также относится к 16 веку, периоду царствования Иоанна Грозного.  Но изложено несколько в ином свете:

            «Проповедовать поклонение Богу в Духе и истине стал врач Англичанин приглашенный в Россию, фамилия которого осталась неизвестной. Приехавший врач познакомился с одним из приближенных царя, стал усиленно читать ему и разъяснять Библию которую в то время имели очень немногие. За чтение и толкование Библии на приезжего врача смотрели, как на антихриста. У боярина был слуга – Матвей Семенов, толковый и смышленный. Матвей Семенов умел читать и слушал с большим вниманием Библейские Истины и скорее, понял новое учение, чем его хозяин, стал самостоятельно читать Библию и, вскоре отказался от обряда православной церкви. Он стал внушать своим близким друзьям поклонение Богу в Духе и Истине. Матвей Семенов вероятно, и был первый в России Духовный Христианин. За свое учение Матвей Семенов подвергся гонению и в результате чего первый проповедник Духовных Христиан был заключен в тюрьму и казнен через колесование».

            Как видим, у Н.Ф. Кудинова здесь уже фигурирует некий англичанин...

            К этому можно добавить еще одну идею молоканских лидеров. В Программу молоканского учредительного съезда  25-го декабря 1905 г. (была идея создать Союз Кавказских молокан) был включен следующий пункт [7]:

            «9) Вопрос о посылке приветственной телеграммы заграничным квакерам, нашим братьям по духу. Мысль о всемирном квакерско-молоканском съезде».

            Налицо признание молоканскими лидерами своей общности с квакерами, в основе убеждений которых лежит вера в существование в каждом человеке некой сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и др.). 

            Как известно, квакерское движение (первоначальное название — «Христианское Общество Друзей Внутреннего Света)  возникло в Англии и датой ее возникновения принято считать 1652 год.
 
            С учетом всего вышеизложенного напрашивается мысль, что Семен Уклеин и не создавал нового учения. Оно, скорее всего, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем.

            О роли Семена Уклеина в развитии молоканства пишет П.А. Суворов в своей книге «Семен Матвеевич Уклеин распространитель и организатор на почве священного писания молоканских общин в ХVIII веке» [8]:

            «Знаменитый распространитель и организатор на почве священного писания молоканских общин в XVIII веке Семен Матвеевич Уклеин родился в 1727 году от православных родителей. Местом его рождения было село Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии.

            С самого детства Уклеин вел тихую Христианскую жизнь: занимался чтением книг. За свою необыкновенную кротость и столь несвойственное в то время чтение книг, Семен Матвеевич, или как называли его простонародно "Семушка", ещё в бытность его в православии получил прозвище блаженного человека. Знание портняжнего ремесла давало ему возможность ходить по селениям, а тихая и скромная жизнь привлекала к нему расположение народа. Кто-то из любви к нему посоветовал ему приобрести редкую в то время Библию, сказав: "В ней все написано".

            Приобрев Библию, Семён Матвеевич Уклеин изучал её долгое время. Наконец, Библия открыла ему духовное христианство в поклонении и служении Богу духом.

            В то время в Тамбовской губернии было уже молоканство и духоборчество. Идея молоканства не называлась ещё тогда этим именем, а называлась "духовными христианами". Не были объединены и сформированы в общины. У духоборцев же был начетник-наставник, Илларион Побирохин, с которым познакомился Уклеин, в надежде видеть в нем истинного проповедника. Но Побирохин, называя Библию "Хлопотницею" и отвергая её, как непогрешимое слово, оттолкнул от себя Уклеина, который считал Библию единственным источником спасения.

            Приятная, представительно-внушительная наружность, строгая, почти аскетическая жизнь, необыкновенная начитанность в священном писании, красноречивые, живые и увлекательные проповеди скоро поставили Семёна Матвеевича Уклеина во главе Тамбовских молокан, и, таким образом, молоканство и духоборчество перед глазами правительства и духовенства открыто разветвилось на два древа: молокан и духоборцев.

