Жалеет... значит любит...

          
               

                "...Жалеть - это любить и быть
                Всегда с любимой, даже в горе,
                Всё с нею пополам делить.
                И понимать всё с полуслова."
               
             У нас большая семья. Мы родились и росли в деревне без бабушек и дедушек. Нет, они у нас были живы и здоровы, но жили очень далеко за многие тысячи километров на Украине. В поисках лучшей доли мои родители в 1940 году переехали жить в Сибирь.
            Дед Тимофей, папин отец, лишь однажды приезжал к нам в гости, когда мне было лет восемь.  А бабушку со стороны отца я никогда в жизни не видела. Только на фото. Когда же я выросла и могла бы сама поехать их навестить, то их уже не было в живых. Но были живы родители моей мамы, и я очень хотела их увидеть...

                ***************

            И вот я еду на родину моих предков – на Украину.
Мне 20 лет. Лето. Середина июля… Я впервые еду на поезде одна так далеко. Дорога занимает около четырех суток с пересадкой в Москве.  Для меня открывается новый мир, и я смотрю на него, широко раскрыв глаза. Мне все вокруг нравится – окружающие люди, мелькающие за окном станции и полустанки, постоянный стук колес… 
           Когда мы проезжали Урал, в вагоне несколько раз становилось совершенно темно, несмотря на летний солнечный день…  Это мы проезжали тоннели в Уральских горах. Все было для меня в диковинку…
           Вот наш поезд остановился где-то между станциями. Никто не знает причины остановки, но многие выходят из вагонов, чтобы размяться. Все-таки тяжело ехать на поезде несколько суток.
           Кто-то рвет полевые цветы, которые растут рядом с насыпью. Кто-то просто радуется возможности походить по травке, посмотреть на облака, кое-где плывущие по небесной голубизне. Вдруг послышался требовательный гудок тепловоза и все кинулись по своим вагонам.  Поезд идет дальше.
           Наконец, и Москва позади. Поезд уже движется по территории Украины. Чувства переполняют меня. Я думаю о том, что многие века мои предки жили здесь, а вот мы оторвались от этой земли… И как пушистые, легкие зонтики-парашютики одуванчиков были унесены ветром далеко, далеко отсюда.

           Однако, все когда-то кончается, закончилось и мое путешествие на поезде. Дальше нужно добираться на автобусе, и я беру билет на автовокзале до села, в котором живут мои родные.
           Почти пять тысяч километров позади, и вот мы уже едем по деревне, которая стоит на берегу небольшой речки,  кругом зелено, беленые хаты утопают в садах. В палисадниках у домов мелькают яркие  пятна – разноцветье садовых цветов.  Дело близится к вечеру.
          
           Автобус подъехал к остановке и затормозил. Я выхожу и на остановке вижу деда. Что это мой дед я понимаю сразу. И хотя я никогда его не видела, у меня сложился его образ по рассказам моей мамы.
           Это высокий, худощавый, пожилой мужчина. Улыбаясь, он вопросительно называет меня по имени, и идет ко мне. На вид ему чуть более 70 лет. Мне почему-то кажется, что я его знаю сто лет, хотя на самом деле видела первый раз в жизни.
           - Ну, как добралась, внучка? – обнял дед меня.
           - Хорошо – улыбаюсь я в ответ.
           Мы идем по улице, и я осматриваюсь вокруг. Вот утки щиплют траву у одного из домов. Дальше пасется беленький теленок, ему не более шести  месяцев от роду, слышен лай собак. Мимо нас, поздоровавшись, проехала на велосипеде деревенская девчушка.
           Милая, знакомая с детства, картина деревенской жизни. 
         
           Наконец, дед показывает свой дом, который построил своими руками. Дом деревянный, небольшой, с резным крылечком, на котором стоит моя тетушка, мамина сестра. Я ее знаю, она дважды приезжала к нам в гости. С радостным возгласом она обнимает меня. Мы все входим в дом.
           - Сейчас будем вечерять – говорит дед. - Поди проголодалась в дороге?
           И вот я впервые увидела свою бабушку. Она была старенькая, как мне показалось, маленькая, вся какая-то сухонькая. Бабушка сидела на диване и улыбалась мне. На голове у нее был повязан темный платок, одета она была в темную сатиновую блузу и такую же длинную юбку.
           Я знала по рассказам мамы, что бабушка не может ходить. Нет, она не лежала без движения, не была парализована.
          
           Мама рассказывала, что во время оккупации фашисты жестоко издевались над жителями, устраивали показательные казни, чтобы их запугать, гоняли босиком по снегу, в том числе и мою бабулю, в то время ей было чуть более сорока лет. Оккупанты искали партизан, но никто никого не выдал и деревню сожгли дотла. 
           Те, кто остался жив, вынуждены были скрываться в лесу, а потом, когда немцев прогнали, то, вернувшись, вырыли землянки и стали в них жить. Вот с тех пор бабушке и отказали ноги. Что-то случилось у нее с коленками, ноги не болели, не донимали, но и не держали ее.
           Дед, вернувшись с фронта, тоже построил свой дом, и вот теперь я стою в этом самом доме.
           Бабуля могла передвигаться по дому, но либо перебирая по стенке руками, но не вставая в полный рост, либо перемещаясь по полу, иногда даже перекатываясь. Однажды при мне она упала с кровати, я бросилась к ней, думая, что она ушиблась, но бабуля успокоила меня, сказав, что ей совсем не больно, она к этому привыкла.
           Увидев воочию свою бабушку, которая уже много лет не могла нормально передвигаться, я была просто потрясена до глубины души.
          
           Но жизнь в этой семье была как в обычных семьях, с той лишь разницей, что  домашние дела в основном лежали на плечах у деда. Но он относился к этому как-то легко, с юмором и немощь бабули перекрывалась их добрым отношением друг к другу и окружающим. Дед мой был замечательным человеком и хорошим семьянином, несмотря ни на что.    
           Мне было хорошо и уютно в доме деда. Энергетика добра и света, исходившая от этих дорогих людей, накрывала меня, дарила тепло и радость...
         
             ***************

           Жизнь шла своим чередом.
           Дед с бабушкой прожили вместе семьдесят один год, и он ее оберегал, помогал, жалел, ведь бабушка не ходила на своих ногах всю свою жизнь после войны…
           Не дожив трех лет до своего девяностолетия, бабушка умерла с благодарностью на устах своему дорогому супругу…
           Дед пережил бабушку всего на два года  и умер в возрасте 93 лет.


Картина художника Дудка Т.А.

          


Рецензии
Хоть немало боли в рассказе Вашем, Галина, все равно светлый он, энергетика добра не иссякает.
Вечная память дедушке и бабушке, их любовь - пример всем живущим.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Марина Клименченко   01.01.2019 07:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, за отклик. Извините за задержку с ответом. Вечная и светлая память нашим почившим родным.
С самыми добрыми пожеланиями,

Галина Кошель   13.01.2019 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.