Нож

Вся наша жизнь – это непрерывная цепь потерь и находок, порой самых невероятных. Вот одна из таких историй.
Как-то мы с  одноклассником Генкой Шалимовым, когда учились в классе четвертом или пятом,  поехали на велосипедах на  рыбалку в Лобаново (место такое рыбное  на старице Иртыша, километрах в семи от нашего села).
Там народ обычно копал живущих в норках на глинистом дне белесых личинок бабочек однодневок – у нас их называют  бормышами, - для ловли стерлядей. В месте копки этих самых бормышей всегда вились стайки шустрых ельцов.  Вот почему мы и решили в тот день порыбачить именно в Лобанове. И  рассчитывали натаскать ельцов не менее чем по трехлитровому алюминиевому бидончику – стандартной пацанской рыболовной емкости. А то и стерлядок на закидушки.   
Когда мы с Генкой ранним июльским  утром, безбожно гремя подвешенными на рули велосипедов этими самыми пустыми бидончиками и вихляясь  на педалях всем телом, подъехали  к Лобаново, то оказались там не одни. На песчаном берегу стояла брезентовая палатка, рядом притулился синий  «москвичок» и  дымился незатушенный костерок. Трое явно не сельских мужиков, в добротной одежде и новеньких, блестящих на солнце  резиновых сапогах- броднях,  проверяли улов на своих закидушках.
Оказалось, что это были омичи, они приезжали порыбачить на выходные. У самого берега на их куканах в серо-зеленой иртышской воде медленно шевелили хвостами остроносые темноспинные, бугрящиеся  костяными шипами стерлядки – штук по шесть-восемь на каждого.
- Ого! – сказали мы с Генкой почти хором и  с завистью. И тут же полезли в воду копать бормышей – лопату мы взяли из дому. Пока возились с добычей наживки, омичи свернули свою палатку, сели в машину и уехали.  В почти прогоревшем костре продолжали тлеть головни, а рядом на песке лежал не до конца использованный хворост. Продрогнув, я решил погреться и,  выйдя   из воды на берег, подкинул в костер сухого тальника. Он немедленно занялся почти бесцветным огнем, весело затрещал.
Повеселел и я, поворачиваясь к костру то одним, то другим мокрым боком.  И тут моя босая подошва наткнулась в песке на что-то твердое и гладкое. Я посмотрел под ноги и не поверил своим глазам: из песка торчала рукоятка ножа в черных ножнах. Поднял свою находку, потащил за рукоятку и обомлел: в широком, не уже спичечного коробка, зеркальном лезвии отражалась моя изумленная, всклоклоченная физиономия  с большим пятном сажи под носом.
Такой красоты я еще в жизни не видел! Это был настоящий охотничий и, по-видимому,  дорогой нож. С очень острым лезвием (я даже не заметил, как порезал один из пальцев), с толстым обушком, канальцем для стока крови, длинным хищным острием. Но как он блестел! Даже Генка с реки заметил блики ножа, который я вертел в руке и, бросив лопату на берег, пришлепал в мокрых трусах к костру.
- Дай посмотрю, - дрожа не то от холода, не то от нетерпения, протянул он мне руку.
- На, - поколебавшись, неохотно протянул я ему свою  необычную находку.
Генка бережно принял нож и так же, как и я,  с открытым от восхищения ртом  стал вертеть нож в руках, размахивать им как мечом, колоть невидимых врагов.
- Давай меняться, - наконец сказал он. – Ты мне нож, я тебе велосипед…
- А ну отдай, - требовательно протянул я к нему руку. – А я, по-твоему, на чем сюда приехал?
- Ну, у тебя тогда будет два велосипеда, - безо всякой надежды сказал Генка, все еще сжимая рукоятку ножа. – Отдашь один брату своему. А?
- Нам одного хватает. Отдавай давай! – добавил я металла в голос. Кто его знает, этого Генку? Он вообще-то здоровей меня, выше почти на полголовы. Но тут такое дело – за этот нож я ему точно нос расквашу, пусть он мне потом даже ответит вдвойне. Однако Генка только вздохнул с большим сожалением и вернул нож. Я бережно вложил его в ножны.