            Поселившись в 1762 году в селе Рыбном Моршанского уезда Тамбовской губернии у Моршанского купца Семёна Андреевича Швецова, Семён Матвеевич Уклеин начал с большим успехом формировать общины, группируя около себя помощников из лучших грамотеев того времени, которые и содействовали ему во всем.
До 1765 года С.М. Уклеин со своими помощниками действовал свободно, не имел ни каких препятствий ни со стороны православного духовенства, ни со стороны гражданского начальства. Но в 1765 году Тамбовская консистория о действиях Уклеина донесла святейшему Синоду и назвала сформированные им общины "Молоканство", потому что они не соблюдают установленных православною церковью постов, едят в постные дни скромное и преимущественно молоко, как более употребительное в хозяйственном быту крестьян. По сему, сформированные Семёном Матвеевичем Уклеиным общины "духовных христиан" стали называть молоканами, и название это сделалось общеупотребительным, сохранилось до настоящего времени.
   
            Тогда началось преследование.

            Семён Матвеевич Уклеин и преемники его в делах распространения и объединения молоканства убедились, что нашли истинный путь Христов. С Библею в руках ходили со двора во двор, из села в село. С верою в сердце, не боясь преследования, проповедовали свое учение, увлекая народ простым и доступным его понятиям учением.

            Во всех сформированных общинах Семён Матвеевич Уклеин ввел стройное библейское пение, для чего поставлены были с лучшими голосами певцы и певицы. Утвердив духовное богослужение, он решился заявить свое учение перед народом открыто. Окружённый своими учениками, он торжественно, с пением библейских псалмов вошел в город Тамбов для открытой проповеди духовного христианства. Но местная полиция схватила его и заключила в тюрьму, в которой он терпеливо оставался в продолжении одного года.

            Императрица Екатерина II, которой донесено было о таком поступке Семёна Матвеевича Уклеина, повелела: отдать его на увещание православного духовенства, а если ж не раскается в своих заблуждениях, передать суду. Не желая напрасно пропадать без пользы для своего учения, он притворно раскаялся и обратился в православного, исполнял все церковные уставы, и потому был выпущен из заключения.

            Получив свободу, Уклеин удалился в село Рассказово Тамбовского уезда, продолжая свою неутомимую проповедническую деятельность. Опасаясь преследования духовенства, он поручил ученикам своим поддерживать организованные общины духовных христиан в Тамбовской губернии, сам переехал в село Пески Новохоперского уезда Воронежской губернии. Распространив и здесь молоканство, он в семидесятых годах XVIII столетия возвратился было опять в Тамбовскую губернию, где поселился в селе Дурникино Балашавского уезда. Результатом его приезда был переход в молоканство более половины того селения со священником Саввою Ивановым во главе.

            В селе Дурникино Семён Матвеевич Уклеин приобрел для себя дом, обзавёлся хозяйством. Отсюда стал разъезжать по всей Саратовской губернии, проповедуя молоканство и устраивая общины.

            Во время своих поездок по Балашовскому уезду, он встретил наставника жидовствующих Семёна Долматовича Долматова, которого без особенного труда обратил в молоканство, а за ним и множество его последователей, сделав его одним из своих деятельнейших учеников.

            Из всех обращенных в молоканство в Саратовской губернии, более всех обратил на себя внимание Уклеина Исай Иванович Крылов, человек молодой и хорошо грамотный, из крепостных крестьян. По совету Семёна Матвеевича Уклеина, Крылов был выкуплен от помещика молоканами в надежде увидеть в нем заместителя состарившегося Уклеина. Крылов скоро прославился среди молокан и поселился в селе Саламатино Камышского уезда.

            Достигнув своей цели в трех губерниях, Семён Матвеевич Уклеин должен бы был успокоиться на время и наслаждаться плодами посеянного учения. Но непоколебимая вера в свое призвание повлекла его и из Саратовской губернии далее по России проповедовать молоканство. Он проехал губернии Екатеринославскую, земли Донских казаков, побывал даже и на Кавказе. Везде имел хороший успех.

            По возвращении из путешествия состарившийся Семён Матвеевич Уклеин пробыл несколько лет в Саратовской губернии и, возвратившись из Саратовской губернии на Родину, оставил вместо себя в Балашовском уезде Семёна Долматовича Долматова, а в Камышинском уезде – Исая Ивановича Крылова, опять поселился в селе Уварово, Тамбовской губернии, продолжал изредка посещать окружающие молоканские села.

            В первый год царствования Императора Александра 1 Благословенного была объявлена свобода духоборам, что придало решимости и С.М. Уклеину предложить всем молоканам избрать из среды своей поверенного для ходатайства перед Императором о религиозной свободе. Для этого в 1805 году были избраны: Борисоглебский мещанин Тамбовской губернии Петр Журавцев и Воронежской губернии, Новохоперского уезда, села Макарова Максим Лосев, из села Пеской – Матвей Мотылёв. Они лично подали всеподданнейшее прошение Императору в Санкт-Петербурге, и ходатайство их было удовлетворено.

