Где будут сокровища ваши

       Написать эту статью меня побудили многочисленные конфликтные ситуации, с которыми приходится разбираться по долгу службы, а также газетные публикации и телевизионные сюжеты, рассказывающие о взаимоотношениях медиков и пациентов.
 
       Об этике и деонтологии, как понятиях, студенты-медики узнают в стенах родной Alma mater с того самого дня, когда начинают изучать клинические дисциплины и встречаться с пациентами. Студенты понимают, что общение между коллегами, медиками и больными должны укладываться в некую схему, итогом которой будут взаимопомощь, доброжелательность и милосердие.

       Философы древности и новых времён, писатели и, наконец, весьма незаурядные личности своего времени говорили о добре и милосердии, показывали сии понятия со всех сторон, но, как правило, эти понятия относились к человеку «внешнему», тому который жил категориями Ветхого завета, когда буквальное исполнение Божиих заповедей показывало обществу, что этот человек приличный, благочестивый, добрый, милосердный и т.п.. Однако это было далеко не так. Но пришло время измениться человеку и в Нагорной проповеди Иисус Христос говорит о «внутреннем» человеке, о личности и индивидуальности. Он сказал, что внешнее не есть главное, что человек не винтик в машине, он личность, и судить его буду не за то, что есть внешнее в нём, а за то, что внутри него. Сегодня нам это трудно понять, потому что мы живем, осознавая себя личностями, но тогда это было величайшим откровением.

       Независимо от нашего желания, «внутреннего» человека, личность, надо наполнять. Впору вспомнить поговорку: «Свято место пусто не бывает». Сердце человека, не как орган, а как духовное понятие, всё равно будет заполнено, вопрос лишь в том, чем? Либо оно превратиться в смердящее грехами болото или в нём будет Иисус Христос. Давно известно, откуда берётся грех: «...а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека;..." (Мф. гл.15, ст.18-20). Где будут сокровища ваши, там будет и сердце ваше. Если ваше сокровище - добро, то и сердце будет его излучать, если зло - его и будете сеять. Если верующий человек борется с грехами, его сердце заполняется любовью к ближнему.

       Но быстро только сказка сказывается… Любовь - это не яблоко, которое взял и положил в сумку. Любовь – это дар Божий. И этот величайший дар человеку просто так не даётся, его надо заслужить у Бога через преодоление собственных грехов. Когда будет очищено сердце, тогда и появится место для Любви. Вывод напрашивается сам собой: только находясь в лоне Православной Церкви, живя интенсивной духовной жизнью, врач может служить больным и страждущим и у него не будет проблем в общении с коллегами.  Тогда не надо призывать доктора к милосердию, доброму отношению к больному – он будет наделён этими добродетелями.

       Теперь легко будет ответить на вопрос: «В чём же отличие докторов прошлого от врачей нового времени и последнего десятилетия?» Ответ простой,- в мировоззрении. В дореволюционные времена, большинство врачей были православным верующим. Врач, конечно же, знал о духовных причинах заболеваний. Он видел больного в единой телесно-духовной природе, и ему было ясно, что надо лечить не болезнь, а больного человека. Подобное отношение к больному было для него естественным. Зачастую доктор отправлял больного к священнику, а уж потом приглашал на повторный приём.

       Я отношу себя к поколению советских врачей и помню как в медицинском институте, с самого первого курса нас учили, что к больному надо относиться как к страдающему человеку, испытывающему боль и страх смерти. Через студенческую жизнь рефреном прошло утверждение: «Если больному не стало лучше после разговора с врачом, то это плохой врач». Мы учились этике общения с больными: быть вежливыми, доброжелательными и готовыми помочь любому больному, независимо от его социального положения и обстоятельств, в которых он находится. Советские врачи воспринимали свою работу как служение: за зарплатой не гнались, работали день и ночь, всегда спешили на помощь к больным. Нам повезло в том, что, несмотря на гонения против Церкви, в глубинной памяти русского человека сохранилась религиозная этика. Наши учителя пытались её донести до нашего сознания и это им удалось.

       Сегодня всё изменилось с точностью да наоборот. Нынешние врачи, в большинстве своём, не приемлют рассуждения о добре и милосердии, видя на каждом шагу лицемерие. Для большинства из них медицина – это одна из областей зарабатывания денег. И если ими первоначально двигало желание вылечить всех больных, то окунувшись в медицинскую обыденность, они быстро забывали о своём желании или уходили из медицины. У подавляющего большинства современных врачей атеистическое мировоззрение и это существенно сказывается на их профессиональной деятельности. Ещё Фёдор Михайлович  Достоевский, перефразируя высказывания святых отцов, сказал, что «… любовь к человеку невозможна без любви к Богу. Не могут они существовать одна без другой».
       Напрашивается простой вывод: если обществу нужны доктора, которые будут служить, а не работать, тогда надо изменить их мировоззрение. На мой взгляд, в современном секулярном обществе подобная задача невыполнима.
       Конечно, виновна в этом не секулярность общества. Главная причина заключается в наличие или отсутствие таланта религиозности у будущего врача.
       От рождения человек наделён от Бога многочисленными талантами, но каждый из талантов развивается в свою меру. И это проявление талантов вполне реально. Посмотрите вокруг. Среди нас музыканты и композиторы, поэты и прозаики, танцоры, актёры, священники, руководители, повара и прочие, прочие. У врача, который будет служить, должен быть выражен талант веры и тогда милосердие, сострадание будут естественными проявлениями любви к ближнему. Талант веры, это самый главный критерий отбора для студентов-медиков.
       Современные социологические исследования показывают, что девяносто процентов населения  придерживается атеистического мировоззрения. И лишь десять процентов населения обладают развитым талантом веры. Именно эти десять процентов населения исповедуют православие, католицизм, буддизм, ислам и многочисленные культы. Среди этого меньшинства и надо искать будущих врачей. Но врачами захотят быть и другие, из числа не склонных к вере девяноста процентов. Как быть с ними? Запрещать? Конечно, нет. Но надо внимательно смотреть на какой причине основывается желание быть врачом. И выбирать, выбирать, выбирать…