- Хорошая вещь, - вдруг кто-то сказал за моей спиной. Я даже подпрыгнул от неожиданности и оглянулся. Всецело захваченные созерцанием моей изумительной находки, мы с Генкой и не заметили, как к нам  подошел какой-то светловолосый рослый парень с садком в одной руке, в котором еще трепыхались живые ельцы и даже пара подъязков, и с парой удочек-донок на плече. Видимо, возвращался с утренней зорьки в Ивантеевку, деревеньку всего в полукилометре от Лобаново.  Он сказал с доброжелательной улыбкой.
- Дай посмотреть.
Я недоверчиво посмотрел на него, потом на Генку. Генка пожал плечами: мол, как хочешь. Подумав с минуту, я все же осторожно вытащил нож и протянул его парню. Тот опустил садок на землю, принял нож и так же,  как и мы, с нескрываемым удовольствием стал рассматривать блестящий клинок. Сразу было видно, что рукоятка ножа ему как раз по руке: если я запросто мог держать его двумя руками, то широкая ладонь этого ивантеевского парня полностью накрыла рукоятку. Он поднес клинок ко рту, выдохнул на него – зеркальное лезвие затуманилось  быстро исчезающей испариной.
* * *
- А как он в ножнах сидит? Туго или болтается? – по-прежнему очень приветливо спросил незнакомец.
- Да вроде нет, - не чувствуя подвоха, ответил я.
- А ну дай примерю, - попросил  он.
Ну, я отдал ему и ножны. А этот козел аккуратно спрятал сверкающее лезвие  в ножны и, улыбчиво поглядывая на нас с Генкой, также не спеша затолкал мою находку себе за брючный ремень, поднял с земли садок, на дно которого налип песок, и неторопливо пошел в по утоптанной тропинке в сторону своей вонючей Ивантеевки. Кажется, он что-то даже насвистывал при ходьбе.
Мы оторопело смотрели ему вслед. Еще немного, и этот гад поднимется на берег и навсегда исчезнет за крутым склоном.
- А ну стой! – крикнул я  ему в широкую спину, покрытую серой курткой с капюшоном. – Отдай мой нож.
Парень даже не прекратил свистеть и продолжал подниматься на берег. Я бросился за ним, догнал и вцепился в его руку с садком. Этот грабитель, даже не оборачиваясь,  широко и сильно махнул рукой,   и я  упал и покатился вниз,  под берег.
* * *
- Бесполезно, - сказал мне, помогая встать на ноги, Генка. До этого он все время молчал. Я оттолкнул его руку.
- Знаешь, кто это? Колька Овсянников! Его вся Ивантеевка боится. Он в десанте служил.
От обиды и горькой досады – такой был сказочной красоты нож! – меня начали душить слезы. Но я сдержался,  молча оделся – какая уж тут рыбалка,  -  поднял лежащий на песке  велосипед и покатил  в гору. А наверху оседлал его и  поехал, вихляясь на раме,   домой. Тут уж я заревел во весь голос. Пока не услышал за спиной дребезжанье Генкиного велика. Я перестал всхлипывать и на ходу одной рукой утер слезы.
- Ладно, не расстраивайся, - поравнявшись со мной, довольно (или мне так показалось?) сказал Генка. – Все равно бы его у тебя дома отобрали.
А ведь верно: отец тут же экспроприировал бы у меня этот нож – не будешь же его вечно прятать от взрослых, да и вообще от чужих глаз. Все равно,  рано или поздно,  попался бы кому-нибудь из них на глаза с таким прекрасным и грозным клинком. Но,  боже мой, как же мне еще долго было обидно из-за такого наглого и бесцеремонного ограбления меня этим чертовым ивантеевским бывшим десантником! Гад, нашел с кем справиться! Вот если бы мы с Генкой были хотя бы в классе десятом, там еще надо было бы посмотреть, кто бы у кого что отнял!
* * *
«Но ничего! – думал я тогда. – Вот тоже в армии попрошусь в десантники, отслужу, вернусь, и еще посмотрим, у кого галифе ширше! Обязательно найду тебя, Колька Овсянников, и спрошу за отнятый у меня нож!»
Но в армии меня, весившего всего около шестидесяти килограммов  и с болтающейся в воротнике тонкой шейкой, ни в какой десант не взяли. А отслужил я честно свои два года в стройбате, о котором даже и вспоминать не хочется. В Нижнетагильской стройбатовской учебке меня за полгода обучили премудростям сварного дела, и я строил в глухих пермских и костромских лесах секретные ракетные площадки. 
