Школа фэнтези. Читаю Гарри Поттера

    Фэнтези как жанр уже достаточно устоялась, обрела границы, завоевала сопредельные территории с мистикой, хоррором, фантастикой и психологическим романом, расслоилась на течения: мифологическое, военное, героическое, байки, психологические триллеры, сказания; обрела юмор и пафос, отладила костюмерию и архитектуру, свой антураж — и выдвинула своих классиков и свои таланты.

     И вот, вместо того, чтобы начать обзор многочисленных хороших произведений этого жанра в некоей логической последовательности, я вынуждена стартовать с мировой сенсации — многотомной фэнтези Джоан Ролинг о Гарри Поттере. Именно потому, что её привлекательность поражает умы, и анализ «почему?» здесь необходим. Хвалебные рецензии, знакомые мне, скачут по верхам.

     Я выступаю тут в трёх лицах: как читатель; как рядовой автор пяти романов фэнтези и знаток жанра и как педагог, учитывая тот факт, что произведение написано о детях и для детей.

     Сначала меня восхитили фильмы о Поттере. И, хоть их членораздельность падала от серии к серии, совсем уж угаснув в «Кубке огня», я была воодушевлена и приобрела семитомник ради развлечения потомков и, разумеется, ради себя самой. И по прочтении обнаружила, что та лёгкость, что присутствует в первых двух сериях фильма — это заслуга сценаристов, нещадно обкорнавших текст. И, тем не менее, сериал стал иллюстрацией к серии Джоан Ролинг. Лишь прочитавшие книгу поймут тёмные места в том же «Кубке огня». Иллюстрация эта блистательна, хоть и испорчены типажи щкольников мадам Максим и Дурнстранга до неузнаваемости.

     Учитывая, как редко экранизации романов одобряются читателями  (взять хоть бы легковесно снятого Толкина), следует насторожиться. И приготовиться к тому, что я, начав за здравие, окончу за упокой.

     Итак, за здравие. Не отрываясь, прочитала всё дважды. Затягивает, завораживает. Можно читать и в третий раз. Невероятная вязь сюжета, возвратные стежки, перевёртыши, число действующих лиц поболе «Саги о Форсайтах», и все при деле. Однако, уже с третьего и уж, безусловно, с четвёртого тома ткань становится кружевом: совершенно исчезает тёплая опора — чистота, вера, непоколебимость и верность от Толкина, с кем сравнивают Ролинг излишне эмоциональные критики.

     Основа Ролинг, скорее, из «Ночь нежна» или «Полёта над гнездом кукушки» - она рвётся! Кружево сюжета висит и просвечивает, а потому далее третьего тома детям путь закрыт. Там начинается столь модное ныне самокопание и метания почти всех героев.

     Теперь, помимо сюжета, начинает работать талант Ролинг как портретиста почти диккенсовского уровня. Но юмор Диккенса так часто сменяется злющей сатирой, что режет текст на куски: то её клацающее раздражение персонажем, то умиление. Эта неровность, наподобие стиральной доски, держит читателя в напряжении — злом, нервном — подгоняя чувства к бесконечным срывам юных героев. Он орёт — ты злишься. Сопереживание называется. Вот только проблемы, вызвавшие взрыв героя, яйца выеденного не стоят — но раздуты всемерно. Якобы как у подростков. Сомнительно весьма.

     Выбранная автором сиротская тема — из «забойных» для покорного читателя. Кто нынче не сирота, даже при живых родителях? Ещё «Ласковый май» на этом цвёл, не говоря об авторах 19 века, и Оливера Твиста превзойти трудно...
     Предельно гипертрофирована тема «злой мачехи» в виде семейства Дурслей. Детские фантазии об отмщении «злому» папе или маме за то, что посадили за уроки, оторвав от компьютера, здесь воплощаются в стиле «тортов в морду» - поросячьими хвостами, превращением тёти в воздушный шар, выпусканием удава на злых мальчишек. И, апогей, разгром семейства Дурслей волосатым гигантом Хагридом. Те, кто в детстве фантазировал в этом ключе, поймут меня: это мечты 8-10-летних детей. Здесь же подобные мечты задерживаются на неопределённый срок — и подсознательно ведут читателя к поиску «обидчиков» и раздуванию обид с соответствующим отмщением.

