Князь Ярослав Всеволодович и монголо-татарское иго

Начало зимы 1237 г.
Снова перелистываю страницы летописей, всякий раз пытаюсь найти ответ на один очень важный для меня вопрос, - почему Ярослав Всеволодович не пришел на помощь ни рязанцам, ни родному брату Юрию – великому князю Владимирскому?!
Ну да бог с ними рязанцами – родня далёкая, вражда неизбывная, но брат-то Юрий – родной.
Уважаемый мной Татищев (хотя с недавних пор читаю его с осторожностью) вообще никак не комментирует этот момент в биографии Ярослава. Историки XIX века проходили мимо эту тему. Давайте попробуем проанализировать это место в русских летописях. Во-первых,  о самой личности Ярослава II.
Достаточно сказать, что сей князь был из «Большого гнезда» Всеволодова. А Всеволод известно держал в руке своей всю Северо-Восточную Русь.
В отличии от своих многочисленных братьев, Ярослав отличался натурой деятельной, нравом буйным, порой необузданным. Всю  свою молодость он метался между Новгородом и Переяславлем в поисках лучшей доли, зарился на Киевское великое княжение.  Владимирский стол был за старшим братом Юрием.
Приходилось ждать свой черёд. Орды Батыя разоряли земли Рязанского княжества, когда от Юрия примчался гонец с просьбой о помощи, потому как после Рязани на очереди будет Владимир. Ярослав задумался. Жизнь проходит, а великого Владимирского княжения не стяжал. Лезть на рожон против татар было бессмысленно, зная по рассказам тестя Мстислава Удалого, что за воины пришли воевать Русь. Едва ноги  унес родственник с Калки, и ужас той битвы зятю на память оставил.
В прошлом году татары прошлись по Волжской Болгарии, кто подумать мог, что сотрут с лица земли и города, и само название народа. Нет, не воевать надо с ними, а покориться и стать верным слугой. Старший брат до этого не додумался, раз за помощью прислал. Многое было упущено Юрием. Уцелевшие болгары бросились к нему под защиту. Предупреждали, советовали «крепить города и всеми князьями в согласие войти к сопротивлению». Не внял, и за это поплатился. Поплатился не только Владимир, но вся Русь, потому как врозь встретят  лютого врага.
И пусть будет на совести профессора Казанского университета З. Мифтахова, который утверждал, что помощь брату Юрию, Ярослав не оказал лишь потому, что в конце 1237 г., согласно Болгарским летописям (о них мы поговорим отдельно) татары якобы прислали грамоту с печатью Великого хана с обещанием не разорять город, если новгородцы не будут помогать Великому князю. В это поверить трудно. Свободным людям Новгорода подобные грамоты были не указ. В дальнейшем они это не раз докажут татарам и не только им. Здесь действовал, надо думать, сговор отца Ярослава и сына его Александра, князя Новгородского, с татарами. Вопрос только в том, где он произошел, ну а на каких условиях дальнейшие события нам покажут.
А теперь вернемся к Болгарским летописям. Интересно, как они появились и почему в них все события описаны с точностью наоборот, в сравнении с русскими летописями. Возьмем в качестве примера такой факт. Летопись Болгарская утверждает, что в битве на Сити татары не принимали участия вообще. А с войсками Юрия Владимировича билась булгарская конница и 4 тысячи пешцев из Нижнего Новгорода. Ну не абсурд? Какие болгары. Этот народ перестал существовать в 1236 году, т.к. оказал яростное сопротивление татарам. Они этого не прощали никому. А чтобы из них сформировать целый тумэн (10 тысяч) воинов и дать ему самостоятельность в действиях, - еще раз абсурд!
Единственное на что могли рассчитывать оставшиеся от резни болгары, это быть «пушечным мясом» при штурме городов. Их использовали в качестве рабсилы: заваливать рвы мусором, заготавливать лес  для осадных орудий, первыми лезть на стены и т.д.
Но вернемся к Ярославу. Чтобы там не говорили, были и легенды болгарских летописей, и без них ясно, что сговор с татарами у него был. Иначе как объяснить его появление во Владимире и нетронутый Новгород. К великому княжению Владимирскому Ярослав шел по трупам соотечественников*.
Шел, следя за тем, как татары громили один город за другим. А как схлынули, сразу объявился во Владимире и приступил немедля хоронить эти самые неубранные трупы. Далее пока Батый промышлял по югу Руси, а затем по Восточной Европе, Ярослав делил между родственниками уделы, терпеливо коротая время, в ожидании вызова в Орду.
Если вернуться к Новгороду, то было мнение и о весенней распутице, о силах Небесных, которые спасли Новгород от разорения. Можно выдумывать бесконечно по этому поводу, но тут Ярослав и за сына похлопотал перед татарами, потому как в Великом Новгороде на тот момент княжил не кто иной, как будущий Невский.
И еще одним доказательством не в пользу Ярослава и Невского, говорит тот факт, что штурмуя Торжок (пригород Новгорода, за который новгородцы вступались в смертельную схватку до и после Батыя, с любым, кто посягал на него), ни тот и не другой не шевельнули пальцем, чтобы помочь осажденным. Русские летописи молчат по поводу цены, которую заплатил Ярослав за смиренность свою. Верить Болгарским легендам, что якобы обоз в пятьдесят подвод подарил Батыю Ярослав, как-то нелепо. Но дело вовсе не в денежных средствах, которыми купил себе Ярослав жизнь и власть. Русь в его лице склонила выю (ст. русск. «шею»), поселила в душах страх и покорность перед татарами, на долгие лета. Если мы говорим о двухсот пятидесятилетнем иге, мы говорим неправду. В 1480 году формально закончилась власть Золотой Орды, но крымские татары не давали покоя Руси, а затем России до конца XVIII века, т.е. еще 300 лет. И мы были вынуждены раболепствовать перед Крымом, потому как сюзереном последнего была могущественная Турция. Сотни  тысяч русских за это время были уведены в плен татарами и проданы в рабство. Миллионы рублей было потрачено на всякого рода поминки и подарки крымским ханам, что, кстати, не избавляло Русь от почти ежегодных набегов на приграничье, и рейдов  вглубь России.
Сын Ярослава, Александр Невский продолжал политику отца, укрепил власть монгольских ханов, дав понять своему народу, что в необозримом будущем придётся сытно кормить кочевников-скотоводов, пока на Руси не родится индивидуум, способный сплотить народ и сбросить позорное ярмо с плеч. Но это уже, как говорится, совершенно другая история.


* Сын Ярослава, будущий А. Невский в 1252 году при помощи татар займёт Владимирский стол. При этом надо отметить, что русичи за это заплатят огромную цену. Владимир и его округа подвергнутся опустошению, подобно Батыеву. В дальнейшем многие русские князья на крови собственного народа будут приходить к власти.


11.02.2011


Рецензии
ваши рассуждения похожи на измышлизмы упомянутого вами прохвессора и хвантазии булгарских летописей. где был Ярослав в момент нападения Батыя на Северо-Восточную Русь?

Олег Мглин   12.12.2020 14:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.