Вернулся осенью в свою деревню готовым специалистом,  и меня тут же взяли в тракторную бригаду сварным. Работа была так себе – ремонтировал всякие поломанные сельхозные агрегаты, вечерами болтался по деревне с пацанами, ходил на танцы. А тут и Генка к началу лета вернулся из армии. И он тоже отмантулил в стройбате! Так что, выходит,  не было у меня напарника, чтобы поехать в ту саму вонючую Ивантеевку, найти там этого гада Кольку Овсянникова и отделать его по полной программе за ту детскую обиду.
* * *
Мы с Генкой выпили на его встрече сначала грамм по сто пятьдесят, посмеялись, вспомнив тот случай в Лобаново. И уже было махнули рукой на подлеца Кольку Овсянникова, простив ему давнюю обиду. Но выпили еще грамм по двести, и решили: нет, так дело не пойдет! Надо валить в Ивантеевку, причем прямо вот сейчас, отмудохать этого негодяя Кольку Овсянникова и забрать у него нож. Пусть мы и не в десанте служили, но частые драки в стройбате нас тоже кое-чему научили. И потом, Колька-то Овсянников уже постарел, а мы молодые, бесстрашные – по крайней мере, сейчас. И нас все же двое (больше никого в эту карательную экспедицию решили не брать, иначе она утратила бы элемент внезапности).
Генка взял у своего дяди старенький Ижак с коляской, и мы, выпив еще для храбрости, оседлали мотоцикл и покатили в Ивантеевку. Туда  ехать-то надо было всего девять километров. И вот мы, сбавив скорость, катим по мягко освещенной предзакатным солнцем ивантеевской улице. Прохожих почти нет, дело к вечеру, народ кто ужинает, кто коров с пастбища встречает.  Пусть их, нам главное, чтобы Колька Овсянников был дома.
- А ты знаешь, где он живет-то? – прокричал я Генке из коляски.
- Да вроде вон в той  крайней хате, - проорал Генка в ответ и высморкался на ходу, вильнув колесом мотоцикла. -  Я еще пацаном был, когда мы с дядей Колей к ним за какой-то фигней заезжали.  Да щас спросим!.. Слышь, пацан, Овсянниковы не в этом доме здесь живут? Ага, здесь!
* * *
Мы тормознулись у  аккуратно выбеленного дома с синими ставнями, с большим кленовым палисадником. Внаглую ввалились во двор  (удивительно, но у Овсянниковых не оказалось собаки), и я забарабанил в дверь сеней - в дом без приглашения зайти все же не решились.
За дверью послышались покашливание, неспешные шаги, и дверь сеней открыл… Он, Колька Овсянников. Я его сразу узнал: такой же рослый, широкоплечий, только уже заметно погрузневший. Тот же уверенный и насмешливый  взгляд из-под рыжеватых бровей. А вот прическа стала пожиже и какая-то пегая. Поседел, что ли?
- Ну, чего вам надо молодые чемоданы? – спросил Колька… Хотя уже, конечно, не Колька, а там Николай Иванович или Петрович. Совсем солидный стал дядька. Но выражение глаз то же, которое у него было там, в Лобаново –  когда насмешка вдруг  уступила место угрозе.
- А ты как думаешь? – хрипло спросил Генка и как-то весь  подобрался. Он явно готовился ударить первым. Но это не ускользнуло и от Овсянникова. Он перестал улыбаться,  быстро посмотрел на меня, на Генку, потом снова на меня.
- А, так я вас, кажется,  знаю-ю! – протянул он. И тут Генка прыгнул на него. Но получил сокрушительный встречный удар кулаком в живот, упал на колени и закашлялся. Да, выучка Кольке Овсянникову не изменила. Даже ногой не стал бить, хватило одного удара кулаком, чтобы сломать пополам такого жилистого Генку.  Но реакция его была все же уже не та.
Когда Овсянников повернулся ко мне, то торжествующее лицо его встретилось с негромко, даже как-то удивленно  звякнувшей совковой лопатой. Я ее приметил сразу, как только мы вошли во двор. Лопата была прислонена к стене, рядом с дверью – как будто специально кто-то оставил ее для меня. И  едва Овсянников  вскинул брови, заметив Генкино намерение, я уже схватился за рукоятку этого грозного стройбатовского оружия и успел на секунду-другую  опередить своего давнего обидчика. И когда Овсянников только собирался повернуться ко мне, лопата уже летела ему навстречу.
Конечно, это было нечестно. Но, думаю, вполне оправданно и справедливо. Да и не хотелось рук марать.