     Да, описанная гипертрофированная ситуация в жизни Гарри действительно нуждается в волшебной помощи! Но никто не исключит перенос на себя и вживание в ситуацию читающего подростка. Фильм от этого застрахован. Книга — нет.

     «Родители начнут понимать детей» - пишут восторженные критики. Избави бог от детей с такими комплексами, как у Гарри и, особенно, Рона! Это не подростковая психика, это искажённая психика и меланхолия.

     Каков главный скрытый недостаток героев? - Неблагодарность. Ещё есть замкнутость. И ещё — хамство, но это — в последних томах. Они не видят ни старших, ни младших — лишь употребляют их. Сие называется эгоизм, а не проблемы переходного возраста.

     В этом произведении есть так необходимые подросткам герои без страха и упрёка: Гермиона, Невилл Долгопупс, Полумна Лафгуд. Роль последних двух в заверщающей битве равноценна Гарри — но они отброшены автором (и Гарри) куда-то. Герои лишь Гарри, Рон и Гермиона, они удаляются втроём отдыхать от трудов праведных. Очередная неблагодарность. Обучайся, читатель!

     Обучайся спеси в разговорах: даже Гермиона поучает портрет Финеаса Найджелуса, хотя зависима от его сотрудничества; Гарри «воспитывает» Люпина в приказном порядке. Неудобная «голая правда» Полумны — чиста. А это — грязно, и никакими великими страданиями и свершениями или сиротством, а также возрастом (помните, родители здесь якобы должны понять подростков)  не оправдывается.

     Неприятна лаковая примесь дамского романа. Чересчур много любовных терзаний, особенно на фоне боёв — это миф для дурочек. Конечно, желание нравиться неизбывно и двигает мир, но оно совсем не так глубоко заполоняет умы думающих подростков. Зачем-то долго и нудно описана волшебная свадьба Флёр. Мне напомнило мемуары свёкра, чья бабушка сказывала сказки и, с особенной страстью, описывала многочисленные деревенские свадьбы... Приехали на уровень начала 19 века в крестьянской среде! Да. Эта примесь — тоже наживка для покорного читателя.

     Богатейшая фантазия Ролинг от такого больше увядает. Её описания интерьеров (природу она не очень умеет) — великолепны! Но вот праздники нудно повторяются из тома в том.

     Приступая к чтению последних трёх томов, следует подготовиться и, по возможности, отключить мышление. Ибо здесь Джоан начинает теоретизировать о магии, имея в качестве основы поверхностное знакомство с оккультизмом, каббалой, штампованными сведениями о масонских обществах и трудами добросовестных авторов мистической фэнтези. Даже уфология в своей крайней форме замешалась в её голову — и родился жуткий продукт: задачи волшебных палочек, крестражей, змеестарушек Бишоп, Даров Смерти; пятимерные расчёты супермага Дамблдора — на фоне бесконечных логических ляпов.

     К тому же уже включена мясорубка. Горы трупов, кровь, Фенрир зачем-то, все скрываются, всем плохо, «и ваще». Никто ничего не знает. До последнего, как у Агаты Кристи, отсрочены данные, позволившие читателю провести вычисления самому, играть активную роль. Пусть пугается! Его мышление значения не имеет, главное — эмоции.

     Итак, никто ничего не знает до последнего. И правильно. Или безудержная фантазия, или теория. Наука, знаете, столько всего не терпит.

     Финальная битва, история с кровосмешением и родством душ Гарри и Волан-де-Морта, уничтожающая значимость самого Гарри как человека...
Речь Гарри на дуэли... Ох.

