О притче

   Притча - это небольшое повествовательное произведение, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной форме, премудрость. Притча близка к басне, но отличается широтой обобщения, значимостью заключённой в ней идеи; в своих модификациях - универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.
   Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложен какой-то определённый урок, маленький или большой.
   Притчи - это нечто большее чем поучительные истории. В каждой притче, по мнению мудрых психологов, заложен определённый опыт изменённого состояния сознания. Притча, преподавая нам урок нового понимания, через заключённый в ней парадокс доносит до нашего ума внешние и внутренние законы мироустройства.
   Притчи открывают словам доступ прямо в сердце - а, именно там, согласно восточной мудрости, находится истинное средоточие нашего высшего Я. Притчи помогают развить внимание, интуицию, воображение.
  Предлагаю читателю несколько коротких притч.

                Действие.
   Известный Риши сидел в молчании, и лицо его выражало устремление.
  Его спросили: "Чем занят ум твой?" Риши отвечал: "Сейчас строю храм". "Где же храм твой?" "Он за двадцать переходов отсюда, и строители в большой нужде". "Так даже в бездействии ты созидаешь?" Риши улыбнулся: "Неужели действие только в пальцах и ступнях?"

                Мудрая плата.
   При посадке на корабль у путника украли кошель с золотом. Все возмутились, но пострадавший улыбнулся и твердил: "Кто знает?"
   Сделалась буря, и корабль погиб. Лишь один наш путник был выброшен на берег.
   Когда островитяне считали его спасение чудом, он опять улыбнулся, сказав: "Просто я заплатил дороже других за проезд".

                Дар Тьмы.
   Дух Тьмы мыслил: "Как ещё крепче привязать человечество к земле? Пусть будут сохранены обычаи и привычки. Ничто так не прикрепляет человечество к обычным обликам.
   Но это средство годно лишь для множества, гораздо опаснее одиночество. В нём просветляется сознание и созидаются новые построения.
   Нужно ограничить часы одиночества. Не следует людям оставаться одним. Снабжу их отражением и пусть привыкают к своему облику".
   Слуги Тьмы принесли людям зеркало.

                Отказ от собственности.
  Однажды ученик спросил Благословенного: "Как понять исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрёка."
  "Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником".
  Будда постоянно советовал иметь возможно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.


Рецензии
Валерия, спасибо за статью! Притча "Отказ от собственности" совпадает
с текстом из Библии, комментарий к которому я написал в своей статье
"Искушения Иисуса Христа". Рад буду, если прочитаете всю статью в моём
блоге. Помещаю ниже текст. С уважением к Вам, Геннадий Гумилевский
-----------------------------------------------------------
Испытание славою, также как и богатством, — очень трудное испытание. Становясь известным и почитаемым, часто человек забывает, что все от Бога. Человек начинает важничать, многие люди обретают гордость и отворачиваются от близких. Они ни в чем не нуждаются, они ставят себя выше других людей. Сохранить человеческое достоинство, мораль, выражающиеся в человеколюбии, честности по отношению к другим людям, им становится трудно. Им трудно стать с Богом. Многие люди, стараясь приобрести богатство, совершают преступления по отношению к людям и к государственному законодательству. Поэтому не всякий человек может пройти это испытание, хотя стремятся к славе и богатству многие.
В Евангелии от Марка, глава десятая (а также в Евангелиях Матфея и Луки), описывается эпизод встречи Иисуса Христа с богатым юношей. Юноша спросил у Господа, что следует делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь сказал ему, чтобы он следовал за Ним, а прежде продал бы все, что имел, и раздал бы нищим.
«Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Марк, 10-22
Бог дает согласие юноше, чтобы он был с Ним в вечности. Но юноша отвергает Бога, боясь потерять свое богатство. Юноша выполнял закон, но выполнял закон формально, т.к. богатство для него было важнее в его жизни, чем Бог.
«... Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»
Но значит ли это, что богатый человек не может иметь вечной жизни. Конечно, нет. Здесь Господь употребляет слово «трудно», потому что богатый человек проходит больше искушений в жизни, чем если бы он был обычным человеком, не богатым. Но если человек богат, но живет нормальной христианской жизнью, делится своим богатством с нуждающимися людьми, если для него Бог является главным в его жизни и он любит Бога, то все, что он имеет, не является препятствием, чтобы иметь жизнь вечную. Об этом говорит нам Библия. В главе 19 Евангелия от Луки Господь встретил на Своем пути богатого человека по имени Закхей. Закхей очень хотел увидеть Иисуса Христа, но не мог, т.к. был маленького роста, и в толпе он не мог увидеть Господа, а поэтому залез на дерево, но Господь увидел его и сказал:
«... Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью».
Дома Закхей сказал Господу:
«... Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус же сказал ему: ныне пришло спасение дому сему...»
В отличие от богатого юноши Господь не говорит Закхею, чтобы он отказался от своего богатства, потому что Господь знал, что Закхей любит Его, и богатство Закхея не является главным в его жизни. Для многих же людей в их жизни богатство является большим искушением. Отказываясь от славы и богатства, мы избегаем искушений для себя.

Геннадий Гумилевский   20.02.2011 02:39     Заявить о нарушении
Имение,собственность,богатство...-не об отказе ли
от духовных богатсв(преданиях,обрядах,буквальной
вере...),неугодных Духу Истины,говорят все притчи?
Спасибо.
С уважением.

Илия Прохожий   20.02.2011 12:43   Заявить о нарушении
Спасибо, Геннадий за понимание. Я на вопрос: "Можно ли человеку иметь вещи?" обычно отвечаю: вещи иметь можно, но нельзя быть к ним привязанным. Ещё раз спасибо. Валерия.

Валерия Павлюк   21.02.2011 01:43   Заявить о нарушении
Спаибо, Илья за прочтение, но я вас не совсем поняла, что значит " не об этом ли говорят все притчи"? Ведь каждая притча имеет свою тему. С уважением Валерия.

Валерия Павлюк   21.02.2011 01:47   Заявить о нарушении
Я на вопрос: "Можно ли человеку иметь вещи?" обычно отвечаю: вещи иметь можно, но нельзя быть к ним привязанным.
Ответ: Самый короткий и правильный ответ о сути притчи.
Умница Вы, Валерия! С уважением к Вам, Геннадий Гумилевский

Геннадий Гумилевский   21.02.2011 06:49   Заявить о нарушении
Конечно же"самый короткий и правильный ответ"
у вас,Валерия,по сути буквального богатства.
Кроме буквального,все библейские Притчи на тему богатсва
(имений,стадов овец,злата...)несут в себе Иной Смысл: богатство духовного знания неугодного Господу
(человеческие предания,обряды,...),и Богатство Премудростью,угодное Богу.
Не все способны "продать"сразу и полностью свои привычные верования:юноша,Анания с Сапфирою итд.
Всего вам доброго.

Илия Прохожий   21.02.2011 14:31   Заявить о нарушении
Илья, ведь мой ответ по поводу вещей, конечно же имеются ввиду вещи материальные. О духовных знаниях, я надеюсь, мы ещё будем говорить, хотя я об этом говорю в каждой своей публикации. Всего доброго. Валерия.

Валерия Павлюк   22.02.2011 01:09   Заявить о нарушении