Овсянников рухнул навзничь, широко раскинув мосластые руки.
- Убили-и! – истошно взвыл кто-то за нашими спинами. Я оглянулся. Это, прижав руки к груди и вытаращив водянистые глаза, кричала немолодая уже тетенька в калошах на босу ногу. Видимо, жена Овсянникова, вышла из дома на шум.
- Да кому он нужен, - сказал я,  пристраивая  лопату на место. – Этого бугая и ломом не убьешь.
- Люди, карау-ул! – продолжала блажить тетка. Этого  нам еще только не хватало. Сейчас набегут, скрутят, в райцентр отвезут, ментам сдадут.
* * *
- Эльза, не ори! – вдруг приказал жене Овсянников. Он завозился на земле, оперся руками и сел напротив все еще откашливающегося Генки.
Овсянников пострадал  не особенно – была разбита только одна бровь да припух нос – лопата - то прилетела плашмя. Он потряс головой и… заулыбался.
- Чё, за ножиком приехали, придурки?
Генка перестал кашлять и кивнул.
- Ну, -  сказал  и я. – Отдавай давай. А то ведь я и повторить могу.
- Коля, может, позвать кого? – неуверенно спросила жена Овсянникова.
- Сгоноши-ка нам лучше на стол чего-нибудь, - вдруг распорядился Овсянников. – Ну, молодые чемоданы, пошли мыть руки…
Что нам оставалось делать? Такого поворота мы никак не ожидали и  приняли приглашение. И застряли у Овсянникова часа на два. Вот такой оказался мужик! Вот такой! Ну, а что касается того злополучного ножа…
- Мужики, вы уж меня простите! – плакал, шмыгая опухшим носом,  Овсянников,  и бил себя рыжеволосым кулаком в грудь – это когда мы уже начали вторую бутылку. – Ну, хрен его знает, что на меня нашло тогда. Нож-то и в самом деле отличный был. Ну, взял и отнял, не удержался. Уж так хотелось мне его заполучить. Простите, если можете.
- Да прощаем, прощаем! – нетерпеливо сказал я. – Ты его верни все-таки.
Мне очень хотелось вновь увидеть тот самый нож, который тогда буквально околдовал меня своей грозной, хищной красотой. А может, он вовсе не такой уж замечательный, а просто остался таким в моем прошлом,  детском  воображении? Короче, пусть отдает. Там разберемся. 
- Ножа я вам не отдам, ребятки, - неожиданно твердо сказал Овсянников, и мы с Генкой переглянулись: «шо, опять?». 
И тут его жена Эльза, все это время молча и с неодобрительным видом  сидевшая в сторонке, закрыла лицо ладонями и, спотыкаясь, вышла из комнаты.
- Чего это она, а? – пьяно удивился Генка.
Овсянников молча опрокинул стопку водки, выдохнул, не закусывая и,  глядя в стол и медленно выговаривая слова, сказал:
- Вашим ножом.  Мой сын.  На танцах. Порезал одного парня. Он не выжил.  Кровью истек. Так что Васька мой.  Теперь на зоне, уже шесть лет как.   А Гришка в могиле. Вот чё ваш нож натворил, бля!
Овсянников скрипнул зубами, уронил голову на руки и почти тут же захрапел. 
Мы с Генкой тихо встали из-за стола и, слегка пошатываясь,  прошли на выход. Жена Овсянникова  проводила нас враждебным взглядом, и на наше «До свидания!» ничего не сказала…
Собственно,  мы-то тут причем, а?



Рецензии
Примета есть - нашел нож - жди несчастье, беду. Вот и у Вас, о том же. Интересное повествование!

Можно мне вспомнить подобный случай. Со своим другом, в детстве мы нашли такой же нож охотничий. На бугорочке, в глухом лесу. То ли охотники потеряли, то ли бандиты. Амнистия тогда была, сталинская еще.

Нож нашел друг, как я ему завидовал! Нож отличный, все честь по чести, в ножнах, и желобок есть.

А несчастье для друга - тут как тут. Вечером пропала его мама. Темная история, рассказывать не буду. Обнаружилась она через день, в областной больнице.

А нож - Вовке не достался. Отец у него, районный военком, заядлый охотник, забрал нож у сына.

Ваш рассказ хорош! Добрые пожелания!

Феликс Россохин   17.02.2011 11:58     Заявить о нарушении
Да, все больше убеждаюсь - народные поверья практически всегда сбываются. Спасибо, Феликс, за добрые слова!

Марат Валеев 2   18.02.2011 05:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.