     Мальчик, загнанный под лестницу до 11-летнего возраста, не проявлявший ораторских способностей до того; стараниями переводчиков отвечающий блатным «Без понятия» - вдруг вещает длинную авторскую речь наподобие Шерлока Холмса. Вот ничего не понимал, а теперь всё! Понял и объяснил. Все — с благоговением внимают, и противник! Слушает — потом умирает. От ужаса и от замороченных Гарри высокоинтеллектуальных волшебных палочек.

     Итак, всех нас, от мала до велика, прельщает эклектическое, недоброе, неровное творение ТАЛАНТЛИВОГО автора. И это самое страшное. Таланту многое дано, и влияние на умы стократное.

     Когда читатель пойдёт играть в Гарри, он обязательно наловит лягушек и жаб и выдерет им глаза и печень; засушит горсть златоглазок и нацедит драконьей крови из кота, буде не найдёт драконов. Это ведь необходимые ингредиенты для колдовства. Он будет скакать на метле — дай бог, чтобы не с крыш - и запускать тяжёлым «квоффлом» в голову противника. Красивая и жестокая игра в квиддич обязательно принесёт реальный, а не волшебный восторг: ведь Гарри весь изломан и изранен игрой, так что и читателю не страшно.

     ... Страшно. Боюсь результата. Будут ли биться головой о колонны платформ в поисках платформы 9 и 3/4? - А то неужто-ж нет!!!

     Теперь, перед разбором схем в тексте Ролинг, я попытаюсь увидеть то, что автор, возможно, написал, не понимая. Так легче, чем подозревать в намеренности. Её мечта и её комплексы.

     1. «Маглы» - это простые люди. Все маглы, описанные Ролинг — исключительно слабые или отрицательные фигуры. Дурсли, Том Реддл старший, миссис Кроткотт, «магловский» премьер. Казался исключением отец Тонкс, но, вылечив мгновенно раны героев, проявил себя волшебником.
Значит, все — глупые, жестокие, тщеславные, либо слабые донельзя.
     А идея романа — защита маглов!
   
     Спесь это, и мизантропия.

      2. Намеренно и неоднократно автор опирается на даты. Дуэль Дамблдора с Грин-де-Вальдом (имечко от тевтонцев!) в 1945 году. Это — конец войны. Великий английский маг Дамблдор победил Гитлера?! (а Грин-де-Вальд потом раскаялся!). Да. Это Англия выиграла 2 Мировую. В магической битве.
     А «наш» Каркаров в меховой шубе — он бывший Пожиратель Смерти. Он перековался, но его убил позже Волан-де-Морт.

     Здесь нечто из области политики и гегемонии.

     3. Автор смертельно ненавидит прессу и иных, публичных авторов. Потреты Риты Скиттер и раздающего автографы Локонса гротескно злы, оба они «получают по заслугам». Это уже ювенильные мечты самой Джоан. Детям они как-то побоку.

     4. В тексте явно прослеживается ослабление магических талантов последнего поколения: Карта Мародёров была создана их отцами не позднее пятого курса! Наши же герои весьма ограничены как в знаниях, так и в практике, да и не стремятся быть волшебниками. Ну да, Гриффиндор. Сила есть ума не надо. Три-пять заклинаний и нахальство (то бишь смелость).
     Выходит, корифеи деды, молодцы отцы и слабоватые дети. Деградация. Фред с Джорджем — корифеи! Но они торгуют. Их не видно. А спасает мир грубый, злой, жадноватый и закомплексованный Рон, полное отражение Крэбба, но на иной стороне битвы.

     Автор говорит нам: движемся вниз. Верю.
     И словам Снэгга о Гарри — верю!

     5. И, наконец, заключение. Всё об авторе написано там.