            В 1809 году Семён Матвеевич Уклеин умер в селе Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии и похоронен на местном молоканском кладбище, прожив отроду восемьдесят два (82) года».

            Письмо, вернее Прошение  делегатами С. Уклеина было передано царю, Императору Всея Руси Александру I  12 июля 1805 года. Император их принял, выслушал, собрал Сенат и 22 июня 1805 года издал указ "О свободе вероисповедания молокан и духоборцев", то есть всего за 10 дней решил конституционно-важный вопрос.И именно 22 июня 1805 года считается молоканами датой рождения своей веры.

            Этим Указом Александра I в 1805 г. молоканам было дано право исповедовать свою веру открыто. Но, продлилось это очень недолго. Уже при Николае I их общины стали преследовать и выселять на окраины империи, в том числе и в Закавказье.

            Первые молоканские переселенцы на территории Шемахинского уезда появились в 1834 году, где они основали село Алты-Агач.

            Чуть позже молокане оказались и в Баку, но об этом будет сказано в последующих главах.


Следующая глава: Баку и молокане 1. Молокан багы и баги (http://www.proza.ru/2010/01/29/48 )



Источники:

Источники:
[1] Молитвенник духовных христиан молокан. Второе издание М.П. Лезина. Тифлис, 1906г. )
[2] БСЭ (http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_50855 )
[3] Журнал «Слово веры» №9, 1997г. ( http://molokan.narod.ru/d/d0922.html )

[4] Журнал «Слово веры» №3, 1995 г. (http://molokan.narod.ru/d/d0303.html )

[5] Журнал «Млечный путь» №1, 1996г. ( http://molokan.narod.ru/m/m0103.html )

[6] Журнал «Вестник Духовных Христиан Молокан», Харбин, Январь 1935г. (http://molokans.ru/Journal/Vest_1_35.pdf  )

[7] Журнал «Духовный христианин» №2, январь 1906 г. (http://molokans.ru/Journal/DX_02_06.pdf)

[8] П.А. Суворов  «Семен Матвеевич Уклеин распространитель и организатор на почве священного писания молоканских общин в ХVIII веке. .», Издание первое. Баку, типография "Тру" С.Г. Берладир и К-с.,1915, (http://sdhm.info/45-p.a.-suvorov.-semen-matveevich-uklein.html )



© Copyright: Генадий Леонов, 2011
Свидетельство о публикации №21102142240


Рецензии
Уважаемый Геннадий, говоря о истории молоканства Вы ни словом не обмолвились о Феодосии Косым - сподвижнике М.Башкина - а ведь это он еще в середине 16-го века обосновал те каноны веры которые потом люди в конце века 18-го будут называть ,, Семушкиной верой ,, - т.е. молоканством.
И 2-е - где тот Указ от 22.06.1805 г. Александра 1-го даровавшего свободу вероисповедания молоканам ? Вы его видели, читали ? Такого Указа нет как и не было. Как не было и встречи Императора с посланцами. Александр 1 все это время находился в войсках, которые в свою очередь были в Европе- шла подготовка к битве с Наполеоном, которая потом и состоялась. Известна как битва трех Императоров под Аустерлицем. Его просто физически в это время не было в С-Петербурге. Не до встреч с молоканами было ему.

Анатолий Самарин   08.08.2017 16:00     Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий!
Вы наверняка согласитесь со мной, что история молоканства полна белых пятен. Причин для них очень много.
И в своем стремлении рассказать только небольшую часть ее - в части истории бакинских молокан. К введению, в котором я дал краткую инфу о молоканах как своеобразном религиозном течении, я обратился написав уже несколько конкретных глав о бакинских молоканах.
Естественно, что все нюансы в кратком обзоре я охватить не мог, да и не ставил перед собой такую цель.
Вопросы, которые Вы озвучили, несомненно не останутся без моего внимания, они помогут в дальнейшей работе, которую я не завершил. Ее продолжение зависит от информации, которая порой неожиданно всплывает. Иногда новая информация перечеркивает ранее написанное. Но при этом я уже написанные главы не корректирую, а даю к ним обновления, чтобы показать ход рассмотрения всей работы в целом.
Благодарю Вас, Анатолий, за поставленные вопросы.

С уважением,

Генадий Леонов   08.08.2017 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.