23.02.2011 г.


Рецензии
Меня завораживает Ваша работа мысли. Во многом я согласна с Вами, но иногда душа моя возражает или не до конца принимает, понимает Ваши выводы и заключения по определённым вопросам.

Я основываюсь в своих суждениях только на своём жизненном опыте: в школе, пединстититуте получила атеистическое воспитание, усвила нравственные нормы поведения и мышления. Двадцать лет работы в школе развили чувтво любви к детям и людям. Я думаю, за это чувство, впитавшееся в мою кровь и плоть, я должна благодарить отца и мать, хотя в доме всегда царила какая-то атмосфера страха перед действительностью, потому что родители были во время войны высланы из родных мест в Сибирь, будучи немцами по происхождению. Они не ожесточились от такой меры наказания за ни за что и остались людьми с Большой буквы.

"У врача, который будет служить, должен быть выражен талант веры и тогда милосердие, сострадание будут естественными проявлениями любви к ближнему." Цитирую Вас.

"Талант веры"... Для меня это непонятные словаЮ или ты веришь, или сомневаешься, но талант...???

Я верю сейчас в возможность потустороннего разума, но эти размышления навеяны литературой, опять теми же людьми, их измышлениями. Я меняюсь с годами, но чувство любви, даже попранное действительностью - это плоть моего естества... Талант веры... Может быть...

Спасибо, что дали возможность всколыхнуться моей душе и уму, уж очень тесно им дышать на этой земле обетованной.

С уважением, Ирене.

Ирене Крекер   07.10.2012 16:50     Заявить о нарушении
Хорошо Ирене, попробую пояснить заинтересовавший абзац. Но предварительно скажу, что сделаю это кратко, т.к. на эту тему (талант веры, Любовь к ближнему) написано и сказано много. То что я пытаюсь писать, это лишь складывание мозаики и не более того, не плагиат, но размышление над информацией.

"У врача, который будет служить, должен быть выражен талант веры и тогда милосердие, сострадание будут естественными проявлениями любви к ближнему."

Всегда говорил и буду повторять, что в медицину должны приходить не случайные люди, а должным образом отобранные, протестированные ещё на уровне абитуриентов. И главным, определяющим фактором должны стать: мировоззрение, этика и если хотите некий кодекс будущего врача. Необходимо выявлять людей способных сострадать, милосердствовать. Эти добродетели человек не может сыграть, угадать, их можно лишь увидеть в его поступках. Очень сложная задача, но она того стоит. Однако эта работа будет бесполезна и не нужна, т.к. реалии жизни, общения в социуме разрушат кого угодно. Спасение и помощь вижу лишь в наличие духовного стержня, который удержит врача (медицинскую сестру, фельдшера и т.д.) от неизбежного ожесточения и обмирщения.
Теперь к таланту веры... Бог изначально ребёнку даёт многочисленные таланты (Дары). Но развиваются не многие. Причина в пути который определён человеку Промыслом Божьим. Путь не простой, и только этот путь может быть полезен конкретному человеку. Всё что не полезно, будет отсекаться Богом. Так и с талантом веры. Этот талант может быть у конкретного человека рудиментарным. Статистически доказано, что лишь 7% населения имеют выраженный талант веры. И вот эти семь процентов людей "распределяются" между конфессиями и многочисленными сектами. Однако не всё так просто как описал, есть возможности приобрести Дар веры (вот здесь - http://www.ambon.ru/?p=962).

"Если человек не верит в Бога, он верит во всё остальное".

Любовь (с прописной буквы) - это категория религиозной этики. К ней же относятся и другие категории Любви. Однако Любовь в различных ракурсах рассматривают многочисленные философские системы. И это уже другие понятия. Любовь в религиозной этике есть синоним имени Бога: "Бог есть Любовь". Многочисленные религиозные добродетели, например, милосердие, сострадание они не вымучены, не воспитаны, они естественное проявление Любви к ближнему. Верующий человек, обладающий ими, не ощущает их, они для него естественны, например, как дыхание, мышление и прочее. Он даже не размышляет над тем, что обладает ими.
Сострадание и милосердие свойственны и не верующим людям, но это уже не добродетели (во славу Божью), а категории этики. И надо хорошо рассмотреть в сердце человека, что стоит за ними, возможно это злейшее тщеславие или гордыня или что-то ещё.
Вот так если кратко. Не претендую на точное объяснение.

Сергей Шалинский   08.10.2012 15:37   Заявить о нарушении
Спасибо большое за разъяснение.

С уважением, Ирене.

Ирене Крекер   08.10.2012 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.