     Что заинтересует меня спустя 19 лет после описанных событий? - Судьбы Отряда Дамблдора, кто министр  магии, как живёт Хогвартс.

     Что узнаю. У Гарри шрам не чешется, рыжие заполонили мир, и кого из потомства Уизли-королей как звать. Итак, победила «идеальная семья» Уизли. Ну да! Непокорные такой семье Дамблдор, Сириус, Люпин, Тонкс — уничтожены заранее.
     На платформе никого из сокурсников, кроме Малфоя; паровоз стал дымить, и опять целуются следующие потомки.

За это заключение удушить автора не жалея.

Вот вам ключи от успеха Ролинг:
Её талант; общепит в виде страстей размножения и страстей господних; и антураж. Вновь повторяю — первое — главное!!!

Это очередной крах литературы. Теперь его жертва — ранее невинная фэнтези.

У Ролинг много смешных слов. Одно здесь подходит:

                Это произведение — МОЗГОШМЫГ!

                Схемы построения произведения

1. Действующие лица и исполнители:

Буратино -------------------------Гарри Поттер
Пьеро -----------------------------Невилл Долгопупс
Арлекин-------------------------- Рон Уизли
Мальвина-------------------------Гермиона Грейнджер
Папа Карло-----------------------Дамблдор
Артемон---------------------------Хагрид
Тортилла--------------------------МакГонагалл
Карабас-Барабас---------------- Волан-де-Морт
Тарталья ------------------------- Снэгг
Бульдоги Страны Дураков---- Министерство Магии

А также: дементоры, призраки, портреты, волшебные животные, гоблины, кентавры, русалки, домовые эльфы(домовЫе, по-нашему) плюс артефакты искусственного происхождения, зелья, мантии, шляпы, мечи, волшебные палочки. Находка — воздушный спорт «квиддич».

2. Принципы сходства-отражения

Стороны:    «хорошие»                «плохие»

         Дамблдор----------------------------------Грин-де-Вальд и Волан-де-Морт
         Гарри Поттер-----------------------------Драко Малфой

                их эгерии:
         Гермиона Грейнджер-------------------  Пэнси Паркинсон
               
                их свита:
Рон Уизли---------------------------- Крэбб (и Гойл, слабо)

                «идеальные матери»
М-с Уизли--------------------------------Нарцисса Малфой

Сходство этих персон, особенно вторых ролей, очевидно.


3. Выбраны персоны и детали символов:
 
  порядка: библиотекарь м-с Пинс, завхоз Филч, профессор Снэгг

  хаоса: портреты, м-с Стебль, Сивилла, Хагрид, призраки, семейство Уизли, само устройство замка Хогвартс

 равновесия: профессор МакГонагалл, профессор Флитвик, Дамблдор, Выручай-комната.

   «идеальная семья»  Уизли
   муж — чуткий, умный, добрый, восторженный
  жена -   «с веником» - истеричная, крикливая, «добренькая», хаотичная, плодовитая, давящая = «Мать Земли»

     После финальных браков - с характеристиками мужа с натяжкой — Гарри, Гермиона!, Билл Уизли;
     с характеристиками жены -  Джинни, Рон!, Флёр


Ещё немного о ляпах и недостатках.

Такой перекрученный сюжет не может быть без сучка без задоринки.
Вот что увидела я:

1. Бесконечно открытые рты — от страха и удивления. Мы это знаем только по рекламе леденцов Sula, где двое с идиотским видом и пляшущие чучела птичек. У нас «закрой рот, муха влетит» давно эту обезьянью мимику уничтожила. Можем начать снова. Ведь гавкаем уже «Вау», как павианы.

2. Тип общения и реакции детей в быту вплоть до 16 лет похожи на реакции 11-летних.

3. Произведённая Джинни на первом курсе поющая открытка, в сравнении с успехами учеников, приводит к вопросу: а зачем ей учиться?

4. Главное: в основе произведения «Мир полон зла»
5. В одной из игр количество шестов для квиддича — 2, вопреки обычному — 3.

6. К изданию: дефекты перевода и набора в 4 томе (изд-во Росмэн-Пресс). Долгопупс ненадолго становится там Лонгботтомом. Перевраны имена.

7.Самоправящее перо вдруг становится самоправящимися чернилами. Это как понимать?

8. У мадам Максим ступни как детские салазки. И у Грохха — тоже! Он-то великан! Любимое сравнение автора подвело!

9. Когда Гарри научился плавать?! Лето проводит у Дурслей! А плавать не умел, только с жаброслями. Потом вдруг плавает и даже ныряет!

10. Почему Дамблдор не уверен, умеет ли читать Аберкрофт? Тот учился в Хогвартсе!

11. При эвакуации Гарри с двойниками все дубли возвращаются в собственном обличье. Когда прошло действие оборотного зелья? Глупо.

12. Жуткая натяжка с ограблением банка Гринготтс. Из глубин, куда возили Гарри, дракону не прорваться к поверхности, сколько ни круши камень. И дойти нельзя пешком! А ячейки древних семей глубже всех!

13. Натяжка с разговором через камин Дороти Амбридж — у Гарри было зеркало для бесед с Сириусом.

14. Неотрываемый портрет Финеаса Найджелуса из комнаты Гарри — вдруг приносит и убирает в сумку Гермиона. Никто не мог оторвать. Она смогла?!!!

15. Возмутительная, жмущая на жалость история с гибелью родителей Гарри. Стыдно. Они не имели при себе палочек, находясь в доме под заклятием Хранителя! В сходной ситуации в доме Сириуса весь отряд был в напряжении. А родители Гарри якобы уже бились дважды с Волан-де-Мортом. Глупцы? Ещё и мать Гарри обещает, что сделает ВСЁ для Волан-деМорта, лишь бы спасти сына. Узнав такое, поддержки памятью не получить.

16.Совы не обгладывают мышей! Они их глотают. Скелетов на полу совятни не будет, будут погадки — комки из шерсти и костей, совы их отрыгивают. Печенье и сало давать совам — как нам на ужин ветку покрепче!
Если же это не совы, хоть умные, назвать их надо иначе!

Думаю, вам не составит труда продолжить этот список.

                К О Н Е Ц

       


Рецензии
Так вот где скрывается настоящий, хороший критик! Формулирую без иронии. Кажется, мне повезло: я Вас нашёл :)

С искренней благодарностью за несомненно важный труд.

Ваш.

Бай Кот   11.05.2018 17:06     Заявить о нарушении
Тронута! Действительно, здесь значимы крайне важные для всех нас темы - по сути, наше будущее. Любители Поттера меня ругали:)
Если интересно - ШФ= Школа фэнтези - мои обзоры кое-каких авторов. Тяну с продолжением, пока не идёт. Там Желязны, ещё Асприн,Тертлдав и другие. В стадии анализа.Стала работать медленно - только под настроение.

Ирина Маракуева   12.05.2018 00:04   Заявить о нарушении
Рискну, в таком случае, послать Вам импульс: уж очень интересно, как Вам Желязны?

Бай Кот   12.05.2018 10:23   Заявить о нарушении
Люблю очень. Почти всё. Отдельно (Амбер и Бессмертный замок - особые части) - "Однажды осенней ночью" - как-то так, далеко доставать том; может, ещё "Тёмной" там в названии. У него много направлений, скажем, "Глаз кота" - тоже особая вещь.
Вообще, польская психика мне родственна.

Ирина Маракуева   12.05.2018 20:22   Заявить о нарушении
Аналогичные ощущения с Желязны. После него практически не могу читать никого из фантастов. Разве что перечитывать ещё из детства: Павлов, Саймак, Янг, Брэдбери... впрочем, список не самый короткий, да и не упомнить всех.

Бай Кот   12.05.2018 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.